Аутизм и нарушения развития
2018. Том 16. № 1. С. 36–40
doi:10.17759/autdd.2018160106
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Развитие когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста с разными типами онтогенеза. Коррекционный курс. Раздел 3.*
Аннотация
Общая информация
* Окончание читайте в следующем номере журнала
Ключевые слова: младший школьный возраст, универсальные учебные действия, эмоционально-личностная сфера, понимание эмоций, эмоциональная экспрессия
Рубрика издания: Учебные и методические пособия
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2018160106
Для цитаты: Максименко М.Ю., Шаль Л.Г. Развитие когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста с разными типами онтогенеза. Коррекционный курс. Раздел 3. // Аутизм и нарушения развития. 2018. Том 16. № 1. С. 36–40. DOI: 10.17759/autdd.2018160106
Полный текст
Развитие и формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий Приведенные в разделе задания направлены на формирование у детей с несформированностью и нарушениями в развитии эмоциональной сферы. Работа включает
Развитие эмоционально-волевой сферы:
— умения адекватно выражать эмоциональные состояния;
— произвольной регуляции своего эмоционального состояния;
— произвольной регуляции поведения;
— умения произвольно улавливать основные телесные ощущения;
— снятие тревожности. Повышение групповой сплоченности.
Функции |
Темы |
Время выполнения упражнения |
Основное содержание работы |
Эмоционально- личностная сфера |
Понимание эмоций и настроения |
5—10 минут 10—15 минут 10—15 минут 10—15 минут 10—15 минут 10—15 минут |
Упражнение № 1 Демонстрация психологом различных эмоций с помощью: мимики, пантомимики, эмоциональных картинок и эмоций в различных сюжетах с последующим включением обучающегося в этот вид деятельности с применением техник имитации и подражания. Упражнение № 2 Рассказ о разных эмоциях и настроении с последующим изображением настроения с помощью цветных карандашей и обсуждение нарисованного. Упражнение № 3 Дифференциация эмоциональных состояний, мимическое, пантомимическое и звуковое выражение с помощью схематических картинок Упражнение № 4 Дифференциация эмоциональных состояний у разных персонажей. Методика «Азбука настроений» [1]: по образцу сначала выкладывается персонаж «мужчина» в разных настроениях, затем с помощью психолога подбираются персонажи с соответствующим настроением. Упражнение № 5 Работа с известными сказками или комиксами с опорой на иллюстрации с называнием эмоций персонажей. Упражнение № 6 Понимание интенсивности эмоциональных состояний, введение градации интенсивности. Методика «Страна эмоций» [13]: обсуждение с учащимся одного из персонажей методики с анализом интенсивности эмоционального |
Функции |
Темы |
Время выполнения упражнения |
Основное содержание работы |
|
|
10—15 минут |
состояния и его проявлений в разных жизненных ситуациях. Упражнение № 7 Понимание и подбор эмоционального состояния к ситуациям, изображенным на картинках, с последующим составлением фраз, включающих объяснение взаимосвязи ситуации и эмоции, методика «Чувства». |
|
Вербальное и невербальное выражение эмоций |
5—10 минут 10—15 минут 15—20 минут 10—15 минут 10—15 минут 10—15 минут 10—15 минут 10—15 минут |
Упражнение № 8 Работа над невербальной сферой выражения эмоций: невербальное выражение эмоциональных состояний в данный момент и при различных жизненных ситуациях. Упражнение № 9 Методика «Рисунок настроения» с последующим обсуждением. Упражнение № 10 Методика «Пантомимы» заключается в предъявлении ученику конкретной жизненной ситуации. Показ ребенком эмоции, которая может возникать в этой ситуации. Упражнение № 11 Проводится как в индивидуальном (совместно с психологом), так и в групповом варианте: ученикам предлагается нарисовать свое настроение, остальные участники по очереди угадывают настроение, а один учащийся может сопровождать догадки мимикой и пантомимикой. Упражнение № 12 Работа с куклами и персонажами методики «Страна эмоций ». Работа с куклами включает: — описание характеристик, качеств героя (ответ на вопрос: он какой?), — описание эмоций героя (какие эмоции он чаще всего испытывает), — описание поведения героя в связи с его чувствами (когда он испытывает эмоцию, что он делает?), — что чувствуют и делают другие герои, когда он ведет себя таким образом, — придумывание и разыгрывание общего сюжета. Упражнение № 13 Вербализация собственного эмоционального состояния и рефлексия эмоций других в разных ситуациях: — «когда я испытываю .., то что я делаю?», — «когда « _ _, то она/или он что испытывает/делает?». Упражнение № 14 «Список эмоций». Проводится как в индивидуальном, так и групповом варианте. Составление «списка эмоций» служит для проверки знаний об эмоциях, о степени дифференцированности эмоциональной сферы и об умении их осмысливать. Упражнение № 15 «Эмоциональный человечек». Произвольное составление списка эмоций, подбор к каждой эмоции определенного цвета. Затем изображается |
Функции |
Темы |
Время выполнения упражнения |
Основное содержание работы |
|
|
|
контур человечка и наполняется этими эмоциями с последующим объяснением остальным, почему ученик выполнил рисунок именно так. |
|
|
10—15 минут |
Упражнение № 16 Знакомство и обсуждение личностных качеств, присущих различным профессиям, и составление списка. |
|
Групповая сплоченность |
15—20 минут |
Упражнение № 17 «Имя и движение» [31]. Формирование чувства принадлежности к группе, при задействовании своего тела. Упражнение направлено на то, чтобы помочь детям в начале знакомства запомнить имена друг друга, и дает им возможность представить себя группе на вербальном и телесном уровне с применением воображения. |
|
|
10—15 минут |
Упражнение № 18 «Паутина» [31]. Знакомство, определение своего места в группе и прочувствование сплоченности группы. |
|
|
15—20 минут |
Упражнение № 19 «Собака-поводырь». Прохождение определенного маршрута двумя участниками, у одного из которых закрыты глаза. Проводится в определенной последовательности: сначала его выполняют взрослые, дети смотрят, затем педагог-психолог выполняет его с учеником, и потом ученики водят друг друга, меняясь ролями. |
|
|
15—20 минут |
Упражнение № 20 «Кого не хватает?» [31] Подчеркивание важности каждого ученика, когда один из них исчезает из поля зрения (закрывается покрывалом) и затем находится (снимает покрывало). |
|
|
15—20 минут |
Упражнение № 21 «Кошки, собаки, медведи и зайцы» [31]. Формирование в классе культуры дружеского прикосновения и объятия. Обнимания с игрушками с актуализацией ласковых слов по отношению к ним. |
|
|
15—20 минут |
Упражнение № 22 «Палец вверх!» [31]. Выражение друг другу уважения и благодарности. Обучение школьников способам подбодрить друг друга. |
|
|
10—15 минут |
Упражнение № 23 «Ты мне нравишься» [31.] Развитие доброжелательных отношений между детьми и способности открыто и легко выражать свои эмоции. |
|
|
15—20 минут |
Упражнение № 24 «Хороший друг» [31]. Развитие дружеских отношений между детьми в классе или группе. |
В представленной программе отражены варианты нейропсихологической коррекции, абилитации и профилактики нарушений процессов развития. Программа реализуется по единому плану, который предполагает:
— предварительную нейропсихологическую, психологическую диагностику и динамическое диагностическое обследование детей в середине работы и по ее завершении;
— консультирование родителей с подробным объяснением целей и задач формирующего обучения.
На каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер и создаются условия для расширения межфункционального взаимодействия и образования новых психологических и функциональных систем.
Окончание читайте в следующем номере журнала.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2358
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 976
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0