Комплексная помощь семьям, воспитывающим детей раннего возраста с проблемами развития, в программе «Тропинка детства»

81

Аннотация

В статье, созданной на основе программы «Тропинка детства», рассматриваются проблемы ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество, которые в настоящее время признаны чрезвычайно актуальными в области образования и здравоохранения. Также авторы говорят о существовании общественно значимой проблемы, связанной с необходимостью ранней профилактики нарушений развития в более расширенной форме, чем та, что применяется в настоящее время, а также требует иных технологических решений, нежели это реализуется органами здравоохранения и образования. Описанная в статье программа предназначена для специалистов, работающих с детьми раннего возраста в учреждениях системы образования. Представленные методы и технологии могут осуществляться педагогами-психологами, педагогами-дефектологами, учителями-логопедами. В статье также описаны максимально необходимые условия для обеспечения работы с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ, детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения, и их семьями. Программа «Тропинка детства» прошла экспертизу по верификации доказательной базы в рамках секции «Доказательный подход в психологии и образовании» Научно-экспертного совета ФГБОУ ВО МГППУ с присвоением сертификата соответствия (регистрационный номер «6/17-пр» от 25.07.2023). По результатам экспертизы программа была признана соответствующей стандартам программ и технологий с доказанной эффективностью для сферы образования и социальной сферы на этапе пилотных проектов и рекомендована для включения в реестр примерных коррекционно-развивающих, коррекционно-реабилитационных и профилактических программ для деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования) и тиражирования в учреждениях образования и социальной сферы.

Общая информация

Ключевые слова: вариативность , качество образования, ОВЗ, дети, группа риска, ранняя помощь , инклюзия

Рубрика издания: Независимая оценка эффективности психолого-педагогических методик и программ

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2023200302

Получена: 23.08.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Южакова С.А. Комплексная помощь семьям, воспитывающим детей раннего возраста с проблемами развития, в программе «Тропинка детства» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 3. С. 22–38. DOI: 10.17759/bppe.2023200302

Полный текст

В настоящее время остро стоит вопрос о своевременном выявлении детей с различными патологиями на ранних этапах развития, о своевременном получении ими комплексной помощи, способствующей удовлетворению их особых потребностей. Это связано с ростом числа новорожденных с патологией, с наличием нарушений натального и постнатального периода, с увеличением количества детей-инвалидов в Российской Федерации.

Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе — главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной. Современные научные представления об уникальности первых лет жизни ребенка, зависимости его развития от социальных условий и окружающей среды выводят педагогику раннего детства на новый уровень. Педагоги, физиологи, психологи (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, М.М. Кольцова, Е.И. Радина, Е.И. Тихеева, Э.Г. Пилюгина и др.) открыли огромные потенциальные возможности развития детей. Определив значение периода раннего детства для всего дальнейшего формирования личности ребенка, выявили ряд специфических возрастных особенностей, которые легли в основу современных программ и технологий развития и воспитания детей раннего возраста.

Кроме этого, необходимо отметить, что значительная часть семей, имеющих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих образовательные учреждения, не имеет доступа к получению профессиональной психолого-педагогической поддержки и коррекционно-развивающей помощи в непосредственной близости от места проживания. Часть семей имеет низкий социальный статус (низкий уровень дохода, уровень образования и пр.), что также ограничивает возможность реабилитации детей с нарушениями в развитии. Эти проблемы сохраняют свою актуальность в современном обществе.

Дошкольные образовательные учреждения, как правило, располагают достаточным ресурсным потенциалом для предоставления услуг по консультированию, осуществлению психолого-педагогической поддержки и коррекционной помощи детям с ОВЗ, не посещающим детский сад, и их семьям. Эта деятельность может быть реализована через специальное структурное подразделение — Службу ранней помощи, признанную эффективной формой комплексного сопровождения семей, имеющих детей с нарушениями в развитии. В программе Службы ранней помощи формируется особый подход к оказанию необходимой поддержки детям раннего возраста с ОВЗ и их семьям, позволяющий консолидировать имеющиеся ресурсы и выстроить системную работу.

Программа, результаты верификации которой описываются автором в настоящей статье, направлена на раскрытие максимально возможных достижений ребенка, поддержание его здоровья, а также на успешную социализацию, развитие полноценной личности и включение ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество через внедрение вариативных форм дошкольного образования в рамках реализации подпрограммы «Повышение доступности и качества дошкольного образования».

Анализируя состояние образовательной системы ДОУ, проводя мониторинги запросов консультативного пункта и обращений родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и детей, не посещающих детский сад, мы пришли к выводу о высокой результативности психолого-педагогической помощи, специалисты которой выявляют на ранних стадиях проявления нарушений в развитии у детей раннего возраста, что позволяет организовать коррекционные и профилактические мероприятия.

Причинами, актуализирующими необходимость развития вариативных форм психолого-педагогической помощи детям раннего возраста и их семьям на базе МБДОУ, становятся следующие факторы:

  • снижение уровня здоровья детской популяции в возрастном диапазоне от рождения до старшего дошкольного возраста;
  • дефицит учреждений для детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями;
  • высокая эффективность комплексной помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска.

Совокупность данных факторов приводит к развитию порочного круга: все более углубляющегося отставания в развитии с постепенной трансформацией в умственную отсталость и неспособность умственно отсталого ребенка бороться с физическим недугом.

Таким образом, мы имеем общественно значимую проблему, связанную с необходимостью ранней профилактики нарушений развития в более расширенной форме и требующую иных технологических решений, нежели это реализуется органами здравоохранения и образования.

Программа предназначена для специалистов, работающих с детьми раннего возраста в учреждениях системы образования. Представленные методы и технологии могут осуществляться педагогами-психологами, педагогами-дефектологами, учителями-логопедами. Созданы максимально необходимые условия для обеспечения работы с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ, детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения, и их семьями.

Новизна заключается в том, что с ребенком раннего возраста с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами и детьми группы риска, и семьями, их воспитывающими, работает команда специалистов, обеспечивая единый подход к обеспечению ранней помощи и комплексному психолого-педагогическому сопровождению. До настоящего времени такой подход к коррекционной работе использовался исключительно в специальных образовательных учреждениях, которые были малочисленны и ограничены возрастными рамками приема детей-инвалидов. Деятельность специалистов междисциплинарной команды структурного подразделения дошкольной образовательной организации «Служба ранней помощи» по программе «Тропинка детства» направлена на помощь детям первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья (риском развития). Она включает в себя предоставление квалифицированной семейно-центрированной помощи ребенку и семье с целью содействия оптимальному развитию и адаптации в обществе ребенка с проблемами здоровья и развития.

Одним из критериев новизны является возможность оказания психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей целевой группы, находящимся в отдаленных от центра селах — при помощи «Выездной службы ранней помощи», которая позволяет специалистам охватить больший процент семей, нуждающихся в помощи.

Цель программы: раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности ребенка, адаптация семьи и ребенка в общество.

Задачи программы:

  • создание межведомственного взаимодействия с медицинскими и образовательными организациями с целью охвата большего процента детей целевой группы;
  • организация «Выездной службы ранней помощи» для оказания психолого-педагогической помощи семьям и детям, проживающим в отдаленных от центра селах района через внедрение вариативных форм доступности и качества дошкольного образования на базе МБДОУ;
  • раннее выявление и диагностика особых образовательных потребностей ребенка и его семьи;
  • оказание комплексной помощи детям целевой группы путем разработки индивидуальных программ сопровождения на основе выявления потенциала развития ребенка;
  • включение родителей в коррекционно-развивающий процесс на основе выявления специальных потребностей и возможностей семьи через внедрение дистанционных форм сопровождения с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Методическое обеспечение программы

Материально-технические ресурсы:

  • просторное помещение в соответствии с СанПиНом;
  • программа «Тропинка детства»;
  • игровые наборы Монтессори;
  • сенсомоторное оборудование, тренажеры для детей раннего возраста;
  • методика «Ясли» С.Б. Лазуренко;
  • CD-проигрыватель (или другая звуковоспроизводящая техника), музыкальное сопровождение (классические и релаксационные композиции);
  • демонстрационный материал для занятий;
  • камешки, пирамидки, вкладыши разных размеров, цветов, форм;
  • тактильные дорожки, лото;
  • мешочки, коробочки, кинетический песок, емкости разных форм и размеров.

Кадровый ресурс.

Использование программы требует дополнительной профессиональной подготовки специалистов в области дефектологии или в области специальной педагогики в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Доступность программы обеспечивает возможность каждому заинтересованному специалисту самостоятельно внедрить ее в практику. С текстом программы можно ознакомиться на интернет-ресурсе: https://rospsy.ru/node/1939

Ожидаемые результаты

Для детей:

  • в ходе игрового взаимодействия со взрослым у ребенка вырабатывается новый способ жизнедеятельности, перестраивается его активность в соответствии с условиями общественного воспитания и коллективного обучения;
  • повышается уровень психологического здоровья, что способствует благополучному развитию ребенка в период дошкольного детства;
  • формируется уверенное поведение в новой пространственно-игровой среде;
  • повышение речевой активности детей, обогащение словаря, уровня развития мелкой и крупной моторики, восприятия формы предмета;
  • развитие психических процессов: памяти, мышления.

Для педагогов:

  • обеспечение согласованности работы по выявлению, развитию и сопровождению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях района;
  • создание межведомственной модели сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и их семей;
  • усовершенствование нормативно-правовой базы системы диагностики, выявления и психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты устойчивости программы:

  • заинтересованность родителей (законных представителей), имеющих детей раннего и дошкольного возраста, в получении методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи (мониторинг обращений в Службу ранней помощи), в том числе дистанционной форме сопровождения;
  • использование инновационных форм взаимодействия с семьей;
  • увеличение числа специалистов, работающих в Службе ранней помощи.

Ограничения и противопоказания

Программа не рассчитана на работу с детьми при наличии у них следующих форм и состояний:

  • дети с тотальным недоразвитием высших психических функций;
  • дети с психопатоподобным поведением;
  • дети с текущими психическими заболеваниями (эпилепсия, шизофрения).

Формы реализации программы

Нарушения, трудности

Форма реализации программы

Нарушения зрительного анализатора

Групповая, индивидуальная

Нарушения слухового анализатора

Групповая, индивидуальная

Дети с интеллектуальными нарушениями

Групповая, индивидуальная

Дети с РАС

Индивидуальная с включением в групповую

Сенсорные нарушения

Групповая

Дети с нарушениями речи

Групповая

Дети с НОДА

Групповая

Формы оказания ранней комплексной помощи

  • Комплексная диагностика (педагоги, учитель-логопед, педагог-психолог, невролог, психиатр).
  • Индивидуальные коррекционные развивающие занятия в условиях дошкольного учреждения.
  • Групповые коррекционные развивающие занятия в условиях дошкольного учреждения.
  • Педагогическое сопровождение семьи.
  • Домашнее визитирование.
  • Информирование населения о работе службы ранней помощи.

Для разработки индивидуальной программы сопровождения семьи создан определенный алгоритм.

1-й этап — выезд команды специалистов, определение запросов родителей (законных представителей ребенка), первичная диагностика ребенка, разработка программы углубленного обследования ребенка.

2-й этап — проведение совместного с родителями углубленного обследования ребенка, при необходимости — оптимизация запроса родителей (законных представителей ребенка).

3-й этап — определение основных направлений ранней помощи, их приоритетности, содержательных аспектов, специальных условий, методов и сроков реализации программы.

4-й этап — документальное оформление программы.

5-й этап — определение параметров и критериев оценки эффективности реализации программы.

6-й этап — определение семьи в подгруппу для совместных занятий.

С каждой семьей работает команда специалистов. В зависимости от трудностей, нарушений, степени их выраженности определяется индивидуальная программа сопровождения, организуется подгрупповая работа.

Психологическая программа включает в себя четыре блока:

  1. установочный;
  2. диагностический;
  3. коррекционно-развивающий;
  4. блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Программа реализуется в форме игровых занятий, которые проводятся 1 раз в неделю, продолжительность от 10 до 15 минут, групповые занятия — до 30 минут. Общее количество занятий по программе — 44.

Ожидаемые основные результаты реализации программы

Положительными показателями результативности реализации программы является:

  • обеспечение согласованности работы по выявлению, развитию и сопровождению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях района;
  • создание модели сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и их семей;
  • усовершенствование нормативно-правовой базы системы диагностики, выявления и психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • генерирование и трансфер научно-методических знаний педагогического коллектива во внешнюю среду на основе сетевого взаимодействия с образовательными организациями.

Промежуточный результат:

  • повышение речевой активности детей, обогащение словаря;
  • повышение уровня развития мелкой и крупной моторики у детей;
  • повышение уровня восприятия формы предмета;
  • развитие психических процессов: памяти, мышления.

Исследовательские вопросы

Цель:

  • проверить в эксперименте эффективность программы «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста»;
  • внедрение инновационной модели психолого-педагогического сопровождения «Выездная служба ранней помощи» как эффективного способа своевременной помощи в рамках дошкольной организации.

Задачи.

  • Выявить трудности и нарушения в развитии у детей до 3 лет, типы привязанности ребенка, особенности и стили воспитания в семье с помощью психодиагностических методик и качественных методов на констатирующем этапе.
  • Провести формирующий эксперимент по программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста».
  • Выявить трудности и нарушения в развитии у детей до 3 лет, уровень привязанности ребенка, особенности воспитания в семье с помощью психодиагностических методик и качественных методов на контрольном этапе.
  • Сравнить показатели до и после формирующего этапа и оценить эффект реализации программы «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста».

Дизайн исследования

Описание выборки. образовательные организации Смирныховского района Сахалинской области:

  • МБДОУ № 1 «Улыбка» пгт. Смирных — присвоение статуса «Региональная инновационная площадка — «Служба ранней помощи «Тропинка детства» 2020 г. ИРОСО Сахалинской области»;
  • МБОУ СОШ с. Первомайск, дошкольные группы при школе;
  • МБОУ СОШ с. Онор, дошкольные группы при школе;
  • МБОУ СОШ с. Буюклы, дошкольные группы при школе;
  • ГКУ СРЦН «Светлячок» пгт. Смирных.

Чтобы доказать эффективность программы, в данном исследовании была организована экспериментальная группа — дети в возрасте от 1 года до 3 лет, не посещающие дошкольную организацию, проживающие в удаленных селах Смирныховского района; и контрольная группа — дети в возрасте от 1 года до 3 лет, посещающие ясельную группу дошкольной образовательной организации. В каждой группе по 25 детей, т. е.  50 чел., за 3 года — 150 детей.

Сформированы выборки с примерно одинаковым социально-экономическим статусом, уровнем образования родителей — среднее специальное, социальный статус — полная семья. В экспериментальной и в контрольной группе родители детей не знакомы с понятием «ранняя помощь», что подтверждено социологическим опросом.

Табл. 1. Описание выборки экспериментальной и контрольной групп (кол-во чел.)

Год исследования

2019–2020 гг.

2020–2021 гг.

2021–2022гг.

 

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

Экспериментальная

13

12

14

11

13

12

Контрольная

14

11

11

14

12

13

Психолого-педагогические характеристики (конструкты, параметры, признаки, переменные и др.), в отношении которых программа, предположительно, должна быть эффективна

  • Проблемы психофизиологического развития, определение психологического возраста: формирование первых предметных действий, ориентировка на функциональное назначение предметов, сформированность наглядно-действенного мышления.
  • Ограничения жизнедеятельности: ограничения активности и возможности участия, т. е. трудности, возникающие при выполнении определенных действий или деятельности, отклонение самостоятельной практической деятельности от общепринятой возрастной нормы.
  • Трудности детско-родительских отношений: стили воспитания, измерение вовлеченности, независимости и социальных отношений в ежедневных жизненных ситуациях.
  • Трудности углубленной диагностики и сопровождение семей: создание модели межведомственного взаимодействия.

Диагностический блок

Табл. 2. Диагностическое обследование ребенка

Мероприятия

Сроки

1

Работа Службы ранней помощи с семьями детей с особыми образовательными потребностями

2 раза в неделю 

2

1. Диагностика «Нервно-психическое развитие детей 1–3 года жизни»

2. Первичная оценка функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья ребенка

3. Методика «Ясли»

4. M-CHAT

1 раз в 3 месяца

3

Углубленная диагностика ребенка (диагностика слуха, зрения)

По необходимости

4

Промежуточная диагностика, внесение корректив в индивидуальную программу сопровождения.

По плану сопровождения 1 раз в 3 месяца

Табл. 3. Диагностическое обследование родителей.

Методика

Критерий оценки

1.

Диагностика ранней детско-родительской привязанности. Заполнение Карты семьи, Дневник развития

Изучение уровня привязанности ребенка к членам семьи, изучение уровня актуального развития ребенка

2.

Сочинение-эссе на тему
«Мой ребенок»

Изучение особенностей ребенка, стилей семейного воспитания

3.

Ведение дневника наблюдений 

Изучение особенностей поведения ребенка

4.

«Оценка взаимодействия
с педагогами ДОУ»

Изучение удовлетворенности родителей работой детского сада через анкетирование

5.

Диагностика родителей

1. Оценка факторов окружающей среды

2. Оценка соматического здоровья ребенка

3. Диагностика рутин

4. Измерение вовлеченности, независимости и социальных отношений в ежедневных жизненных ситуациях

5. Стратегии семейного воспитания

6. Скрининговая анкета для родителей по выявлению риска возникновения нарушений психического развития у детей раннего возраста

Другие инструменты (например, качественные методы) оценки исследуемых признаков (если есть).

  1. Диагностика «Нервно-психическое развитие детей 1–3 года жизни» (К.Л. Печора) направлена на изучение количественной оценки нервно-психологического развития детей, оценивающей глубину и диапазон отставания детей, проверяется по следующим линиям:
    • развитие понимания речи;
    • развитие активной речи;
    • сенсорное развитие;
    • развитие игры и действий с предметами;
    • развитие движений;
    • формирование навыков.
    • Первичная оценка функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья ребенка, оценка активности и участия ребенка по доменам:
    • обучение и применение знаний;
    • общие задачи и требования;
    • коммуникация;
    • мобильность;
    • забота о собственном теле и здоровье;
    • помощь родителям в повседневных делах;
  2. межличностное взаимодействие, основные жизненные сферы, общественная жизнь — оценка факторов окружающей среды (барьеры и фасилитаторы): факторы среды, продукция и технологии, поддержка и взаимосвязи — оценка функций и структур организма и их влияния на развитие ребенка, в том числе, оценка зрения и слуха.
  3. Методика «Ясли» С.Б. Лазуренко направлена на определение психологического возраста и темпа психического развития ребенка первых 3 лет жизни.
  4. Методика M-CHAT создана в США и является расширенной версией скринингового опросника CHAT, созданного в Великобритании, направлена на выявление риска наличия аутизма.
  5. Измерение вовлеченности, независимости и социальных отношений в ежедневных жизненных ситуациях — получение информации о функциональном поведении ребенка, которая относится к трем ожидаемым детским результатам, обеспечение информацией о функционировании ребенка в общих ежедневных процедурах (рутина).
  6. Скрининговая анкета для родителей по выявлению риска возникновения нарушений психического развития у детей раннего возраста (М.В. Иванов, Н.В. Симашкова, Г.В. Козловская).
  7. Методика «Стратегии семейного воспитания» (С.С. Степанов) позволяет оценить свою собственную стратегию воспитания и общения с ребенком.
  8. Социологический опрос родителей «Необходима ли ранняя помощь?».

Этапы сбора эмпирических данных

Возвращаясь к модели Службы, необходимо отметить, что диагностический блок размещает в себе методики как отечественного, так и западного подходов. Разработана диагностическая Карта семьи, позволяющая четко отследить появление тех или иных трудностей у ребенка и родителя. Для эффективной оценочной деятельности был разработан целый раздел в карте под названием «Ресурсы родителя», выстраивается совместная работа по развитию личности родителя, коррекции его трудностей и повышению педагогических компетенций, рефлексии. По результатам диагностического обследования специалистами разработаны индивидуальные направления психолого-педагогического сопровождения. Основа идеи была заимствована у специалистов Службы ранней помощи при обучении в Институте коррекционной педагогики. Мы, специалисты дошкольной организации, имеем возможность ведения непрерывного психолого-педагогического сопровождения семьи в рамках муниципалитета, области.

Целью исследования было выявление трудностей по международной классификации функционирования, определение психологического возраста по методике С.Б. Лазуренко «Ясли», выявление отклонений по методике К.Л. Печоры, изучение стратегий воспитания родителей.

Табл. 4. Описательные статистики для экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп на констатирующем этапе

Шкалы

ЭГ — среднее значение

КГ — среднее значение

Эмпирическое
значение критерия

Уровень
значимости

сенсорное развитие

15,08

18,24

67

0,031

речь

15,04

15,68

129

0,548

игровые навыки

17,00

15,32

218

0,134

наглядно-действенное мышление

15,96

15,80

158

0,819

анализаторы

19,60

18,24

162

0,104

коммуникация

17,68

16,32

174

0,273

Между экспериментальной и контрольной группой существуют значимые различия по шкале «сенсорное развитие» (U = 67, p < 0,05). В экспериментальной группе среднее значение равно 15,08, это меньше среднего значения контрольной группы, равного 19,24.

Табл. 5. Эмпирические значения по методике «Ясли» в экспериментальной (ЭГ)
и контрольной (КГ) группах на констатирующем и контрольном этапах

Шкала «Психологический возраст»

ЭГ — среднее значение

КГ — среднее значение

Эмпирическое
значение критерия

Уровень
значимости

Констатирующий этап

10,48

10,32

97,5

0,596

Контрольный этап

33,56

22,04

0,5

0,001

На констатирующем этапе между экспериментальной и контрольной группой не было выявлено значимых различий по исследуемым шкалам.

На контрольном этапе между экспериментальной и контрольной группой существуют значимые различия по шкале «психологический возраст» (U = 0,5, p < 0,001). Показатель в контрольной группе ниже, чем в экспериментальной группе. Полученное эмпирическое значение Uэмп(0) находится в зоне значимости.

Табл. 6. Проверка значимости различий показателей в экспериментальной группе
на контрольном этапе по сравнению с констатирующим по критерию Уилкоксона

Шкалы 

M ± SD

Сдвиг средних «после минус до»

Значение статистики T Уилкоксона

Уровень значимости p

До

После

Сенсорное развитие

15,08

33,84

18,76

32

0,01

Речь

15,04

33,84

18,80

32

0,01

Игровые навыки

17,00

33,88

16,88

23

0,01

Наглядно-действенное мышление

15,96

33,92

17,96

27

0,01

Анализаторы

19,60

33,96

14,36

15

0,01

Коммуникация

17,68

33,12

15,44

19

0,01

Психологический возраст

10,76

35,04

24,28

69

0,01

Таким образом, в экспериментальной группе существуют значимые различия по всем шкалам, на контрольном этапе все значения значимо выше, чем на констатирующем этапе.

Табл. 7. Проверка значимости различий показателей в контрольной группе
на контрольном этапе по сравнению с констатирующим по критерию Уилкоксона

Шкалы 

M ± SD

Сдвиг средних «после минус до»

Значение статистики T Уилкоксона

Уровень значимости p

До

После

Сенсорное развитие

18,24

19,12

0,88

0

0,01

Речь

15,68

20,28

4,60

0

0,01

Игровые навыки

15,32

19,68

4,36

0

0,01

Наглядно-действенное мышление

15,80

19,16

3,36

0

0,01

Анализаторы

18,24

19,04

0,80

0

0,01

Коммуникация

16,32

19,04

2,72

0

0,01

Психологический возраст

22,04

19,12

2,92

0

0,01

Таким образом, в контрольной группе нет значимых различий показателей по всем шкалам на констатирующем и контрольном этапах.

Информация о вычислении стандартизованного размера эффекта и индекса улучшения представлена в «Руководстве по верификации образовательных и социальных программ и технологий в парадигме доказательного подхода в психологии и образовании».

Выводы исследования

Эффективность программы / технологии статистически доказана в отношении следующих психолого-педагогических характеристик (переменных, признаков и т. д.).

