Можно ли педагогу избежать профессиональной деформации?

632

Аннотация

В статье анализируются самые распространенные педагогические деформации, их причины, кроющиеся в особенностях личности самих педагогов, а также даются рекомендации по профилактике.

Общая информация

Ключевые слова: педагог , профессиональная деформация, профессиональная среда, стресс, качества личности

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Пономарева Г.М. Можно ли педагогу избежать профессиональной деформации? [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 3. С. 83–88. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n3/Ponomareva (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

С какими надеждами при выборе профессии человек останавливает свой выбор на профессии педагога? Наверняка он видит себя первым учителем, окруженным благодарными учениками с букетами цветов на торжественной линейке 1 сентября, или классным руководителем, вытирающим слезы на лицах повзрослевших выпускниц на выпускном вечере — провожая их во взрослую жизнь. Ни одна начинающая учительница не видит себя старой и больной училкой, ненавидящей школу и проклинающей учеников. Однако последнее вполне может быть, потому что профессиональная деятельность часто накладывает свой негативный отпечаток на личность, изменяя ее первоначальное позитивное развитие на негативное.

Как происходит профессиональная деформация личности педагога и можно ли эту ситуацию предупредить или изменить?

Я бы сказала, что полностью избежать профессиональной деформации личности невозможно, потому что сила воздействия профессиональной среды на личность человека достаточно велика. Но при желании всегда можно сгладить острые углы, если научиться замечать первые негативные звоночки, предупреждающие учителя о том, что ему придется сделать выбор: или смириться с возникшими негативными проявлениями своей личности, или сделать попытку воспрепятствовать давлению профессиональной среды на свою личность.

Предлагаю учителю оценить свои возможности избежать профессиональной деформации по таким показателям:

1)  насколько педагог осознает сам факт существования профессиональной деформации личности?

2)  насколько он уверен в устойчивости качеств своей личности?

3)  какие качества своей личности он готов изменить в угоду профессии учителя?

4)  что в своем характере педагог ни в коем случае не должен менять?

5)  насколько учитель настроен работать над развитием своей личности в процессе профессиональной деятельности?

Вот сейчас, коллега, загляните в свою душу и честно самому себе ответьте на все эти вопросы, а я помогу вам проанализировать каждый пункт.

Насколько педагог осознает сам факт существования профессиональной деформации личности?

Любой профессионал — это, в первую очередь, личность с набором собственных характерологических качеств. Его личность была уже сформирована системой воспитания в семье, в школе, в институте, а также собственной системой саморазвития. Какие-то наличные качества характера полностью устраивают человека и он строит на их основе свою жизнь, в т. ч. и свою профессиональную деятельность. Что-то в своей личности человека может не устраивать и он готов корректировать те качества своего характера, которые, на его взгляд, мешают ему проживать полноценную личную жизнь и быть хорошим профессионалом.

Учителю кажется, что все в его руках, что все управляется им самим до того первого момента, пока он не столкнется со стрессовой ситуацией. Это может быть все, что угодно: например, конфликт с завучем, ссора с учеником в классе, эмоциональная и физическая усталость от бессонных ночей при подготовке к открытому уроку на городском семинаре, тяжелый разговор с родителями ученика...

Любая стрессовая ситуация приводит учителя к мысли: как поступить? И в этот момент он находит решение проблемы на основе собственных личностных качеств и жизненного опыта. Положительное решение проблемы приводит к затуханию эмоционального напряжения, а способы выбранного поведения, которые привели к положительному результату, закрепляются долговременной памяти, чтобы в следующий раз в похожей ситуации можно было бы задействовать те же стороны характера и те же способы поведения.

Если же на вопрос «Как поступить?» педагог не находит ответа, он сталкивается с проблемой: или корректировать собственную личность, чтобы на основе измененных ее качеств принять новые решения, или страдать. Страдать не хочется, поэтому учитель выбирает коррекцию собственной личности. Доброта заменяется агрессией, уважение — пренебрежением, терпение — занудством, душевная открытость — ненавистью. Новые черты личности помогают найти решение проблемы и тоже, в свою очередь, закрепляются в долговременной памяти. Повторное использование новых личностных качеств для выбора поведения в стрессовой ситуации неизбежно приводит к изменению личности, которое может быть оценено отрицательно, а значит, произошла деформация личности в процессе профессиональной деятельности — профессиональная деформация.

