Здоровье в представлениях детей и подростков

1662

Аннотация

В фокусе внимания в настоящей работе находится вопрос о том, как дети и подростки понимают здоровье и болезнь в период, когда закладываются привычки и социальные практики в отношении здоровья и болезни, в отношении риска, рискованного поведения. На основе анализа литературы продемонстрирован потенциал теории социальных представлений как подхода к анализу проблем здоровья и болезни с учетом полиморфности природы этих явлений, а именно учета того, что это комплексные явления, находящиеся на пересечении биологического, социокультурного и психологического измерений. В работе излагаются результаты поискового исследования, цель которого заключается в сравнительном анализе социальных представлений о здоровье в группах детей (N=333 человека в возрасте 8 лет) и подростков (N=300 человек в возрасте 13 лет). Дизайн исследования осуществлен в рамках структурного подхода теории социальных представлений. В результате исследования было показано, что оппозиция «здоровье—болезнь» является ключевой для представления о здоровье у детей, но по мере взросления она становится второстепенной. Представления подростков кристаллизуются вокруг действий, направленных на поддержание здоровья. Представление о здоровье в группе детей оказывается менее согласованным, чем в группе подростков.

Общая информация

Ключевые слова: здоровье, болезнь , дети и подростки, теория социальных представлений, структурный подход, полиморфность здоровья и болезни

Рубрика издания: Клиническая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2018110104

Для цитаты: Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Дани Л., Эм М., Милёхин А.В., Гаямова С.Ю., Якушенко А.В. Здоровье в представлениях детей и подростков // Экспериментальная психология. 2018. Том 11. № 1. С. 61–74. DOI: 10.17759/exppsy.2018110104

Фрагмент статьи

Здоровье и болезнь — комплексные явления, полиморфные по своей природе, они находятся на пересечении биологического, социокультурного и психологического измерений (Apostolidis, Dany, 2012). Вся история человечества связана с появлением, широким распространением и исчезновением болезней; с тем, как в обществе формировались и трансформировались представления о «здоровье» и «болезни», приобретая все более выпуклые социокультурные очертания (Николаева, 1995); с тем, как здоровье поднималось все выше и выше в иерархии ценностей; с тем, как складывались и изменялись представления о самих больных, а также отношение и способы взаимодействия с ними.

