Вестник практической психологии образования
2016. Том 13. № 3. С. 64–74
ISSN: 2658-3100 (online)
Навстречу друг другу (выдержки из психолого-педагогической программы)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: семья, детство, воспитание, возрастное развитие, гендерные особенности развития
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Конончук О.Ю. Навстречу друг другу (выдержки из психолого-педагогической программы) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 3. С. 64–74. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2016_n3/Kononchuk (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
О.Ю. Конончук
Конончук Оксана Юрьевна — педагог-психолог высшей квалификационной категории МАДОУ ЦРР д/с №14г. Калининград, член Федерации психологов образования России, дипломант Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2012», лауреат Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для Новой школы» в 2011, 2015 годах. Сфера профессиональных интересов: проведение тренингов, мастер-классов, социально-психологических игр для детей, подростков и взрослых; изучение индивидуальных особенностей развития детей и подростков в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления; консультирование по вопросам воспитания и развития детей и подростков. Опыт практической работы с 2005 года.
В статье представлены материалы, необходимые для проведения трех «круглых столов» для родителей по проблемам детско-родительских отношений: наказания и поощрения детей, особенностям развития и воспитания мальчиков и девочек, воспитания самостоятельности.
В полную версию программы (см. CD-диск) входят: пояснительная записка, учебно-тематический план программы, содержание программы, методическое обеспечение программы, список литературы, анализ эффективности и результативности реализации программы, приложение №1 (описание диагностических методик), приложение №2 (тесты для родителей), приложение №3 (материал для работы с родителями), приложение №4 (памятки (раздаточный материал)), приложение №5(заочные лектории для родителей).
Ключевые слова: семья, детство, воспитание, возрастное развитие, гендерные особенности развития.
Пояснительная записка
У человека довольно продолжительное детство. Пройдет много времени, прежде чем маленький ребенок станет самостоятельным членом общества. И все это время он остро нуждается в семье, которая является одной из важнейших ступеней бытия человека.
Семья — первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная активность и многие другие личностные качества. Семья сильна, прежде всего, своими эмоциональными, интимными отношениями, которые наиболее доступны для маленького ребенка. Здесь он обучается жить подлинно социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, сострадать, ощущать единство с родными людьми. В то же время, эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребенка и, прежде всего, на его творческих способностях, на эффективности обучения, общении.
Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.
Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.
Родители, являясь первоисточниками воспитания ребенка, нередко допускают серьезные педагогические ошибки или своим личным примером задают искаженные нормы социального поведения, которые дети заимствуют и используют не только в сфере внутрисемейных отношений, но и в условиях межличностного общения.
Ошибки и просчеты, допускаемые родителями в процессе воспитания и развития ребенка, могут оказаться невосполнимыми и проявляться позднее в асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации к жизни в обществе, в различных отклонениях психического и личностного развития.
Педагоги прошлого К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Л.Н. Толстой и другие говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта.
Мониторинговые опросы родителей показывают, что они, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих малышей, для большинства из них становятся актуальными многие вопросы: чему и как нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?
Все это свидетельствует о том, что потребность в психолого-педагогических знаниях в том или ином виде испытывают многие родители.
Продуктивность семейного воспитания в процессе развития детей напрямую взаимосвязана с характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Тем более что без родительского участия процесс воспитания невозможен или, по крайней мере, неполноценен. Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания освещались в работах В.А. Сухомлинского, который считал, что «сколько-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры».
Круглый стол «Искусство хвалить»
Папа вазу опрокинул.
Кто его накажет?
«Это к счастью,
Это к счастью!» —
Всё семейство скажет.
Ну, а если бы к несчастью
Это сделал я.
«Ты разиня,
Ты растяпа», —
Скажет мне семья.
(О.Е. Григорьев)
Ребенку живется труднее, чем взрослому. Его постоянно оценивают, что бы он ни сделал: хорошо — хороший мальчик; плохо — плохой мальчик. Примерим такую жизнь на себя, выдержим ли мы? Почему мы тянемся к родным, любящим, близким людям: они не оценивают, они принимают нас такими, какие мы есть.
Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказание и поощрение являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. Наказывать ребенка или нет? Как наказывать? Как поощрять? Это вопросы, на которые сегодня мы с вами постараемся вместе ответить.
Как вы считаете, в каких случаях следует наказывать ребенка (за что?) Какие чувства вызывает наказание?
Слово «наказание» в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова толкуется как «мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление».
Из такого толкования следует, что ребёнок действительно должен совершить проступок, чтобы получить наказание.
Чаще наказание понимают как отрицательную оценку поведения ребёнка, если он нарушил нормы и правила поведения. Педагогический смысл наказания заключается в том, чтобы вызвать у ребёнка чувство неудовлетворённости своим поведением.
На вопрос о наказаниях и поощрениях отвечали ваши дети. Слова детей показывают, что чаще их наказывают, чем хвалят.
Начнем с того, что наказывать ребенка всегда неприятно. Приходится вызывать на себя «огонь» его недовольства, обиды и даже гнева. Мирные отношения портятся. Он тебя «больше не любит», в его глазах «ты плохой», «обидчик», «желаешь ему зла». Некоторые родители не выдерживают роли «недруга» и вообще не хотят доставлять ребенку неприятности. Они предпочитают роль увещеваний и объяснений. В крайнем случае следуют угрозы, которые, как правило, не выполняются. Короче говоря, они хотят воспитывать ребенка, не огорчая его. Это установка мягких родителей. Ее можно понять, но, к сожалению, во многих случаях она себя не оправдывает: рано или поздно ребенок начинает «выходить из берегов», и родитель не знает, что с ним делать.
