Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10511Новости 2002Ключевые слова 6178 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Методологическая разработка содержания и оценки влияния курса «Адаптивное плавание с дельфинами» на детей с РАС 113

|

Зыков А.А.
магистр психологии, тренер-психолог, Центр океанографии и морской биологии , Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6602-9410
e-mail: a.zykov@moskvarium.ru

Васильева А.Е.
клинический психолог, ООО «Возрождение ВВЦ», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0571-3328
e-mail: sae8994@yandex.ru

Давыдова Е.Ю.
кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5192-5535
e-mail: el-davydova@mail.ru

Аннотация

На сегодняшний день дельфинотерапия является методом анималотерапии без стандартизированной формы проведения и оценки эффективности. В данной работе проведен анализ литературы на тему эффектов, механизмов воздействия и области применения анималотерапии с участием дельфинов. Существуют многочисленные данные о том, что участие детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в дельфинотерапии приводит к уменьшению проявления стереотипного поведения, увеличению концентрации внимания, улучшению речевых навыков, стабилизации эмоционального состояния. Тем не менее, в большинстве случаев данные результаты являются неубедительными за счет слабого контроля влияния побочных факторов. В результате анализа литературы был разработан дизайн исследования влияния дельфинотерапии на детей с РАС, а также способов оценки с учетом предыдущего исследовательского опыта и имеющейся критики в отношении полученных ранее результатов. В статье также указаны гипотезы в виде ожиданий эффектов после курса дельфинотерапии, этапы и цели будущего пилотного исследования эффектов применения направленной анималотерапии с участием дельфинов.

Ключевые слова: дельфинотерапия, анималотерапия, аутизм, РАС (расстройства аутистического спектра), эффекты дельфинотерапии, анималотерапевтическое вмешательство

Рубрика: Пререгистрированные исследования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2021190405

Благодарности. Авторы выражают благодарность директору департамента по организации зрелищных мероприятий Центра океанографии и морской биологии «Москвариум» Третьякову С.И. за поддержку и содействие в реализации исследования.

Получена: 06.11.2021

Принята в печать: 19.11.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Егоров С.А., Вишняков А.А., Канайкин Д.П. и др. Дельфинотерапия (обзор литературы) // Прикладные проблемы безопасности технических и биотехнических систем. 2019. № 1. С. 2—7. DOI:10.25960/2500-2538.2019.1.2
  2. Лукина Л.Н. К вопросу о реабилитации детей с синдромом аутизма в динамике процедур дельфинотерапии // Медична реабілітація, курортологія, фізіотерапія. 2001. № 2. С. 24—27.
  3. Новиков А.В., Стародубцев Ю.Д. Дельфинотерапия в Центре океанографии и морской биологии «Москвариум». Москва: Ассоциация «Объединение дельфинотерапевтов», 2020. 96 с. ISBN 978-5-6044282-0-7.
  4. Animal assisted intervention / IAHAIO WHITE PAPER: 2014, updated for 2018. [Seattle, 2018.] P. 5.
  5. Animal wellbeing / IAHAIO WHITE PAPER: 2014, updated for 2018. [Seattle, 2018.] Pp. 7—9.
  6. Breitenbach E., Stumpf E., Fersen L.V., Ebert H.V. Dolphin-Assisted Therapy: Changes in Interaction and Communication between Children with Severe Disabilities and Their Caregivers. Anthrozoös, 2009, vol. 22, no. 3, pp. 277—289. DOI:10.2752/175303709X457612
  7. Brensing K. Approaches to the behavior of dolphins Tursiops truncatus during unstructured swim-with-dolphin programs: Dissertation / Freie Universität Berlin. Berlin, 2004. 101 p. DOI:10.17169/REFUBIUM-17390
  8. Brensing K., Linke K., Todt D. Can dolphins heal by ultrasound? Journal of Theoretical Biology, 2003, vol. 225, no. 1, pp. 99—105. DOI:10.1016/S0022-5193(03)00225-x
  9. Chia N.K.H., Kee N.K.N., Watanabe K., Poh P.T.C. An Investigation on the Effectiveness of Dolphin Encounter for Special Children (DESC) Program for Children with Autism Spectrum Disorders. Journal of American Academy of Special Education Professionals, 2009, no. [3], pp. 57—87.
  10. Chia N.K.H., Kee N.K.N. Dolphin as a psychopomp: A window into the psycho-space of children with autism. Unlimited Human!, 2010, no. 4, pp. 40—44.
  11. Cochrane A., Callen K. Dolphins and their power to heal. Rochester: Publ. Healing Arts Press, 1992. 192 p. ISBN 0-89281476-4.
  12. Dilts R.M. A Summative Evaluation of a Dolphin Assisted Therapy Program for Children with Special Needs: Ph.D. diss. / Oregon State University. Corvallis, 2008. 117 p.
  13. Dilts R., Trompisch N., Bergquist T.M. Dolphin-Assisted Therapy for Children with Special Needs: A Pilot Study. Journal of Creativity in Mental Health, 2011, vol. 6, no. 1, pp. 56—58. DOI:10.1080/15401383.2011.557309
  14. Griffioen R.E., EndersSlegers M.J. The effect of dolphin‐assisted therapy on the cognitive and social development of children with Down syndrome. Anthrozoös, 2014, vol. 27, no. 4, pp. 569—580. DOI:10.2752/089279314X14072268687961580
  15. Hernández-Espeso N., Martínez E.R., Sevilla D.G., Mas L.A. Effects of Dolphin-Assisted Therapy on the Social and Communication Skills of Children with Autism Spectrum Disorder. Anthrozoös, 2021, vol. 34, no. 2, pp. 251—266. DOI: 10.1080/08927936.2021.1885140
  16. Humphries T.L. Effectiveness of dolphin-assisted therapy as a behavioral intervention for young children with disabilities. Bridges, 2003, vol. 1, no. 6. 10 p.
  17. Lukina L.N. Influence of dolphin assisted therapy sessions on the functional state of children with psychoneurological symptoms of diseases. Human Physiology, 1999, vol. 25, no. 6, pp. 676—679.
  18. Malan D. Individual psychotherapy and the science of psychodynamics. 1st ed. Oxford: Butterworth‐Heinemann, 1979. 275 p. ISBN 0-75060755-6.
  19. Marino L. Construct validity of animal‐assisted therapy and activities: How important is the animal in AAT? Anthrozoös, 2016, vol. 25, no. sup1, pp. 139—151. DOI:10.2752/175303712X13353430377219
  20. Marino L., Lilienfeld S. Third time’s the charm or three strikes you’re out? An updated review of the efficacy of dolphin‐ assisted therapy for autism and developmental disabilities. Journal of Clinical Psychology, 2021, vol. 77, no. 6, pp. 1—15. DOI:10.1002/jclp.23110
  21. Marino  L.,  Lilienfeld  S.  Dolphin‐assisted  therapy:  Flawed  data,  flawed  conclusions.  Anthrozoös,  1998,  vol.  11,  no.  4, pp. 194—199. DOI:10.2752/089279398787000517
  22. Marino L., Lilienfeld S. Dolphin-assisted therapy: More flawed data and more flawed conclusions. Anthrozoös, 2007, vol. 20, no. 3, pp. 239—249. DOI:10.2752/089279307X224782
  23. MdYusof M.S.B., Chia N.K.H. The Dolphin Encounter for Special Children (DESC) Program: Effectiveness of Dolphin-Assisted Therapy for Children with Autism. International Journal of Special Education, 2012, vol. 27, no. 3, pp. 54—67.
  24. Nathanson D.E. Dolphins and kids: A communication experiment. In Congress Proceedings of the XVI World Assembly of the World Organization for Preschool Education. [s.l.], 1980. Pp. 447—451.
  25. Nathanson D.E., de Castro D., Friend H., McMahon M. Effectiveness of short-term dolphin assisted therapy for children with severe disabilities. Anthrozoös, 1997, vol. 10, no. 2, pp. 90—100. DOI:10.2752/089279397787001166
  26. Nathanson D.E. Long-term effectiveness of dolphin assisted therapy for children with severe disabilities. Anthrozoös, 1998, vol. 11, no. 1, pp. 22—32. DOI:10.1080/08927936.1998.11425084
  27. Nathanson D.E. Using Atlantic bottlenose dolphins to increase cognition of mentally retarded children. Clinical and Abnormal Psychology, 1989, vol. 1, no. 6, pp. 233—242.
  28. Nathanson D.E., de Faria S. Cognitive improvement of children in water with and without dolphins // Anthrozoös, 1993, vol. 6, no. 1, pp. 17—29. DOI:10.2752/089279393787002367
  29. Rugevičius M. et al. Dolphin therapy for autistic children: educational effects. Spring University: Changing Education in a Changing Society, 2006, vol. 1, pp. 101—105.
  30. Salgueiro E., Nunes L., Barros A. et al. Effects of dolphin interaction program on children with autism spectrum disorder — an exploratory research. BMC Research Notes, 2012, vol. 5, article no. 199. 8 p. DOI: 10.1186/1756-0500-5-199
  31. Servais V. Some comments on context embodiment in zootherapy: The case of the Autodolfijn project // Anthrozoös, 1999, vol. 12, no. 1, pp. 5—15. DOI:10.2752/089279399787000417
  32. Smith B.A. Between Species: Celebrating the Dolphin-Human Bond. 1st ed. Oakland: Publ. Sierra Club Books, 2003. 373 p. ISBN: 1-57805070-7.
  33. Smith B.A. Dolphins plus & autistic children. Psychological Perspectives, 1987, vol. 18, no. 2, pp. 386—393. DOI:10.1080/00332928708410866
  34. Smith B.A. The autistic person experiences Atlantic bottlenose dolphins as therapy. National Aquatics Journal, 1988, vol. 4, no. 1, pp. 5—14.
  35. Standards of practice for animal assisted activities and animal assisted therapy. Renton: Publ. Delta Society, 1996. 92 p. ISBN 1-88978501-6.
  36. Stumpf E. Delphintherapie aus wissenschaftlicher Perspektive. Möglichkeiten der Evaluationsforschung im sonderpädagogischen. Freiburg: Publ. Fördergemeinschaft wissenschaftlicher Publikationen von Frauen, 2006. 227 p. ISBN 3-93934803-1.
  37. Terrasi R.M. Dolphin-assisted therapy as a verbal operant condition for children with autism: Ph.D. Diss. / Barry University. Miami Shores, 2007. 167 p.
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика