Вестник практической психологии образования
2018. Том 15. № 1. С. 98–106
ISSN: 2658-3100 (online)
Межведомственное взаимодействие субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: межведомственное взаимодействие, профилактика , социальная политика, социально-демографическая проблема, социальная помощь, социальная поддержка, индивидуальная программа социальной реабилитации (ИПСР)
Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Лубинец М.В. Межведомственное взаимодействие субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2018. Том 15. № 1. С. 98–106. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2018_n1/Lubenets (дата обращения: 18.11.2024)
Полный текст
В 1989 году комитет государственного образования и Академия педагогических наук СССР предложили руководителям Большереченского района принять участие в проведении всесоюзного эксперимента «Школа-микрорайон». Задачей эксперимента было разработать модель воспитания детей по месту жительства. Тогда-то и узнали в районе, что во многих странах помощь людям — государственное дело, и людей, которые выбрали эту профессию, называют социальными работниками.
Спустя 5 лет, в 1994 году, в Большеречье — первым в Омской области — открылся Центр социальной помощи семье и детям. Социальная помощь и поддержка семьи особенно активно развиваются. Создаются специализированные отделения службы социальной помощи семье и детям, растет и расширяется сеть соответствующих учреждений. В практике социальной поддержки населения особое внимание уделяется работе с семьями социального риска.
Эти семьи подразделяются на несколько типов в зависимости от имеющихся у них проблем или факторов риска. К первому типу относятся семьи с социально-демографическими проблемами. По статистике, таких семей в Большереченском районе-1396 на период 2016 года. Это многодетные, неполные, с приемными (опекаемыми) детьми и недееспособными родителями семьи, характеризующиеся низким социально-экономическим статусом.
Ко второму типу относятся семьи с социально-психологическими проблемами. Члены такой семьи переживают психологические и социальные кризисы, испытывают трудности в межличностных отношениях и, как правило, страдают от ситуации психического и физического насилия.
К третьему типу относятся семьи с социально-педагогическими проблемами (например, где взрослые не справляются с выполнением родительских функций). Ежегодно через отделение профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия Бюджетного учреждения Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Большереченского района» проходит около 335 детей из таких семей.
И, наконец, к четвертому типу относятся семьи с проблемами социально-криминогенного характера, так называемые «асоциальные» семьи. По данным статистики, в Большереченском районе их — 83.
Фактором риска в таких семьях является трудная жизненная ситуация, отягощенная социально-психологической обстановкой. Кроме того, к категории не способных обойтись без помощи извне, самостоятельно решить свои проблемы и требующих социального патронажа могут быть также отнесены семьи с детьми-инвалидами, опекунские, неполные, сиротские и т. д. семьи.
Однако, поводом здесь становится не само соответствие той или иной «группе риска», а определенные условия. Например, неблагоприятная обстановка в семье, порождаемая социальными трудностями, которые в совокупности определяют характер необходимых воздействий, социальной помощи, поддержки и контроля за их исполнением.
Выработка различных подходов к патронату семей социального риска становится для социальных служб одним из важнейших стратегических направлений профессиональной деятельности, в которой реализуется выбор в сторону просвещения, убеждения, консультирования и обучения.
Одним из важнейших условий для организации и развития социального патронажа является заинтересованность общества, поддержка государства, а также наличие подготовленных специалистов и соответствующей материальной базы, законодательных оснований и, позитивного опыта работы социальных служб с семьей. В нашем случае — межведомственное взаимодействие как условие создания эффективной системы социальной защиты и поддержки детей.
В этих условиях поиск моделей и эффективных способов взаимодействия между различными государственными и муниципальными структурами, призванными решать проблемы семьи, приобретает особое значение. Важно, чтобы государственные учреждения, правоохранительные органы, органы здравоохранения, центры по работе с семьей работали в тесном контакте.