Противоположную позицию занимают жесткие, авторитарные родители. Они считают, что с ребенком не следует церемониться, его надо наказывать, и иногда и как следует — «чтобы знал!». Такие родители требуют подчинения, пользуясь своей силой и властью. Это часто приводит к озлоблению ребенка, а порой и к еще большему непослушанию. Бывает, что в семье родители занимают разные позиции.
В последние десятилетия огромное количество родителей во всем мире в вопросах воспитания детей руководствуются трудами Б. Спока. Американский педиатр стал проводником идеи гуманного отношения к детям, требующего уважения и признания их естественных потребностей, отрицающего всякое насилие над их психикой, исключающего наказания.
Однако при всей привлекательности такого принципа все чаще звучат голоса, обвиняющие Б. Спока в том, что с его помощью было выращено целое поколение непочтительных, непослушных и безответственных людей. Как пишет в своей книге «Непослушный ребенок» соотечественник Б. Спока психолог Д. Добсон, в последние годы известный педиатр серьезно пересмотрел свои взгляды на воспитание в пользу необходимости твердой дисциплины. Он пришел к выводу, что безграничная снисходительность родителей, потакание детским прихотям не только не позволяют избегать конфликтов, но и делают их неизбежными. У детей не формируется представление о границах дозволенного, складывается эгоистичное и неуважительное отношение к другим людям. Сказанное вовсе не означает призыв к палочной дисциплине и жестокости. В этой же книге Д. Добсон формулирует шесть основных принципов, опираясь на которые родителям следует решать для себя вопрос о наказании детей.
1. Сначала нужно установить границы, затем требовать их соблюдения. Сами родители должны для себя определить, чего они хотят, а чего не хотят. Ребенок, в свою очередь, тоже должен знать, что приемлемо в его поведении, а что нет. Только при таком условии наказание будет восприниматься им как акт справедливости. Иными словами, не установив правила, родители не могут требовать их исполнения.
2. На вызывающее поведение нужно отвечать уверенно и решительно. Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, идет на открытый конфликт, необходимо решительно и уверенно «принять бой». Беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей.
3. Следует отличать детское своеволие от безответственности. Это означает, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный поступок, если он забыл выполнить просьбу взрослого или просто не понял его требования. Детская безответственность — совсем не то же самое, что злостное непослушание, она требует более терпеливого отношения.
4. Когда конфликт исчерпан, необходимо прибегнуть к утешениям и объяснениям. Ребенок почти всегда тяжело переносит наказание. Он чувствует одновременно свою вину, растерянность, покинутость. После истечения срока наказания следует восстановить с ним мирные отношения. Для этого можно обнять ребенка, приласкать, сказать, что он по-прежнему любим и что наказывать его было неприятно. Нужно еще раз объяснить, почему он наказан и как ему следует себя вести в следующий раз.
5. Нельзя требовать невозможного. Родители должны быть уверены в том, что ребенок в действительности может исполнить то, что от него требуется. Нельзя наказывать его за то, что он намочил постель или сломал часы, с которыми они сами дали ему поиграть. Наказание в данном случае может спровоцировать неразрешимый внутренний конфликт ребенка.
6. Любовь как руководство к действию. Промахи, ошибки и конфликты неизбежны в любом воспитательном процессе. Мерилом здоровых отношений с детьми являются любовь, теплота, искренняя забота. Только они могут оправдать необходимость строгости и дисциплины. Как видно, описанные принципы сужают область применения наказаний и основываются на любви и ответственности родителей за будущее детей.
Д. Добсон советует наказывать детей лишь в самых крайних случаях — когда они сознательно демонстрируют неповиновение. Если наказания никак нельзя избежать, оно должно следовать сразу же за проступком. Детская память коротка. Родителю, решившему по возвращении домой с работы отшлепать провинившегося днем ребенка, следует иметь в виду, что его праведный гнев не будет понят. Калейдоскоп событий дня к тому времени уже сотрет из детской памяти дневное происшествие, и наказание не вызовет в нем ничего, кроме обиды.
Справедливым можно назвать такое наказание, которое ребенок получает, нарушая правила, хорошо ему известные, обдуманные родителями и обсужденные с ним. При несправедливом наказании ребенок не понимает его смысл и чувствует искреннюю обиду, а родители — вину.
Согласны ли вы с мнением Д. Добсона или у вас есть своя точка зрения?
Ситуации для обсуждения.
Ситуация 1. В семье наряжали елку. Игорь и его старшая сестра Света трудились с великой радостью. Вдруг мальчик уронил красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, он стоял и плакал. Света не выдержала и вступилась за брата:
— Мама, разве можно из-за игрушки так ругать Игоря?
— Не твоё дело, своих детей будешь воспитывать, тогда поймёшь! — прервала она дочь и выставила Игоря в коридор.
Права ли была мама в этом случае? Как можно было бы поступить?
Ситуация 2.Ребенок кидается песком в других детей. Что делать?
Ситуация 3. Одна девочка плохо вела себя во время обеда в кафе, и мама пригрозила ей: «Будешь и дальше вести себя так, ляжешь сегодня спать в семь часов». Девочка все равно продолжала шалить и в ответ получила: «Так-так. Не в семь, а в половине седьмого».
Правильное ли наказание выбрала мама для ребенка? Как бы вы поступили в этом случае?
Ситуация 4. Ребенок плохо ведет себя на улице и в гостях (то есть в те моменты, когда на нас устремлены взоры других людей). Мать кричит: «Ах, ты... Да как ты смеешь! Да я тебе.» — и дает подзатыльник ребенку.
Права ли она? Как поступили бы вы?
Ситуация 5.Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов он подавился и начал кашлять. Его наказали — поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его:
— Будешь еще так делать?
— Нет, — ответил малыш.
— А ты понял, за что тебя наказали? — догадался спросить отец.
— Да, за то, что кашлял, — ответил ребенок.
Какими могут быть последствия взаимонепони- мания?
Ситуация 6.
— Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь, расскажу? — девочка радостно скачет, ей не терпится поделиться с отцом удачей.
— Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера! — строго говорит отец.
Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости... Дома девочка делает еще один заход:
— Мама, хочешь, расскажу стихотворение про елочку?
— Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь.
Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочки?
Информационное сообщение «Виды наказаний»:
— словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения, крики, ворчание и т. д.);
— физическое наказание (шлепки, порка ремнём, подзатыльники и т. д.);
— наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, отказ от контакта и т. д.);
— наказание трудом (или, что еще парадоксальнее, уроками, чтением);
— наказание лишением (лишение прогулок, сладостей, компьютера и т. д.).
1. Физическое наказание — самый распространенный метод наказания, который применяют большинство родителей. По мнению психологов, в семьях, где битьё — обычный метод воспитания, дети находят различные пути адаптации к таким жестким условиям. Агрессия со стороны взрослых провоцирует детскую агрессию. Например, начинают вымещать обиду на тех, кто слабее, — младших детях, животных, иногда игрушках. А став взрослым, такой ребёнок сам начнёт применять эти методы в своей семье. Для него то, что его в детстве пороли, становится оправданием рукоприкладства по отношению к своим детям. Жестокость порождает жестокость.
Физические наказания приводят к следующим проблемам в воспитании:
— агрессия родителей приводит к агрессии детей;
— дети становятся неуравновешенными, эмоционально ранимыми, вспыльчивыми;
— наказания ведут к появлению такой черты характера, как замкнутость;
— повышается уровень тревожности ребёнка.
Сделайте вывод, приведут ли такие последствия к целям, ради которых родители используют наказание как метод (например, станет ли ребёнок лучше учиться).
2. Наказание словом. Словесные наказания считают наиболее мягкими, не приносящими большого вреда. И трудно представить родителя, который бы ни разу в жизни не крикнул на ребёнка, не обозвал его, не выругался в его адрес. Но в этом случае мы имеем дело, в первую очередь, с аффективной (то есть эмоциональной) реакцией, а никак не с воспитательной мерой. Зачастую родители кричат и ругаются из-за того, что у них неприятности на работе, или они устали, или им сейчас не до ребёнка. В общем, просто из- за того, что не могут сдержаться. Никакой воспитательной роли фразы вроде «Всё из-за тебя!», «Вечно ты.», «Когда это кончится!» (а то и похуже) сыграть не могут. Они, наоборот, вызывают у детей либо ответное озлобление, либо подавленность, разочарованность. Ведь взрослый является для ребёнка в детстве огромным авторитетом. И всё, что тот произносит, воспринимается как непреложная истина.
Представляете, какую самооценку сформирует постоянное использование таких высказываний при общении с ребёнком? Принимая на веру эти утверждения, дети начинают думать: «Наверное, я и вправду «идиот», «тупица». Ничего хорошего из меня не выйдет». А заниженная самооценка порождает новые проблемы в формировании личности ребёнка: опять- таки агрессивность, замкнутость, неуравновешенность и т. д.
Обратите внимание на построение ваших фраз. Среди них можно выделить «ты-высказывания» и «я- высказывания». Что это такое?
«Ты-высказывания» — такие фразы, где встречаются местоимения «ты», причём они создают впечатление вашей абсолютной правоты и неправоты другого человека. В результате ребёнок чувствует, что он плохой, и обижается.
«Я-высказывания» — это когда вы говорите лишь о том, чего вы хотите, что чувствуете. Этот способ решать проблемы менее конфликтен.
«Я-высказывание» лучше начать с нейтральной констатации поступка, который вас не устраивает. Затем следует описание ваших чувств, переживаний по этому поводу. Затем в вежливых неагрессивных выражениях расскажите, чего бы хотели вы. При этом используйте такие обороты, как «мне бы хотелось», «я была бы рада» и др.
Чтобы добиться пользы от словесных наказаний, необходимо «ты-ысказывания» («Ты опять получил двойку! Когда это кончится!», «Ты опять не прибрал в своей комнате», «Как ты посмел уйти в гости без моего согласия») в своей речи поменять на «я-высказы- вания» («Я так расстроена этой новостью! А как же наш договор? Я думаю, тебе надо срочно заняться этим — выучи и расскажи мне эту тему», «Я думала, мы с тобой договорились о том, что уборку в комнате надо делать ежедневно», «Когда ты принимаешь такие решения, не обсудив их со мной, мне бывает обидно. В следующий раз посоветуйся со мной»).
3. Наказание изоляцией. Например, ребёнка на короткий период исключают из общих занятий. По уговору с остальными членами семьи никто в это время не обращает на него внимания, общение с ним происходит только по необходимости (приглашение к обеду, отход ко сну). Такой приём рекомендуется применять спокойно, объяснив детям причину наказания, обговорив условия его прекращения. Подобная мера воздействия, по мнению некоторых исследователей, не наносит ребёнку ни физического, ни эмоционального вреда. Но вряд ли можно судить о возможных последствиях столь однозначно, особенно в младшем школьном возрасте, когда семья для ребёнка — главная ценность.
Применяя наказание изоляцией, не нужно забывать об индивидуальных различиях в психике детей. Если ребёнка изолируют, закрыв в тёмной комнате или другом помещении, а он страдает боязнью замкнутого пространства (клаустрофобией), то такое наказание превращается в самую жестокую пытку. Это может привести к сильнейшему стрессу и другим тяжёлым последствиям.
4. Наказание трудом — очень противоречивый метод воздействия. «За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». Ещё более абсурдный приём — наказание учёбой. «За то, что ты опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению.
5. Наказании лишением. Этот вид наказания, при грамотном подходе, не нанесёт морального вреда детям. Известный учёный-психолог Ю.Б. Гиппенрей- тер в книге «Общаться с ребёнком. Как?» советует родителям следующее. Когда наказания не избежать, придерживайтесь одного очень важного правила: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Задумайтесь над этим высказыванием! Найдите в жизни ребёнка то, что для него особенно важно. Прогулка в выходные, игры с друзьями, так любимые современными детьми компьютерные игры, катание на велосипедах, выход в гости и пр. Ю.Б. Гиппенрейтер называет это «золотым фондом радости». Если ваш ребёнок совершает какой-то проступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется.
Выбирая наказание для каждого случая, всегда спрашивайте себя: «А какую цель я преследую? Удаётся ли добиться поставленной цели?» Если нет, то наказание будет фиктивным, бессмысленным. Например, наказывая ребёнка за двойки, вы уверены, что после наказания их станет меньше? Может, причина неуспеваемости совсем не связана с прилежностью. Ребёнок просто не усваивает материал.
Определить необходимое наказание очень сложно. Оно должно соответствовать проступку. Дети очень чувствительны к справедливости наказания. Если родители используют авторитарные методы наказания, то они оказывают мало влияния на ребёнка.
Итак, подытожим, каковы рекомендации психологов родителям в выборе методов воспитания: — при выборе метода наказания ребёнка контролируйте свои эмоции и действия: если вы считаете возможным в качестве дисциплинарной меры причинить боль ребёнку, то, возможно, и сами не заметите, как переступите черту и перейдёте к жестокости;
— ни в коем случае не стоит наказывать ребёнка чтением (музыкальными занятиями, физическими упражнениями), трудовыми обязанностями — тем, что он должен делать добровольно, от чего может и должен получать радость;
— будьте справедливы к детям;
— не злоупотребляйте наказаниями, применяйте их, только если совершён действительно серьёзный проступок, по-настоящему вас огорчивший;
— прежде чем применить наказание, останавливайтесь и спрашивайте себя о целях, прогнозируйте возможный результат (насколько это наказание будет эффективным).
Чтобы решение проблемы сдвинулось с мёртвой точки, необходимо начать с себя. В психологии есть очень важное правило: если хочешь изменить поведение кого-либо, надо в первую очередь изменить своё поведение. Прежде всего, посмотрите на ребёнка своими глазами (забудьте, что говорят о нём соседи, учителя и т. д.). Вы лучше знаете его. На какие качества, которые вам нравятся в нём, вы могли бы опереться? Например, вы знаете, что ваш ребёнок очень дорожит отношениями в семье, вашим отношением к нему. Постройте свои замечания с опорой на это качество ребёнка. Не угрожайте ему: «Попробуй не прийти сегодня вовремя!», а поделитесь своими чувствами: «Я была бы так рада, если ты сегодня пришёл пораньше. Мы бы посидели за чаем, обсудили бы проблемы».
За что следует хвалить ребенка? Какие чувства вызывает поощрение? (Ответы записываются на доске.)
Теперь рассмотрим такой метод стимулирования желательного поведения ребёнка, как поощрение.
В словаре С.И. Ожегова глагол «поощрить» толкуется как «содействием, сочувствием, наградой одобрить что-нибудь, возбудить желание сделать что-нибудь».
В таком толковании заложены приёмы поощрения — это совместное действие, сочувствие, подарок — и результат поощрения — желание сделать что-то.
Поощрение для ребёнка — это положительная оценка его поведения или деятельности. Оно способствует поддержанию позитивного поведения, вызывает чувство удовлетворения, удовольствия, желание испытать это чувство ещё раз. В этом заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование черт его характера.
Круглый стол «Мальчики и девочки — два разных мира»
Перед родителями и разнополых, и однополых детей встаёт очень важный вопрос: одинаково ли воспитывать мальчиков и девочек?
Конечно, и мальчики разные, и девочки разные. Исключений всегда найдется немало. Но, тем не менее, между мальчиками и девочками существует множество принципиальных различий в мышлении и восприятии мира...
Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы теста «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках?».
Ни для кого не секрет, что все дети очень непохожи не только внешне, но и по характеру. Восприятие всего происходящего у них тоже различно. А различия в психике мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что уже на первом году жизни проявляются в поведении и в такой сложной деятельности, как игра. Это значит, что у них по-разному организованы психические процессы, соответственно, и функции мозга уже в таком нежном возрасте сильно различаются.
