Пылаева Н.М. кандидат психологических наук, Старший научный сотрудник факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2214-506X e-mail: pylaeva.nataliya@mail.ru
Хотылева Т.Ю. кандидат педагогических наук, Директор, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа №1540, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3283-5873 e-mail: th@ort.ru
Описана технология организации групповой нейропсихологической диагностики, методы нейропсихологической диагностики и коррекции, позволяющие своевременно оказывать эффективную коррекционную помощь детям с трудностями обучения в школе. Анализируются результаты совместной работы педагогов школы № 1540 города Москвы с сотрудниками лаборатории нейропсихологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова по включению в школьную среду нейропсихологического подхода. На основании этого подхода возможно формулировать эффективные способы взаимодействия нейропсихолога с педагогическим составом школы. Обсуждается потенциал самостоятельного использования следящей диагностики и специальных диагностических методик педагогами начальных классов, описываются основные нейропсихологические симптомы детей с трудностями обучения и способы их диагностики.
Агрис А.Р., Ахутина Т.В., Корнеев А.А. Варианты
дефицита функций I блока мозга у детей с трудностями обучения // Вестник
Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. Т. 12. № 3. С.
34—46.
Агрис А.Р., Камардина И.О., Ахутина Т.В., Корнеев
А.А. Нейропсихологические профили младших
школьниковсразличнымкачествомпочерка/ Когнитивнаянаукав Москве:
Новыеисследования. Материалы конференции 19 июня 2019 г. / Под ред. Е.В.
Печенковой, М.В. Фаликман. Москва: «Буки Веди»; ИППиП, 2019. 656 с. С. 54—59.
ISBN 978-5-4465-2346-7.
Аналитический отчет: Результаты изучения готовности
первоклассников к обучению в школе в 2010/2011 учебном году / Под ред. Г.С.
Ковалевой. Москва, 2011.
Ахутина Т.В. Нейропсихологический анализ ошибок на
письме / Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция / Под общей
ред. О.А. Величенковой. Москва: ЛОГОМАГ, 2018. 373 с. С. 76—95. ISBN
978-5-905025-53-2.
Ахутина Т.В., Камардина И.О., Пылаева Н.М.
Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов. Индивидуальный подход к детям с
трудностями обучения в условиях общего образования. Москва: В. Секачев, 2014.
56 с.
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика
зрительно-вербальных функций у детей 5—7 лет // Школьный психолог. 2001. № 15.
С. 8—9.
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление
трудностей учения. Нейропсихологический подход: Учеб. пособие
для студ. учреждений высш. образования. Москва: Издательский центр «Академия».
2015. 288 с. ISBN 978-5-4468-0317-0.
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Хотылева Т.Ю.
Нейропсихологический подход в инклюзивном образовании / Инклюзивное
образование: методология, практика, технологии: Материалы международной
научно-практической конференции (20—21 июня 2011, Москва). Москва: МГППУ, 2011.
244 с. С. 71—73.
Ахутина Т.В., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю., Агрис
А.Р. Возрастные изменения высших психических функций у детей 7—9 лет с
разными типами дефицита регуляции активности // Журнал Высшей школы экономики.
2015. Т. 12. № 3. С. 131—152.
Безруких М.М., Теребова Н.Н. Зрительное восприятие
как интегративная характеристика познавательного развития детей 5—7 лет //
Новые исследования. 2008. Т. 1. № 14—1. С. 13—26.
Вассерман Л.И., Чередникова Т.В.
Невербальнаяметодика«Комплекснаяфигура» Рея-Остериетта и ее
психодиагностическое значение для квалификации нейрокогнитивного дефицита //
Сибирский психологический журнал. 2013. № 49. С. 13—25.
Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста:
учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Издательский центр
«Академия», 2009. 272 с. ISBN 978-5-7695-4758-4.
Глозман Ж.М., Равич-Щербо И.В., Гришина Т.В.
Нейродинамические факторы индивидуальных различий в успешности школьного
обучения / Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий / В.А.
Москвин (ред.). Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2007. 299 с. С. 103— 113.
Глозман Ж.М., Соболева А.Е. Нейропсихологическая
диагностика детей школьного возраста. Москва: Науч.-исслед. центр детской
нейропсихологии им. А.Р. Лурия, 2014. 180 с. ISBN 978-5- 00077-180-8.
Камардина И.О., Матвеева Е.Ю., Пылаева Н.М.
Проведение групповой нейропсихологической диагностики в начальной школе //
Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2011. Т. 16. № 4. С.
1—15.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их
нарушения при локальных поражениях мозга. 3-е изд. Москва: Академический
Проект, 2000. 500 с. ISBN 5-8291-0079-7.
Манелис Н.Г. Развитие оптико-пространственных
функций в онтогенезе // Школа здоровья. 1997. Т. 4. № 3. С. 25—37.
Методы нейропсихологического обследования детей 6—9
лет / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной. Москва:
В. Секачев, 2016. 232 с.
Пылаева Н.М. Нейропсихологическая поддержка классов
коррекционно-развивающего обучения / I Международная конференция памяти А.Р.
Лурии. Сборник докладов / Е.Д. Хомская, Т.В. Ахутина (ред.). Москва: РПО, 1998.
368 с. С. 238—243.
Пылаева Н.М., Гуляева М.А., Ахутина Т.В., Хотылева
Т.Ю. Внимание! Разминка! Пособие для уроков математики в 1-х классах.
Москва: В. Секачев, 2019. (Нейропсихолог в школе). 56 с. ISBN
978-5-88923-965-9.
Цветкова Л.С., Лурия А.Р. Нейропсихология и
проблемы обучения в общеобразовательной школе. Воронеж: Институт практической
психологии, 1996. 64 с. ISBN 5-89395-046-1.