Сегодня среди специалистов, работающих с семьей, четко обозначилась позиция, согласно которой подлинную безопасность в семье можно обеспечить, организовав комплекс мероприятий, объединенных в специальные программы экстренной и долговременной помощи людям. В связи с этим осознается необходимость в разработке комплексных социальных технологий, объединяющих усилия правоохранительных органов, социальных служб, медицинских и образовательных учреждений, общественных правозащитных организаций по решению проблемы в семье.
Кроме того, сегодня имеется определенный позитивный опыт работы по данной проблеме, требующий осмысления и обобщения. Осуществление и совершенствование межведомственного взаимодействия и социального партнерства учреждений, реализующих систему профилактики, является одним из важнейших факторов деятельности государственных и общественных организаций в реализации социальной политики в интересах семьи и детей.
Реализация комплексных программ в Большереченском районе создает дополнительные возможности для укрепления и дальнейшего совершенствования межведомственного взаимодействия и социального партнерства по выявлению фактов отсутствия заботы и ответственности родителей или лиц, их заменяющих, по отношению к детям и подросткам. Функции органов и учреждений социальной защиты населения осуществляются в процессе оказания семьям комплекса социальныхуслуг, направленных на оздоровление семейной обстановки, реабилитацию и социальную адаптацию детей. Общность цели в решении задач, направленных на преодоление проблем несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении, требует взаимодействия и тесного сотрудничества всех структур, входящих в систему профилактики в отношении несовершеннолетних. Межведомственное взаимодействие предполагает объединение усилий всех компонентов системы с целью:
• создания условий для жизни детей,исключающих насилие и жестокое обращение;
• обеспечения защиты прав и законных интересов детей;
• формирования условий комплексного решения проблемыв семье;
• социально-психологической реабилитации несовершеннолетних и членов семьи;
• создания правовых и организационных механизмов, позволяющих оперативно и оптимально осуществлять решение вопросов жизнеустройства и социальной адаптации детей, нуждающихся в помощи государства и общества.
Реализация указанных направлений взаимодействия должна соотноситься с основными принципами социальной политики государства в отношении детей, важнейшим аспектом которой является защита их прав и законных интересов. Пренебрежение нуждами детей в семье родителями наносит серьезный ущерб их психическому и физическому здоровью, формирует искаженное представление о жизни и будущем. Решение проблемы требует принятия таких мер реабилитации, которые могли бы кардинально изменить их жизнь и отношение к происходящим в ней событиям и явлениям.
Практика показывает необходимость применения междисциплинарного подхода к решению проблемы в семье. Идея междисциплинарного подхода в полном объеме подразумевает координацию действий и тесное партнерство многих специалистов: юристов, работников правоохранительных органов, социальных служб, психологических служб, органов здравоохранения, общественных организаций.
Сегодня как никогда актуальным становится выявление механизмов межведомственного взаимодействия, определение факторов, способствующих совместной эффективной работе по предотвращению проблемной ситуации в семье и реабилитации членов семьи, а также разработка и внедрение различных форм социального патроната семьи. В качестве такой технологии, позволяющей отработать механизмы взаимодействия специалистов различных ведомств, нами рассматривается межведомственная модель социального патроната семей с детьми.
Слова «патронаж» и «патронат» имеют принципиальное различие. В случае когда речь идет о содействии, руководстве, покровительстве и постоянном наблюдении, следует употреблять термин «патронат». А «патронаж» — это всего лишь оказание медицинской и лечебно-профилактической помощи на дому, например, новорожденным и некоторым категориям больных. Патронат выступает формой реализации межведомственного взаимодействия, осуществляемой на базе учреждения социального обслуживания населения.
Социальный патронат — это система защиты, которая устанавливается социальной службой в отношении лиц и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с целью оказания на них социально-психологического влияния и предоставления различных видов социальной помощи и поддержки, крайне необходимых и достаточных для оптимальной адаптации и социализации членов семьи в обществе.
