Вестник практической психологии образования
2019. Том 16. № 2. С. 89–90
ISSN: 2658-3100 (online)
Пространство возможностей: о разработке и апробации модели реабилитационно-образовательной среды
Общая информация
Рубрика издания: Приложения
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Леонова О.И., Миллер А.А. Пространство возможностей: о разработке и апробации модели реабилитационно-образовательной среды [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 2. С. 89–90. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n2/Leonova_Miller (дата обращения: 21.11.2024)
Полный текст
Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России» совместно с Московским государственным психолого-педагогическим университетом с 2016 года участвует в актуализации и экспертно-методическом сопровождении применения профессиональных стандартов работников социальной сферы с учетом опыта межведомственного взаимодействия: «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», «Психолог в социальной сфере», «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», «Специалист по работе с семьей» и др.
Актуализация профессиональных стандартов, которая проводится при участии профессионального сообщества, позволила описать в проектах профстандартов актуальные алгоритмы профессиональных действий и мероприятия, выполняемые на межведомственной основе. Это важный результат для применения профессиональных стандартов, так как особенностью работы с социально уязвимыми категориями населения, и реабилитационной отрасли, в частности, в помощи которой высоко нуждаются дети и подростки с ОВЗ и инвалидностью, является то, что эта работа создается для тех сложных случаев, когда необходим мультидисциплинарный подход.
Практика применения профессиональных стандартов социальной сферы с учетом опыта межведомственного взаимодействия рассматривается на заседаниях Совета при Правительстве РФ по попечительству в социальной сфере. В 2018 году Советом была поставлена задача выявить особенности внедрения профессиональных стандартов в организациях социальной сферы с учетом лучших практик межведомственного взаимодействия.
Проведенный опрос, в котором приняло участие более 7000 представителей организаций социальной сферы из 85 субъектов РФ, показал, что нормативная база, которая определяет порядок межведомственного взаимодействия, имеется в каждом субъекте. Действуют регламенты и протоколы о межведомственном взаимодействии, определены участники, задачи, ресурсы, направления работ с лицами с ОВЗ и инвалидностью на межведомственной основе, требования к результатам и критериям оценки их достижения.
При этом в отдельных субъектах вводятся адресные регламенты (соглашения) по оказанию услуг детям с ОВЗ, в том числе, детям-инвалидам, на межведомственной основе с участием организаций образования, здравоохранения, реабилитационных центров и центров социального обслуживания населения, уполномоченных органов в сфере опеки, центров профориентации, служб ранней помощи, организаций инвалидов и родителей детей с инвалидностью, социально-ориентированных НКО, формируются междисциплинарные команды специалистов.
Опрос позволил выявить также результаты, подтверждавшие эффективность работы и практики решения основных проблем, возникающих в рамках межведомственного взаимодействия.
Как продолжение этой работы и в целях выявления, описания и диссеминации наиболее важных особенностей реализации программ социальной реабилитации в 2020 году Федерация психологов образования России в рамках проекта «Модель инновационной реабилитационно-образовательной среды: пространство возможностей»[2] будет формировать реестр лучших практик организации реабилитационно-образовательной среды, реестра эффективных методов социальной реабилитации (абилитации) и обучения для детей с ОВЗ и инвалидностью, разрабатывать алгоритмы профессионального взаимодействия специалистов, а также рекомендации для родителей по участию в реабилитационно-образовательных мероприятиях.
Эти задачи будут отражать также реализацию профессиональных стандартов и позволят оказать методическую поддержку специалистам учреждений реабилитации и образования, а также родителям детей с ОВЗ и инвалидностью. Практики организации реабилитационно-образовательной среды для детей с ОВЗ и инвалидностью с доказанной эффективностью будут отобраны по итогам независимой экспертизы, учитывающей мнение самих специалистов и родителей.
Федерация психологов образования России приглашает к участию учреждения реабилитации и образования, а также экспертов в области социальной реабилитации и обучения детей с ОВЗ и инвалидностью. Подробная информация размещается на сайте rospsy.ru.
Леонова Олеся Игоревна, Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», кандидат психологических наук
Очевидно, что несмотря на пристальное внимание государства, различных социальных институтов, бизнеса и общества на процессы реабилитации и образования детей с ограниченными возможностями, все еще остается ряд вопросов, требующих пристального внимания. Их достаточно много и стоят они весьма остро.
Я — психолог Центра реабилитации и образования № 7 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
Центр реабилитации и образования № 7 расположен в 70 км от Москвы, в Истринском районе.
Основная цель Центра — подготовка детей с особыми образовательными потребностями к интеграции в социально-экономическую жизнь государства, где каждый может стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
Контингент детей — воспитанники из учебных заведений разных уровней и направленности, различные по религиозным убеждениям, социальному благополучию и степени ограничений жизнедеятельности.
Пребывание детей в учреждении курсовое, поэтому наш центр посещают порядка 1600 детей в год.
Это важное отступление. Обширный опыт центра позволяет видеть многие проблемы: для семей, воспитывающих детей-инвалидов, характерны социальная и психологическая изоляция, низкая социальная включенность в сферу образования, малая доступность социальных услуг, дефицит реабилитационных услуг и др.
Удивительно, но та самая изоляция является проблемой не только семей, но и сообщества специалистов, работающих в сфере реабилитации и образования детей с ОВЗ. Создается впечатление, что это не может быть так, — мы живем в цифровом обществе, ежемесячно проводятся семинары, вебинары, конференции и форумы. Но в реальности дела обстоят так, что существует большое количество действительно эффективных технологий реабилитации, реализованных локально — в определенных учреждениях или регионах, так же как функционируют локальные порталы и базы данных, объединяющие различных участников реабилитационного и образовательного процессов.
Очевидно, что сейчас перед нами стоит задача выделить, проанализировать и представить максимально полно существующие технологии. Объединить усилия практических центров, социально-ориентированного бизнеса, научного сообщества.
Центр реабилитации с удовольствием присоединился к инициативе Федерации психологов образования и Московского государственного психолого-педагогического университета создать цифровую модель реабилитационно-образовательного пространства, объединяющего действительно эффективные практики. Эта модель будет адресована специалистам по социальной реабилитации, педагогам, психологам, родителям детей с ОВЗ и инвалидностью и разработана на основе выявления и анализа лучших практик реабилитации и образования детей с ОВЗ и инвалидностью.
Проект позволит решить многие актуальные вопросы: преодоление социальной депривации, расширение возможностей жизнедеятельности детей с ОВЗ, продуктивность социальных взаимодействий и детско- взрослых общностей, повышение уровня субъективного переживания качества жизни, социальной включенности семей с детьми с ОВЗ в сферу образования и занятости и несомненно увеличить качество реабилитационных услуг.
Миллер Арина Александровна, ГБОУ Центр реабилитации и образования № 7
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 435
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 101
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1