Особенности организации образовательного процесса в начальной школе для детей с РАС Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ

1964

Аннотация

Кратко описывается результат 20-летнего опыта работы школы Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков с детьми, имеющими аутистические нарушения, условия успешной работы и ее принципы.

Общая информация

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, индивидуальный подход, интеграция ребенка, командный метод работы, профилактика профессионального выгорания

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Хотылева Т.Ю. Особенности организации образовательного процесса в начальной школе для детей с РАС Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 1. С. 19–25.

Полный текст

Кратко описывается результат 20-летнего опыта работы школы Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков с детьми, имеющими аутистические нарушения, условия успешной работы и ее принципы.

 

Начальная школа Центра психолого- медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ существует с момента организации ЦПМССДиП в 1994 году. Изначально предполагалось, что в школу будут на короткое время, на 1-2 учебных года, приниматься дети со школьной неуспешностью, которые по различным причинам не справлялись с общеобразовательной программой в массовой школе. Обучение в школе было организовано в классах КРО наполняемостью 10-12 человек и сопровождалось логопедической и психологической коррекцией. После интенсивной образовательной и коррекционной работы, проведенной с такими учащимися, они возвращались в свои школы и продолжали получать образование в обычных условиях.

Однако после присоединения к Центру здания на улице Кашенкин Луг в 2001 году и переориентации содержания деятельности на работу с детьми с расстройствами аутистического спектра, школа начинает целенаправленно работать с этой категорией детей.

Дети с РАС представляют собой полиморфную группу, характеризующуюся разнообразными клиническими симптомами и психологическими особенностями. У одних детей превалируют эмоциональные нарушения, у других на первый план выступают нарушения поведения, и наконец, состояние ребенка может характеризоваться сочетанием этих нарушений. Однако всем им свойственны нарушение всех видов контакта, часто — эмоциональная холодность по отношению к близким людям, отгороженность от окружающих и уход в свой внутренний мир. Эти проявления сочетаются со стойким негативизмом и особыми нарушениями интеллектуального и речевого развития, что не может не отражаться на возможностях их обучения.

Дети с РАС, даже и не имеющие умственной отсталости, не могут обучаться в массовой школе без специально организованных образовательных условий, учитывающих их специфику: особенности поведения, недостаточный уровень развития речи, особенности организации внимания, трудности коммуникации и социализации.

К сожалению, и по сей день школ со специально организованными образовательными условиями для детей с РАС в России единицы, а в начале двухтысячных годов в российских образовательных учреждениях даже мало кто знал о существовании этой категории детей. Для детей с РАС не существовало специальных программ. Не только педагогов дошкольных и школьных учреждений, но и учителей-дефектологов, логопедов и психологов не обучали специфике работы с данными детьми. Практически не было литературы на русском языке, посвященной педагогической работе с детьми с РАС.

Поэтому перед педагогами школы встала чрезвычайно сложная задача: научиться работать с детьми с РАС, не имея ни опыта, ни теоретических знаний.

В 2013-2014 учебном году в начальной школе Центра обучается 182 ребенка с РАС, часть из них имеют условно нормативный интеллект (не менее 75 баллов по шкале Векслера), а часть детей — с умственной отсталостью. Обучение ведется как по общеобразовательной программе (восемнадцать классов), так и по программе VIII вида (шесть классов). Подразделения школы работают в обоих зданиях Центра: на ул. Архитектора Власова, д. 19 стр. 2 и на ул. Кашенкин Луг, д. 7. Наполняемость классов — от 5 до 8 человек. Также в школе существует надомная (индивидуальная) форма обучения для учащихся с агрессивным, деструктивным поведением или для детей, которые в силу особенностей организации внимания не могли воспринимать информацию даже в классе малой наполняемости. На надомной (индивидуальной) форме обучения находятся 25 детей.

Прием в школу при наличии свободных мест осуществляется по направлению окружной ПМПК и по решению психолого- медико-педагогического консилиума школы по результатам обследования ребенка специалистами Центра: психологом, врачом-психиатром, учителем-дефектологом.

Основные условия, необходимые для реализации индивидуального подхода и достижения максимальных результатов каждым ребенком

Все учителя школы являются специалистами в области коррекционной педагогики и владеют знаниями по дефектологии, психологии, основам психиатрии, которые умело применяют на практике. Систематически проводится обучение учителей тактике ведения детей с РАС специалистами разного профиля: врачами-психиатрами, психологами, нейропсихологами. Активно изучаются, адаптируются и используются лучшие современные достижения отечественной и зарубежной педагогики и психологии в области диагностики, коррекции и мониторинга результатов работы. Учителя школы один раз в неделю участвуют в методической деятельности, которая может проводиться в различных форматах: организуются лекции, семинары, круглые столы, расширенные консилиумы по проблемным вопросам. Работая с таким сложным контингентом детей, все учителя понимают: слишком многому их не учили в университетах, и очень многому нужно научиться, чтобы результат был успешным.

В школе ЦПМССДиП осуществляется интенсивная коррекционная поддержка учащихся учителями-логопедами и педагогами-психологами, в том числе нейропсихо­логами. Коррекционная работа ведется дифференцировано и чрезвычайно вариа­тивно: индивидуально, в мини-группах, в группах. Разработаны, апробированы и активно применяются на практике программы логопедической работы, направленные на развитие коммуникативной функции речи у детей с РАС. Реализуется целый спектр программ психологической помощи: программы, направленные на формирование у учащихся умения выполнять нормы и правила; программы работы коммуникативных групп различного уровня сложности; социальной адаптации детей с РАС и многие другие.

Большое внимание в последние годы стало уделяться в школе поведенческому подходу, то есть подкреплению желательного поведения у детей с РАС и предотвращению нежелательного поведения. Этот метод пришел из научной дисциплины «Прикладной анализ поведения» (Applied Behavior Analysis, ABA), доказавшей свою эффективность при работе со многими категориями детей с РАС. В России ABA делает только первые шаги, и учителя школы по мере возможности стараются научиться эффективно применять этот новый для них подход в своей работе. Внедрение этого подхода проходит сложно, так как необходимым условием применения АВА является не только получение абсолютно новых знаний, но и изменение собственного отношения, преломление собственного сознания, а это очень не просто для сложившихся специалистов с большим опытом работы.

В школе Центра активно используется также нейропсихологический подход к преодолению трудностей в обучении, базирующийся на следующих принципах:

Совместное — самостоятельное действие: от разделения функций между обучающим и обучаемым через постепенное сокращение роли обучающего к самостоятельному действию;

Внешне опосредованное — внутреннее: от действия с привлечением внешних материализованных опор, внешней программы через речевое опосредование к внутреннему выполняемому в уме действию;

Развернутое — свернутое действие: от развернутого поэлементного выполнения и контроля действия к их свернутым формам.

В нашей школе осуществляется постоянная курация детей врачом-психиатром, который с письменного согласия родителей может оказывать консультативную помощь, постоянно наблюдать за динамикой состояния детей и при необходимости вовремя назначать или корректировать медикаментозное лечение. Уникальность деятельности врачей состоит в том, что они не только проводят приемы, обследуют ребенка и консультируют родителей. Врач имеет возможность посещать уроки и развивающие занятия, наблюдать за ребенком в различных ситуациях, изучать особенности поведения, коммуникации, организации внимания каждого ребенка, обсуждать информацию с другими специалистами, работающими с данным ребенком. Благодаря этому врач получает более полную картину особенностей психического развития учащихся и имеет возможность поддерживать постоянную связь не только с родителями, но и с учителями и консультировать их по оптимальным способам взаимодействия с каждым учащимся.

Условие, обеспечивающее успех работы школы

Важнейшим условием эффективности работы школы является наличие в ней специалистов сопровождения: психологов, нейропсихологов, логопедов, учителей- дефектологов, врачей, а также сформировавшееся у всех специалистов умение работать в единой команде и понимать меж­профессиональный язык.

В школе действует командный метод работы. Междисциплинарную команду школы отличают:

    общие ценностные ориентиры в профессиональной деятельности;

    профессиональная и личностная поддержка друг друга;

    единый философский и методологический подход к работе со всеми участниками образовательного процесса;

    взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний специалистов в подходе к ребенку и его семье, их тесное сотрудничество на разных этапах работы;

          единый профессиональный язык;

    достоверная информация о продвижении ребенка, динамике его развития, представляемая специалистами друг другу, активная позиция в формировании запроса;

    скоординированность и четкая организация действий как в рабочих, так и в проблемных, критических ситуациях;

    привлечение дополнительных методических, материальных и других ресурсов;

    участие в широком профессиональном сообществе.

Виды деятельности специалистов школы

В соответствии со своей профессиональной подготовкой и функциональными обязанностями учителя и специалисты психолого-педагогического сопровождения осуществляют следующие виды деятельности: консультативную, диагностико-аналитическую, развивающую, коррекционную, учебно-воспитательную, профилактическую, просветительскую и др. При этом, помимо решения своих узкопрофессиональных задач, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог активно привлекаются к созданию условий для адаптации, обучения и социализации детей с РАС.

Психолого-медико-педагогический консилиум

Одной из основных организационных форм взаимодействия всех участников междисциплинарной команды является психолого-медико-педагогический консилиум. В рамках консилиума происходит разработка стратегии и планирование конкретного содержания и регламента психолого-педагогического сопровождения каждого учащегося.

Консилиум служит для решения задачи создания целостного, межпрофессиональ­ного представления об отдельном ребенке, о группе (классе), которое складывается из профессиональных «видений» учителя, воспитателя группы продленного дня, врача и других специалистов сопровождения. На основе целостного видения проблемы участники консилиума разрабатывают общую педагогическую стратегию работы с ребенком или группой детей. Плановые консилиумы по каждому ребенку проводятся 2 раза в год: в конце первого и второго учебного полугодия. По вновь поступившим детям — 3 раза в год: по окончании первого месяца обучения в школе и по результатам полугодий. Внеплановые консилиумы проводятся при возникновении проблемной ситуации по запросу любого специалиста, работающего с данным ребенком, или по запросу родителей. Родители могут присутствовать на консилиуме по просьбе специалистов или по собственному желанию.

Дополнительное образование

Большое внимание в школе уделяется дополнительному образованию. Система дополнительного образования способствует значительной динамике в общем развитии обучающихся, повышению их учебной мотивации. Также важной задачей системы дополнительного образования является целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих ребенка людей и формирование для каждого обучающегося максимально возможного уровня самостоятельности.

Развивающая деятельность

Чрезвычайно важной также является внеурочная развивающая деятельность как форма социализации детей с РАС, дающая возможности переносить наработанные в условиях школы навыки в другую среду. Не реже 1 раза в месяц для учащихся школы проводятся как классные, так и общешкольные экскурсии в различные музеи, театры, на выставки.

Нужно отметить, что развитие навыков социализации и коммуникативных навыков у детей с РАС — задача, которую решают все специалисты команды как на специально организованных занятиях, так и на уроках, переменах, во время выездных мероприятий.

Интеграция ребенка, находящегося на надомном (индивидуальном) обучении

Особое внимание у специалистов вызывают дети, находящиеся на надомном (индивидуальном) обучении. По мере коррекции особенностей поведения ребенка специалистами школы постоянно делаются попытки расширения возможностей общения и постепенной интеграции учащегося в микрогруппу, группу, класс. По решению консилиума для таких детей организовываются занятия по общеразвивающим предметам в парах, затем проводится расширение поля данной деятельности. Например, вначале организовываются занятия в паре с другим ребенком только художественным трудом. Если попытка оказалась удачной, добавляются занятия физкультурой и музыкой. Затем предпринимаются попытки интеграции ребенка в подходящий для него класс на эти же предметы, затем добавляются уроки природоведения и английского языка. После диагностического периода принимается решение о переводе ребенка в класс. Таким образом осуществляется постепенная интеграция учащегося в групповые формы работы.

Работа с родителями

Дети, родители и специалисты школы — участники образовательного процесса. Только при полноценной включенности всех участников в работу можно добиться хороших результатов. Одним из приоритетных направлений деятельности специалистов школы является работа с родителями. Далеко не всегда родители детей с РАС готовы к общению со специалистами, а уж тем более к совместной конструктивной работе. Многие из них прошли тяжкий путь до того как их ребенок поступил в школу, и не испытывают доверия к специалистам, несмотря на то, что привели ребенка для обучения именно в эту школу. Работа специалистов школы направлена на то, чтобы родители учащихся стали нашими единомышленниками, чтобы специалисты и родители были одной командой, ведь только совместными усилиями можно помочь особым детям.

Поэтому в школе Центра организованы разнообразные формы работы с родителями. Одна из форм — еженедельный Родительский клуб, деятельность которого направлена на помощь семьям, имеющим особого ребенка. Заседания клуба проходят в различных форматах. Это может быть совместное обсуждение какого-то проблемного вопроса; лекция приглашенного по запросу родителей специалиста; встреча с родителями выпускников школы и обмен опытом; просмотр и обсуждение фильма о проблемах людей с РАС; выступление одного из родителей на актуальную тему и др.

Родители могут посещать уроки и занятия, предварительно предупредив учителя, участвовать в выездных и школьных мероприятиях, участвовать в консилиумах. Это создает атмосферу «прозрачности», родители больше доверяют специалистам, у них есть возможность увидеть и понять, что и как делает каждый специалист для преодоления проблем их детей.

Контроль качества образовательного процесса

В школе Центра для прослеживания состояния и успехов учащихся проводятся систематические обследования каждого ребенка:

     педагогическое обследование проводится при поступлении ребенка в школу, два раза в год на первом году обучения, один раз в год в последующие годы;

     логопедическое обследование проводится в начале каждого учебного года;

     нейропсихологическое обследование проводится при поступлении ребенка в школу, затем каждые два года обучения, а при необходимости (по решению консилиума) и чаще;

     тест Векслера (определение вербального, невербального и общего уровня интеллектуального развития ребенка) проводится при поступлении ребенка в школу и по окончании ее; а при необходимости (по решению консилиума) и чаще;

     обследование по «Шкале адаптивного поведения Вайнленд» проводится в начале коррекционной работы с ребенком;

— обследование по «Шкале количественной оценки детского аутизма» (адаптировано сотрудниками ЦПМССДиП и Московского НИИ психиатрии РАМН) проводится один раз в каждом учебном году;

— следящая диагностика — поэтапный и текущий контроль (динамическое прослеживание) не только усвоения знаний, но и формирования ВПФ — является важным звеном педагогического процесса, позволяющим чутко реагировать на необходимость внесения изменений в индивидуальные и групповые программы — проводится в течение всего процесса обучения.

Принципы организации деятельности школы ЦПМССДиП

В школе разработана и соблюдается четкая система правил, которые должны выполняться всеми участниками образовательного процесса:

— активное использование жизненного опыта ребенка для лучшего понимания смысла учебной деятельности и повышения мотивации;

использование символов как основы для выстраивания ребенком самостоятельной программы действий; направленность на формирование правильных жизненных установок у детей.

Поддержка специалистов

С целью профилактики профессионального выгорания для учителей школы организуются специальные психологические тренинги, направленные на формирование умения действовать оптимальными способами, выбирать конструктивные пути решения проблемных ситуаций; расслабляться и восстанавливать собственные силы, эффективно взаимодействовать с детьми, их родителями и коллегами.

Партнерство

С момента образования школа ЦПМССДиП сотрудничает с Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, Московским городским психолого-педагогическим университетом, Московским научно-исследовательским институтом психиатрии РАМН, Центром лечебной педагогики и многими другими высшими учебными и исследовательскими учреждениями, а также со многими некоммерческими и общественными организациями. Сотрудничество внутри профессионального сообщества — тоже необходимое условие успешной работы, ведь круг людей, работающих с детьми с РАС, очень узок, дети часто «передаются» из организации в организацию, и без взаимной поддержки и обмена опытом работать гораздо труднее.

Система работы в школе ЦПМССДиП МГППУ вырабатывалась в течение многих лет совместными усилиями сотрудников Центра и коллег из других организаций. Благодаря профессиональному междисциплинарному, коллегиальному подходу к проблемам образования и развития детей с РАС специалистам школы удается решать поставленные перед ними задачи.

Нужно отметить, что педагоги школы осуществляют курацию выпускников по запросам специалистов с новых мест обучения, устанавливают и поддерживают профессиональный контакт с другими образовательными учреждениями.

Передача опыта

Специалисты школы осуществляют не только практическую работу с детьми, но и анализируют, обобщают и транслируют свой опыт. За годы работы было создано более 50 монографий, дидактических и методических пособий по тематике работы, педагоги систематически читают лекции на курсах повышения квалификации для работников образования, выступают на международных и общероссийских конференциях.

После принятия нового закона «Об образовании», в котором впервые в истории отечественной педагогики появился термин «дети с РАС», деятельность школы ЦПМССДиП МГППУ приобрела особую актуальность.

На сегодняшний день перед специалистами школы Центра стоят не только задачи обучения и развития детей с РАС, но и обучения на своей базе студентов ВУЗов и педагогов из различных образовательных учреждений методам и приемам образовательной работы с данной категорией учащихся с целью распространения и тиражирования уникального педагогического опыта.

Информация об авторах

Хотылева Татьяна Юрьевна, кандидат педагогических наук, Директор, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа №1540, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3283-5873, e-mail: th@ort.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1977
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 1964
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 4