Волкова Е.Н. доктор психологических наук, профессор, Институт психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9667-4752 e-mail: envolkova@yandex.ru
В статье приводятся результаты теоретических и эмпирических исследований подросткового буллинга, выполненных российскими и зарубежными исследователями, которые могут составить научную основу для разработки программ помощи участниками подросткового буллинга и программ профилактики буллинга в образовательном учреждении. Личностные особенности подростков — обидчиков, жертв и свидетелей буллинга определяют психологические механизмы и содержание программ помощи и профилактики. Анализ отношений внутри семьи подростка в совокупности с оценкой параметров школьной среды и, прежде всего, особенностей отношения педагогов к субъектам образовательного процесса — выступают основанием для проектирования профилактической работы. Основные стратегии профилактики буллинга связаны с изменением поведения всех субъектов образовательного пространства, прежде всего, взрослых: педагогов и родителей, — а не только самих подростков. Ключевым адресатом профилактической работы в подростковом буллинге являются подростки — свидетели буллинга. Программы профилактики буллинга в образовательном учреждении должны иметь выраженный культурно-социальный контекст.
Методологической основой исследований подросткового буллинга
может служить культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Учение Л.С.
Выготского о кризисах развития в детских возрастах, о сензитивных и критических
возрастных периодах имеет корреляцию с проблемой насилия над детьми в целом и
подросткового буллинга, в частности. Рассматривая процессы нарушения развития
современных детей и подростков в результате насильственных действий, мы
опирались на понятие социальной ситуации развития как своеобразного,
специфического для каждого возраста отношения между ребенком и окружающей его
действительностью, прежде всего, социальной.
Литература
Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект
исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики.
2013. № 3 (10). С. 149–159.
Бутенко В.Н., Сидоренко О.А. Буллинг в школьной
образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей
«обидчиков» и «жертв» // Вестник Красноярского государственного педагогического
университета им. В.П. Астафьева. 2015. № 3 (33). С. 138–143.
Воликова С.В., Калинкина Е.А. Детско-родительские
отношения как фактор школьного буллинга // Консультативная психология и
психотерапия. 2015. № 4 (88). С. 138–161.
Волкова Е.Н., Волкова И.В. Скитневская Л.В.
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского как методологическое основание
для исследований подросткового буллинга // Теоретическая и экспериментальная
психология. 2017. № 2 (10). С. 6–18.
Волкова И.В. Подростковый буллинг и стиль общения
педагога // Научное мнение. 2017. № 5. С. 56–63.
Волкова Е.Н., Волкова И.В. Кибербуллинг как способ
социального реагирования подростков на ситуацию буллинга // Вестник Мининского
университета. 2017. № 3 (20). С. 17.
Волкова И.В. Эмпатия, аффилиативная тенденция и
сензитивность к отвержению у подростков — участников буллинга // Герценовские
чтения: психологические исследования в образовании: Материалы I Международной
научно-практической конференции. В 2%х частях / Под общей редакцией Л.А.
Цветковой, Е.Н. Волковой, А.В. Микляевой. 2018. С. 172–179.
Глазман О.Л. Психологические особенности участников
буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета
им. А.И. Герцена. 2009. № 105. С. 159–165.
Гусейнова Е.А., Ениколопов С.Н. Влияние позиции
подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку [Электронный
ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2014. № 2. С. 246–256.
doi:10.17759/psyedu.2014060221.
Лейн Д.А. Школьная травля (буллинг) // Детская и
подростковая психотерапия / Под ред. Д.А. Миллер, Э. Лейн. СПб: Питер, 2001.
448 с.
Петросянц В.Р. Психологическая характеристика
старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их
жизнестойкость: Дисс. ... канд. психол. наук. СПб, 2011. 210 с.
Польская Н.А. Взаимосвязь показателей школьного
буллинга и само-повреждающего поведения в подростковом возрасте //
Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 39–49.
Сафронова М.В. Буллинг в образовательной среде —
мифы и реальность // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46). С.
182–185.
Собкин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы:
влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного
исследования) // Социальная психология и общество. 2014. № 2 (5). С.
71–86.
Baldry A.C. Bullying in schools and exposure to
domestic violence // Child Abuse & Neglect. 2003. No. 27. P. 713–732.
Cook C. R., Williams K. R., Guerra N. G., Kim T. E.,
Sadek S. Predictors of bullying and victimization in childhood and
adolescence: A meta-analytic investigation // School Psychology Quarterly.
2010. No. 2 (25). P. 65–83.
Espelage D., Low S., Rao M., Hong J., Little T.
Family Violence, Bullying, Fighting, and Substance Use Among Adolescents: A
Longitudinal Mediational Model // Journal of Research on Adolescence. 2015. No.
24. P. 10.
Fekkes M., Pijpers F., Verloove-Vanhorick P.
Bullying behavior and associations with psychosomatic complaints and depression
in victims // Journal of Pediatrics. 2004. No. 1 (144). P. 17–22.
Harel-Fisch Y., Walsh S.D., Fogel-Grinvald H., Amitai
G., Pickett W., Molcho M., Due P., de Matos M. G., Craig W. Negative school
perceptions and involvement in school bullying: A universal relationship across
40 countries // Journal of Adolescence. 2011. No. 34. P. 639–652.
Hay C., Meldrum R. Bullying victimization and
adolescent self-harm: Testing hypotheses from general strain theory // Journal
of Youth and Adolescence. 2010. No. 39. P. 446–459.
Kaltiala-Heino R., Rimpel M., Rantanen P. Bullying,
depression, and suicidal ideation in Finnish adolescents: School survey
[Электронный ресурс] // BMJ (British Medical Journal). 1999. No. 8. P. 319–348.
URL: http://www.bmj.com/content/319/7206/348 (дата обращения:
20.10.2019).
Losey B. Bullying, suicide, and homicide.
Understanding, assessment and preventing threats for victims of bullying. USA:
Routledge, 2011. 171 p.
Molcho M., Craig W., Due P., Pickett W., Harel-Fisch
Y., Overpeck M. HBSC Bullying Writing Group. Cross-national time trends in
bullying behaviour 1994–2006: findings from Europe and North America //
International journal of public health. 2009. No. 54. P. 1–10.
Olweus D. Familial and temperamental determinants
of aggressive behavior in adolescent boys: A causal analysis // Developmental
Psychology. 1980. No. 6 (16). P. 644–660.
Olweus D. Bully / Victim Problems in School. Facts
and Intervention // European Journal of Psychology of Education. 1997. No. 12.
P. 495–510.
Rodkin P. C., Espelage D. L., Hanish L. D. A
relational framework for understanding bullying: developmental antecedents and
outcomes // American Psychologist. 2015. No. 4. P. 311–321.
Salmivalli C., Nieminen N. Proactive and reactive
aggression among school bullies, victims, and bully-victims // Aggressive
behaviour. 2002. No. 28. P. 30–44.