Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9027Новости 1786Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

91 место — направление «Психология»

0,056 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

 

0,148 — двухлетний импакт-фактор

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Мотивационная функция эмоций: теоретический подход к изучению 131

Пырьев Е.А.
кандидат психологических наук, доцент, педагог-психолог, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Выборгского района, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: evgpyrev@yandex.ru

Аннотация

В статье раскрывается проблематика эмоциональной мотивации человека. Дается определение данному явлению. Теоретический аспект эмоциональной мотивации представлен анализом отечественной и зарубежной литературы, посвященной эмоциям и мотивации. Также теоретическая часть исследования посвящена природе эмоций и содержанию их мотивационного потенциала. Истоки данного явления видятся в предметности эмоций, проявляющихся в связях человека с различными сторонами его жизнедеятельности. Эмоция в качестве неосознаваемого мотива побуждает непреднамеренные действия в сторону предмета связи. Существует эмоция на нескольких уровнях функционирования человека: нейронном, физиологическом, психологическом и поведенческом. Первые два уровня обеспечивают появление эмоции, которая затем реализуется в двигательных реакциях и развернутом поведении в адрес предмета связи. Реализация двигательной программы со временем приводит к осознанию эмоций и снижению их мотивационного потенциала.

Ссылка для цитирования

Благодарности

Автор благодарит за помощь в сборе данных для исследования доцента РГПУ им. А.И. Герцена П.Н. Виноградова.

Фрагмент статьи

Важность исследования мотивационной функции эмоций отмечал известных российский психолог В.К. Вилюнас. Он посвятил много работ феноменологическому содержанию эмоций и месту их в психике человека, однако вынужден был констатировать, что «...многообязывающие признания мировой исследовательской мысли в последующем не реализовались в фактических разработках проблем мотивации».

Литература
  1. Амен Д. Д. Измени свой мозг — изменится и тело. М.: Эксмо, 2013. 496 с.
  2. Аристотель. Мотивы человеческой деятельности. Определение удовольствия // Поэтика. Риторика. М.: Азбука, 2000. С. 138–150.
  3. Баева И.А., Шахова Л.И. Формирование и поддержка состояния психологической безопасности учащихся кадетских классов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Т. 8. № 4. С. 91–101. doi:10.17759/psyedu.2016080410
  4. Баррет Л. Ф. Как рождаются эмоции. Революция в понимании мозга и управлении эмоциями. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 472 с.
  5. Беляев И.А. Концептуализация понятия «эмоциональная мотивация» как актуальная логико-гносеологическая проблема // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2016. № 1. С. 46–49.
  6. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб: Речь, 2007. 368 с.
  7. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл; Академия, 2004. 544 с.
  8. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологии эмоций // Психология эмоций. Хрестоматия. СПб: Питер, 2007. С. 8–42.
  9. Власова Н.В. Особенности регуляции эмоций в подростковом возрасте (на примере воспитанников кадетской школы*интерната) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. №2. С. 70–83. doi:10.17759/psyedu.2017090207
  10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  11. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: МГУ, 1988. 320 с.
  12. Джеймс У. Эмоция // Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия. М.: АСТ; Астрель, 2009. С. 75–88.
  13. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.
  14. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб: Питер, 2002. 464 с.
  15. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2008. 783 с.
  16. Кожухарь Г.С. Личностные детерминанты переживания позитивных состояний и стресса у студентов-психологов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 2. С. 149–163. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n2/61336.shtml (дата обращения: 25.07.2019).
  17. Кравченко Ю.Е. Подавление эмоционального поведения и субъективное переживание // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 28–38.
  18. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995. 271 с.
  19. Ланге К. Г. Аффекты. Психофизиологический этюд. СПб, 1890. 65 с.
  20. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: АСТ; Астрель, 2009. С. 47 — 66.
  21. Липер Р. У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций. СПб: Питер, 2007. С. 210–224.
  22. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб: Питер, 2007. 672 с.
  23. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 286 с.
  24. Падун М.А. Регуляция эмоций: процесс, формы, механизмы // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 6. С. 57–69.
  25. Петражицкий Л.И. Теория и политика права. Избранные труды. СПб: Юридическая книга, 2010. 1032 с.
  26. Пивоваров Д.В. Отношение, связь, свойство, вещь (категориальный анализ) // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. 2013. Т. 112. № 1. С. 63–72.
  27. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в повседневной, обыденной жизнедеятельности человека [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2017. Т. 10. № 56. С. 7–15. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 25.07.2019).
  28. Пырьев Е.А. Мотивационная функция эмоций в «теории связей» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 177. С. 35–42.
  29. Пырьев Е.А. Эмоциональное поведение человека // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». 2017. № 2. С. 34–39.
  30. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. 391 с.
  31. Рибо Т. Психология чувств: в 2-х частях. Житомир: Южно-Русское Книгоиздательство «Ф.А. Югансон», 1912. 305 с.
  32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1946. 749 с.
  33. Спиноза Б. Сочинения: В 2-х т. Т. 1. СПб: Наука, 1999. 489 с.
  34. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии // Торндайк Э., Уотсон Дж. Б. Бихевиоризм. Принципы обучения, основанные на психологии. М.: АСТ, 1998. С. 5–242.
  35. Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении // Торндайк Э., Уотсон Дж. Б. Бихевиоризм. Принципы обучения, основанные на психологии. М.: АСТ, 1998. С. 243–704.
  36. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд. З. Психология бессознательного: сборник произведений. М.: Просвещение, 1989. С. 381–424.
  37. Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. СПб: Питер, 2003. 651 с.
  38. Экман П. Психология эмоций. СПб: Питер, 2012. 275 с.
  39. Юнг К. Г. Аналитическая психология. Тавистокские лекции. М.: Азбука, 2007. 240 с.
  40. Arnold M. B. Emotion, motivation and the limbic system // Ann N.Y. Acad. Sci., 1969. V. 159 (3).
  41. Hess W. R. Hypothalamus and thalamus. 2nd ed. Stuttgart: Thieme, 1969. 77 p.
  42. LeDoux J. E. Emotional memory systems in the brain // Behav. Brain Res. 1993. V. 58. pp. 69–79.
  43. MacLean P. D. The Triune Brain in Evolution. Role in Paleocerebral Functions. New York: Plenum, 1990. XXIV, 672 p.
  44. Tomkins S. Affect, imagery, consciousness. Vol. I: The positive affects. New York, 1962.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика