Методы и приемы развития самосознания у подростков и молодых людей с РАС

998

Аннотация

Важными особенностями самосознания у подростков и взрослых людей с расстройствами аутистического спектра являются трудность вербализации ими своих переживаний и впечатлений, изолированность воспоминаний в автобиографической памяти, проблемы возрастной идентичности. Кратко описаны некоторые методы психокоррекционной работы со сферой самосознания у лиц с расстройствами аутистического спектра, приводится фрагмент из конспекта занятий с группой молодых людей с особенностями развития, проводившихся в АНО «Пространство общения», Москва.

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, самосознание, вербализация впечатлений, возрастная идентичность, проработка художественных текстов

Рубрика издания: Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2018160402

Для цитаты: Костин И.А. Методы и приемы развития самосознания у подростков и молодых людей с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2018. Том 16. № 4. С. 12–16. DOI: 10.17759/autdd.2018160402

Полный текст

 

Особенности сферы самосознания сохраняются у значительной части людей с аутистическими расстройствами, как правило, в течение всех этапов жизненного цикла, — возможно, смягчаясь, но не исчезая полностью, даже при значительной позитивной динамике в целом. В частности, у многих представителей аутистической популяции трудности развернутого вербального описания событий своей жизни сочетаются с трудностями вербализации эмоциональных переживаний, оценок, впечатлений. Для многих и в подростковом возрасте, и позднее по-прежнему остается трудным выразить свои предпочтения, сделать какой-то выбор, даже самый простой.

Названные трудности накладываются на типичную обедненность психологического словаря у значительной части людей с РАС, даже при сохранной развернутой речи. Слова, обозначающие эмоциональные состояния и переживания, черты характера и нравственные категории, как правило, не присутствуют в активном лексиконе ау­тичных людей, по крайней мере, если не ведется специальная коррекционная работа в этом отношении.

Ута Фрит подчеркивает связь таких трудностей с алекситимией (букв. «нет слов для чувств») — описанным в клинике состоянием, при котором субъект не способен назвать свои эмоциональные переживания, вербализовать свои телесные болезненные ощущения и т.п. Высокие показатели по шкале алекситимии были выявлены у аутичных людей экспериментально. Такой результат, согласно автору, свидетельствует о «повышенных затруднениях с идентификацией и описанием собственных чувств и о меньшем интересе к психологическим мотивам действий» [4].

Аутистическое расстройство накладывает свой отпечаток и на характер структурирования материала в автобиографической памяти. Отдельные эпизоды жизни могут долго помниться аутичными людьми с аффективной яркостью и доскональной точностью, включая точную датировку события. Такие воспоминания подобны мощным вспышкам, могут удивлять собеседников обилием деталей и подробностей. С другой стороны, такие воспоминания-вспышки, оставаясь изолированными и слабо связанными между собой, не становятся основой для представления человека о себе как о целостном, но постепенно и непрерывно меняющемся субъекте, для понимания им причинно-следственных связей относительно событий своей жизни.

Отдельно хочется остановиться на такой важной составляющей самосознания субъекта как возрастная идентичность. Если искажения половой идентичности при РАС не являются типичными, то в отношении возрастной идентичности такого сказать нельзя. Речь идет здесь не о знании паспортного количества прожитых лет (хотя часть аутичных молодых людей действительно с трудом может назвать свой точный возраст), но о его соотнесении с фазами жизненного цикла человека.

Нередко люди с РАС юношеского и даже зрелого возраста, как становится ясно при общении с ними, совсем не ощущают себя взрослыми. Для них по-прежнему привычно, что их близкие принимают решения относительно их жизни, им привычно принимать заботу и зависеть от близких в повседневной жизни. Словно сказочный Питер Пэн, они чаще неосознанно, но иногда и вполне осознанно «не хотят вырастать», не считая себя взрослыми людьми, протестуя против отношения к себе как ко взрослым. А ведь «чувство взрослости» — закономерное психологическое новообразование подросткового возраста [2].

Не следует забывать и о типичной фрагментарности представлений о мире при аутистических расстройствах: бывает, что аутичный человек в принципе плохо представляет жизненный цикл человека — продолжительность жизни, названия и рамки основных возрастных периодов, время наступления совершеннолетия.

Можно предположить, что в генезе такой инфантильной позиции большое значение имеет столь частая тенденция к гиперопеке в семьях с особыми детьми, но здесь мы остановимся на другом аспекте: как можно психолого-педагогическими средствами смягчить подобные нарушения возрастной идентичности?

Очевидно, что с людьми с нарушенным развитием, имеющими перечисленные проблемы, необходимо обсуждать образ взрослого человека: наполнять его содержанием, эмоциональной привлекательностью. Эти коррекционные задачи можно решать как при групповой, так и при индивидуальной работе.

В качестве примера ниже приведен фрагмент конспекта занятий группы социальной адаптации для молодых людей с особенностями развития, проводившихся автором с коллегами в Автономной некоммерческой организации «Пространство общения», Москва[II]. Все формулировки преимуществ, прав и обязанностей взрослого человека были выработаны в ходе групповых обсуждений, а «конспекты» были разосланы в семьи участников группы.

Преимущества жизни взрослого

—  Взрослый сам выбирает: что ему делать, готовить, какую одежду покупать, куда ходить;

—  У взрослого есть дела, обязанности, работа, учеба, но он сам распределяет время между своими делами;

—  Взрослый свободно встречается с друзьями;

—  Распоряжается деньгами, планирует свои расходы с учетом своих доходов. Деньги нужно заработать (на работе надо исполнять свои обязанности, выполнять требования начальника);

—  Взрослый выбирает, когда ему ложиться спать (в пределах разумного: ведь ему нужно быть бодрым завтра);

—  Взрослый может водить машину, но этому нужно выучиться;

—  Зарабатывает деньги;

—  Может ходить на свидания, создать семью;

—  Взрослый сам выбирает развлечения (музыку, кино, игры, новости и т.д.).

Обязанности взрослого

—  Вовремя приходить на работу.

—  Следить за здоровьем, ходить к врачу, если это необходимо.

—  У взрослого есть обязанности перед другими людьми (например, хорошо относиться к своим близким, быть вежливым и т.п.).

Взрослый соблюдает общепринятые правила приличия:

—   не оголяет при других людях те места своего тела, которые не принято оголять;

—   не ковыряет в носу или в ушах;

—   не поднимает ноги высоко, не забрасывает их на стул или стол.

Также:

—  Взрослый является примером для ребенка! Он должен следить за своей речью.

—  Взрослый соблюдает режим.

—  Взрослый заботится о себе и других.

—  Взрослый с умом обращается с деньгами (то есть разумно тратит деньги).

Самоконтроль:

Взрослый человек умеет себя контролировать. Это означает:

—  может контролировать свои желания, то есть понимает, что не все его желания могут быть быстро выполнены;

—   может себя ограничивать, например, в еде;

—  может контролировать свое поведение, проявления своих эмоций, например, если он разозлился.

Что отличает по-настоящему взрослого человека:

—   Он выбирает слова;

—   Он мирный, спокойный;

—   Он договаривается с другими людьми;

—   Он выполняет дела (то есть у него есть обязанности).

Взрослого отличают терпение и дисциплина.

Что неприемлемо для поведения по- настоящему взрослого человека:

—   ругань;

—   драка;

—   спор, возмущение;

—   слезы;

—   грубость, агрессия;

—   капризы.

Как видно, в процессе психокоррекцион­ной работы вместе с молодыми людьми были определены важнейшие качества, присущие взрослому человеку. Это: ответственность, дисциплина, самостоятельность и свобода в принятии решений относительно своей жизни, а также забота о близких и способность контролировать проявления своих чувств. Существенной частью обсуждения было принятие молодыми людьми идеи постепенности взросления человека: ребенок не превращается во взрослого в одночасье, и в группе говорилось также о том, как у ребенка с каждым годом формируются дисциплина, воля и ответственность, и о том, что для этого необходимо.

Важно, что содержание этого обсуждения не было транслировано ведущими группы в готовом виде, а действительно рождалось в процессе обсуждения, в котором ведущие выполняли прежде всего модераторские функции. Представляется, что по возможности (в зависимости, конечно, от уровня группы или конкретного человека с РАС) в работе над формированием адекватных понятий о взрослости специалистам лучше опираться именно на обсуждение, а не просто на передачу «правильных», «психологически зрелых» представлений.

Проводимая специалистами работа сопровождалась и беседами с близкими участников группы, которым было рекомендовано возвращаться к теме взрослости по разным поводам, апеллировать к привлекательному и позитивному образу взрослости, к которой по возрасту участники группы приближались.

