Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8659Ключевые слова 21251 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

17 место — направление «Психология»

0,663 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,878 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

О модальных взаимодействиях при заучивании последовательностей * 733

Назаров А.И.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, руководитель лаборатории экспериментальной психологии, университет «Дубна», Дубна, Россия
e-mail: annaz1939@yandex.ru

Крамарова С.Н.
аспирант кафедры общей психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна»

Аннотация

В двух пилотажных экспериментах моделировалось разучивание простых музыкальных пьес на синтезаторе с подсветкой клавиш. Испытуемым (музыкантам и немузыкантам) предъявлялись музыкальные последовательности разной длины при предъявлении их в разных модальностях – зрительной, слуховой и кинестетической. После неоднократного наблюдения эталонной последовательности с целью ее заучивания испытуемые должны были ее воспроизвести, по возможности без ошибок. Оказалось, что степень влияния различного сочетания задействованных модальностей на скорость заучивания последовательности зависит от ее длины и опыта интеграции упомянутых модальностей, который, согласно полученным данным, у музыкантов сформирован лучше, чем у немузыкантов.

Ключевые слова: последовательные действия, модальные взаимодействия, заучивание последовательностей, научение

Рубрика: Психология восприятия

Тип: научная статья

* Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 08-06-00028а.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Поведение живых существ складывается из отдельных реакций или действий, следующих друг за другом во временной последовательности. Первоначально считалось, что эти последовательности образуются путем запуска каждого очередного действия сигналом об окончании предыдущего (модель рефлекторной цепочки). Однако после опубликования известной статьи К. Лэшли (Lashley, 1951), придавшего проблеме серийных действий особый статус, представления об организации последовательных действий (ПД) значительно усложнились, и до сих пор здесь нет не то что полной, но хотя бы частичной ясности (Cooper, 2003).

В современных экспериментальных исследованиях ПД можно выделить несколько направлений. Наиболее популярной является тэппинговая парадигма (тэппинг – ритмическое постукивание), в рамках которой предложен широкий диапазон варьируемых независимых переменных (НП). К основным НП относятся: частота тэппинга; ритмический размер; распределение между руками (моно- или бимануальное); фазовые соотношения в бимануальном тэппинге (практически непрерывная шкала от синфазных до противофазных движений); вынужденный или свободный темп; способ задавания временного паттерна (обычно зрительно в виде последовательных световых сигналов или на слух в виде ударов метронома); силовые параметры движений (например, величина усилия при нажатии на кнопку). Факторы, влияющие на устойчивость и координацию тэппинговых движений, изучались, в частности, зарубежными исследователями (Goodman et al., 2000; Forrester, Whitall, 2000; Kelso, 1995; Pellecchia, Turvey,2001).

Другое направление сложилось вокруг проблемы временной организации ПД (Ivry, 1996). Здесь существует несколько точек зрения: 1) во время тренировки у субъекта формируется внутренняя репрезентация временного паттерна конкретного движения (Philip et al., 2008); 2) при заучивании движения формируется обобщенная моторная программа, в которой определены его относительные временные параметры (Rosenbaum & Collyer, 1998); такая программа является эффекторно независимой, т. е. она может быть применима к разнотипным движениям, принадлежащим одному классу; 3) во время тренировки происходит согласование (оркестровка) некоторого набора самоорганизующихся процессов временной развертки (Kugler, Kelso &Turvey,1982). Много работ посвящено также выявлению мозговых механизмов временной организации ПД. В работе зарубежных исследователей (Hazeltine et al., 1997) подвергались проверке несколько гипотез, построенных на материале двигательных действий: 1) вариативность временной развертки серийных движений обусловлена вкладами двух независимых подсистем: одна из них (задающая) генерирует временную последовательность, другая (исполнительная) реализует эту последовательность, превращая ее в движение; чтобы определить каждый из этих вкладов, применялась модель Wing-Kristofferson (Wing & Kristofferson,1973), основанная на хорошо известном факте об увеличении временной вариативности с увеличением длительности сегмента двигательной последовательности; 2) восприятие и исполнение обслуживаются одним общим механизмом отсчета времени (Ivry, Hazeltine, 1995); он может быть расположен в мозжечке, в нервной сети которого временная информация преобразуется в пространственную (Buonomano, Merzenich, 1995); 3) механизмы временной регуляции серийных действий распределены по всему мозгу, но разные его отделы оказывают свое специфическое влияние (O’Boyle et al., 1996).

