Современные представления о типах знания и опыта в психологических исследованиях проблемы их капитализации

752

Аннотация

В статье проводится анализ современных представлений о «знаниях» и «опыте» в контексте проблем «капитализации» профессиональных знаний, определяющих специфику и ноу-хау предприятия. Рассматриваются разные интерпретации понятия «знание», а также обсуждаются вопросы, касающиеся источников и принципов их создания в организации. Специфика понятия «опыт» определяется практикой использования индивидуализированного знания. Среди задач сохранения индивидуального опыта на первый план ставится создание методов, позволяющих выявлять его составляющие в естественной деятельности. Практическая перспектива видится в применении парадигмы воспринимаемого качества, инструментарий которой направлен на интеграцию разных подходов и триангуляцию данных, получаемых различными методами и процедурами.

Общая информация

Ключевые слова: знания, опыт, воспринимаемое качество, вербализация, практика, капитализация

Рубрика издания: Методология психологических исследований

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2017100406

Для цитаты: Самойленко Е.С., Богданова И.В. Современные представления о типах знания и опыта в психологических исследованиях проблемы их капитализации // Экспериментальная психология. 2017. Том 10. № 4. С. 74–95. DOI: 10.17759/exppsy.2017100406

Фрагмент статьи

В последние годы особую остроту для современных предприятий приобретают вопросы сохранения индивидуального опыта специалиста таким образом, чтобы применение этого опыта как можно меньше зависело от его конкретного носителя. В условиях быстрой смены характера профессиональной деятельности, обусловленной интенсивным развитием новых технологий и запросами рынка, подготовка новых специалистов в процессе совместной работы опытного профессионала и обучающегося субъекта не всегда возможна.

