Введение
Некоторые позитивные изменения в работе российской системы образования приводят к тому, что все большее число молодых людей с тяжелыми множественными нарушениями развития включаются в системы профессионального образования и профессиональной подготовки. Получение людьми с тяжелыми нарушениями профессиональных навыков является безусловным благом, однако для того чтобы человек успешно применял их в жизни, получая от этого профессиональное удовлетворение, необходимо, чтобы выбранное занятие было по душе, отвечало его потребностям и возможностям, иными словами, необходима грамотно построенная работа по профессиональной ориентации.
Правильная профессиональная ориентация представляет собой существенное основание будущего профессионального благополучия человека [Бордовская, 2000; Климов, 1984]. Это очевидно, если мы говорим об обычном молодом человеке, перед которым «открыты все пути». Но это точно так же применимо и к молодому человеку с тяжелыми множественными нарушениями развития, включающими расстройства аутистического спектра.
Однако профессиональное ориентирование в данном случае сталкивается со специфическими проблемами. В статье я постараюсь осветить два блока проблем профориентации молодых людей с тяжелыми нарушениями психического развития и интеллектуальными проблемами и показать те направления в решении этих проблем, которые представляются перспективными.
Практической основой при написании статьи послужил опыт работы автора в Центре социальной адаптации и профессиональной подготовки для молодых людей с расстройствами аутистического спектра с выраженными ментальными нарушениями в Технологическом колледже № 21 (ГБПОУ ТК № 21). В этом учебном заведении обучаются молодые люди с тяжелыми нарушениями психического развития, сопровождаемыми выраженными нарушениями интеллекта (с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости). Большая часть наших обучающихся имеют расстройства аутистического спектра. Другие диагнозы, с которыми молодые люди попадают в нашу учебную организацию, – это генетические синдромы, эпилепсия, ДЦП, ранняя детская шизофрения [Головина, 2016]. Молодые люди обучаются традиционным ремеслам, осваивая профессиональные навыки в ремесленных мастерских – керамической, швейно-ткацкой, полиграфической, столярной и цветоводческой. Хотя приоритетным направлением подготовки в колледже является ручной труд, наш опыт показал, что многие молодые люди с аутизмом, имеющие сохранный интеллект или незначительные интеллектуальные нарушения, имеют склонности и способности к работе с компьютером, с цифровыми данными, однако из-за поведенческих и мотивационно-эмоциональных особенностей не могут обучаться в обычном образовательном учреждении. Для таких молодых людей было создано направление подготовки «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» [Волкова, 2018].
Важно отметить, что в каждой мастерской существует большое разнообразие видов деятельности и профессиональных операций, которым может обучаться молодой человек. Таким образом в нашей учебной организации мы постарались обеспечить многообразие направлений профессиональной подготовки молодых людей с тяжелыми нарушениями психического развития и интеллектуальными проблемами. Тем не менее, подобных учебных заведений в нашей стране очень мало, и хотя в последние годы ситуация меняется в лучшую сторону, все равно выбор направлений профессиональной подготовки для молодого человека с нарушениями развития значительно более ограничен по сравнению с выбором его обычного сверстника.
Таким образом мы подошли к первому кругу проблем профессиональной ориентации молодых людей с нарушениями развития.
Социальные проблемы профориентации молодых людей с тяжелыми нарушениями психического развития и интеллектуальной недостаточностью
Опыт центра социальной адаптации и профессиональной подготовки колледжа (ЦСА и ПП) показывает, что хотя наши обучающиеся значительно отличаются друг от друга по уровню своих возможностей, однако в результате обучения в мастерских все они способны освоить и выполнять определенные трудовые операции, некоторые – одну-две, а кто-то – целую последовательность. Таким образом все они могли бы быть вовлечены в различные формы трудовой занятости [Волкова, 2012; Головина, 2018].
Однако мест, где их профессиональные возможности могли бы быть реализованы, – единицы. Опыт создания условий для трудовой занятости этой категории людей фактически нарабатывается в настоящее время инициативными сообществами, большей частью состоящими из родных и близких молодых людей с ментальной инвалидностью. Последние годы появляются программы, в том числе и государственные, поддержки трудоустройства молодых людей с ментальной инвалидностью, но они ориентированы в основном на лиц с умеренными интеллектуальными нарушениями.
Видимое (и для самих молодых людей, и для их родителей) отсутствие перспективы трудоустройства – следующая за ограниченностью выбора проблема, с которой сталкивается специалист по профориентации подростков и молодых людей с ментальными нарушениями. Работа специалиста невозможна без сотрудничества с родителями, однако очень сложной и не всегда выполнимой задачей является преодоление родительской установки на то, что ребенок не сможет трудиться, установки, подкрепляемой реальным положением дел в сфере трудовой занятости. Родителям может представляться насмешкой идея профориентации в условиях отсутствия рабочих мест.
В последнее время наблюдается все же определенная позитивная перемена в социальной установке на невозможность трудовой занятости и профориентации лиц с ментальной инвалидностью [1; 13, 1; 15], в том числе с тяжелой [Матвеева, 2014; Морозов, 2016]. Особенно в части профессиональных рекомендаций лицам с РАС [Возможности трудоустройства для; Грандин] все чаще отмечают их сильные стороны: склонность к систематизации, к стереотипным видам работ, наблюдательность, устойчивость интересов.
Такой взгляд, при котором выделяются сильные стороны лиц с определенным видом инвалидности, открывает новые возможности для их профориентации. Акцент смещается с их ограничений и противопоказаний на возможности и преимущества.
Так, люди с аутизмом действительно могут выполнять чрезвычайно кропотливую работу, а также стереотипную работу, которая кому-то могла бы показаться слишком монотонной. Внимание к деталям делает их незаменимыми в работе, требующей особенной наблюдательности. Свойственная людям с РАС нестандартность мышления может проявляться в работе, связанной с художественным творчеством.
Свои преимущества есть и у работников с другими видами ментальной инвалидности. Так, например, молодые люди с умственной отсталостью, не отягощенной психическими нарушениями, являются как правило очень хорошими и добросовестными исполнителями видов простых работ, критерии успешного выполнения которых им ясны.
Проблемы организации профориентационных мероприятий для молодых людей с тяжелыми нарушениями психического развития и интеллектуальными проблемами
Второй блок проблем профориентации молодых людей с тяжелыми формами ментальной инвалидности – это собственно проблемы организации профориентационной деятельности. Обычно используемые психологами и доказавшие свою эффективность методики профориентации не могут быть применены к молодым людям, не владеющим вербальной речью, с существенными интеллектуальными нарушениями.
Так, в процессе работы с нашими обучающимися мы пришли к выводу, что теория профессионального самоопределения Е.А. Климова [Климов, 2004], доказавшая свою эффективность в сфере профориентации школьников и оснащенная хорошим практическим инструментарием, в целом очень хорошо применима к молодым людям с тяжелыми нарушениями психического развития. Широко известно, что Е.А. Климов выделил пять типов профессий в соответствии с предпочитаемыми объектами труда: человек - знак, человек - природа, человек - художественный образ, человек - техника и человек - человек. Меньшее внимание в профориентационной работе обычно уделяется делению внутри этих типов, где существуют дальнейшие ярусы классификации по предпочитаемым целям, средствам и условиям труда. Давайте рассмотрим, каким образом эта классификация может быть фприменима к молодым людям с тяжелыми ментальными нарушениями при выборе не только направления профессиональной подготовки обучающегося, но и тех видов деятельности и операций, на которые будет сделан акцент в его обучении.
Е.А. Климов выделил несколько групп предпочитаемых условий труда: приближенные к бытовым, труд на открытом воздухе, экстремальные условия труда. Безусловно, для большинства молодых людей с нарушениями психического развития предпочтительны условия труда, приближенные к бытовым. Однако некоторые молодые люди чувствуют себя лучше на свежем воздухе. Некоторые профессии, такие как цветовод, отвечают этому условию. Также в нашей практике был молодой человек с гиперкинетической формой ДЦП, который оказался успешен в работе с возможностью постоянного движения (на конюшне).
Среди четырех групп средств труда (ручной труд, машинный, машинно-ручной, функциональные (то есть психологические) средства) наши обучающиеся чаще всего бывают успешны в ручном труде, однако для некоторых молодых людей с аутизмом машинный () труд, в том числе операторская работа на компьютере, о которой мы упоминали выше, оказывается предпочтительнее, и определить это вовремя очень важно. Отношение к машинному труду очень различается у молодых людей, обучающихся традиционным ремеслам: некоторые молодые люди с РАС чрезвычайно интересуются сложными системами, например, такими как швейная машинка; другие, отличающиеся повышенной тревожностью, – напротив, не могут работать с механизмом, изменяющим материал неочевидным для них образом, и для них возможен только ручной труд. Так, в нашей практике была молодая девушка, создававшая красивые салфетки из лоскутов и освоившая операции махрения, сочетания лоскутов по цвету и скалывания их булавками, но отказывающаяся сострачивать их на швейной машинке (эту операцию выполняли ее соученики).
По предпочитаемым целям труда (распознавать известное, преобразовывать старое или искать неизвестное) молодые люди с ментальным нарушениями отличаются очень значимо. Так, для молодых людей с аутистическими чертами часто необычайно важен творческий компонент деятельности, возможность создать что-то по своему собственному плану. Молодых людей без аутистических черт такая задача может поставить в тупик: для них, возможно, предпочтительнее выполнение задания по шаблону.
И, разумеется, молодые люди с ментальными нарушениями существенно различаются по предпочитаемому объекту труда. Так, для молодых людей, относящихся к типу «человек - природа», хорошо подходит работа в цветоводческой мастерской, в то время как для молодых людей, относящиеся к типу «человек - художественный образ», такая работа может быть мучительна и не соответствовать их эстетическим потребностям, им показана работа в художественных мастерских: керамической и швейно-ткацкой. Важно отметить, что работать и с художественными объектами, и с растениями можно как создавая новое, так и работая по шаблону, поэтому важно не смешивать предпочитаемые цели и объекты труда.
Таким образом мы видим, какими многообразными могут быть склонности человека с самыми тяжелыми нарушениями, от какие тонкостей может зависеть его успешность в профессиональной деятельности, и как важно и сложно может быть точно определить, обучение каким навыкам подходит конкретному человеку.
Итак, умение определять профессиональный тип исходя из теории Е.А. Климова было бы чрезвычайно полезно при профориентационной работе с молодыми людьми с ментальными нарушениями. Однако дифференциально-диагностический опросник Климова, основанный на вербальных попарных сравнениях, недоступен для таких молодых людей не только из-за их вербальных и интеллектуальных ограничений, но и ограниченности жизненного опыта, которая делает малопродуктивным использование в том числе и картиночных модификаций.
Анкетирование и беседа, также применяемые в профориентационных консультациях, по тем же причинам редко могут быть применены к молодым людям с данной спецификой.
На основе нашего опыта определено, что мероприятия с молодыми людьми с тяжелыми ментальными нарушениями могут проводиться по следующим направлениям:
-
сбор информации от родителей. Именно родители имеют наиболее полную информацию о предпочитаемых их ребенком формах взаимодействия с миром и объектах взаимодействия. Однако этот метод предполагает определенную наблюдательность родителей и их готовность к сотрудничеству;
-
использование проективных методик. Эта работа требует высокой квалификации психолога, а также определенных навыков у молодого человека (умения рисовать или говорить). Эти методики позволяют выявить круг интересов молодого человека, представления его о мире и предпочитаемые способы взаимодействия с миром;
-
использование профессиональных проб, то есть специально организованный процесс, при котором молодые люди пробуют разные формы деятельности. Этот метод активно применяется специалистами на собеседованиях при приеме в ЦСА и ПП. Иногда он позволяет сразу увидеть интерес и способность человека к определенному виду деятельности или, наоборот, выраженное неприятие – основание для противопоказания. Однако часто этот метод оказывается неэффективным из-за большого количества случайных факторов (усталость, плохое самочувствие, страхи и т.п.), оказывающих влияние на поведение человека в данный конкретный момент;
-
длительное наблюдение. Такой метод при возможности для молодого человека пробовать разные виды деятельности поможет специалисту точно понять, какой же из них ему больше подходит. Однако для того, чтобы не ошибиться в этом, необходимо действительно длительное время, часто измеряемое годами, и хороший контакт с человеком, позволяющий понять его внутренний мир и склонности, также и желательно мнение нескольких экспертов. Но именно этот метод позволит наиболее эффективно помочь в самоопределении человеку, испытывающему непреодолимые трудности с самоотчетом. Тогда специалисты не выбирают за него, а транслируют его собственный выбор.
Понимание того, что помощь в определении профессиональных склонностей требует много времени и глубины погружения, приводит специалистов к осознанию необходимости раннего начала профориентационных мероприятий и преемственности образовательного процесса от школы к учреждению профессионального образования.
Выводы
Итак, были выделены два блока проблем профориентации молодых людей с тяжелыми нарушениями психического развития. Первый связан с преодолением реально существующих ограничений и вызванных ими социальных установок, касающихся профессионального определения лиц с ментальной инвалидностью, и их преломлением в сознании конкретных людей. Преодоление проблем этого блока требует как индивидуальной работы, так и смены общественных установок.
Второй блок проблем касается непосредственно профориентационных мероприятий. Для молодых людей с непреодолимыми трудностями самоотчета многие классические методики профориентации не подходят, требуется включенное наблюдение в течение очень длительного времени. Поэтому на первый план выходит проблема отсутствия в настоящее время преемственности в профессиональном ориентировании молодых людей с нарушениями психического развития от школы к колледжу.
Разработка системы профориентационных мероприятий на протяжении взросления молодого человека с тяжелыми нарушениями психического развития требует объединенных усилий специалистов, работающих с данной категорией людей, и, безусловно, включенности общественных и государственных структур. При правильно организованной работе эти молодые люди могут быть профессионально реализованы, счастливы в работе, и их усилия и усилия их педагогов не пропадут даром.