Система словарно-орфографической работы в начальных классах как средство повышения грамотности у детей с расстройствами аутистического спектра. Из опыта работы учителя начальных классов ЦПМССДиП

1187

Аннотация

Формирование орфографической грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе для детей с расстройствами аутистического спектра. Для прочного запоминания правильного написания словарных слов использовались разнообразные педагогические приемы и виды словарной работы, давшие положительные результаты. Представлены авторская система словарно-орфографической работы, пособие «Занимательный словарик русского языка для начальной школы для детей с расстройствами аутистического спектра».

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, повышение грамотности детей, виды словарной работы, диктанты

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Белялова О.А. Система словарно-орфографической работы в начальных классах как средство повышения грамотности у детей с расстройствами аутистического спектра. Из опыта работы учителя начальных классов ЦПМССДиП // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 2. С. 12–21.

Полный текст

Формирование орфографической грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе для детей с расстройствами аутистического спектра. Для прочного запоминания правильного написания словарных слов использовались разнообразные педагогические приемы и виды словарной работы, давшие положительные результаты. Представлены авторская система словарно-орфографической работы, пособие «Занимательный словарик русского языка для начальной школы для детей с расстройствами аутистического спектра».

 

Нет необходимости объяснять роль и важность речи как для развития ребенка, овладения им знаниями, навыками и умениями, так и для возможности общения с окружающими людьми. Речь - творческая функция, способствующая самоорганизации, саморазвитию и в конечном итоге, построению личности.

И безусловно, при обращении к проблемам речевого развития, в первую очередь, в сферу внимания специалистов попадает коммуникативная компетенция ребенка как базисная характеристика его личности, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.

Детский аутизм рассматривается как вариант дизонтогенеза и имеет ряд специфических проявлений, среди которых: особенности социального поведения, интеллектуального развития, характеризующегося асинхронией развития ВПФ, а также специфические нарушения речи. У ау­тичных детей наблюдается широкий спектр речевых нарушений, и самое главное среди них - нарушенное развитие коммуникативной функции речи. Нарушения речи - наиболее часто встречающаяся проблема в развитии ребенка. В зависимости от того, является ли данное нарушение самостоятельным расстройством речевой функции или входит в систему симптомов при какой-нибудь форме дизонтогенеза, осуществляется подбор методов и средств коррекции.

Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Это сложная дисциплина, требующая большого труда, направленного, в первую очередь, на запоминание отдельных лексических единиц, именуемых «словарные слова». Формирование орфографической грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе для детей с расстройствами аутистического спектра. В программе каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется. Научить ребенка с расстройствами аутистического спектра писать эти слова без ошибок - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов.


Словарно-орфографическая работа - изучение правописания слов, не проверяемых правилами. Она включает в себя звуко-буквенный анализ, толкование, запись, запоминание, упражнения в словоизменении и словообразовании, использование словарей, применение полученных знаний в устной и письменной речи.

На протяжении четырех лет обучения младшие школьники должны запомнить написание около 250-300 слов, не подчиняющихся каким-либо правилам. Добиться этого без многократного повторения невозможно. Учитель вынужден постоянно тренировать учащихся. Поэтому в работе по усвоению словарных слов особую актуальность приобретает разнообразие приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

Я расскажу лишь о тех видах словарной работы, которые использовала в своей практической работе, и которые дают положительный результат при обучении детей с расстройствами аутистического спектра.

В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непро­веряемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, создавая следующие условия, обеспечивающие эффективность работы:

1.   Активизацию умственной деятельности учащихся и их памяти;

2.   Обучающий характер учебной деятельности;

3.   Регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

Этапы работы со словарными словами включают:

    ознакомление;

    усвоение, закрепление;

    обобщение и систематизацию знаний;

    контроль.

I этап. Ознакомление с новым словарным словом

На первом этапе проводится ознакомление с новым словарным словом с использованием следующих приемов ознакомления:

    введение нового словарного слова;

    толкование (объяснение значения) и этимология слова;

    проговаривание, наблюдение, установление разницы в произношении и написании, выделение орфограммы, запись;

     создание ассоциативного образа;

     подбор однокоренных слов;

     составление словосочетаний;

     подбор синонимов или антонимов;

    использование нового словарного слова в предложениях, тексте.

