Социализация детей с аутизмом в процессе игровой деятельности на уроках адаптивной физической культуры

1690

Аннотация

Игровой метод широко используется в физическом воспитании детей всех возрастных групп, а коррекционные подвижные игры применяются для детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. Приводятся примеры игр.

Общая информация

Ключевые слова: социализация, расстройства аутистического спектра, адаптивная физкультура, развитие моторных навыков

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Плаксунова Э.В. Социализация детей с аутизмом в процессе игровой деятельности на уроках адаптивной физической культуры // Аутизм и нарушения развития. 2009. Том 7. № 1. С. 64–68.

Полный текст

 

Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребёнка, помогая формировать его личность. Играя, ребенок вживается в различные образы, знакомится с многообразием социальной действительности. Вступая в общение, он познаёт свой внутренний мир и отношения людей, секреты их взаимодействий, переживает радость и неудачи. Сначала он только подражает, затем проходит период осмысления, чтобы в дальнейшем уже самостоятельно определять собственные социально­психологические мотивы, установки, ориентиры. Ребёнок — это деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. А развитость движений, в свою очередь, является одним из показателей правильного нервно-психического развития (Л.В. Шапкова, 2002).

Игровой метод широко используется в физическом воспитании детей всех возрастных групп, а коррекционные подвижные игры применяются для детей с различными отклонениями в состоянии здоровья.

Игровой метод используется также и в работе с аутичными детьми. Нарушение нормальных контактов, недостаточность эмоциональной и волевой сферы, неумение преодолевать трудности и ориентироваться в жизненных ситуациях, нереализованная потребность в признании и самоутверждении — отчётливые признаки социально-психической дезадаптации (С.Д. За- брамная, 1995). И эти признаки отчётливо проявляются у детей с аутизмом.

Аутичных детей характеризуют низкий уровень развития игровых и символических навыков, трудности социализации. Для детей с аутизмом, так же как и для нормально развивающихся детей, игра имеет огромное значение. Она позволяет развить их исследовательские навыки, символические способности, гибкость мышления, воображение. Это оказывает существенное влияние на поведение ребенка, которое становится менее однообразным, стереотипным и более гибким.

Специально организованная игровая деятельность, включающая подвижные игры, эстафеты, спортивные игры по упрощённым правилам, игровые задания и игровые композиции относится к игровому методу. Целенаправленно подобранные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, точность, дифференцировку усилий, улучшают речевую деятельность и др., тем самым стимулируя развитие физических, психомоторных, интеллектуальных и коммуникативных способностей у детей с аутизмом. Создаётся условная ситуация, в которой взаимодействие детей друг с другом осуществляется по правилам. Игровыми средствами являются основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, метание, переноска груза, упражнения, сопровождаемые речитативами, с предметами и без предметов.

Одних детей с аутизмом можно отнести к группе детей с большой подвижностью (гиперактивные, двигательно расторможенные), других — к группе малоподвижных детей (вялые, пассивные). И у тех, и у других снижено внимание, плохо развиты подражательные способности, нарушена целенаправленная деятельность и система управления произвольными движениями. Всё это препятствует естественному формированию игровых способностей.

В процессе игровой деятельности ведущее место всегда принадлежит педагогу. Педагог наблюдает за каждым играющим и за игрой в целом, регулирует нагрузку, корригирует неправильные действия и движения, стимулирует целенаправленность и эмоционально поддерживает играющих. Играя сам, педагог является образцом для подражания.

В начале обучения рекомендуется проводить игры на установление контакта между играющими, игры, стимулирующие групповую (совместную) деятельность, при этом стараясь сохранять кор­рекционно-развивающую направленность игры, соблюдать последовательность овладения основными двигательными действиями, а также учитывать возраст и уровень развития психомото­рики каждого игрока. Не стоит очень часто менять игры, лучше дополнять их, видоизменяя и усложняя задания, а условия проведения игры оставлять относительно постоянными. Тогда дети почувствуют себя уверенней, их не будет пугать новая игровая ситуация.

ПРИМЕРЫ ИГР, направленных на установление контакта с игроками и между играющими, на стимуляцию групповой (коллективной) деятельности

1.    Игра «Ровным кругом»

Цель: развитие внимания, ориентации в пространстве, координации движений и согласованности движений между играющими, развитие подражательных способностей и умения выполнять движения в пространстве собственного тела, на активизацию речевой деятельности, освоение ходьбы по кругу.

Ход игры: участники игры берутся за руки и встают в круг. Со словами ведущего все начинают движение в правую сторону:

«Ровным кругом друг за другом

Мы идём за шагом шаг.

Стой на месте, дружно, вместе

Сделаем вот так ...»

Ведущий показывает движение, например, «наклоны головой», «вращения руками», «стойка на одной ноге» и т.д., а играющие повторяют за ним это движение. Затем игра повторяется, и участники игры двигаются в другую, левую, сторону.


Варианты игры:

1.    Ведущим является педагог (взрослый), который произносит слова, стимулируя произнесение речитатива детьми, и показывает движения, стимулируя подражание этим движениям.

2.    Ведущий (педагог, взрослый) может говорить слова «Стой на месте, дружно за ... (имя ученика) сделаем вот так ...». Тогда тот ученик, которого называет ведущий, должен показать движение, а все за ним повторяют.

3.    Ведущим является одни из игроков, который говорит слова и показывает движения.

2.    Игра «Шар»

Цель: развитие внимания, координации, согласованности движений и действий, активизация речевой деятельности, освоение ходьбы вперёд-назад и свободного бега (см. вариант игры «Поезд»).

Ход игры: игроки образуют тесный круг, держась за руки. Небольшими шагами игроки отходят назад, постепенно расширяя круг на расстояние вытянутых рук. Ведущий (педагог) во время движения произносит слова и стимулирует произнесение слов всеми играющими:

«Раздувайся, наш шар,

раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!»

На слова ведущего «Шарик лопнул» все опускают руки вниз и произносят «Хлоп».

Затем игроки снова встают в тесный круг, берутся за руки, и игра повторяется.

Варианты игры:

1.    Ведущий говорит: «Воздух из шара выходит, шар сдувается». Играющие медленно сходятся к центру круга, произнося звук «ш-ш-ш».

2.   На слова ведущего «Шарик лопнул, все опускают руки вниз, произносят «Хлоп» и приседают.

3.    Как только играющие образуют большой круг, ведущий говорит: «Полетели шарики», и все играющие разбегаются по площадке.

3.    Игра «Поезд»

Цель: развитие внимания, координации движений, ориентации в пространстве, согласованности движений между играющими, целенаправленности локомоторных действий, освоение ходьбы в различных направлениях.

Ход игры: игроки встают друг за другом в колонну по одному, ставят руки впере- дистоящему на плечи или на пояс — это «вагончики». Ведущий (сначала это педагог, а затем можно выбирать ведущего из числа учащихся) встаёт впереди — это «паровоз», указывает направление движения «поезда». По команде «Поезд отправляется» игроки начинают движение. По команде «Остановка» — все останавливаются.

Варианты игры:

1.    Ведущим является педагог (взрослый).

2.    Ведущим является один из игроков.

3.    Можно предложить играющим имитировать звук поезда «чух-чух-чух».

4.    Можно взять в правую и левую руки рейки хватом сверху и по команде начать синхронные движения руками вперёд- назад.

4.     Игра «Карусель»

Цель: развитие внимания, подражания, реакции на команду, быстроты переключения с одного двигательного действия на другое, активизация речи, коррекция ходьбы и бега.

Ход игры: игроки встают в круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова ведущего (педагога): «Еле, еле, еле, еле Завертелись карусели.

А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите! Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра».

Варианты игры:

1.    Игроки берутся одной рукой за шнур со связанными концами.

2.   Со словами «Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра», держась за руки, сделать маховые движения руками.

3.   Двигаться сначала в одну сторону, затем в другую сторону. Давать команду «вправо», «влево».

5.    Игра «Солнышко — дождик»

Цель: развитие внимания, целенаправленности действий, умения ориентироваться в пространстве, быстроты движений, реакции на команду, умения удерживать определённую позу (см. вариант игры 1), коррекция бега.

Ход игры: игроки встают в обручи — это их «домики», по команде педагога «Солнышко» — все участники игры выбегают из своих «домиков» и свободно бегают по залу. По команде «Дождик» — все участники игры возвращаются в свои «домики».

Варианты игры:

1.   Игроки находятся в «домиках» (обручах), сидя на корточках, и возвращаясь обратно в «домик», присаживаются на корточки.

2.   Используются обручи разного цвета, и каждый участник возвращается именно в свой домик» определённого цвета.

3.   Используется обручей меньше на один от числа игроков. И тогда тот, кто остался без «домика», является проигравшим.

6.     Игра «Передай мяч»

Цель: развитие внимания, сенсомо­торной координации, двигательной реакции, коррекция мелкой моторики, активизация речи.

Ход игры: игроки встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. Мяч находится в руках у ведущего (педагога). По команде ведущего игроки передают мяч из рук в руки. По следующей команде (голосом, свистком, хлопком) направление передачи мяча меняется.

Варианты игры:

1.   Игроки называют друг друга по имени и озвучивают свои действия, например: «Саша, на мяч».

2.    Вводить в игру мячи разных размеров (волейбольный, теннисный и др.) и фактур (кожаный, резиновый, поролоновый, массажный и др.) и передавать их двумя руками.

3.   Игроки передают набивной мяч весом 1 кг двумя руками.

4.    Вводить в игру маленький (теннисный) мяч, который игроки передают, перекладывая из одной руки в другую.

7.    Игра «Быстрые мячи»

Цель: развитие сенсомоторной координации, умения дифференцировать усилия при передаче мяча, способности быстро переключать внимание и изменять направление; развитие двигательной реакции, мелкой моторики, быстроты и точности движений кисти.

Ход игры: игроки встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. Ведущий (педагог) даёт два мяча. По команде ведущего игроки передают из рук в руки первый мяч, а через 2-3 человека — второй мяч. Один мяч догоняет другой. По следующей команде (голосом, свистком, хлопком) направление передачи мячей меняется.

Варианты игры:

1.    Вводить в игру мячи разных размеров; таким образом, маленький мяч догоняет большой, а со сменой направления — большой мяч догоняет маленький.

2.    Вводить в игру несколько набивных мячей весом 1 кг.

3.    Вводить в игру несколько мячей, так чтобы их было на 1 или 2 меньше, чем число игроков.

8.     Игра «Говорящий мяч»

Цель: развитие сенсомоторной координации, умения дифференцировать усилия при броске и ловле мяча, внимания при следящих движениях глаза, активизации мышления и расширение активного словаря.

Ход игры: игроки стоят полукругом или в шеренге. Ведущий (педагог) бросает мяч каждому игроку по порядку, называя имя игрока и любую букву, например, «Миша, буква «А»». Игрок, которому ведущий бросил мяч, поймав мяч в руки, называет слово, начинающееся с этой буквы, например, «А» — «арбуз» и бросает мяч обратно ведущему в руки.

Варианты игры:

1.    Играть сидя и прокатывать мяч по полу, называя слово.

2.    Игрок, поймав мяч, приседает, а поднимаясь, говорит слово и бросает мяч ведущему в руки.

3.    Бросать мяч не в руки, а с отскоком от пола.

[*] Работа финансируется РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Разработка программы адаптивного физического воспитания для аутичных детей дошкольного и младшего школьного возраста», проект № 08-06-00399а.

Литература

  1. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1983.
  2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.: Просвещение, 1995.
  3. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. Л.В Шапковой. — М.: Советский спорт, 2002.
  4. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. СП. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2001.

Информация об авторах

Плаксунова Эльвира Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики адаптивной физической культуры Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, методист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, Москва, Россия, e-mail: elvira_4791@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2184
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 21

Скачиваний

Всего: 1690
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2