Главным направлением психологической работы по развитию самосознания человека с особенностями развития можно назвать обогащение, усложнение его представлений о себе, помощь в вербальном выражении им своих чувств, мнений, впечатлений, предпочтений и т.д. С этой целью можно рекомендовать пособие [3], где, в частности, содержатся рабочие листы «Я люблю / Я не люблю», «Мне легко / Мне трудно», «Мне можно / Мне нельзя» и др., которые подростки и молодые люди могут заполнять самостоятельно или с помощью другого человека. Но в целом литературы, которую можно использовать в подобной работе, мало.

С другой стороны, развитие самосознания — это, конечно, далеко не только прямое воздействие на сферу представлений субъекта о себе. В эмоционально-смысловом подходе, развиваемом на протяжении многих лет в Институте коррекционной педагогики, огромное значение придается длительной проработке, детализации и осмыслению индивидуального аффективного опыта человека. Помощь аутичному ребенку или взрослому в осмыслении жизненных впечатлений (независимо от методов, которыми она осуществляется) — это, безусловно, тоже работа по развитию самосознания. Для этого продуктивно опираться на дневниковую работу.

В предложенном нами методе «Дневник событий и впечатлений» [1] дневник ведется человеком с РАС совместно с доброжелательным и внимательным собеседником — специалистом или близким человеком, который помогает вербализовать впечатления аутичного человека от того или иного события, вводя в содержание дневника эмоционально-оценочные слова, а при необходимости делясь и собственными впечатлениями и переживаниями. Без такой помощи дневник человека с аутизмом, как показывает опыт, может стать формальным выхолощенным перечислением рутинных событий. Таким образом, «дневник событий и впечатлений» — это, не монолог аутичного человека, а его диалог с другим человеком, в котором, конечно, происходит и развитие его самосознания.

Не меньший развивающий потенциал в отношении самосознания имеет и совместная работа с художественными текстами: чтение и обсуждение книг, просмотр и обсуждение художественного кино: ведь человек учится понимать себя, сталкиваясь с другими и вступая с ними во взаимодействие. При аутисти­ческих расстройствах возможности когнитивной децентрации, идентификации с другим человеком (в том числе с персонажем книги или фильма), возможности сопереживания другому значительно ограничены; соответственно, эта деятельность тоже должна быть совместной, в ней важно присутствие рядом человека-помощника. При совместной работе над книгой (фильмом) необходимо, насколько это возможно, связывать происходящее в ней с событиями жизни человека с РАС, круга его близких. На развитие самосознания работает обсуждение таких вопросов как: «Смогли бы вы подружиться с этим персонажем, если бы встретились с ним в жизни?»; «Чем вы на персонажа похожи, а в чем отличаетесь?»; «Как бы вы поступили в ситуации персонажа?». И, конечно, обсуждение вопроса: «Какие чувства у вас вызывает тот или иной персонаж?».

Таким образом, развитие более цельного самосознания, усложнение представлений людей с аутистическими расстройствами о себе, о событиях их жизни нужно в целом рассматривать как одну из задач при оказании им психологической помощи. Опыт показывает, что продвижение вперед в этой сфере возможно и в подростковые годы, и даже в зрелом возрасте. 

 

[1] Автор выражает благодарность коллегам по ведению группы Алексею Авдееву, Алле Акуловой, Николаю Горникову за раз-
решение использовать данные материалы.

Литература

  1. Костин И.А. Помощь в социальной адаптации подросткам и молодым людям с расстройствами аутистического спектра: монография / И.А. Костин. М.: Теревинф, 2018. 144 с.
  2. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками / А.Г. Лидерс. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 256 с.
  3. Половое воспитание подростков с интеллектуальными нарушениями: Уч. пособие / Под ред. Д.Н. Исаева. СПб.: ИСПиП, 2014. 124 с.
  4. Фрит У. Лекция памяти Эммануэля Миллера: синдром Аспергера — вопросы и дискуссии [Электр. ресурс] http://www.aspergers.ru/node/163 (дата обращения: 20.11.2018).

Информация об авторах

Костин Игорь Анатольевич, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт коррекционной педагогики (ФГБНУ «ИКП»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0309-5266, e-mail: kostin@ikp.email

Метрики

Просмотров

Всего: 2120
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 21

Скачиваний

Всего: 998
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3