Аутизм и нарушения развития
2020. Том 18. № 2. С. 49–54
doi:10.17759/autdd.2020180207
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Основные проблемы профессиональной ориентации молодых людей с тяжелыми нарушениями психического развития и интеллектуальной недостаточностью
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: тяжелые нарушения развития, теория профессионального самоопределения, ремесленные мастерские, профессиональная ориентация, расстройства аутистического спектра, ментальные нарушения, трудовая занятость
Рубрика издания: Методы обучения и сопровождения
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2020180207
Для цитаты: Карпова Н.А. Основные проблемы профессиональной ориентации молодых людей с тяжелыми нарушениями психического развития и интеллектуальной недостаточностью // Аутизм и нарушения развития. 2020. Том 18. № 2. С. 49–54. DOI: 10.17759/autdd.2020180207
Полный текст
Введение
Некоторые позитивные изменения в работе российской системы образования приводят к тому, что все большее число молодых людей с тяжелыми множественными нарушениями развития включаются в системы профессионального образования и профессиональной подготовки. Получение людьми с тяжелыми нарушениями профессиональных навыков является безусловным благом, однако для того чтобы человек успешно применял их в жизни, получая от этого профессиональное удовлетворение, необходимо, чтобы выбранное занятие было по душе, отвечало его потребностям и возможностям, иными словами, необходима грамотно построенная работа по профессиональной ориентации.
Правильная профессиональная ориентация представляет собой существенное основание будущего профессионального благополучия человека [Бордовская, 2000; Климов, 1984]. Это очевидно, если мы говорим об обычном молодом человеке, перед которым «открыты все пути». Но это точно так же применимо и к молодому человеку с тяжелыми множественными нарушениями развития, включающими расстройства аутистического спектра.
Однако профессиональное ориентирование в данном случае сталкивается со специфическими проблемами. В статье я постараюсь осветить два блока проблем профориентации молодых людей с тяжелыми нарушениями психического развития и интеллектуальными проблемами и показать те направления в решении этих проблем, которые представляются перспективными.
Практической основой при написании статьи послужил опыт работы автора в Центре социальной адаптации и профессиональной подготовки для молодых людей с расстройствами аутистического спектра с выраженными ментальными нарушениями в Технологическом колледже № 21 (ГБПОУ ТК № 21). В этом учебном заведении обучаются молодые люди с тяжелыми нарушениями психического развития, сопровождаемыми выраженными нарушениями интеллекта (с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости). Большая часть наших обучающихся имеют расстройства аутистического спектра. Другие диагнозы, с которыми молодые люди попадают в нашу учебную организацию, – это генетические синдромы, эпилепсия, ДЦП, ранняя детская шизофрения [Головина, 2016]. Молодые люди обучаются традиционным ремеслам, осваивая профессиональные навыки в ремесленных мастерских – керамической, швейно-ткацкой, полиграфической, столярной и цветоводческой. Хотя приоритетным направлением подготовки в колледже является ручной труд, наш опыт показал, что многие молодые люди с аутизмом, имеющие сохранный интеллект или незначительные интеллектуальные нарушения, имеют склонности и способности к работе с компьютером, с цифровыми данными, однако из-за поведенческих и мотивационно-эмоциональных особенностей не могут обучаться в обычном образовательном учреждении. Для таких молодых людей было создано направление подготовки «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» [Волкова, 2018].
Важно отметить, что в каждой мастерской существует большое разнообразие видов деятельности и профессиональных операций, которым может обучаться молодой человек. Таким образом в нашей учебной организации мы постарались обеспечить многообразие направлений профессиональной подготовки молодых людей с тяжелыми нарушениями психического развития и интеллектуальными проблемами. Тем не менее, подобных учебных заведений в нашей стране очень мало, и хотя в последние годы ситуация меняется в лучшую сторону, все равно выбор направлений профессиональной подготовки для молодого человека с нарушениями развития значительно более ограничен по сравнению с выбором его обычного сверстника.
Таким образом мы подошли к первому кругу проблем профессиональной ориентации молодых людей с нарушениями развития.
Социальные проблемы профориентации молодых людей с тяжелыми нарушениями психического развития и интеллектуальной недостаточностью
Опыт центра социальной адаптации и профессиональной подготовки колледжа (ЦСА и ПП) показывает, что хотя наши обучающиеся значительно отличаются друг от друга по уровню своих возможностей, однако в результате обучения в мастерских все они способны освоить и выполнять определенные трудовые операции, некоторые – одну-две, а кто-то – целую последовательность. Таким образом все они могли бы быть вовлечены в различные формы трудовой занятости [Волкова, 2012; Головина, 2018].
Однако мест, где их профессиональные возможности могли бы быть реализованы, – единицы. Опыт создания условий для трудовой занятости этой категории людей фактически нарабатывается в настоящее время инициативными сообществами, большей частью состоящими из родных и близких молодых людей с ментальной инвалидностью. Последние годы появляются программы, в том числе и государственные, поддержки трудоустройства молодых людей с ментальной инвалидностью, но они ориентированы в основном на лиц с умеренными интеллектуальными нарушениями.
Видимое (и для самих молодых людей, и для их родителей) отсутствие перспективы трудоустройства – следующая за ограниченностью выбора проблема, с которой сталкивается специалист по профориентации подростков и молодых людей с ментальными нарушениями. Работа специалиста невозможна без сотрудничества с родителями, однако очень сложной и не всегда выполнимой задачей является преодоление родительской установки на то, что ребенок не сможет трудиться, установки, подкрепляемой реальным положением дел в сфере трудовой занятости. Родителям может представляться насмешкой идея профориентации в условиях отсутствия рабочих мест.
В последнее время наблюдается все же определенная позитивная перемена в социальной установке на невозможность трудовой занятости и профориентации лиц с ментальной инвалидностью [1; 13, 1; 15], в том числе с тяжелой [Матвеева, 2014; Морозов, 2016]. Особенно в части профессиональных рекомендаций лицам с РАС [Возможности трудоустройства для; Грандин] все чаще отмечают их сильные стороны: склонность к систематизации, к стереотипным видам работ, наблюдательность, устойчивость интересов.
Такой взгляд, при котором выделяются сильные стороны лиц с определенным видом инвалидности, открывает новые возможности для их профориентации. Акцент смещается с их ограничений и противопоказаний на возможности и преимущества.
Так, люди с аутизмом действительно могут выполнять чрезвычайно кропотливую работу, а также стереотипную работу, которая кому-то могла бы показаться слишком монотонной. Внимание к деталям делает их незаменимыми в работе, требующей особенной наблюдательности. Свойственная людям с РАС нестандартность мышления может проявляться в работе, связанной с художественным творчеством.
Свои преимущества есть и у работников с другими видами ментальной инвалидности. Так, например, молодые люди с умственной отсталостью, не отягощенной психическими нарушениями, являются как правило очень хорошими и добросовестными исполнителями видов простых работ, критерии успешного выполнения которых им ясны.
Проблемы организации профориентационных мероприятий для молодых людей с тяжелыми нарушениями психического развития и интеллектуальными проблемами
Второй блок проблем профориентации молодых людей с тяжелыми формами ментальной инвалидности – это собственно проблемы организации профориентационной деятельности. Обычно используемые психологами и доказавшие свою эффективность методики профориентации не могут быть применены к молодым людям, не владеющим вербальной речью, с существенными интеллектуальными нарушениями.
Так, в процессе работы с нашими обучающимися мы пришли к выводу, что теория профессионального самоопределения Е.А. Климова [Климов, 2004], доказавшая свою эффективность в сфере профориентации школьников и оснащенная хорошим практическим инструментарием, в целом очень хорошо применима к молодым людям с тяжелыми нарушениями психического развития. Широко известно, что Е.А. Климов выделил пять типов профессий в соответствии с предпочитаемыми объектами труда: человек - знак, человек - природа, человек - художественный образ, человек - техника и человек - человек. Меньшее внимание в профориентационной работе обычно уделяется делению внутри этих типов, где существуют дальнейшие ярусы классификации по предпочитаемым целям, средствам и условиям труда. Давайте рассмотрим, каким образом эта классификация может быть фприменима к молодым людям с тяжелыми ментальными нарушениями при выборе не только направления профессиональной подготовки обучающегося, но и тех видов деятельности и операций, на которые будет сделан акцент в его обучении.
Е.А. Климов выделил несколько групп предпочитаемых условий труда: приближенные к бытовым, труд на открытом воздухе, экстремальные условия труда. Безусловно, для большинства молодых людей с нарушениями психического развития предпочтительны условия труда, приближенные к бытовым. Однако некоторые молодые люди чувствуют себя лучше на свежем воздухе. Некоторые профессии, такие как цветовод, отвечают этому условию. Также в нашей практике был молодой человек с гиперкинетической формой ДЦП, который оказался успешен в работе с возможностью постоянного движения (на конюшне).
Среди четырех групп средств труда (ручной труд, машинный, машинно-ручной, функциональные (то есть психологические) средства) наши обучающиеся чаще всего бывают успешны в ручном труде, однако для некоторых молодых людей с аутизмом машинный () труд, в том числе операторская работа на компьютере, о которой мы упоминали выше, оказывается предпочтительнее, и определить это вовремя очень важно. Отношение к машинному труду очень различается у молодых людей, обучающихся традиционным ремеслам: некоторые молодые люди с РАС чрезвычайно интересуются сложными системами, например, такими как швейная машинка; другие, отличающиеся повышенной тревожностью, – напротив, не могут работать с механизмом, изменяющим материал неочевидным для них образом, и для них возможен только ручной труд. Так, в нашей практике была молодая девушка, создававшая красивые салфетки из лоскутов и освоившая операции махрения, сочетания лоскутов по цвету и скалывания их булавками, но отказывающаяся сострачивать их на швейной машинке (эту операцию выполняли ее соученики).
По предпочитаемым целям труда (распознавать известное, преобразовывать старое или искать неизвестное) молодые люди с ментальным нарушениями отличаются очень значимо. Так, для молодых людей с аутистическими чертами часто необычайно важен творческий компонент деятельности, возможность создать что-то по своему собственному плану. Молодых людей без аутистических черт такая задача может поставить в тупик: для них, возможно, предпочтительнее выполнение задания по шаблону.
И, разумеется, молодые люди с ментальными нарушениями существенно различаются по предпочитаемому объекту труда. Так, для молодых людей, относящихся к типу «человек - природа», хорошо подходит работа в цветоводческой мастерской, в то время как для молодых людей, относящиеся к типу «человек - художественный образ», такая работа может быть мучительна и не соответствовать их эстетическим потребностям, им показана работа в художественных мастерских: керамической и швейно-ткацкой. Важно отметить, что работать и с художественными объектами, и с растениями можно как создавая новое, так и работая по шаблону, поэтому важно не смешивать предпочитаемые цели и объекты труда.
Таким образом мы видим, какими многообразными могут быть склонности человека с самыми тяжелыми нарушениями, от какие тонкостей может зависеть его успешность в профессиональной деятельности, и как важно и сложно может быть точно определить, обучение каким навыкам подходит конкретному человеку.
Итак, умение определять профессиональный тип исходя из теории Е.А. Климова было бы чрезвычайно полезно при профориентационной работе с молодыми людьми с ментальными нарушениями. Однако дифференциально-диагностический опросник Климова, основанный на вербальных попарных сравнениях, недоступен для таких молодых людей не только из-за их вербальных и интеллектуальных ограничений, но и ограниченности жизненного опыта, которая делает малопродуктивным использование в том числе и картиночных модификаций.
Анкетирование и беседа, также применяемые в профориентационных консультациях, по тем же причинам редко могут быть применены к молодым людям с данной спецификой.
На основе нашего опыта определено, что мероприятия с молодыми людьми с тяжелыми ментальными нарушениями могут проводиться по следующим направлениям:
-
сбор информации от родителей. Именно родители имеют наиболее полную информацию о предпочитаемых их ребенком формах взаимодействия с миром и объектах взаимодействия. Однако этот метод предполагает определенную наблюдательность родителей и их готовность к сотрудничеству;
-
использование проективных методик. Эта работа требует высокой квалификации психолога, а также определенных навыков у молодого человека (умения рисовать или говорить). Эти методики позволяют выявить круг интересов молодого человека, представления его о мире и предпочитаемые способы взаимодействия с миром;
-
использование профессиональных проб, то есть специально организованный процесс, при котором молодые люди пробуют разные формы деятельности. Этот метод активно применяется специалистами на собеседованиях при приеме в ЦСА и ПП. Иногда он позволяет сразу увидеть интерес и способность человека к определенному виду деятельности или, наоборот, выраженное неприятие – основание для противопоказания. Однако часто этот метод оказывается неэффективным из-за большого количества случайных факторов (усталость, плохое самочувствие, страхи и т.п.), оказывающих влияние на поведение человека в данный конкретный момент;
-
длительное наблюдение. Такой метод при возможности для молодого человека пробовать разные виды деятельности поможет специалисту точно понять, какой же из них ему больше подходит. Однако для того, чтобы не ошибиться в этом, необходимо действительно длительное время, часто измеряемое годами, и хороший контакт с человеком, позволяющий понять его внутренний мир и склонности, также и желательно мнение нескольких экспертов. Но именно этот метод позволит наиболее эффективно помочь в самоопределении человеку, испытывающему непреодолимые трудности с самоотчетом. Тогда специалисты не выбирают за него, а транслируют его собственный выбор.
Понимание того, что помощь в определении профессиональных склонностей требует много времени и глубины погружения, приводит специалистов к осознанию необходимости раннего начала профориентационных мероприятий и преемственности образовательного процесса от школы к учреждению профессионального образования.
Выводы
Итак, были выделены два блока проблем профориентации молодых людей с тяжелыми нарушениями психического развития. Первый связан с преодолением реально существующих ограничений и вызванных ими социальных установок, касающихся профессионального определения лиц с ментальной инвалидностью, и их преломлением в сознании конкретных людей. Преодоление проблем этого блока требует как индивидуальной работы, так и смены общественных установок.
Второй блок проблем касается непосредственно профориентационных мероприятий. Для молодых людей с непреодолимыми трудностями самоотчета многие классические методики профориентации не подходят, требуется включенное наблюдение в течение очень длительного времени. Поэтому на первый план выходит проблема отсутствия в настоящее время преемственности в профессиональном ориентировании молодых людей с нарушениями психического развития от школы к колледжу.
Разработка системы профориентационных мероприятий на протяжении взросления молодого человека с тяжелыми нарушениями психического развития требует объединенных усилий специалистов, работающих с данной категорией людей, и, безусловно, включенности общественных и государственных структур. При правильно организованной работе эти молодые люди могут быть профессионально реализованы, счастливы в работе, и их усилия и усилия их педагогов не пропадут даром.
Литература
- Белявский В.Б., Соловьева И.Л. Система работы по профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях [Электронный ресурс] // Специальное образование. 2016. № 2 (42). С. 5–14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-raboty-po-profoorientatsii-obuchayuschihsya-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah (дата обращения: 20.05.2020).
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 304 с. ISBN 5-8046-0174-1.
- Волкова О.О., Головина Г.А. Адаптация и профессиональная подготовка молодых людей с выраженными психическими расстройствами [Электронный ресурс] // Научные исследования в образовании. 2012. № 10. С. 34–40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-i-professionalnaya-podgotovka-molodyh-lyudey-s-vyrazhennymi-psihicheskimi-rasstroystvami (дата обращения: 20.05.2020).
- Волкова О.О., Головина Г.А. Опыт и перспективы профессионального обучения молодых людей с аутизмом // Профессиональное образование. Столица. 2018. № 5. С. 28–32.
- Возможности трудоустройства для людей с аутизмом [Электронный ресурс] / РИА Новости. 22.02.2013. URL: https://ria.ru/spb/20130222/501756567.html (дата обращения: 20.05.2020).
- Головина Г.А. Анализ состава воспитанников с выраженными ментальными проблемами, получающих профессиональную подготовку в колледже // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2016. Т. 16. № 1. С. 80–85.
- Головина Г.А., Попов Ю.И., Волкова О.О. Организация постшкольного профессионального обучения и социально-трудовой адаптации молодых людей с ментальными нарушениями // Инклюзия в образовании. 2018. Т. 2. № 1 (9). С. 60–73.
- Грандин Т. Выбор подходящей профессии для людей с аутизмом или синдромом Аспергера [Электронный ресурс] / Синдром Аспергера. URL: https://www.aspergers.ru/node/47 (дата обращения: 20.05.2020).
- Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 5–14.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Академия, 2004. 304 с. ISBN 5-7695-1506-6.
- Матвеева М.В. Особенности профессиональной направленности школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Наука, техника и образование. 2014. № 4. С. 115–117.
- Морозов С.А., Морозова Т.И., Белявский Б.В. Некоторые вопросы профессиональной ориентации подростков и взрослых с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 3. С. 3–20. DOI:10.17759/autdd.2016140301
- Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции: г. Москва, 18 ноября 2016 г. Москва: МГГЭУ, 2016. 847 с. ISBN 978-5-9799-0082-7.
- Резапкина Г.В. Организация работы по профориентации и профадаптации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ: учебно-методический комплект. Сыктывкар: КРИРО, 2014. 48 с.
- Славгородская М.В. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ — приоритетное направление деятельности специального образовательного учреждения [Электронный ресурс] // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 3 (23). С. 84–87. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-orientatsiya-i-professionalnoe-samoopredelenie-uchaschihsya-s-ovz-prioritetnoe-napravlenie-deyatelnosti (дата обращения: 20.05.2020).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1539
В прошлом месяце: 51
В текущем месяце: 28
Скачиваний
Всего: 324
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2