Вестник практической психологии образования
2019. Том 16. № 1. С. 15–23
ISSN: 2658-3100 (online)
Условия и порядок применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональный стандарт, пилотные площадки
Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Забродин Ю.М., Леонова О.И. Условия и порядок применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 15–23. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n1/Zabrodin_Leonova (дата обращения: 25.12.2024)
Полный текст
Профессиональные стандарты выполняют многофункциональную роль в области установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласования структуры вида трудовой деятельности, наименований должностей, квалификационных требований и являются основой при разработке и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) и образовательных программ профессионального образования, программ дополнительного профессионального образования, а также основой разработки учебно-методических материалов к этим программам, определяют требования при проведении оценки квалификации, в том числе аттестации работников, а также выпускников организаций профессионального образования.
Требования и условия применения профессиональных стандартов определены в нормативных правовых актах:
• Федеральный закон №122 от 02.05.2015 г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», определяющий порядок обязательного применения профессиональных стандартов;
• Федеральный закон от 03.07.2016 №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»;
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (действующая редакция, 2016), устанавливающий необходимость учета профессиональных стандартов в содержании ФГОС профессионального образования, дополнительных профессиональных программ, при проведении профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ;
• Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 года №584, в котором установлены требования к применению профессиональных стандартов в организациях государственного сектора;
• Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.04.2016 №14-0/ 10/В-2253 «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов», в котором определены основные направления и механизмы применения профессиональных стандартов в организациях.
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» утвержден 2015 году и с 1 января 2017 года начал применяться работодателями при подборе кадров, приеме на работу, разделении и организации труда, организации образования специалистов и др.
Порядок применения профессиональных стандартов в регионах и организациях определен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №584 от 27.06.2016. С целью поэтапного перехода на профессиональные стандарты (к 01 января 2020 года) в образовательных организациях и психолого-педагогических и медико-социальных центрах должны быть разработаны планы по организации применения профессиональных стандартов, предусматривающие применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», включающие следующие сведения:
•потребность в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников;
• проведение соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
• этапы, содержание и сроки применения профессиональных стандартов;
• перечень локальных нормативных актов организаций, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.
В соответствии с законодательством профессиональный стандарт устанавливает квалификационные требования к образованию и опыту работы педагога-психолога, а также определяет (если требуется) особые условия допуска к работе, поэтому работодатель должен оценивать квалификацию специалиста на основе профессионального стандарта. В этой связи необходимо напомнить, что в соответствии с проф- стандартом у педагога-психолога (психолога образовательной организации) должно быть высшее образование по профилю профессиональной деятельности (указанной в стандарте). При этом необходимо учитывать, что, если педагог-психолог, работающий в образовательной организации, имеет высшее образование, не соответствующее ни одному из заявленных в профстандарте кодов Общероссийского классификатора специальностей по образованию, то данный специалист имеет потребность и должен иметь возможность получить дополнительное профессиональное образование (в том числе, если нужно, получить профессиональную переподготовку с дополнительной квалификацией). В том случае если у специалиста отсутствует высшее образование, то он имеет потребность в профессиональном образовании (высшем образовании по профилю профессиональной деятельности).
Профессиональный стандарт может быть применен работодателем как методический документ при определении должностных обязанностей педагога-психолога. Система описания профессиональной деятельности в профстандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» основана на требованиях Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и включает две обобщенные трудовые функции «А» и «Б».
В структуре обобщенной трудовой функции «А»: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ» описывается специфика содержания трудовой деятельности педагогов-психологов (психологов), работающих в образовательных организациях при проведении:
• психолого-педагогического и методического сопровождения реализации основных и дополнительных образовательных программ,
• психологической экспертизы (оценки) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций,
• психологического консультирования субъектов образовательного процесса,
• коррекционно-развивающей работы с детьми и обучающимися, в том числе работы по восстановлению и реабилитации,
• психологической диагностики детей и обучающихся,
• психологического просвещения субъектов образовательного процесса,
• психопрофилактики (профессиональной деятельности, направленной на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях).
В структуре обобщенной трудовой функции «В»: «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления» описывается специфика содержания трудовой деятельности педагогов-психологов (психологов), работающих в ППМС центрах при проведении:
• психологического просвещения субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
• психологической профилактики нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
• психологического консультирования лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
• психологической коррекции поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
• психологической диагностики особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Полученные в рамках реализации Дорожной карты Минобрнауки РФ по апробации и применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на 2015-2017 годы результаты деятельности региональных пилотных площадок показали, что эффективность перехода на применение профессионального стандарта и выполнение указанных выше условий могут быть обеспечены только специальной организацией управления процессами внедрения профессионального стандарта на территории субъекта РФ при активном участии и координации работ со стороны региональных органов управления образованием (в том числе, путем создания региональных рабочих групп по апробации и внедрению профессионального стандарта, разработки планов-графиков внедрения профессионального стандарта в регионе, образования региональных (муниципальных) площадок по апробации и внедрению профессионального стандарта).
Таким образом, к условиям эффективного поэтапного применения профстандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» следует отнести:
• организацию управления процессами внедрения профессионального стандарта на территории субъекта РФ путем создания региональных рабочих групп по апробации и применению профессионального стандарта, разработки планов-графиков внедрения профессионального стандарта в регионе, образования региональных (муниципальных) площадок по апробации и внедрению профессионального стандарта;
• включение в число приоритетных вопросов в рамках перехода к применению профессионального стандарта в субъекте Российской Федерации:
— анализ сведений об имеющейся потребности региона в профессиональном образовании и (или) дополнительном профессиональном образовании работников;
— организацию профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования в целях приведения квалификационных характеристик работников в соответствие требованиям профессиональных стандартов.
Опираясь на выявленный опыт в области применения профстандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в субъектах РФ [Рубцов, 2018], можно сформулировать требования по организации применения профессионального стандарта:
• анализ требований профстандарта к квалификации работников;
• анализ соответствия уровня образования и практического опыта работников требованиям проф- стандарта для данного вида деятельности;
• определение условий выявления и освоения работниками компетенций, заявленных в профстандарте, в том числе предусматривающих персонифицированный подход к профессиональному развитию специалиста, дополнительному профессиональному образованию;
• определение потребности в профессиональном или дополнительном профессиональном образовании в целях приведения квалификационных характеристик работников и их компетенций в соответствие профстандарту;
• формирование профессионального запроса на профессиональное или дополнительное профессиональное образование работников в соответствии с требованиями профстандарта и с учетом уровня образования специалиста, стажа работы в данной области, специфики его организации, индивидуальных профессиональных интересов и возможностей;
• организация профессионального или дополнительного профессионального образования по приведению в соответствие квалификационных характеристик и компетенций работников требованиям профстандарта.
С целью экспертно-методического сопровождения применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и образовательных организаций в 2018 году проведено профессионально-общественное обсуждение практик применения профессионального стандарта, разработаны рекомендации по экспертнометодическому сопровождению применения профессионального стандарта1, а также проект положения о региональной пилотной площадке по применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
Сведения о формировании в 2018 году пилотных площадок по применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации сформированы на основании представлений субъектов Российской Федерации, а также с учетом практики апробации профессионального стандарта в 2015-2017 гг. (табл. 1).
В 2018 году в рамках экспертно-методического сопровождения применения профессионального стандарта ФГБОУ ВО МГППУ и общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» при поддержке и участии Минпросвещения России и Минтруда России были проведены семь всероссийских мероприятий, посвященных профессионально-общественному обсуждению основных мероприятий пилотных площадок по применению профессионального стандарта «Педагог- психолог (психолог в сфере образования)» в 2018 в режиме адаптации:
• серия вебинаров «Экспертно-методическое сопровождение применения профстандарта педагога-психолога» (16 мая, 8 июня 2018 г., более 2200 участников из 77 субъектов РФ);
• Всероссийский научно-практический семинар-совещание «Профилактика социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних» (3-4 апреля 2018 г., более 800 участников из 57 субъектов РФ);
• серия вебинаров «Экспертно-методическое сопровождение применения профстандарта педагога-психолога» (20 сентября, 5 октября, 2 ноября 2018 г., более 2000 участников из 77 субъектов РФ);
• XIV Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональный стандарт педагога- психолога: вызовы и риски современного детства» (18-19 декабря 2018 г., более 600 участников из 65 субъектов РФ).
Информация о проведении данных мероприятий, в том числе презентации докладов, сборники статей и видеоотчеты, размещены на сайте ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (https://профстандартпедагога.рф).
Необходимо отметить, что для обеспечения эффективного перехода на профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» пилотным площадкам рекомендуется выполнить ряд основных задач:
• организация применения профессионального стандарта при формировании кадровой политики и управлении персоналом;
• обеспечение согласованности требований профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и основных профессиональных образовательных, а также дополнительных профессиональных образовательных программ;
• определение систем аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих применению в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
• организация межведомственного взаимодействия в условиях применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
• обеспечение разработки, утверждения и реализации региональной модели (дорожной карты) применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
• обобщение опыта применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на территории субъекта Российской Федерации.
Примеры организации работы по поэтапному переходу на применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образовfния)» с учетом специфики регионов представлены в табл. 2.
Профессионально-общественное обсуждение итогов экспертно-методического сопровождения внедрения профессионального стандарта педагога-психолога, организованное в 2018 году, позволяет констатировать следующие значимые результаты в развитии данной квалификации:
• становление на территории пилотных регионов России эффективной региональной системы уп-равления процессами внедрения профессиональ-ного стандарта, совершенствование моделей организации деятельности психологической служ¬бы на региональном (муниципальном) уровне, в том числе в условиях межведомственного взаимо-действия, с учетом требований профессионально¬го стандарта и развитие профессионализма педа¬гогов-психологов в решении проблем детства в соответствии с вызовами времени;
• развитие информационно-аналитического и мето-дического сопровождения применения професси-онального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в субъектах Российской Федерации и диссеминация эффективного реги-онального опыта применения профессионально¬го стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфе¬ре образования)» на территории субъектов Российской Федерации;
• определение условий эффективного применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и др.
№ п/п |
Наименование субъекта РФ |
Наименование координатора пилотной площадки |
1. |
Архангельская область |
Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования города Архангельска «Городской центр экспертизы, мониторинга, психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения «Леда» |
2. |
Белгородская область |
Координационный совет по развитию психологической службы в системе образования Белгородской области |
3. |
Чувашская Республика |
БОУ Чувашской Республики «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Министерства образования и молодежной политики Чувашской республики |
4. |
Владимирская область |
ГАОУ ДПО ВО «Владимирский институт развития образования им. Л.И. Новиковой» |
5. |
Иркутская область |
ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» |
6. |
Калужская область |
ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт развития образования» |
7. |
Карачаево-Черкесская Республика |
Карачаево-Черкесский республиканский институт повышения квалификации работников образования |
8. |
Курская область |
ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» |
9. |
Ленинградская область |
ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» |
10. |
Липецкая область |
ГАУ ДПО Липецкой области «Институт развития образования» |
11. |
Московская область |
ГБОУ МО ВО «Академия социального управления» |
12. |
Ненецкий автономный округ |
ГБУ НАО «Ненецкий региональный центр развития образования» |
13. |
Нижегородская область |
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» |
14. |
Новгородская область |
ГОБУ «Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» |
15. |
Новосибирская область |
ГБУ Новосибирской области — Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования» |
16. |
Пермский край |
ГКУ Пермского края «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» |
17. |
Псковская область |
Государственное управление образования Псковской области |
18. |
Республика Башкортостан |
ГАУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан» |
19. |
Республика Ингушетия |
ГБУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками» |
20. |
Республика Коми |
ГОУ ДПО «Коми республиканский институт развития образования» |
21. |
Самарская область |
ГБУ ДПО Самарской области «Региональный социопсихологический центр» |
22. |
Санкт-Петербург |
ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования» |
23. |
Сахалинская область |
Министерство образования Сахалинской области |
24. |
Свердловская область |
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» |
25. |
Тамбовская область |
ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» |
Табл. 1. Перечень регионов, на территории которых образованы пилотные площадки по применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
[Забродин, 2017] Инструктивное письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации №07-132 от 13.09.2018 г.
Литература
- Забродин Ю.М., Леонова О.И. Организация применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. №3. С. 19–29. doi:10.17759/psyedu.20170903033.
- Забродин Ю.М., Леонова О.И., Волошина И.А. О разработке профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. №3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/Zabrodin_Leonova_Voloshina.phtml (дата обращения: 27.06.2017).
- Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Апробация, внедрение и применение профессиональных стандартов при решении задач образования и социальной сферы: этапы и перспективы // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М: МГППУ, 2016. С. 13–29.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» [Электронный ресурс] // СПС ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/71431038/#ixzz4sLs7Evz9 (дата обращения: 01.02.2018).
- Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. №514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy_informatsionnyy_blok/natsionalnyy_reestr_professionalnykh_standartov/reestr_professionalnykh_standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 (дата обращения: 31.03.2018).
- Рубцов В.В., Забродин Ю.М., Леонова О.И. Апробация и применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: итоги регионального опыта // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. №1. С. 82–92. doi:10.17759/pse.2018230107.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1196
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 484
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5