  1. Проблемы психофизиологического развития, определение психологического возраста: формирование первых предметных действий, ориентировка на функциональное назначение предметов, сформированность наглядно-действенного мышления.

Результат: при совместном взаимодействии семьи и специалистов удалось выстроить комплекс встреч по программе и скорректировать имеющиеся нарушения у детей раннего возраста, минимизировать разрыв психологического и физиологического возраста. Более того, на примере контрольной группы установили, что трудности возникают и у нормотипичных детей, проходящих период адаптации к ДОУ. Мониторинг результатов деятельности педагогов адаптационных групп показал, что данная модель сопровождения является новой по содержанию и сопровождению семей.

  1. Ограничения жизнедеятельности: ограничения активности и возможности участия, т. е. трудности, возникающие при выполнении определенных действий или деятельности, отклонение самостоятельной практической деятельности от общепринятой возрастной нормы.

Результат: благодаря данной диагностической методике и совместному взаимодействию оказана психолого-педагогическая помощь по основным активностям ребенка: научение, общие требования, самообслуживание и коммуникация. Это те трудности, которые актуальны в процессе развития современного ребенка. Запросы, поступающие от родителей, входят в число этих областей активностей. Благодаря исследованиям по данной характеристике разработан индивидуальный маршрут сопровождения семьи, в процессе 10 встреч формируются навыки взаимодействия ребенка с родителями для решения конкретной запрашиваемой ситуации.

  1. Трудности детско-родительских отношений: стили воспитания, измерение вовлеченности, независимости и социальных отношений в ежедневных жизненных ситуациях.

Результат: положительная динамика в устранении причин нарушения отношений между родителями и детьми. Для каждой группы участников формулировались свои цели, конкретизирующие общую.

Реализация целей для родителей:

  • коррекция представлений о родительской роли и ролевом поведении;
  • снижение чувства фрустрированности собственными детьми;
  • повышение уверенности родителей в собственных возможностях;
  • понимание важности игр и эмоций в жизни детей и своей собственной;
  • понимание своих детей и закономерностей их развития;
  • формирование умений, необходимых для сотрудничества и доверительного общения с детьми.

Анализ опроса родителей показал:

  • обеспечение безопасной атмосферы, в которой дети могли бы открыто выражать свои чувства, спонтанно играть, действовать.
  • представление детям возможности быть выслушанными.
  • положительный опыт реагирования и поведения в психотравмирующих ситуациях.
  • доверие к родителям.
  • обеспечение развития двигательной активности и спонтанности.
  1. Трудности углубленной диагностики и сопровождение семей: создание модели межведомственного взаимодействия.

Результат: создание модели межведомственного взаимодействия специалистов образования и здравоохранения. Охват большего процента детей раннего возраста для выявления на ранних этапах нарушений и трудностей у детей. Экспертная оценка важности и результативности направления «Выездная служба ранней помощи». Возможность написания коллегиальных заключений, отслеживания динамики развития ребенка.

Доказана возможность создания круга специалистов, распределения функционального потенциала с учетом возможностей каждого специалиста. В течение 3 лет данная программа позволила передать опыт в другие районы с положительной динамикой и возможностью расширения межмуниципального общения, привлечения еще более узких специалистов в совместную деятельность по сопровождению семей, имеющих детей до 3 лет.

Результат программы показывает положительную динамику: уже несколько муниципальных районов работают по данной модели сопровождения. Из 75 детей — у 70 детей выявили нарушения, которые на ранних этапах развития удалось минимизировать и скорректировать. Охват тех семей и детей, которые не подозревали о трудностях, которые были выявлены.

Табл. 8. Выявленные нарушения (за 3 года реализации программы)

Нарушения, трудности

Кол-во детей

Нарушения зрительного анализатора

9

Нарушения слухового анализатора

6

Дети с интеллектуальными нарушениями разной степени

11

Дети с РАС

2

Сенсорные нарушения

13

Дети с нарушениями речи

29

Из каждого района были получены благодарственные письма от директоров образовательных учреждений и родителей.

