Аутизм и нарушения развития
2018. Том 16. № 3. С. 28–33
doi:10.17759/autdd.2018160304
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Модель социально-трудовой адаптации взрослых с ментальными нарушениями. Опыт работы по проекту «Клуб молодых инвалидов» Центра социальной адаптации «Рафаил»*
Аннотация
Общая информация
* Проект «Клуб молодых инвалидов “Шаг навстречу”» реализуется в рамках субсидии Комитета общественных связей города Москвы.
Ключевые слова: тяжелые множественные нарушения развития, абилитация, социально-трудовая адаптация, личностное развитие, социализация
Рубрика издания: Модели организации комплексной помощи
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2018160304
Для цитаты: Загрядская В.Н. Модель социально-трудовой адаптации взрослых с ментальными нарушениями. Опыт работы по проекту «Клуб молодых инвалидов» Центра социальной адаптации «Рафаил» // Аутизм и нарушения развития. 2018. Том 16. № 3. С. 28–33. DOI: 10.17759/autdd.2018160304
Полный текст
Цель работы специалистов Центра социальной адаптации «Рафаил» со взрослыми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) — повышение качества жизни, в том числе, обеспечение людям с инвалидностью реальной возможности общения и коммуникации, приобретения практических трудовых навыков. Программа работы центра направлена на комплексное решение трех важнейших задач:
— личностное развитие каждого участника мастерской,
— социализация взрослых инвалидов с ТМНР, объединение их в единый коллектив, — овладение каждым посетителем центра практическими навыками.
Результат достигается за счет применения особого метода сопровождения инвалидов с ментальными нарушениями — соединения профессионального обучения, практического труда и прикладных видов искусства через организацию структурированной занятости, наполненной доступным содержанием. Создание комфортной среды и развивающего пространства, командный метод работы, организация партнерских отношений с родительской общественностью — необходимые условия для достижения поставленных задач специалистами центра.
Подобная модель организации социально-трудовой деятельности позволяет реализовать индивидуальный маршрут сопровождения взрослых с ментальными нарушениями — от реабилитации и абилита- ции к развитию и интеграции.
Специалистам в своей деятельности приходится сталкиваться с серьезными проблемами. Некоторым взрослым подопечным около 40 лет, а все еще бытует мнение, что обучение людей в таком возрасте неэффективно, и случается, что и в семьях приходят к такому же выводу. Опыт обучения взрослых инвалидов с ментальными нарушениями показывает, что процесс развития, овладения ремесленными навыками и жизненными компетенциями, а также — взросления у наших молодых людей очень медленный и очень трудный, в частности, в достижении быстрых (и не быстрых) результатов. Обычно взрослые с ментальными нарушениями имеют определенные особенности: как правило, у них отсутствуют или снижены целеполагание, мотивация к деятельности, стремление к результату, имеются серьезные трудности в установлении контакта и в общении, поведенческие и речевые нарушения, слабо развит самоконтроль.
Но важно учитывать, что при правильно организованной работе молодые люди с помощью специалистов делают усилия, чтобы преодолевать трудности.
И для того чтобы обеспечить включение в полезную трудовую деятельность молодых людей с ментальными нарушениями, в том числе с ТМНР, команде педагогов важно определить оптимальную форму работы, в процессе которой для всех участников создается терапевтическое пространство в малых коллективах. Результаты работы педагогов подтверждают: в микросоциуме легче создать условия для отработки взаимодействия в трудовой деятельности и ремесленных навыков: у педагога-мастера всегда есть возможность сформировать личную заинтересованность в успехе у каждого участника процесса.
Так в центре «Рафаил» два года назад был создан Клуб «Молодых инвалидов «Шаг навстречу». Мероприятия и программы Клуба в первую очередь направлены на принципиальное повышение качества жизни его членов.
В чем преимущества клубной работы? Клубная форма работы позволяет оптимально распределить многие виды деятельности, более успешно выстраивать взаимоотношения между участниками Клуба. Если в трудовых мастерских большая часть времени занята практическим трудом, то в Клубе трудовая деятельность занимает примерно половину всего времени, при этом результаты процесса формирования трудовых навыков и отношений, развитие личностного потенциала сопоставимы с результатами работы в мастерских.
Основными задачами деятельности Клуба являются:
— создание условий для формирования инклюзивной среды с участием родителей и волонтеров в процессе психолого-педагогического сопровождения мероприятий для членов Клуба и их работы в творческих мастерских;
— развитие ремесленных навыков, оказание качественной лечебно-педагогической помощи молодым инвалидам с ТМНР.
Результат работы Клуба молодых инвалидов «Шаг навстречу» достигается за счет создания условий для развития и общения посредством организации цикла подготовительных и базовых групповых тематических занятий по ремеслам, по декоративно-прикладному и художественному творчеству, арттерапии, на психологических занятиях, занятиях по альтернативной коммуникации.