Реакция на оценку взрослого
Для мальчиков важно, что конкретно, какой момент оценивается в их деятельности, а для девочек — кто их оценивает и как, то есть им важно, какое они произвели впечатление. Для мальчика не имеют смысла оценки типа: «Я тобой недоволен». Мальчик должен знать, чем конкретно вы недовольны, и иметь возможность вновь «проиграть» свои действия. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки. Если вам надо отругать девочку, не спешите сразу высказывать свое отношение к ней — бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
Мамам, няням, воспитателям и впоследствии учителям трудно понять эту сторону жизни мальчика — они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. На самом деле он не равнодушен. Просто он уже показал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но, в отличие от мамы, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен: просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит, он уже ничего не слышит. Ограничьте длину нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу, так как мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Объясните коротко и конкретно — чем вы недовольны.
Поведение
Сравнивая поведенческие характеристики мальчиков и девочек, принято считать, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, несдержанны, нетерпимы и даже более агрессивны, чем девочки. Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. Специальные исследования показали, что родители чаще ругают мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям только по два года. Видимо, их раздражает излишняя подвижность мальчиков и их выраженная поисковая активность (всюду лезут, все ломают и портят). Давайте тогда зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них так много двоечников и трудновоспитуемых, то почему практически все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы — мужчины?
Особенности мышления
У девочек лучше развиты речь и словесно-логическое мышление, у мальчиков — пространственное и образно-логическое мышление. Поэтому девочкам лучше даются манипуляции с формулами, счет (алгебра), а мальчикам — мысленные манипуляции с геометрическими фигурами (геометрия). Эти особенности мышления очень ярко проявляются в рисунках детей. Мальчики чаще изображают технику во всех деталях и подробностях, здесь все движется, наполнено действием. Девочки обычно рисуют людей (принцесс), в том числе и себя.
Особенности познания мира и обучения
Круг интересов мальчиков шире, чем у девочек, поэтому у них больше и словарный запас. В речи мальчиков преобладают слова, передающие действия (глаголы и междометия), тогда как девочки склонны к предметно-оценочной речи (имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения).
Мальчики более подвижны и непоседливы. Они чаще поднимают руку, не боясь ошибиться в ответе; девочки же поднимают ее реже, хотя и отвечают правильно, то есть знают не хуже.
Интересы и склонности мальчиков, подростков, юношей часто направлены на предметы и явления, порою далекие от того, что непосредственно связаны с их обязанностями. Если в центре внимания девочек с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия — взаимоотношения между людьми, окружающие предметы, то внимание мальчиков привлекают в значительно большей степени «отдаленные» вещи и явления.
Заметны различия в восприятии времени и пространства. Девочку больше привлекает то, что расположено рядом: дом, обстановка, непосредственное окружение, люди, с которыми приходится общаться. Мальчика, подростка, юношу вещи и люди могут привлечь независимо от близости или удаленности. В новой, незнакомой обстановке мальчики держатся увереннее, чем их сверстницы. Если вы хотите узнать, как пройти или проехать куда-либо, спрашивайте у мальчиков: их объяснения всегда более полезны и толковы.
У мальчиков чаще, чем у девочек, наблюдаются перепады в настроении — от излишней уверенности в себе до полной потери такой уверенности.
Девочки особенно остро нуждаются в сочувствии, сопереживании. Они имеют в среднем в два раза меньше близких друзей своего пола, чем мальчики. Если юноши в общении ориентированы преимущественно на сверстниц, тот большинство девушек — на более старших представителей мужского пола.
Общение родителей с дочерью требует особого такта, понимания, бережного отношения. В силу повышенной эмоциональности девочки ранимы, обидчивы. Важно беречь и лелеять в будущей женщине скромность, мягкость, уважение к мужчине. Для многих родителей самым тревожным периодом становится пора первой девичьей любви. И напрасно. Установлено, что девочка, которая пережила чувство любви, будет всю жизнь избегать легких отношений, случайных связей, она будет искать именно это прекрасное душевное состояние, поднимающее человека над обычной жизнью.
С мальчиками особенно трудно в подростковом возрасте. От родителей в этом возрасте требуется огромное терпение, внимательное и тактичное отношение к ребенку. Целесообразно создавать в процессе воспитания такие ситуации, в которых бы ребенок мог проявить себя как представитель «сильного» пола, приучая брать на себя большую нагрузку, ответственность за слабых.
«Есть три вещи, которые необходимо утвердить в мальчиках и юношах, — писал В.А.Сухомлинский, — долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины». Утверждать сознание долга, ответственности и достоинства значит воспитать хорошего сына, любящего, заботливого отца и мужа.
Современными исследователями установлено, что женщины, общаясь с детьми, предпочитают словесные методы и приемы косвенного воздействия на сознание ребенка, чаще используют поучения и увещевания, этические беседы. Они склонны быть более требовательными к девочкам (видимо, потому что хорошо представляют себе, что такое — «быть хорошей девочкой»). К мальчикам женщины более терпимы, позволяют им больше проявлять агрессию, считая это проявлением мужских качеств, однако очень переживают за безопасность ребенка. Поэтому мальчикам родители и педагоги чаще дают отрицательные оценки, чем девочкам. В своих педагогических оценках женщины более непоследовательны и зависимы от мнения окружающих.
Мужчины меньше зависят от мнения окружающих, предпочитают затрагивать вопросы организации поведения и деятельности. Чаще используют телесные наказания и тактильные методы поощрения. Любят устраивать необычные, энергичные игры, связанные с двигательной активностью и «неразберихой», соревнованием в силе и скорости, которые особенно нравятся мальчикам. Однако мужчины более спокойно, чем женщины, относятся к ошибкам и неудачам, падениям и травмам ребенка. Как полагает Т.Л. Шишова, они не отваживают сыновей от опасного места, а помогают им преодолевать трудности и подбадривают, вместо того чтобы остановить, одернуть. При этом интересно, что женщина острее реагирует на проявления «немужского» поведения, часто усугубляя его (например, когда ребенок плачет), а мужчина, наоборот, с позитивной точки зрения подчеркивает наличие мужских черт тогда, когда они могут и не проявляться: «Вот когда он ударится и не заплачет, стоит отметить и похвалить сына, сделав упор именно на его мужественность: «Молодец! Вот что значит настоящий парень. Другой бы заплакал, а ты стерпел». Мужчины более пристрастны, требовательны к мальчикам и проявляют больше снисходительности и терпимости по отношению к девочкам.
Круглый стол «Воспитание самостоятельности у детей»
Нашу встречу я хотела бы начать со стихотворения.
Я в своей родной квартире
Как на службе строевой.
Командир на командире...
Я один здесь рядовой!
Всем я должен подчиняться:
По приказу — одеваться,
По при^зу — умы^ться, Ровно заправлять кровать.
По команде — есть садиться,
По заданию — учиться,
По режиму — спать ложиться,
По будильнику — вставать!
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моему,
ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗАЦИЯ!
(М. Шварц)
Сегодня мы предлагаем вам за круглым столом обсудить следующие вопросы: можно ли воспитать в ребенке самостоятельность и как это сделать? Какие ошибки допускают родители и как их избежать?
Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.
Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.
Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью», «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия» и т. п. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности.
Специалисты определяют самостоятельность таким образом:
— умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
— умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
— умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
— умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
— умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
— умение переносить известные способы действий в новые условия.
Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы и возрастные периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.
Этапы становления
Прежде всего, это ранний возраст. Уже в 1-2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!» В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Но на этом этапе самостоятельность является лишь эпизодической характеристикой детского поведения. К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.
Подростковый возраст — когда ребенок отделяется от родителей, стремится к независимости, самостоятельности, «хочет, чтобы взрослые не лезли в его жизнь».
Как видим, предпосылки развития самостоятельности складываются в раннем возрасте, однако лишь начиная с дошкольного возраста она приобретает системность и может рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения.
Таким образом, самостоятельность — это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Сейчас я предлагаю вам разделиться на две команды: родителей и детей.
Родители напишут что, по их мнению, может делать самостоятельно ребенок 4-5 лет.
Дети — напишут то, что они хотели бы делать самостоятельно.
После этого каждая группа зачитывает то, что у них получилось.
Обсуждение.
Дошкольный возраст
1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе.
2. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т. п.). Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
3. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.
4. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.
Главная задача на сегодняшний день — научить незащищенных детей быть самостоятельными, уверенными в себе, адаптированными к условиям жизни в современном обществе. И только при правильной организации воспитания, широком вовлечении детей в разные виды деятельности, где преобладают мотивация деятельности, определённые установки, происходит получение желаемого результата.
Подход к развитию самостоятельности требует необходимых условий, которые побуждают ребенка к постоянному проявлению самостоятельности. При этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка. В одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален. Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется» как положительный опыт ребенка и становится качеством его личности.
Обязательно даже при неудачной попытке что-то сделать самостоятельно или помочь взрослому нужно отметить желание ребенка это сделать, поощрить его, рассмотреть вместе с ним причину неудачи и закрепить на будущее правильные действия.
Для того чтобы закрепить привычку у детей убирать за собой игрушки, можно несколько раз с ними сделать это в игровой форме («Кто быстрее?») или включив весёлую музыку. Так в непринуждённой форме ребёнку легче будет запомнить эти немаловажные и обязательные для него действия.
Самообслуживание постоянно будет необходимо человеку в его жизни, оно является незаменимой характеристикой любой трудовой деятельности! При формировании навыков самостоятельности у детей, мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях?
Ситуации для обсуждения.
Ситуация 1. Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся двигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Не приложив каких-либо стараний, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил свое намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: «Никак не получается».
Вопрос: какие действия нужно предпринять взрослым?
Ситуация 2. На даче мама дала Маше шесть ложек, чтобы она отнесла их в сад и разложила на одном из столов. Но, выйдя на улицу, Маша отвлеклась — к ней под ноги прикатился мячик. Минута, и ложки оставлены в траве, а маленькая помощница, схватив мяч, убегает с ним.
Вопрос: как должна поступить мама в этой ситуации?
Когда мы все пытаемся делать за ребенка, действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете?
Совершенно верно, вы правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя — это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.
На тему формирования самостоятельности у дошкольников написано уже много статей и существуют даже специальные тренинги. Мы попытаемся лишь немного систематизировать эту информацию и поделиться с вами несколькими советами (см. полную версию статьи на CD-диске ).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Информационное сообщение
«Женщина и мужчина — 1000 различий»
Каждый человек уникален и неповторим. Нет на свете двух одинаковых камней, а тем более людей. Но при всем людском многообразии есть различия, которые сразу бросаются в глаза, — различия между мужчиной и женщиной. И они не только во внешних отличительных признаках пола. Оказывается, одноименные внутренние органы у мужчин и женщин действуют несколько по-разному, у них различная интенсивность обмена веществ, частота дыхания и сердечных сокращений, состав крови и т. д.
Чтобы обосновать и конкретизировать утверждение, вынесенное в заголовок, приведем сравнительные данные многочисленных исследований, касающихся различий мужчины и женщины. Это будут особенности восприятия, логики и интуиции, темперамента, нервной системы, наблюдательности, приспособляемости, взаимоотношений с окружающими, интересов, оценок, физических параметров, организации мышления, активности, энергетики работы и предпринимательства и многого другого, в чем мужчины и женщины существенно различаются.
Сразу оговоримся, что речь пойдет о неких «средних», «типичных» мужчине и женщине. Разнообразие тех и других таково, что найдутся женщины, у которых мужских черт больше, чем у иного мужчины. Найдутся и мужчины, обладающие большими «женскими» качествами, нежели некая женщина. Но это исключения, которые, как принято говорить, лишь подтверждают наличие правила. Поэтому всюду в дальнейшем под словом «мужчина» или «женщина» мы будем понимать некоего «типичного» представителя своего пола.
Особенности восприятия. В восприятии мужчины главное место занимает то, что он видит. У женщины большая часть впечатлений связана с восприятием речи. Неслучайны высказывания, что «мужчина любит глазами, а женщина — ушами». По быстроте восприятия и душевной подвижности женщина заметно превосходит мужчину. Женщины, например, читают быстрее, чем мужчины, и лучше, с большими деталями излагают прочитанное. Считают они обычно быстрее мужчин, лучше запоминают.
Интуиция. Мужчина схватывает и оценивает ситуацию в целом, женщина, скорее, фиксирует свое внимание на мелочах. Интересно понаблюдать, как, например, мужчины и женщины решают вопрос о приобретении книги. Мужчины (в большинстве) обязательно посмотрят оглавление. Женщины же, как правило, откроют несколько страниц и посмотрят, что там. Впечатление от этих страничек и определит ее выбор — купить или нет. В силу интереса к мелочам женщина значительно наблюдательнее мужчины, и это служит источником знаменитой женской интуиции. Аргумент «я чувствую, что это так» — из женского арсенала. Это чутье в большинстве случаев не подводит женщину. Если она говорит «я чувствую, что у него кто-то есть» (имея в виду соперницу) — в 90% случаев она права, хотя и не может привести никаких аргументов в доказательство этого прискорбного обстоятельства. Еще Р. Киплинг отмечал: «Женская догадка обладает большей точностью, чем мужская уверенность». Повышенное внимание женщин к деталям и мелочам приводит подчас к тому, что, будучи увлечена мелочами, она не замечает главного. Однако тестирование показывает, что процент женских попаданий «в яблочко» не меньше, чем процент мужских при скрупулезном логическом анализе. А вот выигрыш во времени и в усилиях — очевиден.
Наблюдательность. Большая наблюдательность характерна для женщины в обыденной ситуации. В ситуации же стресса, опасности женщина скорее «теряет голову», а вместе с этим и наблюдательность. У мужчин в ситуации опасности наблюдательность обостряется. Женщины быстрее и легче могут понять человека по мимике, жесту, взгляду, в чем и кроется секрет их тонкой интуиции. В результате мужчине очень трудно обмануть женщину. Женщина же обманет мужчину с большей легкостью. Представителей сильного пола, считающих, что им удается обмануть свою «половину», хотим разочаровать: из того, что она не говорит о своих подозрениях, не следует, что их у нее нет. Очень часто женщина помалкивает, ибо боится обострения отношений.
Темперамент. Наблюдения психологов свидетельствуют, что у мужчин чаще встречается преобладание холерических черт темперамента. Именно для них характерно отчетливое проявление волевых реакций, напористости, энергичности, нетерпеливости. Мужчина обычно характеризуется большей внешней агрессивностью, большей настойчивостью, способностью противостоять грубому напору. Поэтому-то холерический темперамент можно рассматривать в качестве «мужского темперамента». Женской природе больше соответствует сангвинический и меланхолический темпераменты. Для женщин характерны подвижность, бурное проявление чувств, быстрая перемена настроения. Женщина бывает агрессивна, как правило, только если она несчастна. Мужская решительность и склонность к риску хорошо дополняются женской осторожностью, мужская резкость — женской мягкостью, мужское пренебрежение к деталям быта — повышенными эстетическими требованиями женщины. Мужчины любят, когда им удается проявить волю, выносливость, силу и другие «силовые качества» или же чисто интеллектуальные способности, тогда как женщины тяготеют к гуманитарной сфере, к тому, что касается человека и его внутреннего мира.
Эмоциональность. Женщины обычно намного эмоциональнее мужчин. У мужчин принято сдерживать свои эмоции, требовать этого от женщины бессмысленно. Перепады женского настроения огромны. «Любящая женщина — ангел на земле», — говорит одна из пословиц, «Перед злой женой сатана — младенец непорочный!» — гласит другая. Женщины острее реагируют на поощрения и наказания, болезненнее реагируют на конфликты и неприятности на работе и дома. Женщина смеется, когда может, и плачет, когда хочет. У женщин более личное отношение к событиям. В силу всего этого у женщин довольно сильно развито воображение, фантазия, в результате которых иногда возникают такие замыслы, что мужчина только за голову возьмется, услышав очередной домысел. Зато женские фантазии очень помогают им в рекламном деле, где наличие фантазии помогает находить оригинальные решения.
Женщины чаще меняют выражение лица и могут отразить несколько десятков различных чувств, в то время как у мужчин, как правило, можно распознать только два: отвращение и равнодушие. У женщин особую подвижность проявляют складки в углах губ.
