Условия эффективной профилактики суицидального поведения учащихся школы

770

Аннотация

В статье кратко представлен опыт (модель) работы МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» города Перми по профилактике суицидального поведения учащихся в образовательных организациях. Модель определяет порядок и содержание действий школы и психологического центра на этапе выявления суицидального риска учащихся и реабилитационных мероприятий. В статье перечисляются шесть принципов (условий) организации профилактики суицидального поведения в школе, основанные на практическом опыте автора. Это признание каждой общеобразовательной организацией, что ее ученики находятся в зоне риска, поэтому важно создание плана антикризисных действий (политики) школы. Единая политика позволит разделить и закрепить ответственности, разработать порядок реагирования, обеспечить качественную профессиональную поддержку и обучение специалистов и педагогов, доступное и практическое просвещение родителей, системные профилактические мероприятия с учениками.

Общая информация

Ключевые слова: суицидальное поведение, диагностика риска, педагогическое наблюдение, буллинг, кризисное реагирование, факторы риска

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Ткачева О.Ю. Условия эффективной профилактики суицидального поведения учащихся школы [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2018. Том 15. № 1. С. 18–23. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2018_n1/Tkacheva (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

Суицидальное поведение подростков — актуальная проблема современной школы. Смерть ребенка — это всегда сильнейшая трагедия для всех, кто его окружал, это столкновение с болью, гневом, разочарованием, отчаянием и непереносимым чувством вины («не увидел», «просмотрел», «не поговорил», «не успел вовремя»). А с потоком указующих рекомендаций и требований сверху тревога и желание «быстро что-то решать» лишь усиливается.

Литература

  1. Алимова, М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция [Электронный ресурс] / М.А. Алимова. — Барнаул, 2014 — 100 с.
  2. Асламазова, Л.А. Организация мероприятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в образовательных организациях. Методические рекомендации для специалистов образовательных организаций, осуществляющих профилактику суицидального поведения [Электронный ресурс] / Л.А. Асламазова, Н.В. Гриценко, А.Н. Сафонова. — Майкоп: Изд. А.А. Григоренко, 2016. — 124 с.
  3. Банников, Г.С. Потенциальные и актуальные факторы риска развития суицидального поведения подростков (обзор литературы) [Электронный ресурс] / Г.С. Банников, Т.С. Павлова, К.А. Кошкин, А.В. Летова // Суицидология. — 2015. — Т. 6. — № 4 (21). — С. 21–32.
  4. Вихристюк, О.В. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? / Под ред. Вихристюк О.В. [Электронный ресурс] / Г.С. Банников, И.Б. Бовина, Л.А. Гаязова, Л.В. Миллер. — М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. — 77 с.
  5. Кошкин, К.А. Стратегии и методы оказания кризисной психологической помощи подросткам в зависимости от психологического состояния и личностных особенностей. [Электронный ресурс] / К.А. Кошкин, Г.С.Банников, Т.С.Павлова // Вестник новых медицинских технологий. Электронный журнал. — 2015. — №4.
  6. Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по диагностике факторов риска развития кризисных состояний с суицидальными тенденциями у обучающихся 7–11 классов / Под ред. Вихристюк О.В. — М.: ФГБОУВО МГППУ, 2017. — 58 с.
  7. Павлова, Т.С. Современные теории суицидального поведения подростков и молодежи [Электронный ресурс] / Т.С. Павлова, Г.С. Банников // Психологическая наука и образование psyedu.ru. Электронный журнал. — 2013. — №4. — С. 59–69.
  8. Холмогорова, А.Б. Основные итоги исследований факторов суицидального риска у подростков на основе психосоциальной многофакторной модели расстройств аффективного спектра. [Электронный ресурс] / А.Б. Холмогорова, С.В. Воликова // Медицинская психология в России: Электронный научный журнал. — 2012. — №2. — URL: http:// medpsy.ru (дата обращения 14.06.2018).

Информация об авторах

Ткачева Ольга Юрьевна, педагог-психолог, МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», заместитель директора, руководитель подразделения экстренной помощи, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1276
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 770
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2