Введение нового словарного слова. При работе с новым словарным словом я часто использую загадки, например:

Проживает во дворе,

В личном доме - конуре,

И на всех, кого не знает,

То рычит она, то лает.

(сОбака)

Он и летом, и зимой -

Между небом и землей.

Хоть всю жизнь к нему иди, -

Он всё будет впереди.

(гОрИзонт)

Мы её в музее встретим,

Коль понравится, отметим:

Натюрморт, пейзаж, портрет.

Догадались или нет?

(кАртина)

В своей работе я использовала книгу Н.Н. Толоконникова «Загадки от А до Я» [11]. В книгу включены 168 авторских загадок, расположенных в алфавитном порядке. Иллюстрационный материал сборника дает возможность ребенку после работы с каждой из загадок обводить по пунктирным линиям рисунок к ней, получая при этом изображение правильного ответа: предмета, явления или еще чего-то.

Наряду с загадками я использую стихотворные строчки «Доскажи словечко», например,

Нужно дров нам напилить,

Напилить и нарубить.

Вышли с братом мы во двор:

Мне - пила, ему - ...

(тОпор)

Я расчищу снег, ребята,

Только мне нужна .

(лОпата)

Дождь прошёл, а на рассвете

Вдруг подул холодный .

(ветЕр)

Но чаще всего я использую «картинный словарь».

 


Машина

 

Заяц

Рябина

Помидор

 

Я предлагаю учащимся рассмотреть картинку с изображением предмета, а ученики называют предмет словом. Затем я прикрепляю на доску карточку с написанным на ней словом, и ученики читают его по слогам, устанавливая разницу в произношении и написании.

Однако не все слова можно проиллюстрировать. При введении таких словарных слов как, например: сейчас, суббота, впервые, сеять и т.д., применяются демонстрационные карточки.

Они двух видов:

В ч . р а

В ч Е р а

С у . . о т а

С у Б Б о т а

 

Толкование и этимология слова включают:

Толкование лексемы и иллюстрацию, помогающую лучше понять лексическое значение слова. Этимологическую справку, содержащую информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание.

Чтобы упростить процесс запоминания «трудных» слов и разнообразить работу по расширению речевого кругозора учащихся, был разработан дидактический материал под названием «Занимательный словарик русского языка для начальной школы для детей с расстройствами аутистического спектра». Цель пособия - предложить учителям начальных классов всесторонний систематизированный материал для организации работы детей с расстройствами аутистиче­ского спектра со словарем.

Данный дидактический материал направлен на решение следующих задач:

1.   Помочь учителю определить содержание словарной работы в начальной школе.

2.   Способствовать формированию орфографического навыка у учащихся в процессе работы над «трудными» словами.

3.   Совершенствовать речевое развитие школьников через обогащение их лексическими средствами.

4.   Развивать эмоциональное восприятие детей младшего школьного возраста.

Привожу пример работы из «Занимательного словарика русского языка для начальной школы для детей с расстройствами аутистического спектра»

 

 

Запись словарного слова

После толкования слова мы с ребятами ведем наблюдение, сравниваем произношение слова с написанием, устанавливаем разницу, выделяем орфограмму. Учащиеся записывают слово в словарик.

Создание ассоциативного образа

Суть метода в следующем: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. Требования к ассоциативному образу: ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по:

     цвету;

     форме;

     действию;

     назначению;

     вкусу;

     месту расположения;

     материалу;

     звучанию и т.д.

Для того чтобы детям лучше запомнилось новое слово, я использую опыт учителя начальных классов Т. Поповой из города Жуковского, статья которой опубликована в первом номере журнала «Начальная школа» за 1997 год.

Примеры словарных слов и ассоциативный образ:

     зАвод - трубА

     гАзета - бумАга

     инЕй - бЕлый, снЕг

     кАпуста - зАяц

     кАрандаш - грАнь, бумАга

     кАрман - дырА

     кОнцерт - нОта, хОр

     кОрабль - вОлны

Использовать этот приём мне помогала «Орфографическая тетрадь» Р. и Е. Бунее­вых [2], в которой есть примеры таких образов.

Подбор однокоренных слов

Этот приём помогает ввести не одно слово, а «семью родственников», обогатить словарный запас учащихся, например:

берёза - берёзка, берёзонька (ласково), березняк (берёзовый лес),

подберёзовик (гриб), берёзовый (лист, веник).

Составление словосочетаний

Новое словарное слово необходимо вводить в речь. С этой целью сначала выясняем, какой предмет, каково его назначение.

Дорога (какая?) - хорошая, новая, старая, плохая, широкая, узкая, прямая, извилистая, ровная, разбитая, размытая, мокрая, окружная, кольцевая, горная, лесная...

Дорога (что делает?) - идёт, вьётся, пролегает, убегает, соединяет.

Теперь составляем словосочетания: идти вдоль дороги, выехать на дорогу, расти около дороги, шагать по дороге, свернуть с дороги, перейти через дорогу и т.д.

Подбор синонимов или антонимов

Этот вид работы помогает учащимся не только лучше усваивать значение слова, обогатить свой словарный запас, но и подготовиться к использованию его в связном тексте. Например:

Желать; синонимы: хотеть, хорошо бы, хотелось бы;

Быстро; антонимы: медленно, неторопливо.

Использование нового словарного слова в предложениях, в тексте

Составление предложений - один из любимых видов работы учащихся на уроке. Правда, при этом ребята допускают ошибки. Мы обсуждаем предложенные варианты, исправляем допущенные недочеты. Я вмешиваюсь только тогда, когда нужна моя помощь, при этом стараюсь не исправлять ошибки, а направлять детей к верному выполнению задания.

II этап. Усвоение и закрепление знаний о словарных словах

Формой контроля сформированности умений писать словарные слова являются диктанты. Гордеев Э.В. и Дмитрюк М.В. [3] обобщили и систематизировали материал по работе над словарными словами и составили схему «Классификация словарных диктантов».

Все словарные диктанты классифицированы:

а)    по форме работы (простые и творческие);

б)    по виду восприятия (слуховые и зрительные).

В таблице ниже приводится классификация словарных диктантов

Слуховые:

Зрительные:

- предупредительный

- объяснительный,

- выборочный,

- по памяти,

- по загадкам,

-  по описательному признаку,

-  с использованием

сигнальных карточек,

-  подбор родственных слов,

-  подбор слов с общим признаком,

-  подбор синонимов, антонимов,

-  запись цепочкой слов

-  предупредительный,

-  объяснительный,

-  картинный,

-  по памяти,

-  по загадкам,

-  по перфокартам,

-  с использованием

сигнальных карточек,

-  с пропущенными буквами, - подбор родственных слов, - подбор слов с общим признаком,

-  подбор синонимов, антонимов,

-  запись цепочкой слов,

-  запись с исправлением ошибок,

-  работа

с деформированными словами,

-  составление словосочетаний,

-  использование ребусов, кроссвордов,

-  по перфокартам,

-  составление рассказа по опорным словам,

-  работа

с деформированным

текстом.

 

Наиболее интересными для детей с расстройствами аутистического спектра, а, следовательно, наиболее эффективными являются такие виды словарных диктантов:

-    из простых зрительных - по загадкам, по перфокартам, картинный;

-    из простых слуховых - по загадкам, по описательному обороту;

-    из творческих зрительных - проводится запись по алфавиту, используются кроссворды;

-    из творческих слуховых - с группировкой по орфографическим признакам.

Предлагаю описание нескольких вариантов диктантов, адаптированных для детей с расстройствами аутистического спектра.

1.    Зрительный диктант

Показываю детям карточку, на которой написано слово с выделенной безударной гласной. Ученики проговаривают его, а затем записывают слово по памяти. Аналогично проводится работа с группой слов.