Способом реализации патроната выступает социальный патронаж семьи. Он направлен на создание связей и отношений между социальной службой (как субъектом оказания воздействий, помощи и поддержки) и семьей (как объектом, на который направляется воздействие и которому предоставляется помощь). Социальный патронат рассчитан на семьи, которые испытывают кризис и неблагополучие долгое время и не могут не только самостоятельно решить свои проблемы и справиться с психологическими нагрузками, но и зачастую даже выразить или просто осознать их в силу следующих причин:
• социальная изоляция, замкнутость, ослабление (или полное отсутствие) связей с социумом;
• отсутствие ресурсов (материальных, духовных, социальных, профессиональных и др.) для личного и социального роста;
• вхождение или реальная угроза попадания (в связи со всеми перечисленными обстоятельствами) в маргинальную семью.
Цель патроната состоит в том, чтобы организовать сотрудничество с семьей и осуществить поиск внешних и внутренних ресурсов. Семьи, которым может быть необходим социальный патронат, делятся на несколько видов. Практика патроната всегда дифференцирована и зависит от существа проблемы (насилие в семье, бедность и др.), ее масштабов (затрагивает одного из членов семьи, всю семью, семью и ее ближайшее окружение), место действия («Центр социальной помощи»). Однако общие ее составляющие присутствуют во всех случаях.
Основными элементами социального патроната как целостной системы взаимодействия с семьей выступают: патронаж, контроль, социальное посредничество, социально-психологическое воздействие, социальная помощь и поддержка.
Перечислим виды семей, нуждающихся в патронате.
Семьи с социально-демографическими проблемами:
• многодетные, неполные;
• с приемными, опекаемыми детьми;
• с недееспособными родителями (детьми);
• с низким социально-экономическим укладом жизни (малообеспеченные, безработные, бедные, неимущие).
Семьи с социально-психологическими проблемами:
• испытывающие психологические и социальные кризисы, трудности в межличностных отношениях;
• в которых нарушаются права членов, неспособных постоять за себя;
• где применяется физическое и психологическое насилие.
Семьи с социально-педагогическими проблемами:
• где взрослые не справляются с выполнением родительских функций;
• из которых дети самовольно уходят или даже убегают.
Семьи с проблемами социально-криминогенного характера:
• где имеется угроза жизни детей;
• где отмечаются деградация родителей, аморальное поведение, алкоголизм, наркомания и пр.
Осуществление патроната представляет собой реализацию процесса планируемых изменений, каждая фаза которого имеет собственные задачи и содержание. Таким образом, процесс осуществления патроната представлен несколькими этапами.
1. Постановка социального диагноза — выявление и оценка семейной ситуации как кризисной, трудной или опасной, сбор предварительных данных, анализ информации для разработки плана вмешательства и программы помощи семье.
2. Вмешательство (интервенция) социальной службы в семейную ситуацию.
3. Работа с мотивацией — семьи-клиента или ее ближайшего окружения.
4. Проблемный анализ — совместная с семьей работа по определению причин неблагополучия, характера и влияния проблем; по выявлению ресурсов и систем связи, способных участвовать в поддержке семьи.
5. Рассмотрение всего диапазона возможных решений, способов их достижения и выбор наиболее эффективных, составление договора, определяющего ответственность и обязанности сторон, сроки работы, время и место встреч.
6. Терапия — непосредственное выполнение действий, направленных на достижение запланированных преобразований с учетом различных обстоятельств и обязательств участников.
7. Рефлексия эффективности совместных действий и, при необходимости, обращение к другим, более адекватным средствам достижения поставленных целей.
8. Помощь семье в принятии решений о целесообразности использования системы поддержки — или иных путей и средств — при возникновении непредвиденной ситуации.
Семья, попадающая под патронат, получает в Центре особый статус. Она становится клиентом — не только «своего», непосредственно работающего с ней специалиста, но и учреждения в целом. Это значит, что с учетом комплексного и межведомственного подхода к решению ее проблем все предполагаемые воздействия и меры организуются посредством целенаправленной совместной работы всех специалистов учреждения.