Профессиональная деформация личности — это изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональных действий — вот что надо будет осознать учителю, когда он решается на изменение своей личности с целью избежать страданий в стрессовой ситуации. Эти новые изменения личности оцениваются негативно, потому что человек перестает контролировать проявления своих личностных качеств через определенную тактику своего поведения — вне зависимости от конкретной ситуации, когда такое поведение считалось бы уместным.

Приведу пример, который объяснит, почему новое поведение на основе профессиональной деформации личности оценивается негативно.

Вот, что рассказала пожилая уважаемая учительница: «В автобусе читаю рекламное объявление «Служба знакомства «Гименей» приглашает мужчин и женщин после 40 для приятного времяпровождения за чашкой кофе. Телефон.» Достаю телефон, набираю номер. для чего, думаете? Чтобы сообщить оператору, что слово «Гименей» написано с ошибкой.» Этот ее поступок легко вписывается в рамки профессиональной деформации по типу «дидактичность». Стремление постоянно исправлять ошибки других людей можно считать нормальным, если это связано с учебной деятельностью. Например, на уроке ученики адекватно прореагируют на то что, учитель исправил их ошибку. Однако в обычной жизни людям не нравится, когда им кто-то указывает на их ошибки, — в обычной жизни люди имеют право на ошибку, и поправлять их лучше не надо, чтобы избежать конфликта.

Учителям свойственно всех и каждого поправлять за допущенные ошибки, иногда они не замечают своего деформированного поведения и удивляются, что окружающие реагируют агрессивно. Такая положительная черта характера, как внимательность и быстрая реакция на ошибку другого человека, с годами, переросла в неконтролируемое стремление указывать всем на их ошибки. Теперь эта черта характера оценивается отрицательно и считается профессиональной деформацией личности.

Подведем итог: учителю нужно быть готовым к тому, что профессиональная деформация его личности произойдет в любом случае. Ему нужно настроиться на то, что с увеличением стажа работы степень выраженности профессиональной деформации будет возрастать, что содержание педагогической деятельности будет влиять на набор профессиональных деформаций, что индивидуально-психологические особенности личности учителя определят высокую устойчивость некоторых из деформаций, избавиться от которых педагогу будет очень сложно, почти невозможно. И чем раньше учитель научится замечать в себе признаки профессиональной деформации, тем легче он избежит многих ошибок в своем развитии.

Насколько учитель уверен в устойчивости качеств своей личности?

Я уже отмечала выше, что с началом профессиональной деятельности учитель уже имеет определенный набор личностных качеств, которые помогают ему осуществлять эту профессиональную деятельность. Совершенно не важно, какой набор составляющих своего характера имеет молодой учитель, главное, чтобы каждая черта его личности помогала достигать определенной профессиональной цели, которую он ставит перед собой. Например, наладить дисциплину на уроке можно сильным громким голосом, если по своему характеру учительница — «Вождь краснокожих», она с детства обладает чертами сильного лидера и знает, что и как надо сказать тому, кого она хочет поставить на место. Но и у тихой «Дюймовочки» на уроках царит такая же тишина и спокойствие, потому что учительница умеет манипулировать людьми, например, она когда-то прошептала тихонько на ухо классному негативному лидеру фразу «Я знаю, ты самый сильный в классе, помоги мне — я на тебя надеюсь!», обняла его, погладила по голове и зашла в класс через 3 минуты после него.1

Как часто будут срабатывать эти резко противоположные качества личности двух учительниц при наведении дисциплины в разных классах с разным составом учеников? Кто из них более устойчив к стрессовым ситуациям, которые неизбежно будут случаться в педагогической среде? К кому первому подойдет завуч или наставник с предложением изменить свое качество личности? Насколько быстро согласится каждая из учительниц на предложение более опытного педагога?

Все будет зависеть от того, насколько успешно сам учитель будет выходить из стрессовой ситуации, подбирая приемы воздействия на учеников с учетом черт характера собственной личности. А еще от того, как часто у него будут случаться эти самые стрессовые ситуации. Вот тут и будет проверяться психика учителя на стойкость. И неважно, кем учительница была вначале — сильным «Вождем краснокожих» или слабой «Дюймовочкой». Намного сильнее на устойчивость характера влияет устойчивость к стрессу. Понаблюдайте за тем, какое поведение вы выбираете в стрессовой ситуации на каждой ее фазе, чтобы определить свой уровень устойчивости к стрессу.