В отношении каких исследованных психолого-педагогических характеристик эффект не выявлен: у одной семьи минимальный сдвиг психолого-педагогических характеристик — нарушение стилей и стратегий воспитания, так как у родителя (только постинтернатного сопровождения) не развит материнский инстинкт. Но программа сопровождения не завершена.

Ограничения результатов: нехватка узких специалистов для расширенного медицинского скрининга (например, детского ортопеда), специального оборудования на месте в районной поликлинике.

Ограничения применения программы и предложения по ее дальнейшему применению и развитию

На базе МБДОУ № 1 «Улыбка» пгт. Смирных при реализации грантового проекта создана Служба ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Появилась возможность оказания психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей от 1 года до 3 лет, находящимся в отдаленных от центра селах — при помощи инновационного подхода, а именно «Выездной службы ранней помощи», которая позволила специалистам охватить больший процент семей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, ориентированной на раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимальное развитие и адаптацию детей, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику и/или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей целевой группы. За несколько лет функционирования данной модели удалось выявить тяжелые нарушения, предотвратить и минимизировать трудности.

Благодаря исследованиям мы доказали, что можно просмотреть трудности и нарушения у детей, посещающих дошкольную организацию. Очень часто особенности поведения не учитываются, так как группа является адаптационной. Это значит, программа эффективна и в ДОУ.

Положительные показатели результативности реализации программы

  1. Обеспечение согласованности работы по выявлению, развитию и сопровождению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях района.
  2. Создание преемственности МБДОУ и СОШ, органов опеки и КДН по сопровождению семей, детей-инвалидов и детей с ОВЗ (показатель устойчивости проекта — до 2024 г.).
  3. Создание Выездной службы ранней помощи для семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями и рисками их возникновения.
  4. Усовершенствование нормативно-правовой базы системы диагностики, выявления и психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Увеличение процента охвата детей от 1 года до 3 лет диагностикой и ранним выявлением особых образовательных потребностей, комплексной коррекционно-развивающей помощью с 3,7% до 42%.
  6. Организация системного подхода к сопровождению семей «группы риска».

Дальнейшая работа:

  • расширение границ модели сопровождения, обмен опытом и практиками с разными городами Дальнего Востока;
  • изучение специфики сопровождения семей «группы риска», имеющих детей раннего возраста, подключение социальных служб и партнеров.

Литература

  1. Александрова Е.С. Потешки и болталочки для гармоничного развития малыша. СПб: ИД «Литера», 2013.
  2. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. Пособие для специалистов Службы ранней помощи детям и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Развивающие игры с рождения до года. СПб: ИД «Литера», 2013.
  4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 20.08.2023).
  5. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г.№ 1839-р). [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71381134/ (дата обращения: 20.08.2023).
  6. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) [Электронный ресурс] // Онлайн справочник здравоохранения и медицины ЗдравМедИнформ. URL: https://zdravmedinform.ru/icf.html (дата обращения: 20.08.2023).
  7. Николаев Н. Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст. Ростов-на-Дону, 2016.
  8. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Диагностика детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. М.: ТЦ Сфера, 2016.
  9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://base.garant.ru/71166760/ (дата обращения: 20.08.2023).
  10. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2017 г. № 705 «Об утверждении примерной модели межведомственного взаимодействия организаций, предоставляющих реабилитационные услуги, обеспечивающей принцип ранней помощи, преемственность в работе с инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, и их сопровождение» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://base.garant.ru/71890606/ (дата обращения: 20.08.2023).
  11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. № 3711-р (с Концепцией развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года) [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403212204/ (дата обращения: 20.08.2023).
  12. Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / под ред. С.Н. Теплюк. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  13. Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 января 2016 г. № ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей»). [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71248844/ (дата обращения: 20.08.2023).
  14. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 5–15.
  15. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 3–14.
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155). С изменениями и дополнениями от: 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г. [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 20.08.2023).
  17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.08.2023).

Информация об авторах

Южакова Светлана Александровна, педагог-психолог, Детский сад № 1 «Улыбка» (МБДОУ №1 «Улыбка»), Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0007-3956-0266, e-mail: yuzhakovayarkova.svetlana@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 464
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 81
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0