2.    Картинный диктант

А. Показываю детям картинку, они называют изображенный предмет, я объясняю написание слова, и дети записывают его в словарик.

Б. Показываю картинку, а дети записывают слово самостоятельно. Затем я открываю слово, и дети проверяют то, что написали.

В. Я закрываю только безударную гласную, а дети записывают слово. Затем я открываю букву, и дети проверяют написанное.

3.    Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный)

Я предлагаю детям карточки-картинки или карточки-слова, или произношу слова вслух. Задания могут быть следующие:

А. Использую карточки-картинки, предлагаю: «Запишите в первый столбик слова - названия животных, во второй слова - названия птиц».

Б. Использую карточки-слова, предлагаю: «Запишите в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную «О», во второй - слова, в написании которых надо запомнить гласную - «А»».

В. Или диктую слова вслух: «В левый столбик запишите слова, отвечающие на вопрос Что?, а в правый - на вопрос Кто? (фабрика, автомобиль, рабочий...)».

4.    Диктант с использованием загадок

А. Я читаю детям загадку, они сначала проговаривают отгадку, а затем записывают её.

Б. Читаю детям загадку, а отгадку - словарное слово - дети записывают самостоятельно.

5.    Творческий диктант

А. Предлагаю: «Замените развернутое определение одним словом». Например: Сшитые листы чистой бумаги (тетрадь). Маленький ящик для хранения ручек и карандашей (пенал).

III этап. Обобщение и систематизация знаний

Для обобщения и систематизации знаний объединяю изученные словарные слова в группы по определенным признакам. Начиная со 2-го и в последующих начальных классах, все слова, предусмотренные программой для каждого класса, можно группировать по темам: животные и птицы; поле, сад, огород; город; путешествие; машины; дом; школа; люди; Родина; праздники.

В 4-м классе добавляются темы: дни недели; названия месяцев; наречия.

IV этап. Текущий и итоговый контроль

Для проверки знаний учащихся я применяю различные виды контроля:

1.    Выборочная проверка (прочитать только слова с безударной гласной «о», либо только слова, написанные с большой буквы, либо только существительные женского рода и т.д.) позволяет экономить время на уроке.

2.    С этой же целью я прибегаю к помощи перфокарт.

3.    Тесты дают возможность более полно определить, насколько дети освоили программный материал, как они умеют применять полученные знания на практике. В настоящее время выпущено много изданий с тестами и методическими рекомендациями к ним.

4.    Систематически я провожу контрольный словарный диктант. Последующий анализ дает материал для учета знаний детей, отслеживания результатов проделанной работы, индивидуальной работы с учащимися.

Конечная цель словарной работы с любыми учениками состоит в том, чтобы активизировать максимальное количество усваиваемых слов, научить школьников выбирать нужное слово, правильно и уместно использовать его в речи и грамотно писать. При обучении детей, имеющих аутистические расстройства, педагогу следует применять особые приемы работы.

Литература

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Фролова Р.Н. Орфографическая тетрадь для 2 класса. М.: Баласс, 2002.
  3. Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием // Начальная школа. 1995. 1.
  4. Замирова Л.А. Пособие для работы с трудными словами в начальной школе. Минск: ООО Сэр-Вит, 2001.
  5. Иванова В.А. Занимательно о русском языке: пособие для учителя. М., 1997.
  6. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М., 2009.
  7. Козлова Г.А. Работа со словарными словами в начальной школе. Мозырь: ООО И.Д. «Белый Ветер», 2005.
  8. Кремнева С.Ю. Словарные слова. К учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» – для четырехлетней начальной школы. М.: Экзамен, 2008.
  9. Синицына Е.И. Игры и упражнения со словами. М., 1998.
  10. Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: ВАКО, 2004.
  11. Толоконников Н.Н. Загадки от А до Я. М., Калита,1995.
  12. Ярославцева С.В. Работа над словарными словами в начальной школе. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004.

Информация об авторах

Белялова Ольга Александровна, педагог-дефектолог, ФРЦ МГППУ, Москва, Россия, e-mail: minaeva.olga@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1574
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 1187
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1