Литература

  1. Ле Беллу С., Лалу С., Носуленко В.Н., Самойленко Е.С. Сохранение и воспроизведение характери­стик профессионального жеста // Технологии сохранения и воспроизведения когнитивного опыта / Под ред. В.Н. Носуленко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С. 382—403.
  2. Знаков В.В. Понимание, постижение и экзистенциальный опыт // Вопросы психологии. 2011. № 6. С. 15—24.
  3. Знаков В.В. Экзистенциальный опыт субъекта как проблема психологии человеческого бы­тия // Субъектный подход в психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 211—225.
  4. Калюжная Н.А. Философский анализ опыта: экзистенциальные аспекты // Вопросы философии. 2009. № 9. С. 164—170.
  5. Корнилов Ю.К. Мышление руководителя и методы его изучения. Ярославль: ЯрГу, 1982.
  6. Корнилов Ю.К. Практическое мышление и опыт: ситуативность и инструментальность обобщений. Ярославль: ЯрГУ, 2000.
  7. Корнилов Ю.К. На пути к психологии практического мышления. Москва: Изд-во «Институт пси­хологии РАН», 2014.
  8. Корнилов Ю.К. Практическое мышление: субъект, взаимодействующий с объектом // Технологии сохранения и воспроизведения когнитивного опыта / Под ред. В.Н. Носуленко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016a. С. 19—44.
  9. Корнилов Ю.К. Молчаливое знание: результат деятельности и форма профессионального опыта // Технологии сохранения и воспроизведения когнитивного опыта / Под ред. В.Н. Носуленко. М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2016b. С. 144—161.
  10. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Ю. Плотникова. Ростов-н/Д.: Феникс, 1998.
  11. Лалу С., Носуленко В.Н., Самойленко Е.С. SUBCAM как инструмент психологического исследова­ния // Экспериментальная психология, 2009. Т. 2. № 1. С. 72—80.
  12. Лекторский В.А. Предисловие к русскому изданию. Личностное знание. На пути к посткритиче­ской философии. Благовещенск: Изд-во «БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ», 1998.
  13. Носуленко В.Н. Психофизика восприятия естественной среды. Проблема воспринимаемого каче­ства. М.: ИП РАН, 2007.
  14. Носуленко В.Н. Воспринимаемое качество объектов и событий человеческой деятельности // Технологии сохранения и воспроизведения когнитивного опыта / Под ред. В.Н. Носуленко. М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2016. С. 228—247.
  15. Носуленко В.Н., Самойленко Е.С. Накопление и передача когнитивного опыта в процессах обще­ния // Вестник РГНФ. 2012. № 4. С. 132—140.
  16. Носуленко В.Н., Самойленко Е.С. Парадигма воспринимаемого качества в задаче сохранения когни­тивного опыта в условиях реальной деятельности // 7-я Российская конференция по экологической психологии. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; СПб.: Нестор-История, 2015. С. 342—345.
  17. Носуленко В.Н., Самойленко Е.С. К вопросу построения системы описания и передачи когнитивно­го опыта профессионала / Психологические и психоаналитические исследования. Ежегодник 2015— 2016 / Под ред. А.А. Демидова. М.: Московский институт психоанализа, 2016a. C. 80—96.
  18. Носуленко В.Н., Самойленко Е.С. Вербальный метод в парадигме воспринимаемого качества // Технологии сохранения и воспроизведения когнитивного опыта / Под ред. В.Н. Носуленко. М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2016b. С. 248—260.
  19. Носуленко В.Н., Самойленко Е.С. Полипозиционное наблюдение // Технологии сохранения и вос­произведения когнитивного опыта / Под ред. В.Н. Носуленко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016c. С. 261—278.
  20. Носуленко В.Н., Самойленко Е.С. Исследование организационно-интеллектуальной деятельно­сти // Public Administation. 2017. № 3—4. C. 255—264.
  21. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. Благовещенск: Изд-во «БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ». 1998.
  22. Петренко В.Ф. Парадигма конструктивизма в гуманитарных науках // Методология и история психологии. 2010. Т. 5. Выпуск 3. С. 5—12.
  23. Рабардель П. Люди и технологии. Когнитивный подход к анализу современных инструментов. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999.
  24. Самойленко Е.С. Проблемы сравнения в психологическом исследовании. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