Совместная работа представляет собой объединение усилий разных служб и ведомств, процесс взаимодействия социальной службы с семьей посредством патроната специалистов социальной службы (юристов, психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе и др.) для работы с семьей, выработки комплексных программ улучшения ее социально-психологического состояния и положения, а также для передачи своих решений на иной (управленческий) уровень. Группа специалистов — сотрудников учреждения выполняет здесь роль эксперта, подвергающего многостороннему анализу вопросы, решение которых по объективным и субъективным причинам не может быть обеспечено одним специалистом, ведущим семью.
Групповые обсуждения ситуации конкретной семьи позволяют каждому специалисту аргументировано излагать свое видение проблем в семье и методов работы с ней, учитывать взаимные позиции, совмещать различные точки зрения и при этом постоянно фокусироваться на выявляемых содержательных аспектах работы.
Контрольным органом учреждения социального обслуживания, осуществляющего патронат семьи, является социально-психологический консилиум (патронатный совет), который принимает решения методического и исполнительного характера. Работа консилиума ориентирована на решение следующих задач:
1) оценка актуального социально-психологического и педагогического статуса семьи;
2) констатация вида и степени выраженности отклонений в поведении ее членов (в том числе и детей), конфликтности взаимоотношений, характера имеющихся трудностей;
3) определение социально-психологических путей дальнейшей работы с семьей;
4) выработка согласованной программы помощи данной семье;
5) отслеживание эффективности реализуемой в отношении данной семьи программы;
6) определение особенностей воздействия (семейная психотерапия, социальное сопровождение, социальная реабилитация, приобретение новой профессии, ходатайство о лишении родительских прав и поиск замещающей семьи и др.);
7) решение вопросов о постановке семьи на постоянный учет в учреждении.
Работа с семьей проводится постоянно, в режиме периодичности, предполагает постановку промежуточных целей (программа-минимум), по достижению определенных результатов, позволяющих двигаться дальше (программа-максимум).
Помощь семье эффективна только в том случае, если потребность в ней осознана всеми участниками взаимодействия. Формировать эту потребность, преодолевать социальную изоляцию семьи — главная задача социального патроната. Носителями технологии «социальный патронат семьи» являются специалисты БУ «КЦСОН Большереченского района». Но им одним не под силу решать все проблемы клиентов патроната без контактов с другими организациями, учреждениями и социальными институтами района и области, которые помогают семье.
Координация усилий между органами социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения, образования и правоохранительными органами делает более эффективным выявление случаев семейного неблагополучия, осуществление мер социально-правовой охраны и защиты детей и других членов семей, организацию психосоциальной реабилитационной работы с пострадавшей стороной.
Основные понятия внутриведомственного взаимодействия органов и учреждений системы социальной защиты населения Большереченского района
Социальное сопровождение это:
• содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам;
• комплексная система социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемая в рамках деятельности служб социального сопровождения семей;
• создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности в результате эффективного выполнения отдельным человеком или семьей своих основных функций;
• процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи.
Индивидуальная программа предоставления социальных услуг (далее ИППСУ) — документ, в котором указаны: форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.
Индивидуальная программа социальной реабилитации (далее — ИПСР) — система мер, направленных на сохранение и укрепление семьи, профилактику отказов от ребенка, социальное и психологическое оздоровление семьи, сохранение нравственного и физического здоровья несовершеннолетних, преодоление трудностей воспитания в семье. Она же — система мер, обеспечивающих необходимые психологопедагогические и социально-педагогические условия жизнедеятельности родителей и ребенка, способствующих полноценному развитию и социализации личности ребенка и повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
Консилиум — коллегиальный совещательный постоянно действующий орган в учреждении, деятельность которого направлена на обеспечение комплексного подхода в социальном сопровождении семьи с детьми.