Нервная система и приспособляемость. Нервная система женщин менее устойчива. Поэтому женщина быстро переходит от одного эмоционального состояния к другому. Ее способность к мгновенному психическому перевоплощению превосходит способность мужчины. Совокупность всех указанных особенностей приводит в итоге к тому, что женщины лучше приспособляются к изменяющимся обстоятельствам.
Отношение к любви. И женщины, и мужчины любят друг в друге себя: она — потому, что он ее любит, он — потому, что она дает ему наслаждение в сексе. Прежде чем провести с мужчиной ночь, женщина хочет понять, любит ли она его. А мужчина может понять, любит ли он женщину, после того как провел с ней ночь. И все это потому, что для женщины цель — любовь, а секс — это средство. Для мужчины наоборот: цель — секс, а любовь — средство.
Женщина хочет многого, но от одного мужчины. Мужчина хочет одного, но от многих женщин. Женщине легче влюбиться, чем признаться в любви. А мужчине — легче признаться, чем влюбиться. «Мужчина любит обыкновенно тех женщин, которых уважает; женщина уважает только мужчин, которых любит» (В.О. Ключевский).
Другие физические параметры. Женщины превосходят мужчин в ловкости, скорости восприятия, реакции, скорости речи, чувствительности осязания, в координации движений. Мужчины превосходят женщин в координации движений, ориентации в пространстве.
Женщины болеют примерно в два раза меньше мужчин, хотя беспокоятся о здоровье и жалуются на него значительно больше. Продолжительность жизни женщин на 7-15 лет больше, чем у мужчин (о причинах этого подробно рассказывается в последней главе — см. полную версию статьи на CD-диске).
У женщин меньше уродств, реже встречается инфантилизм. Женщин-самоубийц в 3-4 раза меньше, чем мужчин, сведших счеты с жизнью.
Женщины лучше мужчин переносят боль, а также монотонную, однообразную, неинтересную деятельность.
У мужчин обычно лучше развит вестибулярный аппарат. В силу этого женщины обычно не любят ехать в общественном транспорте спиной вперед и потому стараются занять место лицом по ходу движения.
Интересы. Одно из наиболее широких исследований половых различий в чертах личности было проведено в Америке Терменом и Майлсом. Это исследование состояло из семи частей: ассоциативный эксперимент, чернильные пятна (по Роршаху), осведомленность, эмоциональные и этические установки, интересы, мнения и интровертные реакции.
По данным этого исследования, которое проводилось над людьми разного возраста и разного служебного положения, получились ярко выраженные различия между мужчинами и женщинами. Так, мужчины более интересуются подвигами и приключениями, занятиями, связанными с физической нагрузкой, техникой, точными науками, изобретательством. Женщины более интересуются домашними делами, эстетикой, профессиями, в которых надо помогать слабым (детям, больным). Мужчины более самоуверенны, агрессивны, упрямы и смелы, более резки в манерах, речи и чувствах. Женщины более чутки, отзывчивы и застенчивы, более эмоциональны.
Добавим к этому, что политикой больше интересуются мужчины.
Естественность. Мужчины в большинстве своем (за исключением, пожалуй, профессиональных разведчиков) легко узнаваемы. Свойства их характера выписаны в чертах их лица, в их одежде, манере говорить и слушать, в том, как они идут, садятся, встают, поправляют галстук, здороваются, прощаются, умеют смеяться (или, наоборот, не умеют), ждут, догоняют и т. д. Большинство мужчин просто не обращают на эти детали внимания и ведут себя так, как они привыкли, как им кажется естественным в той или иной ситуации.
Женщина никогда не выдает себя. Либо, по крайней мере стремится не выдавать. Она знает (надеется), что на нее всегда смотрят, поэтому все в женщине приготовлено для такого просмотра, она тоже стремится быть естественной, однако в женском исполнении это означает быть лучше, чем есть на самом деле. Это значит быть лучше даже своей репутации. Лучше настолько, насколько это возможно... Быть может, в этом проявляется некоторая скрытность и лукавство женщин? В любом случае женщина не желает выдавать свои тайны за бесценок. Хотя чужие тайны она хранит плохо.
«Мужчина соблюдает чужую тайну вернее, чем собственную; женщины лучше хранят свою, чем чужую» (Ж. Лабрюйер).
Оценки. Самооценки у женщин чаще занижены, у мужчин — завышены. Мужчины чаще бывают довольны собой.
Женщины более объективны к мужчинам, чем к женщинам. «Как бы плохо мужчины ни думали о женщинах, любая женщина думает о них еще хуже» (Шам- фор). «Женщины не любят друг друга и причина этой нелюбви — мужчина» (Ж. Лабрюйер).
Обидчивость. Мужчина прощает и забывает, женщина прощает, но не забывает. Это качество роднит женщин с кошками.
Многие хозяева знают, что кошки с трудом переносят мужчин, лучше они относятся к женщинам. И дело здесь не столько в том, что женский голос имеет более высокую тональность и по звучанию гораздо ближе к кошачьему, чем мужской.
Главная причина — кошка никогда не забывает о причиненной боли. Достаточно пацану дернуть ее за хвост или ветеринару сделать укол (а почти все ветеринары — мужчины), как вся сильная половина человечества становится ее кровными врагами. Поэтому часто кошки бросаются наутек, едва заслышав мужские шаги.
И еще один любопытный момент. Хищники из отряда кошачьих — тигры, ягуары, пумы и особенно львы — нападают на мужчин значительно чаще (12:1), чем на женщин. Это объясняется особенностями их генетической памяти. Так что укрощать тигров женщинам легче, чем мужчинам.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 599
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 445
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1