  25. Семенцова К.С. Теоретический обзор исследований опыта личности как психологического фено­мена // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные на­уки. 2012. Выпуск 1. С. 91—97.
  26. Технологии сохранения и воспроизведения когнитивного опыта / Под ред. В.Н. Носуленко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.
  27. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. Санкт-Петербург: Питер, 2002.
  28. Alavi M., Leidner D.E. Knowledge management and knowledge management systems: Conceptual foun­dations and research issues. MIS Quarterly // Management information systems research center. University of Minnesota. 2001. Vol. 25. № 1. P. 107—136.
  29. Alexander P.A., Schallert D.L., Hare V.C. Coming to terms: How researchers in learning and literacy talk about knowledge // Review of Educational Research. 1991. Vol. 61. № 3. P. 315—343.
  30. Ambrosini V., Bowman C. Tacit knowledge: Some suggestions for operationalization // Journal of Management Studies. 2001. Vol. 38. № 6. P. 811—829.
  31. Anderson J.A. The Architecture of Cognition. USA: Harvard University Press Cambridge, MA, 1983.
  32. Apostolidis T. Représentations sociales et triangulation: enjeux théorico-méthodologiques // J.-C. Abric (Ed.) Méthodes d’étude des représentations sociales. Ramonville Saint-Agne: Erès. 2003. P. 13—35.
  33. Argyris C., Schon D.A. Organizational Learning: A theory of action perspective. Reading, MA: Addison- Wesley, 1978.
  34. Argote L., Epple D. Learning curves in manufacturing // Science. 1990. Vol. 247. № 4945. P. 920—924.
  35. Argote L., McEvily B., Reagans R. Managing knowledge in organizations: An integrative framework and review of emerging themes // Management Science. 2003. Vol. 49. № 4. P. 571—583.
  36. Ashby W.R. An introduction to cybernetics. London: Chapman & Hall, 1956.
  37. Austin J.R. Transactive memory in organizational groups: The effects of content, consensus, specializa­tion, and accuracy on group performance // Journal of Applied Psychology. 2003. Vol. 88. № 5. P. 866—878.
  38. Baldwin J.D., Baldwin J.I. Behaviorism on verstehen and erklaren // American Sociological Review. 1978. Vol. 43. № 3. P 335—347.
  39. Bateson Gr. Steps to an ecology of mind: collected essays in anthropology, psychiatry, evolution, and epistemology. London: Paladin, 1973.
  40. Baum J.A.C., Ingram P. Survival-enhancing learning in the Manhattan hotel industry, 1898—1980 // Management Sciences. 1998. Vol. 44. № 7. P. 996—1016.
  41. Baumard P. Tacit knowledge in organizations. London: Sage Publications, 1999.
  42. Le Bellu S., Lahlou S., Nosulenko V. Capter et transférer le savoir incorporé dans un geste professionnel // Social Science Information. 2010. Vol. 49. № 3. P. 371—413.
  43. Le Bellu S., Lahlou S., Nosulenko V., Samoylenko E. Studying activity in manual work: A framework for analysis and training // Le Travail Humain. 2016. Vol. 79. № 1. P. 7—29.
  44. Bender S., Fish A. The transfer of knowledge and the retention of expertise: the continuing need for global assignments // Journal of Knowledge Management. 2000. Vol. 4. № 2. P. 125—37.
  45. Benkard C.L. Learning and forgetting: The dynamics of aircraft production. // American Economic Review. 2000. Vol. 90. № 4. P. 1034—1054.
  46. Bhardwaj M., Monin J. Tacit to explicit: an interplay shaping organization knowledge // Journal of Knowledge Management. 2006. Vol. 10. № 3. P. 72—85.
  47. Bresman H. External learning activities and team performance: A multimethod field study // Organization Science. 2010. Vol. 21. № 1. P. 81—96.
  48. Brown J.S., Duguid P. Balancing act: how to capture knowledge without killing it // Harvard Business Review. 2000. Vol. 78. № 3. P. 73—80.
  49. Brown J.S., Duguid P. Knowledge and organization: A social practice perspective // Organization Science. 2001. Vol. 12. № 2. P. 198—213.
  50. Cohen M.D., March J.G., Olsen J.P. A garbage can model of organizational choice // Administrative Science Quarterly. 1972. Vol. 17. № 1. P. 1—25.
  51. Cook S.D.N., Brown J.S. Bridging epistemologies: the generative dance between organizational knowl­edge and organizational knowing // Organization Science. 1999. Vol. 10. № 4. P. 381—400.
  52. Corsini R.J. Concise encyclopedia of psychology. New York: Wiley, 1987.
  53. Creswell J.W. Research design: qualitative, quantitative, and mixed method approaches. Thousand Oaks, Calif.; London: Sage Publications. 2002.
  54. Darr E.D., Argote L., Epple D. The acquisition, transfer, and depreciation of knowledge in service organi­zations: Productivity in franchises //Management Sciences. 1995. Vol. 41. № 11. P. 1750—1762.
  55. Davenport T.H., De Long D.W., Beers M.C. Successful knowledge management projects // Sloan Management Review. 1998. Vol. 39. № 2. P. 43—57.
  56. Davenport T.H., Prusak L. Working Knowledge: How organizations manage what they know. Harvard Business School Press. Boston, Massachusetts, 1998.
  57. Day R.E. Clearing up “implicit knowledge”: Implications for knowledge management, information sci­ence, psychology, and social epistemology // Journal of the American Society for Information Science and Technology. 2005. Vol. 56. № 6. P. 630—635.
  58. D’Eredita M. A., Barreto C. How does tacit knowledge proliferate? An episode-based perspective // Organization Studies. 2006. Vol. 27. 12. P. 1821—1841.
  59. Ein-Dor F. Taxonomies of knowledge // Encyclopedia of knowledge management. Eds. Schwartz D.G. Encyclopedia of knowledge management. Hershey PA: IGI Global. USA, 2010. P. 848—854.
  60. Ermine J-L., Chaillot M., Bigeon P., Charreton B., Malavieille D. MKSM, Méthode pour la gestion des connaissances // Ingénierie des systèmes d’Information. AFCET-Hermès. 1996. Vol. 4. № 4. P. 540—575.
  61. Dodgson M. Organizational learning: A review of some literatures // Organization Studies. 1993. Vol. 14. № 3. P. 375—394.
  62. Duizabo S., Guillaume N. Les enjeux du transfert des connaissances. Cahiers du GRES, (9601). Université Paris Dauphiné, 1996.
  63. Empson L. Introduction: knowledge management in professional service firms // Human Relations. 2001. Vol. 54. № 7, P. 811—817.
  64. Gergen K.J. The social constructionist movement in modern psychology // American Psychologist. 1985. Vol. 40. № 3. P. 266—275.
  65. Clot Y., Fernandez G., Scheller L. Le geste de métier: problèmes de la transmission // Psychologie de l’interaction, 2007, No23. P. 109—139.
  66. Gourlay S. Conceptualizing knowledge creation: A critique of Nonaka’s theory // Journal of Management Studies. 2006. Vol. 43. № 7. P. 1415—1436.
  67. Gourlay S., Nurse A. Flaws in the “engine” of knowledge creation: A critique of Nonaka’s SECI model // Challinges and Issues in Knowledge Management. Buono A.F., Poulfeld F. (eds.) Research in Management Consulting Series. Connecticut: IAP, Greenwich. 2005. Vol. 5. № 13. P. 293—315.
  68. Haas M.R., Hansen M.T. When using knowledge can hurt performance: The value of organizational capa­bilities in a management consulting company // Strategic Management Journal. 2004. Vol. 26. № 1. P. 1—24.
  69. Haunschild P.R., Sullivan B.N. Learning from complexity: Effects of prior accidents and incidents on airlines’ learning // Administrative Science Quarterly. 2002. Vol. 47. № 4. P. 609—643.
  70. Hayek F.A. The use of knowledge in society // American Economic Review. 1945. Vol. 35. № 4. P. 519— 530.
  71. Hedberg B.L.T. How Organizations learn and unlearn. Nystrom P.C. and Starbuck W.H. (eds.). Handbook of Organizational Design. Oxford: Oxford University Press, 1981.
  72. Hedlund G. A model of knowledge management and the N-form corporation // Strategic Management Journal. 1994. Vol. 15. P. 73—90.
  73. Hildreth P.M., Kimble C. The duality of knowledge // Inform. Res. 2002. Vol. 8. № 1. P. 1—18.
  74. Holsapple C.W., Joshi K.D. Organizational knowledge resources // Decision Support Systems. 2001. Vol. 31. № 1. P. 39—54.
  75. Holsapple C.W. Knowledge and its attributes // Handbook on knowledge management: Knowledge mat­ters. Holsapple C.W. (eds.). Berlin: Springer-Verlag, 2003a.
  76. Husserl E. The Ideas of Phenomenology. Hague: Nijhoff, 1968.
  77. Johnson-Laird P.N. Mental Models. Cambridge: Cambridge University Press, 1983.
  78. Kogut B., Zander U. Knowledge of the firm, combinative capabilities, and the replication of technol­ogy // Organisation Science. 1992. Vol. 3. № 3. P. 383—397.
  79. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago. IL: University of Chicago Press, 1980.
  80. Lahlou S., Nosulenko V., Samoylenko E. Numériser le travail. Théories, méthodes, expérimentations. Paris: Lavoisier, 2012, 328 p.
  81. Lave J. Cognition in practice. Cambridge, MA: Cambridge University Press. 1988.
  82. Leonard D., Sensiper S. The role of tacit knowledge in group innovation // California Management Review. 1998. Vol. 40. № 3. P. 112—132.
  83. Liang D.W., Moreland R., Argote L. Group versus individual training and group performance: The medi­ating role of transactive memory // Personality Social Psychology Bulletin. 1995. Vol. 21. № 4. P. 384—393.
  84. Majchrzak A., Cooper L.P., Neece O.E. Knowledge reuse for innovation // Management Science. 2004. Vol. 50. № 2. P. 174—188.
  85. March J.G., Olsen J.P. The uncertainty of the past: Organizational learning under ambiguity // European Journal of Political Research. 1975. Vol. 3. P. 147—171.
  86. Massey A. Methodological Triangulation, Or How To Get Lost Without Being Found Out // A. Massey, G. Walford (Eds.) Explorations in methodology, Studies in Educational Ethnography. 1994, Stanford: JAI Press, Vol. 2. P. 183—197.
  87. Massey A.P., Montoya-Weiss M.M. Unraveling the temporal fabric of knowledge conversion: A model of media selection and use // MIS Quart. 2006. Vol. 30. 1. P. 99—114.
  88. Nickols F. The Knowledge in Knowledge Management. Distance consulting LLC, 2010. http://www. nickols.us/knowledge_in_KM.pdf
  89. Nisbet R.A. Social Change and History: Aspects of the Western Theory of Development. London: Oxford. New York: Oxford University Press, 1969.
  90. Nonaka I. Managing the firm as an information creation process. Working paper, Institute of Business Research. Hitotsubashi University. Hitotsubashi, Japan,1987.
  91. Nonaka I. Toward middle-up-down management: Accelerating information creation // Sloan Management Review. 1988. Vol. 29. № 3. P. 9—18.
  92. Nonaka I. The knowledge-creating company // Harvard Bussiness. Review. 1991. Vol. 69. № 6. P. 96—104.
  93. Nonaka I. A dynamic theory of organizational knowledge creation // Organization Science. 1994. Vol. 5. № 1. P. 14—37.
  94. Nonaka I., Konno N. The concept of “Ba”: Building a foundation for knowledge creation // California Management Review. 1998. Vol. 40. № 3. P. 40—54.
  95. Nonaka I., Senoo D. From information processing to knowledge creation: A paradigm shift in business management // Technology in Society. 1996. Vol. 18. № 2. P. 203—218.
  96. Nonaka I., Takeuchi H. The knowledge-creating company. How Japanese companies create the dynamics of innovation. Oxford University Press, 1995.
  97. Nonaka I., Takeuchi H. A theory of organizational knowledge creation // International Journal of Technology Management. 1996. Vol. 11. № 7—8. P. 833—846.
  98. Nonaka I., Toyama R., Konno N. SECI, Ba and leadership: A unified model of dynamic knowledge creation // Long Range Planning: International Journal of Strategic Management. 2000a. Vol. 33. № 1. P. 5—34.
  99. Nonaka I., Toyama R., Nagata A. A firm as a knowledge creating entity: A new perspective on the theory of the firm // Industrial and Corporate Change. 2000b. Vol. 9. № 1. P. 1—20.
  100. Nonaka I., von Krogh G., Voelpel S. Organizational knowledge creation theory: Evolutionary paths and future advances // Organization Studies. 2006. Vol. 27. № 8. P. 1179—1208.
  101. Nonaka I., von Krogh G. Tacit Knowledge and Knowledge Conversion: Controversy and Advancement in Organizational Knowledge Creation Theory // Organization Studies. 2009. Vol. 20. № 3. P. 635—652.
  102. Nosulenko V. Mesurer les activités numérisées par leur qualité perçue // Social Science Information. 2008. Vol. 47. № 3. P. 391—417.
  103. Nosulenko V., Samoylenko E. Cognition et communication : un paradigme de recherche et d’application // Social Science Information. 2011. Vol. 50. № 3—4. P. 656—677.
  104. Nosulenko V., Samoylenko E. Approche systémique de l’analyse des verbalisations dans le cadre de l’étude des processus perceptifs et cognitifs. // Social Science Information. 1997. Vol. 36. № 2. P. 223—261.
  105. Olsen W. Triangulation in Social Research: Qualitative and Quantitative Methods Can Really Be Mixed // Developments in Sociology. Ormskirk: Causeway Press.