В состав консилиума входят представители службы сопровождения. Им предоставляются документы и материалы, обеспечивающие эффективное внедрение социального сопровождения семей с детьми:
1) запрос от Заявителя (Заказчика) — члена семьи — о признании его семьи нуждающейся в социальном обслуживании;
2) двухсторонний договор о социальном сопровождении семьи (далее — Договор), который определяет права и обязанности сторон, виды и сроки социального сопровождения в отношении кровных / замещающих семей (договор заключается между учреждением в лице руководителя, действующего на основании Устава, и заявителем (заказчиком). Договор составляется в двух экземплярах. Один экземпляр договора хранится в учреждении, второй получает семья;
3) паспорт семьи — документ, в котором содержатся основные сведения о семье.
Регистр семей — электронная база данных о семьях, находящихся на социальном обслуживании и социальном сопровождении.
Деятельность органов и учреждений социальной защиты населения Большереченского района по социальному сопровождению семей с детьми
Министерство социальной защиты населения Омской области:
1) осуществляет предусмотренные законом полномочия по нормативному правовому регулированию, выработке мер по совершенствованию в сфере социального обслуживания семей с детьми региона;
2) выступает в роли организатора социального сопровождения семей с детьми на территории Омской области;
3) утверждает реестр поставщиков социальных услуг, а также формы документов, необходимые для осуществления мониторинга в сфере социального обслуживания семей с детьми;
4) координирует деятельность органов и учреждений в сфере социального обслуживания.
БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Большереченского района»:
1) осуществляет методическое сопровождение специалистов службы социального сопровождения семьи;
2) организует и проводит обучение специалистов технологиям и методам работы с семьями и детьми;
3) проводит мониторинг по оценке качества предоставления социальных услуг и осуществления социального сопровождения.
Управление министерства труда и социального развития Омской области Большереченского района Омской области:
1) координирует и контролирует работу учреждения социальной защиты населения Большереченского района по социальному сопровождению семей с детьми и службы социального сопровождения семей с детьми;
2) организует работу комиссии по оценке индивидуальной нуждаемости гражданина в социальном обслуживании (далее — Комиссия);
3) взаимодействует с межведомственной рабочей группой, созданной при Администрации муниципального образования Большереченского района.
В состав Комиссии включаются представители:
• поставщиков социальныхуслуг,
• территориальных бюро медико-социальной экспертизы (по согласованию),
• органов здравоохранения,
• органов внутренних дел (по согласованию),
• органов опеки и попечительства,
• органов местного самоуправления,
• представителей общественных организаций (по согласованию).
Утверждение состава Комиссии и распределение обязанностей членов комиссии относится к полномочиям председателя комиссии. Цель деятельности Комиссии — проведение оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в социальном обслуживании (далее — оценка индивидуальной нуждаемости) и принятие решения, на основании предоставленных документов, о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании.
В первом случае составляется индивидуальная программа, в которой указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуги организации социального сопровождения, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.
Комиссия (в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления заявителем (Заказчиком)) принимает решение о признании семьи с детьми нуждающейся в социальном обслуживании (на основании заявления заявителя (Заказчика) и Акта индивидуальной нуждаемости семьи в социальном обслуживании, представленных Службой социального сопровождения семьи, а также иных сведений, полученных от субъектов профилактики путем официального запроса).
Решение Комиссии с заключением о необходимости предоставления социальных услуг и/или социального сопровождения (либо отказе от них), документы и материалы, обеспечивающие эффективное внедрение социального сопровождения семей с детьми, оформляются Протоколом. Это происходит в течение 2 рабочих дней со дня проведения заседания.
Комиссия формирует индивидуальную программу (далее — ИП) и рекомендует заявителю (Заказчику) учреждение для реализации мероприятий ИП (далее — Учреждение). Также Комиссия согласовывает решение социального консилиума службы социального сопровождения семьи о:
1) необходимости дальнейшего социального сопровождения с переводом семьи на другой уровень социального сопровождения;
2) передаче информации об установлении факта нахождения семьи в социально опасном положении в муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — муниципальная КДН и ЗП) в целях защиты законных интересов несовершеннолетнего;
3) завершении социального сопровождения с вынесением дальнейших рекомендаций семье.
Служба социального сопровождения семьи:
1) формируется из числа специалистов учреждений социального обслуживания (заведующий отделением профилактики безнадзорности несовершеннолетних и семейного неблагополучия, специалисты по социальной работе, социальные педагоги, специалисты по работе с семьей, психологи и др.). К работе в составе службы сопровождения семей могут привлекаться квалифицированные специалисты организаций здравоохранения, образовательных организаций, представители общественных организаций и волонтеры (по согласованию);
2) осуществляет выявление семей с детьми, нуждающихся в социальном обслуживании (путем проведения дворовых обходов и уличных мероприятий, организации консультативных пунктов на всей территории района);
3) производит первичный выход в семью с целью обследования социально-бытовых условий и образа жизни семьи;
4) составляет Акт индивидуальной нуждаемости несовершеннолетнего (семьи) в социальном обслуживании;
5) определяет проблемы, риски и ресурсы семьи;
6) мотивирует семью к сотрудничеству и получению специализированной помощи;
7) принимает от заявителя (Заказчика) заявление на социальное обслуживание и социальное сопровождение;
8) получает у заявителя Согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) в соответствии со статьей 9 Федерального законаот 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» для включения в регистр, а также документы и материалы, обеспечивающие эффективное внедрение социального сопровождения семей с детьми получателей социальных услуг при условии соблюдения конфиденциальности информации (далее — Регистр);
9) оформляет договор о социальном сопровождении или оформляет Акт отказа семьи от социального сопровождения;
10) информирует комиссию о том, что семья заключила договор или отказалась от социального сопровождения;
11) реализует мероприятия ИПР (индивидуальной программы реабилитации)
Трудности межведомственного сопровожденияВ сопровождении и предоставлении комплексной помощи специалистами центра используются три основные модели командной работы:
• мультидисциплинарная;
• междисциплинарная (межпрофессиональная);
• трансдисциплинарная.
Все эти три модели являются как бы эволюционным продолжением друг друга, но в то же время каждая из них выступает как отдельная содержательная модель командной работы. Понятие «команда» не является традиционным для отечественной социальной сферы. Под понятием «команда» подразумевается небольшая группа профессионалов с комплементарными навыками, объединенная общей целью, общим подходом и взаимной ответственностью для реализации общих задач.
Следует заметить, что простое объединение людей с различными профессиональными знаниями и навыками не дает в результате команды. Чтобы сформировать команду, необходимо внутри каждой группы добиться согласия относительно целей (приоритетов), средств (методов и подходов), а также роли и ответственности каждого члена будущей команды. Деятельность команды характеризуется следующими особенностями:
• общее видение проблем клиента (ребенка, его семьи и т. д.);
• наличие общей цели деятельности;
• согласованность действий членов команды;
• взаимодополнение членов команды по функциям и ролям;
• наличие единых протоколов действий;
• групповая ответственность членов команды за результаты воздействий;
• способность быстрого реагирования на ситуацию, в которой оказался ребенок.
Основными факторами успешной деятельности в команде специалистов являются координация и постоянная связь, четкое планирование и гибкость в совместной работе, постоянные контакты между специалистами как в организационном, так и в содержательном аспектах.
Мультидисциплинарная команда представляет собой группу независимых специалистов (экспертов) в различных дисциплинарных областях, каждый из которых самостоятельно разрабатывает план работы по сопровождению и выполняет только свои, конкретные задания. Работа может вестись как различными специалистами, не обязательно входящими в рабочую группу, так и командой, состоящей из специалистов одного профиля. Организационным недостатком такой команды считается низкий уровень координации.
Трансдисциплинарная команда рассматривается как адепт наиболее действенного и новейшего направления, в рамках которого осуществляется координированный обмен информацией, профессиональными знаниями и навыками между представителями различных дисциплин. Это система по предоставлению социальной помощи и услуг самого разного свойства.
В команду входят несколько специалистов — представителей разных специальностей. Путем интеграции и координации совместных действий команда достигает поставленных целей, энергично вводя элементы запланированного взаимодействия, организуя обучение персонала методике работы. В ходе совместной деятельности все специалисты обмениваются не только информацией обо всем, что предстоит делать или уже сделано, но и планируемыми и реализуемыми «действиями», из которых складывается их общность. Данное направление предполагает формирование у членов команды профессионального универсализма.
Междисциплинарная (межпрофессиональная) команда характеризуется более высоким уровнем согласованности и координированности действий. Определение плана работы осуществляются коллективно. Это наиболее перспективное направление, используемое в работе по сопровождению.
Междисциплинарная команда акцентирует внимание на определенном порядке взаимодействий, а регулярные встречи, организуемые ею, позволяют подробнее и тщательнее обсуждать каждый случай и план. В зависимости от поставленных целей получатель услуг (ребенок-инвалид или семья) встречаются или со всей командой (всеми членами рабочей группы), или с отдельными ее представителями.
Наличие специалистов разного профиля не только гарантирует максимально точную экспертную оценку имеющихся трудностей, но и позволяет предлагать большой выбор социальных услуг и успешно преодолевать возникающие межведомственные барьеры.
Члены междисциплинарной команды могут быть высокопрофессиональными специалистами, однако, в ряде случаев ни один из них не имеет достаточно знаний или умений для успешного решения задачи в одиночку. Междисциплинарная команда, аккумулируя и интегрируя интеллектуальный и профессиональный потенциал всех своих членов, в результате обладает более обширными знаниями, умениями и навыками, чем отдельный специалист или группа специалистов определенной отрасли.
Для решения задач, требующих нестандартных подходов, творческих идей или привлечения более обширной информации из разных областей, междисциплинарная команда оказывается более продуктивной за счет использования знаний и опыта из разных областей, которыми обладают ее члены.
Обобщив информацию по вышеуказанному вопросу, необходимо отметить в целом отлаженное взаимодействие БУ «КЦСОН Большереченского района»
со всеми субъектами профилактики. Все возникающие проблемы и вопросы решаются в рабочем порядке. Совместная работа представителей разных профессий — это эффективный инструмент преодоления сопротивления «чужим» идеям, которое может возникать при «параллельной» работе специалистов, когда они работают над решением одной и той же проблемы каждый на своем месте.
Привлечение высокопрофессиональных специалистов из разных областей к разработке стратегии и тактики решения проблем семей способно существенно снизить сопротивление, которое могут встретить действия специалиста или группы в любом «своем» ведомстве.
Литература
- Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. — М., 1988.
- Времён связующая нить / Сост. Н. Булычёва. — Тюмень: ООО «Сити-пресс», 2008. — 150 с.
- Группы риска и социальная работа. Социальная работа: Вопросы и ответы. — М., 1996.
- Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. — М., 1967.
- Коныгина, М.Н. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебное пособие / М.Н. Коныгина, Е.Б. Горлова. — Ставрополь, 2007.
- Коныгина, М.Н. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебно-методическое пособие / М.Н. Коныгина. — Ставрополь, 2002.
- Медведева, Г.П. Этика социальной работы / Г.П. Медведева. — М., 1999.
- Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Омской области от 23 мая 2017 года №3/05_2017 «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия при проведении индивидуальной профилактической работы с семьями в период временного пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, иных государственных учреждениях».
- Приложение к постановлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Омской области от 23 мая 2017 года №3/05-2017.
- Приложение к постановлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Омской области от 26 мая 2016 года №1/05_2016. Регламент межведомственного взаимодействия по осуществлении деятельности в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия, социального сиротства на территории Омской области.
- Смирнов, Э.А. Основы теории социальных организаций / Э.А. Смирнов. — М., 1999.
- Социология: Словарь-справочник. — Т. 1–3. — М., 2000.
- Федеральный закон от 27 июля 2006 года №152_ФЗ «О персональных данных».
- Федеральный закон от 28.12.2013 года №442_ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
- Шеляг, Т. Толерантность как принцип социальной работы / Т. Шеляг // Российский журнал социальной работы. — 1995. — №2.
- Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. — М., 2005.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1588
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 12
Скачиваний
Всего: 1075
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1