Литература

  1. Бовина И.Б. Социальная психология здоровья и болезни. М.: Аспект пресс., 2007. 256 с.
  2. Емельянова Т.П. Социальные представления: история, теория и эмпирические исследования. М.: Издательство Института психологии РАН. 2016. 476 с.
  3. Казанская К.О., Мещеряков Б.Г. Концептуальные изменения в представлениях о здоровье и болезни у младших школьников // Культурно-историческая психология. 2012. № 3. С. 19—29.
  4. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. СПб: Филологический факультет СпбГУ. 2000. 326 с.
  5. Николаева В.В. Личность в условиях хронического соматического заболевания // Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях / Под ред. Е.Т. Соколовой, В.В. Николаевой. М.: SvR-Аргус, 1995. С. 205—267.
  6. Abric J.-C. Pratiques sociales et représentations. Paris: Presses Universitaires de France, 1994. 425 p.
  7. Aim M.-A., Dany L., Goussé V. Le développement des représentations sociales chez les enfants et les adolescents // 10ème Colloque international de psychologie sociale en langue française, Paris, le 28 août, 2014, P. 25.
  8. Apostolidis T., Dany L. Pensée Sociale et Risques dans le Domaine de la Santé: Le Regard des Représentations Sociales // Psychologie Française, 2012. № 57. P. 67—81.
  9. Bovina I.B., Dvoryanchikov N.V., Gayamova S.Y., Dany L., Aim M. Health and illness in the Russian context: Some socio-psychological comments // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2017. № 1. P. 7—16.
  10. Christakis N., Davou B. Représentations sociales de la santé et de la maladie chez des enfants de dix ans: quelques données et réflexions // Bulletin de Psychologie. 1997. L(429). P. 277—282.
  11. de Rosa A.M. Sur l’usage des associations libres dans l’étude des représentations sociales de la maladie mentale // Connexions. 1988. Vol. 51. P. 27—50.
  12. Doise W. Levels of explanation in social psychology. Cambridge: Cambridge University Press, 1986. 177 p.
  13. Doise W., Spini D., Clémence A. Human Rights Studies as Social Representations in a Cross-cultural Context // European Journal of Social Psychology. 1999. № 29. P. 1—29.
  14. Duveen G. The Development of Social Representations of gender // Papers on social representations. 1993. № 2. P. 11.1—11.7.
  15. Duveen G., Lloyd B. Introduction // Social representations and development of knowledge / G. Duveen, B. Lloyd (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 1990. P. 1—10.
  16. Eicher V., Emery V., Maridor M., Gilles I., Bangerter A. Social Representations in Psychology: A Bibliometrical Analysis // Papers on Social Representations. 2011. № 20. P. 11.1—11.19.
  17. Empirical approaches to social representations / G. Breakwell & D. Canter (eds.). Oxford: Oxford University Press, 1993. 350 p.
  18. Flament С. Rouquette M.-L. Anatomie des idées ordinaires. Paris: Armand Colin, 2003. 256 p.
  19. Galli I., Fasanelli R. Health and illness: a contribution to the research in the field of social representations // Papers on social representations. 1995. Vol. 4. P. 1—13.
  20. Hadley C., Stockdale J.E. Children’s representations of the world of drugs // Journal of community and applied social psychology. 1996. Vol. 6. P. 233—248.
  21. Herzlich C. Health and illness: a social psychological analysis. London: Academic press, 1973. 159 p.
  22. Jodelet D. Madness and social representations: Living with the mad in one French community. Berkeley: University of California Press, 1991. 316 p.
  23. Les représentations sociales: Théories, méthodes et applications / G. Lo Monaco, S. Delouvée, P. Rateau (eds.). Bruxelles: De Boeck Supérieur, 2016. 656p.
  24. Markova I. Dialogicality and social representations. The dynamics of mind. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 224 p.
  25. Moliner P., Guimelli C. Les représentations sociales. Grenoble : Presses Universitaire de Grenoble, 2015. 139 p.
  26. Moliner P., Lo Monaco G. Méthodes d’association verbale pour les sciences humaines et sociales. Grenoble: Presses Universitaire de Grenoble, 2017. 190 p.
  27. Moliner P., Rateau P., Cohen-Scali V. Les représentations sociales. Pratique des études de terrain. Rennes: Presses Universitaires de Rennes, 2002. 230 p.
  28. Moscovici S. Foreword. In: C. Herzlich. Health and illness. A social psychological analysis. London: Academic Press, 1973. Р. ix—xiv.
  29. Moscovici S. La Psychanalyse son image et son public. Paris: Presses Universitaires de France, 1961. 652p.
  30. Moscovici S., Duveen G. Social representations: explorations in social psychology. New York: New York University Press, 2001. 313 p.
  31. Representations of the social / K. Deaux, G. Philogène (eds.). Oxford: Blackwell Publishers, 2001. 362 p.
  32. Salovey P., Rothman A., Rodin J. Health behaviour // The handbook of social psychology. Vol. 2 / D. Gilbert, S. Fiske, G. Lindzey (eds.). Boston: McGraw-Hill, 1998. P. 633—683.
  33. The Cambridge Handbook of Social Representations / G. Sammut, E. Andreouli, G. Gaskell, J. Valsiner (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 2015. 498 p.
  34. Vergès P. L’Evocation de l’argent: une méthode pour la définition du noyau central d’une représentation / Bulletin de psychologie. 1992. T. XLV (405). P. 203—209.
  35. Zajonc R.B. Styles of explanations in social psychology // European journal of social psychology. 1989. Vol. 19 (5). P. 345—368.

Информация об авторах

Бовина Инна Борисовна, доктор психологических наук, профессор кафедры клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9497-6199, e-mail: innabovina@yandex.ru

Дворянчиков Николай Викторович, кандидат психологических наук, доцент, декан факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1462-5469, e-mail: dvorian@gmail.com

Дани Лионель, доктор психологических наук, профессор, декан факультета социальной психологии и психологии труда, Университет Экс-Марселя, Лаборатория социальной психологии, Экс-ан-Прованс, Франция, e-mail: lionel.dany@univ-amu.fr

Эм Мари-Анастаси, аспирант, Лаборатория социальной психологии, Университет Экс- Марселя, Экс-ан-Прованс, Франция, e-mail: marie-anastasie.aim@univ-amu.fr

Милёхин Андрей Викторович, кандидат психологических наук, доцент кафедры "Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова" факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3030-2053, e-mail: milehinav@mgppu.ru

Гаямова Светлана Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: sgayamova@yandex.ru

Якушенко Анна Владимировна, медицинский психолог, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н. А. Алексеева Департамента здравоохранения города Москвы»;, Москва, Россия, e-mail: yakushenko-anna@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3382
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1662
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 2