  106. Polanyi M. On body and mind // The New Scholasticism. 1969. Vol. 43. № 2. P. 195—204.
  107. Prax J.Y. Le guide du knowledge management. Concepts et pratiques du management de la connais­sance. Ed. Dunod, 1997.
  108. Rabardel P. Les hommes et les technologies. Approche cognitive des instruments contemporains. Paris: Armand Colin, 1995.
  109. Rämö H. Spatio-temporal notions and organized environmental issues: An axiology of action // Organization. 2004. Vol. 11. № 6. P. 849—872.
  110. Ribeiro R., Collins H. The bread-making machine: Tacit knowledge and two types of action // Organization Studies. 2007. Vol. 28. № 9. P. 1417—1433.
  111. Rosch E. H. Natural categories // Cognitive Psychology. 1973. Vol. 4. № 3. P. 328—350.
  112. Ryle G. The concept of mind. London, New York: Hutchinson’s University Library, 1949.
  113. Sandelands L.E., Stablein R.E. The concept of organization mind // Research in the Sociology of Organizations. 1987. Vol. 5. P. 135—161.
  114. Schilling M.A., Vidal P., Ployhart R.E., Marangoni A. Learning by doing something else: Variation, relat­edness, and organizational learning // Management Science. 2003. Vol. 49. № 1. P. 39—56.
  115. Schwab A. Incremental organizational learning from multilevel information sources: Evidence for cross-level interactions // Organization Science. 2007. Vol. 18. № 2. P. 233—251.
  116. Sternberg R.J., Wagner R.K., Williams W.M., Horvath J.A. Testing common sense // American Psychologist. 1995. Vol. 50. № 11. P. 912—927.
  117. Suchman L. Plans and situated actions. The problem of human-machine communication. Cambridge: Cambridge University Press. 1987.
  118. Sun R. Learning, action and consciousness: A hybrid approach toward modelling consciousness // Neural Networks. 1997. Vol. 10. № 7. P. 1317—1331.
  119. Tsoukas H. The firm as a distributed knowledge system: A constructionist approach // Strategic Management Journal. 1996. Vol. 17. P. 11—25.
  120. Tsoukas H., Vladimirou E. What is organisational knowledge? // Journal of Management Studies. 2001. Vol. 38. № 7. P. 973—993.
  121. Van der Spek R., Spijkervet A. Knowledge Management: dealing intelligently with knowledge. Liebowitz J., Wilcox L. (eds.). Knowledge Management and its Integrative Elements. Boca Raton, FL: CRC Press, 1997.
  122. Varela F.J., Thompson E., Rosch E., Havelange V. L’inscription corporelle de l’esprit: sciences cognitives et expérience humaine. Paris: Seuil. 1993.
  123. Weil-Barais A. L’homme cognitif. PUF, 1994.
  124. Weinert F.E. Concepts of Competence. Munich: Manx Planck Institute for Psychological Research. Published as a contribution to the OECD project Definition and selection of competencies: Theoretical and conceptual foundations (DeSeCo). Neuch‚tel: DeSeCo, 1999.
  125. Wiig K.M. (1993). Knowledge Management Foundations: Thinking about Thinking — How People and Organizations Create, Represent and use Knowledge, Schema Press, Arlington, TX.
  126. Winter S.G. Knowledge and competence as strategic assets. Teece D.J. (eds.). The Competitive Challenge. Cambridge, MA: Ballinger Publishing Company, 1987.
  127. Winterton J., Le Deist F.D., Stringfellow E. Typology of knowledge, skills and competences: clarification of the concept and prototype. Centre for European Research on Employment and Human Resource. Groupe ESC Toulouse. Research report elaborated on behalf of Cedefop/Thessaloniki, 2005.
  128. Wong S.-S. Distal and local group learning: Performance trade-offs and tensions // Organization Science. 2004. Vol. 15. № 6. P. 645—656.

Информация об авторах

Самойленко Елена Станиславовна, доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории познавательных процессов и математической психологии, Институт психологии Российской академии наук (ФГБУН ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7980-3903, e-mail: samoylenkoes@ipran.ru

Богданова И.В., младший научный сотрудник, Центр экспериментальной психологии, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: irina4.bodganova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1844
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 752
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1