Сравнительный анализ показателей модели психического у детей раннего возраста в домах ребенка с различным социально-эмоциональным окружением и биологических семьях

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом

Резюме

Настоящая работа направлена на исследование понимания детьми ментального мира в зависимости от их социально-эмоционального окружения. Цель работы заключалась в сравнительном изучении уровневых значений модели психического у детей, воспитывавшихся в домах ребенка с различными характеристиками окружения, и без опыта институционализации, проживавших в биологических семьях. Участниками исследования были дети без влияющих на развитие медицинских и биологических факторов риска из социально-эмоционально депривационных условий дома ребенка, работавшего без изменений (n = 49 (21 мальчик) в возрасте M (SD) = 26,0(10,84) мес., от 12 до 49 мес.); из дома ребенка после программы только обучения, направленной на повышение чувствительности/отзывчивости персонала (n = 45 (23), 18,7(9,12), 11–50 мес.); из дома ребенка после программы обучения в сочетании со структурны-ми изменениями, направленными на повышение стабильности/постоянства ухаживающих взрослых (n = 82 (37), 23,9(12,92), 3–50 мес.), и дети из биологических семей (n = 48 (28), 27,0(10,16), 12–49 мес.) с постоянным близким взрослым в лице матери. Для оценки модели психического использовались показатели, выделенные из раздела личностно-социального развития метода BDI (Battelle Developmental Inventory). В результате исследования обнаружено, что в возрастном диапазоне от 12 до 24 месяцев наблюдается различие уровневых значений модели психического детей в зависимости от особенностей окружения (p = 0,034) с меньшим значением у детей из дома ребенка без изменений по сравнению с детьми из биологических семей (p = 0,04). Результаты исследования обсуждаются с точки зрения роли характеристик социально-эмоционального окружения в понимании ментального мира детьми раннего возраста, а также в связи с особенностями структуры связей показателей модели психического у детей в депривационных условиях институционализации.

Общая информация

Ключевые слова: модель психического, дети, ранний возраст, дом ребенка, социально-эмоциональное окружение, депривация, чувствительность, стабильность , биологическая семья

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда No 22-28-00626; https://rscf.ru/project/22-28-00626

Опубликована

Для цитаты: Мухамедрахимов, Р.Ж., Сергиенко, Е.А., Чернего, Д.И., Шабалина, Е.В., Кагарманов, Д.И., Пальмов, О.И., Аринцина, И.А. (2025). Сравнительный анализ показателей модели психического у детей раннего возраста в домах ребенка с различным социально-эмоциональным окружением и биологических семьях . Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 15(2), 186–197. URL: https://psyjournals.ru/journals/vspu_psychology/archive/2025_n2/Mukhamedrakhimov_et_al (дата обращения: 05.12.2025)

Литература

Мухамедрахимов Р. Ж., Кагарманов Д. И., Сергиенко Е. А. Анализ показателей модели психического у детей в биологических семьях и доме ребенка // Сибирский психологический журнал. 2022а. № 85. С. 144–161. https://doi.org/10.17223/17267080/85/7

Мухамедрахимов Р. Ж., Кагарманов Д. И., Сергиенко Е. А. Анализ показателей модели психического у детей в домах ребенка с различным социально-эмоциональным окружением // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022б. Т. 12, вып. 4. С. 398–409. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.401

Мухамедрахимов Р. Ж. Российско-американские исследования детей с опытом институционализации: влияние качества раннего окружения на психическое здоровье и развитие детей // Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения А. В. Брушлинского и 300-летию основания Российской академии наук, 12–14 октября 2023 г., Москва / под ред. Д. В. Ушаков, А. Л. Журавлев, Н. Е. Харламенкова, А. В. Махнач, Г. А. Виленская, Н. Н. Казымова. М.: Ин-т психологии РАН, 2023. С. 302–307.

Сергиенко Е. А. Глава 4. Институционализация и ее последствия для развития социального познания // Проблема сиротства в современной России: психологический аспект / под ред. А. В. Махнач, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. М.: Ин-т психологии РАН, 2015. С. 120–154.

Сергиенко Е. А., Уланова А. Ю., Лебедева Е. И. Модель психического: Структура и динамика. М.: Ин-т психологии РАН, 2020.

Уланова А. Ю. Оценка модели психического: объективные и субъективные показатели // Отчетная сессия Института психологии РАН / ИП РАН. 24 марта 2021. URL: https://ipran.ru/reports2020/ (дата обращения: 27.08.2024).

Шабалина Е. В., Мухамедрахимов Р. Ж. Взаимосвязь показателей взаимодействия детей и близких взрослых с возрастом и длительностью проживания детей в доме ребенка и замещающих семьях // Сибирский психологический журнал. 2022. № 84. С. 156–168. https://doi.org/10.17223/17267080/84/9

Cicchetti D., Rogosch F. A., Maughan A., Toth S. L., Bruce J. False belief understanding in maltreated children // Development and Psychopathology. 2003. No. 15. P. 1067–1091.

Colvert E., Rutter M., Kreppner J., Beckett C., Castle J., Groothues C., Hawkins A., Stevens S., Sonuga-Barke E. J. Do theory of mind and executive function deficits underlie the adverse outcomes associated with profound early deprivation? Findings from the English and Romanian adoptees study // Journal of Abnormal Child Psychology. 2008. No. 36. P. 1057–1068.

Cutting A. L., Dunn J. Theory of mind, emotion understanding, language and family background: Individual differences and interrelations // Child Development. 1999. Vol. 70, no. 4. P. 853–865.

Hughes C., Devine R. Family influences on theory of mind: a review // Theory of Mind Development in Context / eds V. Slaughter, M. de Rosnay. London: Taylor & Francis, 2016. https://doi.org/10.4324/9781315749181

Luke N., Banerjee R. Differentiated associations between childhood maltreatment experiences and social understanding: A meta-analysis and systematic review // Developmental Review. 2013. Vol. 33, no. 1. P. 1–28.

McAlister A. R., Peterson C. C. Siblings, theory of mind, and executive functioning in children aged 3–6 years: new longitudinal evidence // Child Development. 2013. No. 8. P. 1442–1458.

McCall R. B., Groark C. J., Hawk B. N., Julian M. M., Merz E. C., Rosas J. M., Muhamedrahimov R. J., Palmov O. I., Nikiforova N. V. Early caregiver — child interaction and children’s development: Lessons from the St. Petersburg — USA Orphanage Intervention Research Project // Clinical Child and Family Psychology Review. 2019. Vol. 22, no. 2. P. 208–224. https://doi.org/10.1007/s10567-018-0270-9

Newborg J., Stock J. R., Wnek L., Guidubaldi J., Svinicki J. Battelle Developmental Inventory. Allen: DLM, 1988.

Rutter M. L., Sonuga-Barke E. J., Castle J. I. Investigating the impact of early institutional deprivation on development: Background and research strategy of the English and Romanian Adoptees (ERA) study // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2010. Vol. 75, no. 1. P. 1–20.

Selcuk B., Brink K. A., Ekerim M., Wellman H. M. Sequence of theory‐of‐mind acquisition in Turkish children from diverse social backgrounds // Infant and Child Development. 2018. Vol. 27, no. 4. P. 1–14. https://doi.org/10.1002/icd.2098

Selcuk B., Yucel N. M. The role of institutionalization in theory of mind // Theory of Mind Development in Context / eds V. Slaughter, M. de Rosnay. New York: Routledge, 2017. P. 89–105.

Szpak M., Bialecka-Pickul M. Links between attachment and theory of mind in childhood: Meta-analytic review // Social Development. 2020. Vol. 29, no. 3. P. 653–673. https://doi.org/10.1111/sode.12432

Tahiroglu D., Moses L. J., Carlson S. M., Mahy C. E., Olofson E. L., Sabbagh M. A. The Children’s Social Understanding Scale: Construction and validation of a parent-report measure for assessing individual differences in children’s theories of mind // Developmental Psychology. 2014. Vol. 50, no. 11. P. 2485–2497.

Tarullo A. R., Bruce J., Gunnar M. R. False belief and emotion understanding in post‐institutionalized children // Social Development. 2007. Vol. 16, no. 1. P. 57–78.

The St. Petersburg — USA Orphanage Research Team. The effects of early social-emotional and relationship experience on the development of young orphanage children // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2008. Vol. 73, no. 3. P. 1–262. https://doi.org/10.1111/j.1540-5834.2008.00483.x

Информация об авторах

Рифкат Жаудатович Мухамедрахимов, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей, факультет психологии, заместитель декана факультета психологии по научной работе, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3532-5019, e-mail: r.muhamedrahimov@spbu.ru

Елена Алексеевна Сергиенко, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях, Институт психологии Российской Академии Наук (ФГУН ИП РАН), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4068-9116, e-mail: elenas13@mail.ru

Дарья Ивановна Чернего, кандидат психологических наук, научный сотрудник кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПБГУ), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9166-5435, e-mail: chernego@gmail.com

Екатерина Владимировна Шабалина, Ассистент Кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5436-3072, e-mail: e.shabalina@spbu.ru

Динар Ильдарович Кагарманов, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПБГУ), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3097-0863, e-mail: kagdinar@gmail.com

Олег Игоревич Пальмов, кандидат психологических наук, доцент кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПБГУ), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5837-4000, e-mail: oleg_palmov@mail.ru

Ирина Александровна Аринцина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5746-1287, e-mail: arinz@mail.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 24
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 7

 Скачиваний PDF

За все время: 10
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3

 Всего

За все время: 34
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 10