Литература
  1. Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 608с.
  2. Гордеева Н. Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М.: Тривола, 1995. 321 с.
  3. Назаров А. И. Психологическая модель двигательного действия // Вестник Российской академии естественных наук. 2005. Т. 1. С. 89–95.
  4. Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, Трикста, 2008. 400 с.
  5. Bird G., Osman M., Saggerson A., Heyes C. Sequence learning by action, observation and action observation // British Journal of Psychology. 2005. Vol. 96. Р. 371–388.
  6. Buonomano D. V., Merzenich M. M. Temporal information transformed into a spatial code by a neural network with realistic properties // Science. 1995. Vol. 267. P. 1028–1030.
  7. Cooper R. P. Mechanisms for the generation and regulation of sequential behaviour // Philosophical psychology. 2003. Vol. 16. №. 3. P. 299–416. Enhancing Human Performance: Issues, Theories, and Techniques // The National Academy of Sciences. N.Y., 2000.
  8. Forrester L., Whitall J. Bimanual finger tapping: effects of frequency and auditory information on timing consistency and coordination // Journal of Motor Behavior. 2000. Vol. 32. Issue 2. P. 176–192.
  9. Goodman L., Riley M., Mitra S., Turvey M. T. Advantages of rhythmic movements at resonance: minimal active degrees of freedom, minimal noise, and maximal predictability // Journal of Motor Behavior. 2000. Vol. 32. Issue 1. P. 3–9.
  10. Hazeltine E., Helmuth L. L., Ivry R. Neural mechanisms of timing // Trends in Cognitive Sciences. 1997. Vol. 1. P. 163–169.
  11. Ivry R. The representation of temporal information in perception and motor control // Current Opinion in Neurobiology. 1996. Vol. 6. P. 851–857.
  12. Ivry R., Hazeltine R. E.. Perception and production of temporal intervals across a range of durations: Evidence for a common timing mechanism // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1995. Vol. 21. P. 3–18.
  13. Kelly S. W., Burton A. M., Riedel B., Lynch E. Sequence learning by action and observation: Evidence for separate mechanisms // British Journal of Psychology. 2003. Vol. 94. P. 355–372.
  14. Kelso J.A.S.. Dynamic Patterns: the self-organization of brain and behavior. The MIT Press. Cambridge, USA; London, England. 1995. 334 p.
  15. Kugler P. N., Kelso J. A. S. & Turvey M. T. On the control and coordination of naturally developing systems // J. A. S. Kelso & J. E. Clark (Eds.). The development of movement control and coordination. New York: Wiley. 1982. P. 5–78.
  16. Lashley K. S. The problem of serial order in behavior // L. A. Jeffress (Ed.) Cerebral mechanisms in behavior. New York: Wiley. 1951. P. 112–131.
  17. O’Boyle D. J., Freeman J. S., Cody F. W. J. The accuracy and precision of timing of self-paced, repetitive movements in subjects with Parkinson’s disease // Brain. 1996. Vol. 119. P. 51–70.
  18. Pellecchia G. L., Turvey M. T. Cognitive activity shifts the attractors of bimanual rhythmic coordination // Journal of Motor Behavior. 2001. Vol. 33. Issue 1. P. 9–16.
  19. Philip B. A., Wu Y., Donoghue J. P., Sanes J. N. Performance differences in visually and internally guided continuous manual tracking movements // Exp. Brain Res. 2008. Vol. 190. P. 475–491.
  20. Rosenbaum D. A. & Collyer C. E. (Eds.). Timing of behavior: Neural, psychological and computational perspective. Cambridge, MA: MIT Press. 1998. Vol. 32. Issue 3.
  21. Shanks D. R., Cameron A. The effect of mental practice on performance in a sequential reaction time task // Journal of Motor Behavior. 2000.
  22. Schmidt R. A. & Lee T. D. Motor control and learning: A behavioral emphasis (3rd ed.). Champaign, IL: Human Kinetics. 1999.
  23. Wing A. & Kristofferson A. Response delays and the timing of discrete motor responses // Perception and Psychophysics. 1973. Vol. 14. P. 5–12.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика