Экспериментальная психология
2016. Том 9. № 3. С. 72–80
doi:10.17759/exppsy.2016090306
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Модель психического и развитие мышления у детей дошкольного возраста*
Аннотация
Общая информация
* Работа выполнена в рамках гранта Российского научного фонда № 213.01-03/2016-4 (соглашение № 16-18-10222).
Ключевые слова: модель психического, мышление, дошкольное детство
Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2016090306
Для цитаты: Ермаков П.Н., Воробьева Е.В., Кайдановская И.А., Стрельникова Е.О. Модель психического и развитие мышления у детей дошкольного возраста // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 3. С. 72–80. DOI: 10.17759/exppsy.2016090306
Фрагмент статьи
В последнее десятилетие в возрастной психологии активно разрабатывается понятие «модель психического», которое применяется к развитию когнитивных способностей детей в связи с их пониманием и интерпретацией поведения, намерений и эмоций других людей. Модель психического – важнейшая составляющая когнитивного развития, обеспечивающая представления индивида о психических состояниях других людей, возможность распознавать эти психические состояния по внешним признакам и прогнозировать поведение других людей.
Литература
- Воробьева Е.В., Ермаков П.Н., Абакумова И.В., Ковш Е.М., Крючкова А.С. Психогенетика агрессив- ного и враждебного поведения: учеб. пособие. Ростов-н/Д: Издательство ЮФУ, 2016. 102 с.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. М.: Просвещение, 1984. 280 с.
- Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: пер. с англ. / Под ред. В.И. Лубовского. М.: Педагогика, 1985. С. 17–36.
- Кайдановская И.А. Эгоцентризм как закономерная ступень развития мышления и субъекта мыш- ления // Всероссийская научно-практическая конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация». 2015. № 3. С. 49–52.
- Ковш Е.М., Воробьева Е.В., Ермаков П.Н. Обзор современных исследований психогенетических фак- торов агрессивного поведения // Российский психологический журнал. 2014. Т. 11. № 4. С. 91–103.
- Курышева И.В. Проблемы подготовки к школе детей с проявлениями асоциального поведения // Нижегородское образование. 2008. № 1. С. 73–78.
- Лебедева Е.И., Сергиенко Е.А., Таланова Н.Н. Роль психометрического интеллекта в понимании до- школьниками социального мира // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. Т. 5. № 26. С. 3.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 569 с.
- Сергиенко Е.А. Модель психического как новая исследовательская парадигма когнитивной психо- логии // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 157. № 4. С. 265–279.
- Уланова А.Ю., Сергиенко Е.А. Информационная успешность коммуникации на разных этапах раз- вития модели психического // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 60–72.
- Imuta K., Henry J.D., Slaughter V., Selcuk B., Ruffman T. Theory of mind and prosocial behavior in childhood: A meta-analytic review // Developmental Psychology. 2016. Vol. 52. № 8. P. 1192–1205.
- Olson S.L., Lopez-Duran N., Lunkenheimer E.S., Chang H., Sameroff A.J. Individual differences in the development of early peer aggression: Integrating contributions of self-regulation, theory of mind, and parenting // Development and Psychopathology. 2011. Vol. 23. № 1. P. 253–266.
- Wellman H.M., Peterson C.C. Theory of mind, development and deafness // Understanding Other Minds. Perspectives from developmental social neuroscience / Ed. by S. Baron-Cohen, M. Lombardo, H. Tager- Flusberg. Oxford: Oxford Univ. Press, 2013. P. 51–71.
- Wimmer H., Perner J. Beliefs about beliefs: Representation and constraining function of wrong beliefs in young children’s understanding of deception // Cognition. 1983. Vol. 13. № 1. P. 103–128.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3845
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 37
Скачиваний
Всего: 2421
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 18