Фаза нервного (тревожного) напряжения. Как вы реагируете на переживания психотравмирующих обстоятельств: вы проявляете чрезмерную эмоциональную реакцию (кричите, ругаетесь, рыдаете...), вы ощущаете неудовлетворенность собой, загнанность в клетку, вы испытываете чувство тревоги или впадаете в депрессию?

Фаза резистенции, сопротивления. Как вы пытаетесь оградить себя от неприятных впечатлений: вы используете неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (например, вы эмоционально черствы), вы дезориентированы (используете защитные обвинения), вы расширяете сферу экономии эмоций (вы сдержаны на работе, а потом отыгрываетесь на близких людях), вы используете редукцию профессиональных обязанностей (упрощаете, сокращаете должностные обязанности)?..

Фаза истощения — оскудение психических ресурсов. Как у вас происходит снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным? Вы испытываете «эмоциональный дефицит» (вы не в состоянии сочувствовать, переживать, проявлять положительные эмоции), вы замечаете за собой эмоциональную отстраненность (полное исключение эмоций на работе, поведение робота), вы используете личностную отстраненность или деперсонализацию (другой человек воспринимается вами как неодушевленный объект, используется для манипуляций или раздражает), у вас развиваются психосоматические и психовегетативные нарушения (вы все чаще и чаще жалуетесь на здоровье, а терапевт не может поставить вам диагноз)?

Любой стресс расшатывает нервную систему учителя, и чем слабее его нервная система, тем быстрее учитель достигает фазы истощения, а значит, он более подвержен профессиональной деформации. Укрепляя свою нервную систему и развивая способность сопротивляться стрессу, учитель сократит количество деформаций своей личности.

Человек может успешно выйти из любой фазы стресса, изменяя свое поведение за счет сохранения или изменения определенных качеств личности. Если учитель ставит перед собой цель сохранить те личностные качества, которые он считает важными для себя, ему всего лишь нужно будет научиться новым тактикам поведения на основе существующих личностных качеств. Если же он начнет отрабатывать новое, не свойственное ему поведение, это приведет к неизбежному изменению его личности. Со временем это приведет к тому, что новые качества личности и его новое поведение послужат причиной появления профессиональной деформации.

Но захочет ли учительница «Дюймовочка» через 20 лет работы в школе превратиться в другую учительницу, про которую ученики говорят: не учитель, а «Змей Горыныч в юбке». Согласится ли учительница «Вождь краснокожих» превратиться через 20 лет в беспомощную «Даму приятной наружности», жалующуюся на то, что в годы ее молодости трава была зеленее, а дети воспитаннее. Обе учительницы изменили свою личность посредством изменения поведения, но эти изменения привели к появлению деформации личности.

Подведем итог. Учителю придется сделать выбор: или постоянно испытывать страдания в стрессовой ситуации, никак не изменяя свою личность, потому что он опасается получить профессиональную деформацию, или научиться новому правильному поведению в стрессовых ситуациях, которое кардинально изменит личностные качества человека и приведет к профессиональной деформации, или научиться новому поведению на основе положительных качеств личности и тем самым увеличить устойчивость к стрессу. Конечно, профессиональные деформации неизбежны, однако их количество у конкретного учителя всегда можно сократить, если он научится использовать разнообразные личностно-ориентированные технологии собственного развития.

Какие качества своей личности учитель готов изменить в угоду своей профессии?

Я уже говорила, что профессиональная среда в любом случае будет оказывать влияние на личность учителя, и последнему придется постоянно развивать свою личность, изменяя какие-то стороны характера, которые могут улучшить или ухудшить его профессиональные достижения. Сейчас я хочу обратить внимание педагога на то, что любое изменение собственной личности должно быть направлено в положительное русло, то есть должно быть именно развитие, а не подмена одного качества другим. При подмене нельзя быть полностью уверенным, что это не приведет к деформации личности.

При развитии наличные качества личности учителя остаются неизменным, изменяются только стратегии и тактики его поведения, расширяется опыт взаимодействия с профессиональной средой. Учителю нужно строго оценить собственную личность и выявить, какие стороны его характера помогут ему достигать педагогических целей, а значит их не надо развивать дальше, и что в его характере тормозит развитие его профессионализма, а значит, именно эти черты характера должны быть включены им в план саморазвития.

Например, если доминирование всегда и во всем ограничивает развитие детского коллектива, потому что классный руководитель «Вождь краснокожих» не дает возможности утвердиться новым лидерам среди детей, то учительнице надо будет научиться формам либерального или ситуативного управления классом. В противном случае ее лидерство как черта характера легко превратится в доминантность как профессиональную деформацию.

Если мягкость в общении с детьми как черта характера учительницы «Дюймовочки» приводит к снижению успеваемости в классе, ей придется научиться ситуативной жесткости по отношению к ленивым ученикам. В противном случае ее сентиментальность превратится в выученную беспомощность как профессиональную деформацию.

Подведем итог: для достижения определенной педагогической цели учителю нужно научиться развивать собственную личность, расширяя стратегии и тактики поведения. Выбор формы нового поведения, не свойственного личностным характеристикам, неизбежно приведет к утере контроля над поведением в определенных ситуациях и появлению профессиональной деформации.

Что в своем характере педагог ни в коем случае не должен менять?

Ситуации ежедневного стресса могут перерасти в дистресс, то есть в цепочку неразрешенных личностных конфликтов, расшатывающих нервную систему учителя. В какой-то момент его привычные способы реагирования на конфликт могут не сработать и привести к нервному срыву. Первый звоночек к эмоциональному выгоранию звенит во фразе «Я не в силах бороться с этим!». Профессиональная среда тут же идет навстречу коллеге, предлагая ему различные советы, как можно продолжить эту борьбу. Опыт других людей нельзя игнорировать, но в то же время нельзя его копировать полностью, ведь это опыт человека с другим характером, с другими качествами личности, с другими жизненными и профессиональными ситуациями. Опыт своих коллег нужно примерять на себя, как чужое платье: присмотреться к нему, оценить, попробовать покрутиться перед зеркалом в новом платье, опять оценить и только потом принять решение, стоит ли это платье носить каждый день.

Учитель точно должен знать, что любое бездумное копирование чужого опыта неизбежно приведет к профессиональной деформации, потому что произойдет подмена качества личности, а не ее развитие. Учителю нужно сохранить свою личность в неизменном состоянии с набором тех уникальных качеств, которые отличают его от других людей, для этого он должен сберечь какие-то черты характера, подчеркивающие его уникальность, и никогда их не менять, как бы трудно ему сейчас ни было.

Если нет сил бороться со стрессовой ситуацией, нужно найти силы принять неизменной эту ситуацию. Иногда полезно отпустить что-то или кого-то, и пусть все идет своим чередом, даже если учитель считает, что он теряет управление этой ситуацией. Конфликт когда-нибудь закончится, забудется, заменится новым конфликтом, тем, который учитель может решить, а вот деформированную личность уже нельзя будет вернуть в исходное состояние. Сохраненные же качества личности помогут учителю избежать многих профессиональных деформаций. Не всех, конечно, но многих.

Подведем итог: в попытках использовать профессиональный опыт других людей учителю надо максимально стремиться к сохранению собственной личности. Уход от конфликта всегда более выгоден, чем сознательная ломка своего характера, которая приведет к профессиональной личностной деформации.

Насколько настроен учитель работать над развитием своей личности в процессе профессиональной деятельности?

И вот теперь мы подошли к решению проблемы, как учителю определиться в том, что в своей личности он сохранит неизменным, что он будет развивать, а что согласится частично деформировать.

Хорошо, если неизменными останутся черты характера, подчеркивающие уникальность личности учителя. Имиджевые характеристики профессионала должны быть заменены имиджевыми характеристиками личности. Мы знаем, что в обществе существует набор личностных качеств, по которым человек оценивается как представитель определенной профессии, но это совершенно не значит, что такой набор личностных качеств соответствуют характеру определенной учительницы в школе. Даже сегодня мы говорили о двух разных представителях профессии учителя: «Вождь краснокожих» и «Дюймовочка». Что в их личности есть такого уникального, что позволило нам так их охарактеризовать? Стоит ли идти на поводу имиджмейкеров от педагогики и менять свою личность в угоду профессии? Думаю, не стоит. Хотя бы потому, что профессию всегда можно поменять — со своей личностью придется жить всю жизнь. Чем точнее учитель определит список собственных личностных качеств, которые останутся неизменными на всю жизнь, тем легче ему будет принять решение об их развитии.

Развитие личности должно быть и всегда должно управляться самим человеком. Как только учитель примет решение о том, что именно в своем характере он подвергнет развитию, он всегда может найти способы, которые разовьют его личностные характеристики.

Это может быть, например, комплекс по профилактике и развитию личности педагога, включающий 4 уровня мероприятий:

1)  телесный — систематические занятия любимым видом спорта, упражнения на снятие мышечного напряжения (мышечный панцирь), усталости, головной боли, бессонницы и т. д.;

2) эмоциональный — регулярное проведение аутотренинга на снятие эмоционального напряжения, снижение уровня беспокойства, тревожности, подавленности, апатии;

3)  смысловой (рациональный) — философское переосмысление своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения к своей работе, формирование или реконструкция позитивного образа учителя, улучшение самопонимания и самопринятия;

4)    поведенческий — работа по устранению стереотипов профессиональных действий, освоение новых более адаптивных и результативных форм поведения на работе.

Уникальность личности и развитие отдельных черт характера помогут учителю успешно выходить из стрессовых ситуаций. Однако учителю нужно быть готовым к тому, что не все поддается его контролю и с чем-то ему придется смириться. Учитель с годами может обзавестись некоторыми профессиональными деформациями, которые будут наблюдать и оценивать окружающие люди, не входящие в круг профессионального сообщества педагогов. Именно про эти качества личности люди придумали такую шутку: «Мария Ивановна в любой ситуации выглядит как учительница, говорит как учительница, ведет себя как учительница, и даже на пляжу лежит как учительница!» Самой же учительнице придется определиться в том, что какие-то деформации она в силах осознать и исключить из своей профессиональной деятельности, а с какими-то придется смириться, ведь она же и в самом деле — учительница!

Предлагаю отследить проявление профессиональных деформаций в структуре личности педагога.

Авторитарность. Деформация обнаруживается в снижении рефлексии — самоанализа и самоконтроля педагога, он как бы царит над всем учебно-воспитательным процессом, единолично осуществляя управленческие функции, в его общении с учениками явно доминирует тон распоряжений, рекомендаций, указаний. Избежать этой деформации возможно, если учитель научится произносить одну и ту же фразу, например, «А сейчас открыли дневники», тоном приказчика, просителя, оратора на площади, нянечки в спальне детского сада, безразличного прохожего, пассажира, опаздывающего на поезд, и т. д.

Демонстративность. Учитель забывают, что он человек, и постоянно, без учета ситуации, демонстрирует эмоционально окрашенное поведение, преимущественно поведение успешного и счастливого человека. И хотя демонстративность педагогу профессионально необходима, в некоторых ситуациях такой неподходящий стиль поведения становится средством самоутверждения, а не педагогического влияния. Избежать этой деформации учителю поможет его открытость в общении с детьми и смелость произнести на уроке вслух, например, фразу: я растерян, я не знаю, как поступить, я злюсь и негодую, я расстроен вашим поведением, я устал и у меня болит голова — потише, пожалуйста, у меня сегодня был тяжелый разговор с директором школы и мне нужна ваша поддержка и так далее.

Доминантность. Учителю даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. Иногда эти права распространяются на те стороны жизни ученика, на которые учитель не имеет профессионального права. Избежать этой деформации поможет ограничение учителем своих властных функций над учеником только в рамках учебного процесса, после уроков власть над учеником переходит в руки родителей, а учитель должен научиться играть другую роль, например, роль советчика или консультанта.

Педагогическая агрессия. Некоторые ученики так раздражают учителя, что это явно проявляется во враждебном отношении к ним. Весь арсенал карательных технологий обрушивается на голову нерадивых и недисциплинированных школьников. Избежать этой деформации поможет предварительный настрой на отстраненное поведение на вообще-то предсказуемые поведенческие реакции учеников и обучение техникам аутотренинга после конфликтных ситуаций.

Социальное лицемерие. Социальная желательность и необходимость пропагандировать моральные принципы и нормы поведения с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений. Избежать этой деформации поможет развитие такой устойчивой личностной характеристики, как искренность в проявлении собственных нравственных ценностей.

Педагогическая индифферентность (равнодушие). Педагог надевает на себя маску эмоциональной сухости, как защитную реакцию на основе обобщения личного отрицательного опыта общения с окружающими. Избежать этой деформации поможет участие педагога в тренингах личностного роста и обучение его технологиям поведения в конфликтах.

Выученная беспомощность. Иногда учитель становится вынужденно беспомощным, когда ситуация совершенно не зависит от его поведения, от предпринимаемых им усилий что-то изменить, и тогда его решительное поведение подменяется систематической демонстрацией собственной беспомощности, перекладыванием решения всех своих проблем на окружающих людей. Избежать этой деформации поможет философский настрой на жизнь, например, использование аффирмации «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я изменить могу, и дай мне мудрость отличить одно от другого».

Поведенческий трансфер. Иногда учитель не видит границу между поведением взрослого человека и поведением ребенка. Стиль общения подростков проецируется на профессиональное поведение педагога, и он присваивает себе отдельные проявления поведения детей, например, использует в своей речи подростковый слэнг, жесты, элементы одежды. Часто подростки посмеиваются за спиной такого учителя. Избежать этой деформации поможет понимание того, что учителю следует поднимать школьников в их развитии до уровня взрослого, а не опускать себя, взрослого, до уровня ребенка. И это надо делать в любой ситуации.

Педагогический догматизм. Частый повтор одних и тех же ситуаций, типовых профессионально-педагогических задач формирует у педагога склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности педагогической ситуации. Избежать этой деформации поможет частая смена деятельности в процессе, например, одного учебного дня, учителю стоит не избегать, а приветствовать наличие «окон» в расписании, и это время наполнять другой работой, переключающей внимание.

Ролевой экспансионизм. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами учебного заведения, в преувеличении роли преподаваемого предмета или имиджа учителя. Избежать этой деформации поможет коллекционирование анекдотов и сатирических видеороликов о профессии учителя. Хорошо помогает развитие наблюдательности за проявлениями профессиональной деформации у людей других профессий.

Дидактичность. Это самая распространенная деформация. Она выражается в стремлении учителя все и всем объяснять, а в воспитательной работе — в нравоучении и назидании. Дидактичность педагога проявляется также за пределами учебного заведения: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства. Избежать этой деформации поможет понимание того, что мир состоит не только из учеников, которых надо постоянно наставлять и поправлять. Учителю стоит положительно ответить самому себе на вопрос «Есть ли жизнь после школы?».

Информационная пассивность. Со временем учитель перестает самообразовываться, что явно ошибочно. Подробно пояснять эту деформацию я не буду, чтобы не демонстрировать дидактичность, и оставляю вам, уважаемый учитель, право объяснить самому себе, как избежать этой деформации.

Консерватизм. На шестом уроке в расписании учитель репродуцирует один и тот же учебный материал, применяет одни те же формы и методы обучения и воспитания, стереотипные приемы педагогического воздействия. Постепенно его воздействие на учеников превращается в штампы общения. Избежать этой деформации поможет элементарная корректировка учебного расписания. Завучу это, конечно, прибавит работы, поэтому учителю придется научиться подбирать весомые аргументы, чтобы убедить завуча взять на себя дополнительную нагрузку по корректировке расписания.

Монологизм. Учитель вдруг замечает, что диалог с учениками заменяется монологичной речью, что он разговаривает короткими репликами или чрезмерно использует нотации и поучения в общении со школьниками или даже с коллегами. Избежать этой деформации поможет участие в тренингах, где учитель будет играть роли людей разных характеров и статусов.

Формализм — формальное отношение к работе, отсутствие творчества, фантазии, выполнение работы по принципу «лишь бы отстали». Думаю, уважаемый учитель, вы уже поняли, как избежать этой профессиональный деформации.

Я перечислила только некоторые, самые распространенные профессиональные деформации, которые можно наблюдать в педагогическом сообществе. Если сейчас, читая эту статью с карандашом в руках, вы крестиками зеленого цвета отметите деформации, которых у вас никогда не было и не будет, синего цвета — те, которые вы в силах изменить, а красным цветом отметите все пункты, с которыми вам придется смириться, я буду считать, что наша совместная работа проведена с пользой для вашего саморазвития и вы, уважаемый учитель, сможете положительно ответить на поставленный в заголовке статьи вопрос.

[1] Это еще не самый радикальный пример. Один из самых авторитетных экспертов российского образования рассказывал такой случай гениального, но незаконного метода наведения дисциплины (жизнь есть жизнь): одну молодую учительницу буквально изводили на уроках два приятеля-хулигана. Над всеми попытками договориться они только смеялись. По принципу: «А че вы нам сделаете?». Однажды к этим ребятам — вдали от школы — пристали и избили какие-то личности уголовного вида. Поймать последних так и не удалось. Когда приятели вернулись в класс и снова взялись за свое, молодая учительница достала мобильник, позвонила кому-то и, глядя в глаза «шалунам», тихо сказала: «Вася, они, кажется, опять.» После этого юных дебоширов как подменили (прим. ред).

 

 

 


 

 

Информация об авторах

Пономарева Галина Михайловна, начальник организационно-методического отдела, КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования в г. Комсомольске-на-Амуре»

Метрики

Просмотров

Всего: 755
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 632
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0