Модель психического и развитие мышления у детей дошкольного возраста*

2415

Аннотация

В работе проведено сравнительное психодиагностическое исследование сформированности модели психического (с использованием задачи на понимание ложных убеждений других людей) и уровня развития мышления у детей дошкольного возраста, по Ж. Пиаже. В исследовании участвовали 56 детей в возрасте от 3 до 5,5 лет (из них 27 мальчиков и 29 девочек). В работе использовались методики для диагностики сформированности модели психического, а также для оценки развития мышления у детей. В результате получено, что показатели становления модели психического и показатели развития мышления, по Ж. Пиаже, в высокой степени согласованны. Дети, хорошо понимающие наличие у другого человека ложных убеждений, способны также предвосхищать результаты предметных действий, понимать закономерности сохранения вещества и способны к децентрации мышления.

Общая информация

* Работа выполнена в рамках гранта Российского научного фонда № 213.01-03/2016-4 (соглашение № 16-18-10222).

Ключевые слова: модель психического, мышление, дошкольное детство

Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2016090306

Для цитаты: Ермаков П.Н., Воробьева Е.В., Кайдановская И.А., Стрельникова Е.О. Модель психического и развитие мышления у детей дошкольного возраста // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 3. С. 72–80. DOI: 10.17759/exppsy.2016090306

Фрагмент статьи

В последнее десятилетие в возрастной психологии активно разрабатывается понятие «модель психического», которое применяется к развитию когнитивных способностей детей в связи с их пониманием и интерпретацией поведения, намерений и эмоций других людей. Модель психического – важнейшая составляющая когнитивного развития, обеспечивающая представления индивида о психических состояниях других людей, возможность распознавать эти психические состояния по внешним признакам и прогнозировать поведение других людей.

Литература

  1. Воробьева Е.В., Ермаков П.Н., Абакумова И.В., Ковш Е.М., Крючкова А.С. Психогенетика агрессив- ного и враждебного поведения: учеб. пособие. Ростов-н/Д: Издательство ЮФУ, 2016. 102 с.
  2. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. М.: Просвещение, 1984. 280 с.
  3. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: пер. с англ. / Под ред. В.И. Лубовского. М.: Педагогика, 1985. С. 17–36.
  4. Кайдановская И.А. Эгоцентризм как закономерная ступень развития мышления и субъекта мыш- ления // Всероссийская научно-практическая конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация». 2015. № 3. С. 49–52.
  5. Ковш Е.М., Воробьева Е.В., Ермаков П.Н. Обзор современных исследований психогенетических фак- торов агрессивного поведения // Российский психологический журнал. 2014. Т. 11. № 4. С. 91–103.
  6. Курышева И.В. Проблемы подготовки к школе детей с проявлениями асоциального поведения // Нижегородское образование. 2008. № 1. С. 73–78.
  7. Лебедева Е.И., Сергиенко Е.А., Таланова Н.Н. Роль психометрического интеллекта в понимании до- школьниками социального мира // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. Т. 5. № 26. С. 3.
  8. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 569 с.
  9. Сергиенко Е.А. Модель психического как новая исследовательская парадигма когнитивной психо- логии // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 157. № 4. С. 265–279.
  10. Уланова А.Ю., Сергиенко Е.А. Информационная успешность коммуникации на разных этапах раз- вития модели психического // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 60–72.
  11. Imuta K., Henry J.D., Slaughter V., Selcuk B., Ruffman T. Theory of mind and prosocial behavior in childhood: A meta-analytic review // Developmental Psychology. 2016. Vol. 52. № 8. P. 1192–1205.
  12. Olson S.L., Lopez-Duran  N., Lunkenheimer  E.S., Chang  H., Sameroff  A.J. Individual  differences in  the development of early peer aggression: Integrating contributions of self-regulation, theory of mind, and parenting // Development and Psychopathology. 2011. Vol. 23. № 1. P. 253–266.
  13. Wellman H.M., Peterson C.C. Theory of mind, development and deafness // Understanding Other Minds. Perspectives from developmental social neuroscience / Ed. by S. Baron-Cohen, M. Lombardo, H. Tager- Flusberg. Oxford: Oxford Univ. Press, 2013. P. 51–71.
  14. Wimmer H., Perner J. Beliefs about beliefs: Representation and constraining function of wrong beliefs in young children’s understanding of deception // Cognition. 1983. Vol. 13. № 1. P. 103–128.

Информация об авторах

Ермаков Павел Николаевич, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой психофизиологии и клинической психологии, научный руководитель Академии психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» (ФГАОУ ВО ЮФУ), руководитель ЮРНЦ РАО, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» (ФГАОУ ВО ЮФУ), Ростов-на-Дону, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8395-2426, e-mail: paver@sfedu.ru

Воробьева Елена Викторовна, доктор психологических наук, Профессор, кафедра коррекционной педагогики Академии психологии и педагогики, ФГАОУ ВО, Ростов-на-Дону, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8974-5655, e-mail: pflab@psyf.rsu.ru

Кайдановская И.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры психофизиологии и клинической психологии, Академия психологии и педагогики, Южный федеральный университет, e-mail: kai.ir@mail.ru

Стрельникова Е.О., Магистрант, кафедра психофизиологии и клинической психологии, Академия психологии и педагогики, Южный федеральный университет, e-mail: strelnikova-e@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3832
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 24

Скачиваний

Всего: 2415
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 12