Давыдова Е.Ю. кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5192-5535 e-mail: el-davydova@mail.ru
На сегодняшний день дельфинотерапия является методом анималотерапии без стандартизированной формы проведения и оценки эффективности. В данной работе проведен анализ литературы на тему эффектов, механизмов воздействия и области применения анималотерапии с участием дельфинов. Существуют многочисленные данные о том, что участие детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в дельфинотерапии приводит к уменьшению проявления стереотипного поведения, увеличению концентрации внимания, улучшению речевых навыков, стабилизации эмоционального состояния. Тем не менее, в большинстве случаев данные результаты являются неубедительными за счет слабого контроля влияния побочных факторов. В результате анализа литературы был разработан дизайн исследования влияния дельфинотерапии на детей с РАС, а также способов оценки с учетом предыдущего исследовательского опыта и имеющейся критики в отношении полученных ранее результатов. В статье также указаны гипотезы в виде ожиданий эффектов после курса дельфинотерапии, этапы и цели будущего пилотного исследования эффектов применения направленной анималотерапии с участием дельфинов.
Благодарности. Авторы выражают благодарность директору департамента по организации зрелищных мероприятий Центра океанографии и морской биологии «Москвариум» Третьякову С.И. за поддержку и содействие в реализации исследования.
Получена: 06.11.2021
Принята в печать: 19.11.2021
Ссылка для цитирования
Литература
Егоров С.А., Вишняков А.А., Канайкин Д.П. и др.
Дельфинотерапия (обзор литературы) // Прикладные проблемы безопасности
технических и биотехнических систем. 2019. № 1. С. 2—7.
DOI:10.25960/2500-2538.2019.1.2
Лукина Л.Н. К вопросу о реабилитации детей с
синдромом аутизма в динамике процедур дельфинотерапии // Медична реабілітація,
курортологія, фізіотерапія. 2001. № 2. С. 24—27.
Новиков А.В., Стародубцев Ю.Д. Дельфинотерапия в
Центре океанографии и морской биологии «Москвариум». Москва: Ассоциация
«Объединение дельфинотерапевтов», 2020. 96 с. ISBN 978-5-6044282-0-7.
Animal assisted intervention / IAHAIO WHITE PAPER: 2014,
updated for 2018. [Seattle, 2018.] P. 5.
Animal wellbeing / IAHAIO WHITE PAPER: 2014, updated for
2018. [Seattle, 2018.] Pp. 7—9.
Breitenbach E., Stumpf E., Fersen L.V., Ebert H.V.
Dolphin-Assisted Therapy: Changes in Interaction and Communication between
Children with Severe Disabilities and Their Caregivers.
Anthrozoös, 2009, vol. 22, no. 3, pp. 277—289.
DOI:10.2752/175303709X457612
Brensing K. Approaches to the behavior of dolphins
Tursiops truncatus during unstructured swim-with-dolphin programs:
Dissertation / Freie Universität Berlin. Berlin, 2004. 101 p.
DOI:10.17169/REFUBIUM-17390
Brensing K., Linke K., Todt D. Can dolphins heal by
ultrasound? Journal of Theoretical Biology, 2003, vol. 225, no. 1, pp.
99—105. DOI:10.1016/S0022-5193(03)00225-x
Chia N.K.H., Kee N.K.N., Watanabe K., Poh P.T.C. An
Investigation on the Effectiveness of Dolphin Encounter for Special Children
(DESC) Program for Children with Autism Spectrum Disorders. Journal of
American Academy of Special Education Professionals, 2009, no. [3], pp.
57—87.
Chia N.K.H., Kee N.K.N. Dolphin as a psychopomp: A
window into the psycho-space of children with autism. Unlimited Human!, 2010,
no. 4, pp. 40—44.
Cochrane A., Callen K. Dolphins and their power to
heal. Rochester: Publ. Healing Arts Press, 1992. 192 p. ISBN
0-89281476-4.
Dilts R.M. A Summative Evaluation of a Dolphin
Assisted Therapy Program for Children with Special Needs: Ph.D. diss. / Oregon
State University. Corvallis, 2008. 117 p.
Dilts R., Trompisch N., Bergquist T.M.
Dolphin-Assisted Therapy for Children with Special Needs: A Pilot Study.
Journal of Creativity in Mental Health, 2011, vol. 6, no. 1, pp. 56—58.
DOI:10.1080/15401383.2011.557309
GriffioenR.E.,Enders‐SlegersM.J. The effect of dolphin‐assisted
therapy on the cognitive and social development of children with Down syndrome.
Anthrozoös, 2014, vol. 27, no. 4, pp. 569—580.
DOI:10.2752/089279314X14072268687961580
Hernández-Espeso N.,
Martínez E.R., Sevilla D.G., Mas L.A. Effects of
Dolphin-Assisted Therapy on the Social and Communication Skills of Children
with Autism Spectrum Disorder. Anthrozoös, 2021, vol. 34,
no. 2, pp. 251—266. DOI: 10.1080/08927936.2021.1885140
Humphries T.L. Effectiveness of dolphin-assisted
therapy as a behavioral intervention for young children with disabilities.
Bridges, 2003, vol. 1, no. 6. 10 p.
Lukina L.N. Influence of dolphin assisted therapy
sessions on the functional state of children with psychoneurological symptoms
of diseases. Human Physiology, 1999, vol. 25, no. 6, pp. 676—679.
MalanD. Individual psychotherapy and the
science of psychodynamics. 1st ed. Oxford: Butterworth‐Heinemann, 1979. 275 p.
ISBN 0-75060755-6.
MarinoL. Construct validity of
animal‐assisted therapy and activities: How important is the animal in AAT?
Anthrozoös, 2016, vol. 25, no. sup1, pp. 139—151.
DOI:10.2752/175303712X13353430377219
MarinoL.,LilienfeldS. Third
time’s the charm or three strikes you’re out? An updated review of the efficacy
of dolphin‐ assisted therapy for autism and developmental disabilities.
Journal of Clinical Psychology, 2021, vol. 77, no. 6, pp. 1—15.
DOI:10.1002/jclp.23110
Marino L., Lilienfeld S.
Dolphin‐assisted therapy: Flawed data, flawed
conclusions. Anthrozoös, 1998,
vol. 11, no. 4, pp. 194—199.
DOI:10.2752/089279398787000517
Marino L., Lilienfeld S. Dolphin-assisted therapy:
More flawed data and more flawed conclusions. Anthrozoös,
2007, vol. 20, no. 3, pp. 239—249. DOI:10.2752/089279307X224782
MdYusof M.S.B., Chia N.K.H. The Dolphin Encounter
for Special Children (DESC) Program: Effectiveness of Dolphin-Assisted Therapy
for Children with Autism. International Journal of Special Education,
2012, vol. 27, no. 3, pp. 54—67.
Nathanson D.E. Dolphins and kids: A communication
experiment. In Congress Proceedings of the XVI World Assembly of the World
Organization for Preschool Education. [s.l.], 1980. Pp. 447—451.
Nathanson D.E., de Castro D., Friend H., McMahon M.
Effectiveness of short-term dolphin assisted therapy for children with severe
disabilities. Anthrozoös, 1997, vol. 10, no. 2, pp.
90—100. DOI:10.2752/089279397787001166
Nathanson D.E. Long-term effectiveness of dolphin
assisted therapy for children with severe disabilities.
Anthrozoös, 1998, vol. 11, no. 1, pp. 22—32.
DOI:10.1080/08927936.1998.11425084
Nathanson D.E. Using Atlantic bottlenose dolphins
to increase cognition of mentally retarded children. Clinical and Abnormal
Psychology, 1989, vol. 1, no. 6, pp. 233—242.
Nathanson D.E., de Faria S. Cognitive improvement
of children in water with and without dolphins //
Anthrozoös, 1993, vol. 6, no. 1, pp. 17—29.
DOI:10.2752/089279393787002367
Rugevičius M. et al. Dolphin therapy
for autistic children: educational effects. Spring University: Changing
Education in a Changing Society, 2006, vol. 1, pp. 101—105.
Salgueiro E., Nunes L., Barros A. et al. Effects of
dolphin interaction program on children with autism spectrum disorder — an
exploratory research. BMC Research Notes, 2012, vol. 5, article no. 199.
8 p. DOI: 10.1186/1756-0500-5-199
Servais V. Some comments on context embodiment in
zootherapy: The case of the Autodolfijn project //
Anthrozoös, 1999, vol. 12, no. 1, pp. 5—15.
DOI:10.2752/089279399787000417
Smith B.A. Between Species: Celebrating the
Dolphin-Human Bond. 1st ed. Oakland: Publ. Sierra Club Books, 2003. 373 p.
ISBN: 1-57805070-7.
Smith B.A. Dolphins plus & autistic children.
Psychological Perspectives, 1987, vol. 18, no. 2, pp. 386—393.
DOI:10.1080/00332928708410866
Smith B.A. The autistic person experiences Atlantic
bottlenose dolphins as therapy. National Aquatics Journal, 1988, vol. 4,
no. 1, pp. 5—14.
Standards of practice for animal assisted activities and
animal assisted therapy. Renton: Publ. Delta Society, 1996. 92 p. ISBN
1-88978501-6.
Stumpf E. Delphintherapie aus wissenschaftlicher
Perspektive. Möglichkeiten der Evaluationsforschung im sonderpädagogischen.
Freiburg: Publ. Fördergemeinschaft wissenschaftlicher Publikationen von Frauen,
2006. 227 p. ISBN 3-93934803-1.
Terrasi R.M. Dolphin-assisted therapy as a verbal
operant condition for children with autism: Ph.D. Diss. / Barry University.
Miami Shores, 2007. 167 p.