Сидром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является
одной из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском
возрасте. В связи с широкой распространенностью он стал предметом изучения и
медиков, и психологов, и педагогов. Описанию расторможенных, импульсивных,
неугомонных, невнимательных, непослушных детей, испытывающих значительные
трудности в адаптации и обучении, посвящены работы как отечественных, так и
зарубежных неврологов, психологов и психиатров: Н.Н. Заваденко, Ю.С. Шевченко,
В.Р. Кучмы, И.П. Брязгунова, Е.А. Осиповой, Н.В. Панкратовой, Т.В. Ахутиной,
Н.М. Пылаевой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, R.Barkley, S.Clements, З.Тржесоглавы
и др. Несмотря на значительное количество работ в этой области, исследователи
до сих пор не пришли к единому мнению относительно этиологии синдрома, его
распространенности, а также диагностических критериев данного заболевания.
Аналогичным образом на данный момент нет единого мнения относительно
сочетаемости синдрома с запаздыванием процессов созревания высших психических
функций, которые приводят к специфическим трудностям обучения, в первую
очередь, в виде трудностей программирования и контроля деятельности. При СДВГ
высокий уровень интеллекта может сочетаться с низкой психоэмоциональной
устойчивостью, частыми колебаниями настроения, упрямством, вспыльчивостью,
агрессивностью, длительно сохраняющейся инфантильностью, незрелым поведением,
проблемами в общении, неуверенностью в себе, неустойчивой самооценкой. Однако
до сих пор остается невыясненным вопрос, почему у одних детей с СДВГ больше
выражены эмоционально-мотивационные нарушения, у других – когнитивные.
Существуют также разногласия относительно возможностей компенсации,
устойчивости проявления симптомов и сочетания СДВГ с другими клиническими
расстройствами.
Литература
Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдром
дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им.
В.М. Бехтерева. 1993. - № 3. - С. 74-90.
Белопольская Н.Л. Дифференциально-диагностическое значение
изучения самосознания у детей с ЗПР / Психология детей с задержкой психического
развития (под ред. Защиринской О.В.). - СПб., 2003. – С. 240-244.
Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков
(под ред. проф. Ю.С. Шевченко). - СПб., 2003.
Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка
/ Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972. - С.44-56.
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или
всё о гиперактивных детях. - М., 2002.
Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собр. соч. - М.,
1982. – Т. 2.
Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. - М.,
1983.
Горбачевская Н.Л., Заваденко Н.Н., Якупова Л.П., Сорокин
А.Б., Суворина Н.Ю., Григорьева Н.В. Электроэнцефалографическое исследование
детской гиперактивности // Физиология человека. - 1996. - Т. 22. - № 5. - С.
49-55.
Гиперактивные дети. Под ред. М.Пассольта. - М.,
2004.
Грибанов А.В. и др. Синдром дефицита внимания с
гиперактивностью у детей. - М., 2004.
Демьянов Ю.Г. Пограничные с олигофренией состояния /
Психология детей с задержкой психического развития (под ред. Защиринской О.В.).
- СПб., 2003. - С. 101-132.
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два
разных мира. - М., 1998.
Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью
и дефицитом внимания. - М., 2001.
Заваденко Н.Н. Принципы диагностики и коррекции
гиперактивности с дефицитом внимания у детей // Аутизм и нарушения развития. -
2003. - №№ 2, 3.
Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб.,
2000.
Иванов Е.С. Астения как одна из причин неуспеваемости
детей в школе / Психология детей с задержкой психического развития (под ред.
Защиринской О.В.). - СПб., 2003. - С. 9-11.
Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия (в 2-х
тт.). - М., 1994. - Т. 2.
Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Диагностика особенностей
поведения учащихся. Программа наблюдения за аффективно-волевой стороной
поведения учащегося / Психология детей с задержкой психического развития (под
ред. Защиринской О.В.). - СПб., 2003. - С. 210-216.
Ковалев В.В. (ред.) Неврозы и нарушения характера у детей
и подростков. - М., 1973.
Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М.,
1995.
Ковтун О.П., Львова О.А., Сулимов А.В. Минимальная
мозговая дисфункция у детей. Критерии диагностики и подходы к лечению. -
Екатеринбург, 2003.
Козловская Г.В. СДВГ как заболевание и как
психолого-медико-психологическая проблема // Данные доклада на круглом столе
«Гиперкинетический синдром как заболевание и как
психолого-медико-педагогическая проблема». - М., 2004.
Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие
дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших
школьников. - М., 1997.
Котягина С.Н. Особенности формирования психической
деятельности у детей с резидуальной энцефалопатией. Нейропсихологическое
исследование (автореф. канд. дисс.). – М., 2003.
Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция
гиперактивности ребенка. - М., 1997.
Крук И.В. Клиника церебрастенических состояний в детском
возрасте, пути адаптации (автореф. канд. дисс.). - Л., 1985.
Кучма В.Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с
гиперактивностью у детей /Детская патопсихология. - М., 2001. - С.
330-350.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском
возрасте. - М., 2003.
Листик Е.М. Развитие способности к распознаванию эмоций в
старшем дошкольном возрасте (автореф. канд. дисс.). - М., 2003.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции. - М., 1961.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного
взаимодействия с детьми. - СПб., 2001.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых.
Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и
аутичными детьми. - М., 2002.
Мачинская Р.И., Лукашевич И.П., Фишман М.Н. Динамика
электрической активности мозга у детей 5-8 лет в норме и при трудностях
обучения // Физиология человека. – 1997. - Т. 23. - № 5. - С. 5-11.
Многоосевая классификация психических расстройств в
детском и подростковом возрасте, ВОЗ. - М., СПб., 2003.
Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способности
к обучению / Хрестоматия по нейропсихологии. - М., 1999. - С. 434-435.
Молчанова Г.В. Динамика возрастных и индивидуальных
особенностей умственного развития тревожности у импульсивных детей 6-8 лет
(автореф. канд. дисс.). - М., 2000.
Мурашова Е.В. Дети - "тюфяки" и дети - "катастрофы". -
Екатеринбург, 2004.
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая
готовность к школе. - М., 2001.
Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. - М.,
2002.
Осипова Е.А., Панкратова Н.В. Динамика
нейропсихологического статуса у детей с различными вариантами течения синдрома
дефицита внимания и гиперактивности // Школа здоровья. Т. 4. - 1997. - № 4. -С.
34-42.
Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии. - М.,
2001.
Психическое развитие воспитанников детского дома (под ред.
И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской). - М., 1990.
Пылаева Н.М. Опыт нейропсихологического исследования детей
5-6 лет с задержкой психического развития / Хрестоматия по нейропсихологии. -
М., 1999. - С. 473-476.
Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика
развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. - М., 1997.
Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
- М., 2002.
Скворцов И.А. Развитие нервной системы у детей
(нейроонтогенез и его нарушения). - М., 2000.
Сприн О., Таппер Д., Райссер А., Туокко Х., Иджелл Д.
Минимальная мозговая дисфункция / Хрестоматия по нейропсихологии. - М., 1999. -
С. 482-484.
Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте.
- М., 1986.
Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В. Функциональная организация
развивающегося мозга // Физиология человека. - 1991. - Т.17. - № 5.
Филимонова О.Г. Психологические условия формирования
произвольности поведения младшего школьника (автореф. канд. дисс.). - М.,
1999.
Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в
умственном развитии у детей. - М., 2001.
Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальная дисфункция в
детском возрасте // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова № 9. -
1998. - С. 4-8.
Хомская Е.Д. Нейропсихология. - М., 2002.
Цветкова Л.С. (ред.) Актуальные проблемы нейропсихологии
детского возраста. - М., 2001.
Чубарова С.А. Он и она, а не просто дети: опыт раздельного
обучения в МОУСШ № 3 г. Тулы / Данные доклада на круглом столе
«Гиперкинетический синдром как заболевание и как
психолого-медико-педагогическая проблема». - М., 2004.
Шевченко Ю.С. Диагностика возбужденной мании,
маскированной гиперкинетическим и психопатоподобным поведением у детей /
Мамцева В.Н. Детская и подростковая психиатрия. - М., 2003. - С. 370-376.
Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью
и психопатоподобным синдромом. - М., 1997.
Шевченко Ю.С. Онтогенетические аспекты гиперкинетического
синдрома / Данные доклада на круглом столе «Гиперкинетический синдром как
заболевание и как психолого-медико-педагогическая проблема». - М., 2004.
Шевченко Ю.С., Добридень В.П.
Онтогенетически-ориентированная психотерапия (методика ИНТЭКС). - М.,
1998.
Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Радостное взросление:
личностный рост ребенка. - СПб., 2004.
Щипицына Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики
детей в процессе коррекционно-развивающего обучения / Психология детей с
задержкой психического развития (под ред. Защиринской О.В.). - СПб., 2003. - С.
152-164.
Якобсон С.Г., Сафонова Н.М. Анализ формирования механизмов
произвольного внимания у дошкольников // Вопросы психологии. – № 5. -
1999. - С. 3-10.
Barkley R.A. Attention Deficit Hyperactivity Disorder: a
handbook for diagnostic & treatment. - New York: Guilfred Press.,
1990.
Clements S.D. Minimal brain dysfunction by children //
National J.Neurolog Bull. 1966 Vol. 9.