Пример творческого самовыражения в профессии психолога

736

Аннотация

В статье представлен нестандартный пример профессиональной саморефлексии и самомотивации психолога через художественное творчество.

Общая информация

Ключевые слова: самовыражение, самость, творчество, психолог

Рубрика издания: Психология самоопределения личности в образовании и профессии

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Хазиева Т.И. Пример творческого самовыражения в профессии психолога [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 3. С. 124–127. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n3/Khaziyeva (дата обращения: 24.04.2024)

Полный текст

«Гречанинов сказал: я недоволен этой литургией, мне не удалось вложить в нее всего себя.

Владыка Антоний сказал: какой ужас была бы литургия, в которой весь Гречанинов!»

К.

Самовыражение присуще человеку как натуре (nature от латинского — «рождение», «миропорядок»), как природная потребность. Неслучайно самость (selbst от немецкого — «сам», «собственная личность») — глубинный архетип, являющийся выражением психологической целостности индивида. Выступающий как принцип объединения сознательной и бессознательной частей психики и, одновременно с этим, обеспечивающий выделение индивида из окружающего мира.

С рождения, с начала своей жизни, личность проявляет свою самость через выражение своих чувств, через реакцию, как обратную связь миру. И мир, вначале в лице родителей, близких людей, позже всех тех, с кем нас «жизнь сводит», рефлексирует на нашу самость.

Вот только прохождение по пути от самости до творческого самовыражения бывает сложным, требующим понимания себя, мужества и принятия себя. В состоянии закрытости личность будет только хотеть, желать, стремиться к творчеству как к акту творения, как к долгожданной встречи с Творцом, но чувствовать незавершенность своей потребности.

Пройдя путь перерождения от внешнего к внутреннему, личность сможет познать себя как Творца, как живую, творящую энергию. И с каждым последующим шагом вопрос, почему мне не даны способности, таланты к тому или иному проявлению себя, все больше замещается вопросом — как мне помочь самому в себе раскрыть грани творческого самовыражения.

В моей жизни был момент четкого понимания, что я не обладаю какими-либо творческими способностями как даром свыше, и даже был внутренний конфликт от того, что одновременно с пониманием было и стремление к этому.

Уже в сознательном возрасте я пробовала начинать заниматься в художественной школе, поскольку очень хотела научиться рисовать. Покупка профессиональных красок, кистей и посещение уроков в художественной школе не давали больших результатов. Педагог, глядя на мои старания в мире творчества, говорил: «Вы очень много думаете, надо отпустить себя и рисовать!» Апогеем моих усилий было рисование птицы с натуры: я долго не могла «привести в порядок» нижние конечности моей бедной птицы. То это были окорочка курицы, то длинные, вытянутые конечности аиста, а он должен был быть орлом. Напрочь измучила себя, бумагу, птицу... и тут в моей голове прозвучала фраза «Быть!». И я поняла это состояние так, что мне не нужно учиться рисовать, мне нужно быть! В этот момент я стала чувствовать орла, и он начал проявляться в моем рисунке орлом; я стала чувствовать свои чувства, и они проявились в игре палитры красок; я стала ощущать незримую связь со всеми художниками, творящими в этом мире до меня и после меня. Я вошла в поток творческого самовыражения. Стоя за моей спиной и наблюдая за всем этим, педагог тихо меня спросил: «Вам нравится то, как у вас сегодня получается?» Я ответила: «Да». Он, глядя мне в глаза, сказал: «И мне». Так я разрешила себе быть в моей жизни творчеству.

Позже я столкнулась с еще одной из моих нереализованных потребностей — выражением своих мыслей, чувств в стихотворной форме. Меня всегда влекла к себе поэзия, мир рифмы, игры слов, глубина смысла, заключенная в емкости фразы. Но я всегда была уверена в том, что это мне не дано. Пока однажды, когда я участвовала в конкурсе профессионального мастерства, ко мне не пришло непреодолимое желание создать визитку-презентацию о своей работе в стихотворной форме. Уверив себя в неспособности справиться с данной задачей, я начала искать пишущих на заказ людей. Процесс поиска подходящего автора затягивался, и в эти моменты мне приходила все чаще мысль-мечта — а может, мне самой попробовать написать. В перевес сомнению шли аргументы, что только я сама смогу сказать то, что я хочу передать в визитке. Так я разрешила себе выражать свои мысли посредством стихосложения.

Данное стихотворение было моей визиткой-презентацией на республиканском этапе (Татарстан) Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог — 2015». Там я получила диплом победителя II степени. Это своего рода один день из жизни педагога-психолога.

Сложность выполнения роли Психолога прежде всего в том, что это самостоятельный и не сводимый к другим вид деятельности. Это отношения, совершенно не похожие на то, с чем обычно сталкивается человек в своей жизни. Они не родственные, не дружеские, не учебные, не деловые, не любовные встречи, а особые, суть которых — помочь человеку встретиться с собой.

Распространенная ошибка — под видом этой роли специалист начинает играть роль Друга, Педагога, Врача, Следователя, Авторитета. Соответственно. другой выпадает из своей роли «клиента» и подыгрывает ролью Товарища, Ученика, Больного, Ребенка и т. п. В результате вместо решения психологической проблемы, с которой он изначально обратился, специалист начинает решать иные, в том числе, и свои личные, проблемы.

Для иллюстрации такого непродуктивного поведения хочу представить вам свой авторский продукт — «Сказ про психолога-спеца, удалого молодца».

Добро пожаловать в реалии профессиональной жизни Психолога!

Сказ про психолога-спеца, удалого молодца

Внешний голос

Верьте аль не верьте, а жил на белом свете Психолог-спец, удалой молодец.

Был психолог ни молод, ни стар, Ни глуп, ни умен, третьим глазом не обладал, Но по диплому специалистом стал.

Начав работать, понял,

Что проблем в школе — как камней в поле:

 Этот бастует, другой лютует, третий сбегает —

Психолог проблемы решает!

Один требует гипноз, чтобы вылечить невроз,

Второй резонансных отношений,

Чтобы влиться в целостность общений.

Пятисотый со своею субличностью воюет,

А психолог все это на ставку мозгует.

Вот пришел администрации наказ:

Ты ступай в проблемный класс. 

Всему миру помоги, Все гештальты заверши.

Наш психолог удалой,

 Образцовый весь такой, Прихватив желания,

 Мчит в зону нагнетания.

Встречает Мариванна —

Учитель «богом данная»:

«Вы немедленно должны уличить детей во лжи,

Дальше их накажем, всем урок покажем».

Следом завуч:

«Ты же маг, чародей, слегка чудак,

Хочешь палочкой взмахни,

Или в бубен постучи,

 Заболтай их НЛПи, в класс спокойствие верни!»

Потянулся вереницей весь родительский состав:

 «Вы как врач скажите нам, что нам делать по шагам?

 И рецепт нам напишите, напряжение снимите.

Чтоб фрустрация у нас не сломала климат враз».

На психологе от страха вдруг намокла вся рубаха,

В висках застучало, в животе заурчало,

Тут, как говорится, и сказке начало...

Психолог

Наш психолог говорит:

Нешто я да не пойму

При моем-то при уму?

 Чай, не колледж завершаю,

Соображаю, что к чему.

Получается, на мне Аффилиация извне.

 Чтобы класс сей сохранить

И аффекты все решить.

В напряжении мозгов,

Помощь оказать готов.

Отворяя двери в класс,

Специалист не сводит глаз:

 Вот несчастье, вот беда,

 В мотивации же класса

Не осталось и следа.

Проведу социометрию,

Хоть посмотрим, кто звезда!

Ученик

Ты, психолог, меня не трожь,

Пользы в этом ни на грош —

 И проблемы не исправишь,

И инсайта не найдешь.

Психолог

То ли Фрейда начитался,

То ли в Перлза углублялся.

Мой защитный механизм

 От проблем совсем «завис»!?

Чей же голос?

Не пойму.

Вылезай-ка из-под парты,

 Тут на месте разберемся,

Кто? Зачем? И что к чему?

Ученик

Не суди, психолог, сразу,

Подключи свой тонкий разум.

Посочувствуй, помоги.

Груз проблем с меня сними!

Вижу друга я в тебе,

Доверяю, как себе.

И скажу как на духу,

Разгрести сам не могу.

Ведь вины моей в том нет,

Ополчился целый свет:

Мариванна все ругает,

Петька с класса задирает.

А таблица умноженья —

 Целый год без продвиженья.

Ну, а завуч говорит,

Что я сложный индивид.

Психолог

В диалог с тобой вступая,

Обозначу для тебя я:

Что проблема субъективна

Отраженьем негативным,

Жизнь как формула Френеля,

Всеми признана доселя —

Поменяв углы паденья,

Мы изменим отраженье!

Коль согласен ты с доктриной,

Что являешься причиной

Всех своих проблем и бед.

Разом ты на много лет

 Принимай сей постулат —

 Наведешь в душе ты лад!

Помни, есть закон один,

Он для всех необходим,

По нему из мира следствий,

Переходим в мир причин.

Внешний голос

А вывод сказа вот каков:

Готов психолог или не готов

К тому, что видят в нем «врача»,

«судью», «волшебника» иль «друга»,

Не ведав, перенос приняв,

Психолог вхож в порочье круга.

Коль Вас задело: «Как же так,

 Вы ведь психолог,

Вы должны — Быть милым, скромным, нежным, дружным?!

Знать супервизии

Вам нужны — чтобы в работе помогли,

Понять глубинные мотивы «чуждые»!

А в заключение скажу:

Психолог — это Вам не человек и не философ.

Хоть и не друг, но в кризисный момент,

В решенье накопившихся вопросов

Профессиональный, тонкий инструмент

январь 2015 г.

 


 
 

 

 

 

 

 

 

 

Информация об авторах

Хазиева Татьяна Иркинджоновна, педагог-психолог, Средняя общеобразовательная школа №16, Альметьевск, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1203
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 736
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3