Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 112Рубрики 53Авторы 9134Новости 1807Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

91 место — направление «Психология»

0,056 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

 

0,148 — двухлетний импакт-фактор

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Подростковый буллинг: направления профилактической работы и организация помощи 332

Волкова Е.Н.
доктор психологических наук, профессор, проректор по научной деятельности, ФГБОУ ВПО НГПУ имени Козьмы Минина, Нижний Новгород, Россия
e-mail: envolkova@yandex.ru

Аннотация

В статье приводятся результаты теоретических и эмпирических исследований подросткового буллинга, выполненных российскими и зарубежными исследователями, которые могут составить научную основу для разработки программ помощи участниками подросткового буллинга и программ профилактики буллинга в образовательном учреждении. Личностные особенности подростков — обидчиков, жертв и свидетелей буллинга определяют психологические механизмы и содержание программ помощи и профилактики. Анализ отношений внутри семьи подростка в совокупности с оценкой параметров школьной среды и, прежде всего, особенностей отношения педагогов к субъектам образовательного процесса — выступают основанием для проектирования профилактической работы. Основные стратегии профилактики буллинга связаны с изменением поведения всех субъектов образовательного пространства, прежде всего, взрослых: педагогов и родителей, — а не только самих подростков. Ключевым адресатом профилактической работы в подростковом буллинге являются подростки — свидетели буллинга. Программы профилактики буллинга в образовательном учреждении должны иметь выраженный культурно-социальный контекст.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Методологической основой исследований подросткового буллинга может служить культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Учение Л.С. Выготского о кризисах развития в детских возрастах, о сензитивных и критических возрастных периодах имеет корреляцию с проблемой насилия над детьми в целом и подросткового буллинга, в частности. Рассматривая процессы нарушения развития современных детей и подростков в результате насильственных действий, мы опирались на понятие социальной ситуации развития как своеобразного, специфического для каждого возраста отношения между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего, социальной.

Литература
  1. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 3 (10). С. 149–159.
  2. Бутенко В.Н., Сидоренко О.А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «обидчиков» и «жертв» // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. № 3 (33). С. 138–143.
  3. Воликова С.В., Калинкина Е.А. Детско-родительские отношения как фактор школьного буллинга // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4 (88). С. 138–161.
  4. Волкова Е.Н., Волкова И.В. Скитневская Л.В. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского как методологическое основание для исследований подросткового буллинга // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. № 2 (10). С. 6–18.
  5. Волкова И.В. Подростковый буллинг и стиль общения педагога // Научное мнение. 2017. № 5. С. 56–63.
  6. Волкова Е.Н., Волкова И.В. Кибербуллинг как способ социального реагирования подростков на ситуацию буллинга // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 17.
  7. Волкова И.В. Эмпатия, аффилиативная тенденция и сензитивность к отвержению у подростков — участников буллинга // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании: Материалы I Международной научно-практической конференции. В 2%х частях / Под общей редакцией Л.А. Цветковой, Е.Н. Волковой, А.В. Микляевой. 2018. С. 172–179.
  8. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 105. С. 159–165.
  9. Гусейнова Е.А., Ениколопов С.Н. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2014. № 2. С. 246–256. doi:10.17759/psyedu.2014060221.
  10. Лейн Д.А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д.А. Миллер, Э. Лейн. СПб: Питер, 2001. 448 с.
  11. Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: Дисс. ... канд. психол. наук. СПб, 2011. 210 с.
  12. Польская Н.А. Взаимосвязь показателей школьного буллинга и само-повреждающего поведения в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 39–49.
  13. Сафронова М.В. Буллинг в образовательной среде — мифы и реальность // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46). С. 182–185.
  14. Собкин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. 2014. № 2 (5). С. 71–86.
  15. Baldry A.C. Bullying in schools and exposure to domestic violence // Child Abuse & Neglect. 2003. No. 27. P. 713–732.
  16. Cook C. R., Williams K. R., Guerra N. G., Kim T. E., Sadek S. Predictors of bullying and victimization in childhood and adolescence: A meta-analytic investigation // School Psychology Quarterly. 2010. No. 2 (25). P. 65–83.
  17. Espelage D., Low S., Rao M., Hong J., Little T. Family Violence, Bullying, Fighting, and Substance Use Among Adolescents: A Longitudinal Mediational Model // Journal of Research on Adolescence. 2015. No. 24. P. 10.
  18. Fekkes M., Pijpers F., Verloove-Vanhorick P. Bullying behavior and associations with psychosomatic complaints and depression in victims // Journal of Pediatrics. 2004. No. 1 (144). P. 17–22.
  19. Harel-Fisch Y., Walsh S.D., Fogel-Grinvald H., Amitai G., Pickett W., Molcho M., Due P., de Matos M. G., Craig W. Negative school perceptions and involvement in school bullying: A universal relationship across 40 countries // Journal of Adolescence. 2011. No. 34. P. 639–652.
  20. Hay C., Meldrum R. Bullying victimization and adolescent self-harm: Testing hypotheses from general strain theory // Journal of Youth and Adolescence. 2010. No. 39. P. 446–459.
  21. Kaltiala-Heino R., Rimpel M., Rantanen P. Bullying, depression, and suicidal ideation in Finnish adolescents: School survey [Электронный ресурс] // BMJ (British Medical Journal). 1999. No. 8. P. 319–348. URL: http://www.bmj.com/content/319/7206/348 (дата обращения: 20.10.2019).
  22. Losey B. Bullying, suicide, and homicide. Understanding, assessment and preventing threats for victims of bullying. USA: Routledge, 2011. 171 p.
  23. Molcho M., Craig W., Due P., Pickett W., Harel-Fisch Y., Overpeck M. HBSC Bullying Writing Group. Cross-national time trends in bullying behaviour 1994–2006: findings from Europe and North America // International journal of public health. 2009. No. 54. P. 1–10.
  24. Olweus D. Familial and temperamental determinants of aggressive behavior in adolescent boys: A causal analysis // Developmental Psychology. 1980. No. 6 (16). P. 644–660.
  25. Olweus D. Bully / Victim Problems in School. Facts and Intervention // European Journal of Psychology of Education. 1997. No. 12. P. 495–510.
  26. Rodkin P. C., Espelage D. L., Hanish L. D. A relational framework for understanding bullying: developmental antecedents and outcomes // American Psychologist. 2015. No. 4. P. 311–321.
  27. Salmivalli C., Nieminen N. Proactive and reactive aggression among school bullies, victims, and bully-victims // Aggressive behaviour. 2002. No. 28. P. 30–44.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика