Включен в Web of Science СС (ESCI)
Экспериментальная психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2072-7593 ISSN (online): 2311-7036 DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2008 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Экспериментальная психология Возможности применения методов и техник саморегуляции для развития творческого потенциала 1862Галкина Т.В. Симонова М.С. АннотацияВ работе представлены результаты экспериментального исследования эффективности воздействия и характера влияния некоторых методов восточной саморегуляции, а именно методов медитации и психофизической гимнастики цигун, на функциональное состояние, креативные способности, мотивационную сферу студентов театральных вузов. Полученные результаты свидетельствуют о выраженных позитивных изменениях по всем диагностированным показателям (креативных способностей, мотивационной направленности, психоэмоциального состояния), что доказывает возможность и целесообразность применения методов саморегуляции для оптимизации образовательного процесса и актуализации творческого потенциала студентов театральных вузов. Ключевые слова: креативность, мотивация, психоэмоциональное состояние, актерская деятельность, приемы восточной саморегуляции, методы медитации, гимнастика цигун, самочувствие, активность, настроение Рубрика: Психология влияния Тип: научная статья Фрагмент статьи
![]() В российском обществе в последние десятилетия происходят значительные социальные изменения, создающие принципиально новую ситуацию для развития психологической науки. Причем это касается самых различных ее областей, в том числе и психологии личности и индивидуальности, психологии творчества и креативности. Характерной чертой развития современной психологии стала интеграция разных областей знания в целостном изучении человека (Кольцова, 2004). Именно сейчас чрезвычайно актуальными вновь становятся подходы С.Л. Рубинштейна (1999) и Б.Г. Ананьева (1969, 1977) к исследованию личности, которую они включают в широкий контекст философской антропологии, контекст человекознания. В начале уже наступившего третьего тысячелетия, когда представления о психике человека и ее функционировании пополняются не только за счет чисто научных исследований, но еще и за счет эзотерических знаний, стало возможным говорить о более целостном понимании природы самого человека и его сознания; происходит освоение результатов познания психической реальности в житейской практике человека, в искусстве, мифологии, религии (Кольцова, 2004; Козлов, 2005). Рассмотрение различных вненаучных форм психологического познания обнаруживает их огромную роль в изучении психического мира человека, и современная психологическая наука не может отворачиваться от этого богатейшего психологического материала. Еще одним подтверждением интегративной тенденции в развитии современной психологической науки является бурное развитие так называемой поп-психологии, выступающей «универсальным интегратором» всех подходов к пониманию человеческой психики и воздействия на нее, сформировавшихся в истории человечества. А.В. Юревич (2007) пишет, что опыт поп-психологии сегодня демонстрирует наличие в обществе выраженной потребности в психологическом знании, накопленном не только западной психологией, но и восточной наукой. Это побуждает западную психологию к ассимиляции принципов и положений восточной философии (Галкина, Савченко, Мацкевич, 2007), а также различных восточных психотехник, в частности медитации. Таким образом, учитывая характерную черту развития современной психологической науки, а именно интеграцию разных областей знания в целостном изучении человека, нам представляется интересным рассмотреть некоторые принципы восточной философии и показать возможность их применения для развития здоровой творческой личности в целом, а в нашем конкретном случае – студентов театральных вузов. Важнейшей чертой творческой личности является наличие высокой степени креативности и познавательной мотивации, имеющей в своей основе направленность прежде всего на процесс творчества, а не на его результат. Говоря о развитии здоровой личности, мы имеем в виду достижение ею гармонич- ного психоэмоционального состояния (поддержание оптимального самочувствия, высокой активности и хорошего настроения). Методологической основой нашего исследования являются принципы системного подхода (Ломов, 1984), постоянное обращение к которым в психологии отражает ее актуальное состояние и генеральную тенденцию развития (Барабанщиков, 2004). Не менее важным для нас с методологической точки зрения оказался и выдвинутый С.Л. Рубин- штейном (1999) субъектно-деятельностный подход, согласно которому человек и его психика, сознание формируются и проявляются в деятельности, а следовательно, могут быть познаны опосредованно через эту деятельность, продукты человеческого труда и его творчества. Литература
Статьи по теме
Экспериментальная психология | Королькова О.А., Лободинская Е.А. Экспериментальная психология | Барабанщиков В.А., Жегалло А.В., Смольный Я.Н., Маринова М.М. Влияние эмоционального выражения лица незнакомого человека на представление о его личности Клиническая психология, Специальная психология | Довжик Л.М., Бочавер К.А., Резниченко С.И., Бондарев Д.В. Рассказова Е.И. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|