Следует подчеркнуть, что профессиональная готовность специалистов и педагогов центра к работе с инвалидами с ТМНР обеспечивается коллегиальной (командной) формой работы и подкрепляется на проводимых семинарах по повышению квалификации специалистов, на тренингах, мастер-классах. В командную работу и процесс сопровождения по данному методу включены родители и волонтеры, которые после специального обучения могут активно участвовать в работе Клуба. Помощь их очень важна в обучении молодых людей ремесленным навыкам. Для них, так же как и для педагогов, организуются специальные лекции, семинарские занятия, где рассматриваются теоретические и практические особенности взросления и сопровождения людей с ТМНР.
Вследствие реализации программы Клуба, в зависимости от особенностей и возможностей каждого его члена, часть молодых людей включены в практическую профессиональную ориентацию, другие получают профессиональную подготовку для работы с частичным сопровождением на индивидуальном рабочем месте.
Как построен процесс обучения ремеслу в Клубе молодых инвалидов «Шаг навстречу»? За счет чего достигается результат? Сам процесс работы в ремесленных мастерских несложный, на первый взгляд, используются очень простые техники, тренинговые упражнения, приемы и подходы. Тем не менее, при кажущейся простоте подходов от педагога-мастера требуется постоянное развитие профессиональных навыков и определенные шаги к личностному совершенствованию.
Вся работа по обучению молодых людей ремесленным навыкам в клубе проходит в темпе и последовательности, рассчитанных с опорой на психологические и физические особенности каждого. В первую очередь, всем действиям, даже самым незначительным и простым, которые совершаются, педагог и все сопровождающие придают определенный смысл, поскольку, даже если молодые люди успешно прошли адаптационный период в мастерских, не всегда у них формируется мотивация к работе. Для формирования мотивации педагоги создают терапевтическое пространство, в котором в процессе трудового обучения очень важно помочь каждому участнику мастерской пережить ощущение «Я могу!», «Я это сделаю!». В своей работе педагоги опираются на базовую установку: действия с материалом, его преобразование, работа на оборудовании в мастерской дают членам клуба возможности устанавливать контакты с педагогами и другими членами клуба, испытать переживания от новых отношений с окружающим миром. Ведь каждый может увидеть, как в процессе трудовых операций, действий происходит изменение материала, его состояния.
В качестве иллюстрации можно привести пример работы в ткацкой мастерской центра. В ткацком деле педагог обязательно предоставляет возможность выбора материала для ткачества (пряжи, лент, ткани, веревки, нити и т.д.), а также выбор цвета и структуры материала. При этом педагог не вмешивается в процесс выбора, допуская ошибки и давая возможности их исправления. В процессе ткачества пряжа, длинная нить, в конце концов «складываются» в тканое полотно, пряжа кардинально меняется и обретает совершенно иную форму. Педагог много времени уделяет развитию у молодых людей способностей к наблюдению, наполняя этот процесс смыслом: определенная манипуляция и взаимодействие с материалом для наших молодых людей — это информационно-обучающее «окно» в окружающий мир, встреча с собственным действием, с самим собой, с окружающими людьми. Так, последовательно и ритмично наблюдая за преобразованием материала, подопечные клуба учатся взаимодействовать с окружением. На ошибочные действия молодых людей педагоги клуба не смотрят как на безнадежную ситуацию, а помогают им через терпеливое исправление совершенных ошибок, которые, понятно, что неизбежны. Через развитие индивидуальной способности к наблюдению за изменениями пряжи-нити в социальном аспекте рождается попытка и формируется способность отделять себя от окружения, обретать автономность. Иногда молодые люди могут проявлять негативные эмоции по отношению к работе: «У меня не получится!», «Я не могу!». Ритмичное и постоянное повторение действий приводит к тому, что эмоции успокаиваются, самочувствие ребят улучшается. Примерами могут послужить две истории.
Интереса к работе у 23-летней Лизы Д. не было, она испытывала перед ней страх, боялась, что не получится. Ее любимым занятием было выбрать из окружения более слабого, не умеющего постоять за себя человека, и дергать его за уши или еще как-то досаждать. Ей явно хотелось выразить себя, самоутвердиться, а также защититься от нападок на себя через нападение на слабого. Контакт с педагогом у Лизы был затруднен. Девушке предложили работать с бумагой, в ее случае этот вид деятельности более подходил к ней как к человеку с нарушенным поведением и отсутствием контроля за действиями. Педагог выбрал процесс изготовления блокнота (работу с бумагой) — как терапевтическое занятие для Лизы. Сначала нужно было приготовить и нарезать ровные одинаковые листки бумаги. Она испортила большое количество бумаги, но терпеливые профессиональные действия педагога привели к тому, что Лиза увидела, как развивается процесс, как благодаря четкости и точности действий из бумаги получается изделие. Сначала это был блокнот из 4 листиков, — и это была победа. Вместе с мастерством в занятии ремеслом и ощущением «Я могу!» у Лизы в социальном отношении постепенно стали появляться и закрепляться новые способы общения с товарищами: более внимательное, заботливое отношение. Она даже стала помогать ребятам, имеющим проблемы в передвижении. В результате, после четырех месяцев занятий в клубе, Лиза стала активным членом полиграфической мастерской «Бурушка», ее работа становилась все более продуктивной. Педагоги и семья уверены, что в будущем приобретенные Лизой трудовые умения будут только совершенствоваться, и она сможет самостоятельно выполнять несложную работу с частичным сопровождением.
Другой участник клуба, 26-летний Антон, работает в ткацкой мастерской. У Антона нарушены речедвигательные функции, ему трудно выполнять точные практические действия. По программе клуба Антон выполнял работы по гобеленовому ткачеству. У молодого человека была сформирована мотивация к трудовой деятельности: ему очень хотелось сделать тканое полотно с изображением новогодней елки. Для такой работы необходимо овладеть последовательными точными движениями. В мастерской Антон смог сделать основное полотно, а завершить работу, сделать украшение ему удалось в клубе.
Деятельность в мастерских центра «Рафаил» тесно связана с работой в клубе. И это очень важно для овладения трудовыми навыками и для их совершенствования. Процесс обучения трудовым навыкам проходит в группе, но практически осуществляется индивидуальным способом, в этом помогают специально обученные волонтеры — добровольцы, которые посетили цикл обучающих семинаров, лекций, тренингов и т.д.
Личностные качества педагогов являются определяющими в создании доверительной атмосферы в группе, что ведет к развитию самосознания и уверенности членов клуба в своих возможностях. И так, шаг за шагом, создаются необходимые предпосылки для развития у ребят мотивации к деятельности.
Для занятий с людьми с тяжелыми множественными нарушениями развития в клубе разработан специальный алгоритм. В начальный период посещения клуба они только наблюдают, как работает их товарищ, уже освоивший некоторые приемы работы с материалом и более ловко преобразовывающий его из одного состояния в другое. На первый взгляд, — малозначительное занятие, но на самом деле это ведет человека к осмыслению собственной личности через встречу с другим человеком и результатом его труда. Этап наблюдения за действием товарища важен и имеет смысл, так как позволяет освоить отношение, которое можно выразить как: «Это твоя работа — это моя работа!». Это одинаково важно как для наблюдателя, так и для работающего. Наблюдающий человек обретает ощущение, будто он выполняет важную собственную работу. В социальном смысле он делает первые важные шаги к развитию активности, уверенности в себе, к личностной самореализации. Без этих качеств обучение ремесленным навыкам невозможно.
С опорой на этот прием и формируется группа в клубе. Специалисты клуба — не сторонники разделять участников по их возможностям. В группе есть молодые люди как с высокими функциональными возможностями, так и с большими ограничениями, с ТМНР. Следующим важным этапом является создание в микросоциуме определенных отношений между всеми участниками трудового процесса. Достигается цель создания и совершенствования цепочек взаимодействия:
— педагог — ребенок (здесь — молодой человек с инвалидностью),
— педагог — ребенок — волонтер,
— ребенок — ребенок,
— волонтер — ребенок,
— педагог — ребенок — родитель.
При индивидуальной организации рабочего места все действия и отношения выстраиваются в группе в мастерской. И таким образом создается комфортное пространство, стабилизируется психоэмоциональное состояние. Педагоги просят, чтобы молодые люди во время трудового процесса не разговаривали: «разговаривают» только руки. Для некоторых это трудновыполнимое задание, но они стараются быть в границах коллектива и соблюдать общие правила. Воспитание умения соблюдать правила у взрослых с ментальными нарушениями осуществляется за счет организации времени занятий и мероприятий в определенном ритме, при чередовании работы и пауз, при структурировании пространства и содержания работы. Кроме того молодых людей обязательно учат проектировать и видеть результат труда в будущем, осознавать, что сделано в настоящем, и вспоминать, что было в прошлом, с чего начинался процесс работы. Для этого взрослые с ментальными нарушениями ведут дневники своих действий, записывают ключевые моменты работы и всего дня пребывания в клубе. Кто не может писать, говорить, тот это делает с использованием альтернативных методов коммуникации. Таким образом, молодые люди учатся осознавать понятия времени и пространства, которые развивают самосознание и помогают в освоении приемов работы и осознании сути трудового процесса.
Следует еще раз подчеркнуть, что в процессе обучения ремесленным навыкам молодых людей с ТМНР важно сотрудничество с их семьями, которые тоже становятся членами клуба. Членами клуба являются и волонтеры, так же как специалисты, как и члены семей, помогающие освоить навыки ремесленной деятельности. Совместные с семьями и волонтерами мероприятия расширяют возможности социализации и организации самозанятости людей с инвалидностью, имеющих ментальные нарушения, что, безусловно, помогает повысить качество жизни семей.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1508
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 13
Скачиваний
Всего: 1182
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3