Ценностные противоречия как психодиагностические критерии профессиональной компетентности и внутриличностного конфликта

1020

Аннотация

В статье обсуждаются новые критерии количественной оценки ценностных противоречий — ценностные оппозиции и показатель ценностно-интенциональной согласованности, — которые развивают представления Ш.Шварца о гармоничных, нейтральных или оппозиционных взаимоотношениях ценностей в структуре ценностного сознания. С использованием различных видов статистического анализа показана информативность критериев в прогнозировании успешности формирования профессиональных компетентностей и оценке эффективности адаптации человека к неблагоприятным социально-психологическим условиям. Формулируется гипотеза о возможности применения критериев ценностных противоречий в качестве меры выраженности внутриличностного конфликта и успешности формирования профессиональных компетентностей. Полученные результаты свидетельствуют о перспективности использования разработанных психодиагностических критериев в практике психологического и кадрового консультирования, психологического сопровождения учебного процесса, а также для оценки процессов социально-психологической адаптации.

Общая информация

Ключевые слова: психодиагностический критерий, ценностные оппозиции, показатель ценностно-интенциональной согласованности, внутриличностный конфликт, профессиональная компетентность

Рубрика издания: Психодиагностика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2018110309

Для цитаты: Голянич В.М., Бондарук А.Ф., Шаповал В.А., Тулупьева Т.В. Ценностные противоречия как психодиагностические критерии профессиональной компетентности и внутриличностного конфликта // Экспериментальная психология. 2018. Том 11. № 3. С. 120–139. DOI: 10.17759/exppsy.2018110309

Фрагмент статьи

Традиционная для кадрового менеджмента компетентностная парадигма (Бояцис, 2008; Голянич, 2011; Кудрявцева, Голянич, 2012) сравнительно недавно получила законодательное закрепление в Трудовом кодексе Российской Федерации и Федеральном законе № 236-ФЗ от 3 декабря 2012 г. В этих документах квалификация работника трактуется как уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, а профессиональный стандарт — как характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (Федеральный закон № 236-ФЗ от 03.12.2012 г.).

Литература

  1. Агапов В. С. Психолого-правовые инварианты профессиональной деятельности адвоката // Акмеология. 2015. № 3. С. 21—24.
  2. Акимова М.К., Киселева М. К. Внутренний ценностный конфликт как фактор агрессивности в юно­шеском возрасте // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. Т. 2. № 3. С. 49—57.
  3. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 1989. С. 426—433.
  4. Аптер М. Дж. Теория реверсивности и человеческая психика // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 162—169.
  5. Аргентова Т.Е., Тополова Е.В. Внутриличностные конфликты современных подростков [Электронный ресурс] // Сибирская психология сегодня / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. Кемерово, 2004. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/840/67840/41208?p_ page=13 Дата обращения 28.09.2018
  6. Батарчук Д.С. Влияние мотивации на развитие поликультурности личности // Акмеология. 2015. № 3. С. 38—39.
  7. Беляев, И. А. Интенциональность целостного мироотношения // Вестник Оренбургского государ­ственного университета. 2007. № 1. С. 29—35
  8. Бондарук А.Ф. Система ценностных ориентаций курсантов в процессе социально-психологической адаптации к условиям обучения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13984 (дата обращения: 22.01.2017).
  9. Бондарук А.Ф., Голянич В.М., Глазырин А.А. Новый подход к аксиологической оценке кандидатов в кадровый резерв // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2012. Т. 3. Вып. 3. № 7. С. 41—64.
  10. Бондарук А.Ф., Голянич В.М., Шаповал В.А. Динамика параметров ценностно-интенционального конфликта у курсантов в процессе социально-психологической адаптации к условиям обучения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 1. С. 247—256.
  11. Бояцис Р. Компетентный менеджер: Модель эффективной работы. М.: Гиппо, 2008. 352 с.
  12. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. 1999. № 5. С. 38—44.
  13. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: МГУ. 1984. С. 128—136.
  14. Галашкина Ю. М. Теоретический аспект компетентности. Виды компетенции. Формирование ком­петенции как фактора конкурентоспособности работника // Вопросы экономики и управления. 2016. № 5. С. 138—142.
  15. Голянич В.М. Наука и научная школа в современном вузе: ожидания, виртуалии и реалии // Научные труды Северо-Западной академии государственной службы. 2011. Т. 2. Вып. 3. С. 303—318.
  16. Голянич В.М., Бондарук А.Ф., Глазырин А.А. Ценностные противоречия как психодиагностиче­ские критерии интенциональной компетентности // Управленческое консультирование. 2013. № 11. С. 92—103.
  17. Голянич В.М., Шаповал В.А., Тулупьева Т.В. Новые подходы к оценке степени ценностного един­ства личности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 3. С. 198—206.
  18. Голянич В.М., Тулупьева Т.В., Шаповал В.А. Ценностная согласованность и психодинамическая ре­презентация личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. Сер. 12. Вып. 1. С. 140— 150.
  19. Денисов А.А., Терёхина Н.В. Внутриличностные конфликты в ценностно-смысловой сфере лич­ности как фактор развития синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов // Cathedra. 2012. № 39. С. 72—76.
  20. Ефремов А.Ю. Ценностные основы формирования исследовательских компетенций в процессе об­учения [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2016. Т. 12. № 2. С. 344—348. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36448 (дата обращения: 11.10.2017).
  21. Жданов В.Л. Интенциональность ценностных ориентаций как объект социологического анали­за // Вестник Приволжского института управления. 2009. № 1. С. 203—207.
  22. Журавлева Н. А. Психология социальных изменений: ценностный подход. М.: Ин-т психологии РАН. 2013. 524 с.
  23. Ивков Н.Н. Условия и динамика разрешения ценностных противоречий в зрелости: дисс… канд. психол. наук. М., 2002. 233 с.
  24. Капцов А.В. Противоречия в аксиосфере как фактор развития личностных качеств студентов // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. Т. 3. № 2. С. 30—36.
  25. Капцов А.В. Противоречия в аксиосфере личности: сущность и методы исследования // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2012. Т. 1. №. 11. С. 153—167.
  26. Капцов А.В. Методика определения противоречий в ценностной сфере личности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2014. Т. 2 №16. С. 3—17.
  27. Капцов А.В. Противоречия в ценностном основании сознания личности // Мир психологии. 2016. № 2. С. 233—242.
  28. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методиче­ское руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 c.
  29. Карпинский К.В. Конфликт ценностей как предпосылка смысложизненного кризиса в развитии личности // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 78—93.
  30. Кирьякова А.В., Бероева Е.А. Ценностные аспекты развития профессиональной компетентности специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. Т. 191. №. 3. С. 14—19.
  31. Компетентностный подход в образовании: методологический аспект: монография // Под ред. С.Д. Якушевой. Новосибирск: Изд. СибАК., 2016. 248 c.
  32. Корчемный П.А. Психологические аспекты компетентностного и квалификационного подходов в обучении [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета» 2012 № 1. URL:http://evestnik-mgou.ru/vi/Articles/Doc/173. Дата обраще­ния 28.09.2018
  33. Краева М.Ю. Кризис «середины жизни» и ценностные конфликты личности // Актуальные про­блемы гуманитарных и естественных наук. 2015. Т. 5. № 2. С. 213—221.
  34. Кудрявцева Е.И. Голянич В.М. Акмеология управленческих компетенций: контекстность и концеп­туализация как факторы развития управленческой эффективности // Вестник Ленинградского госу­дарственного университета имени А.С. Пушкина. 2012. № 1. Т. 5. С. 84—96.
  35. Лукьянова М.И., Данилов С.В. Аксиологическая модель современного образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15348 (дата обращения: 11.10.2017).
  36. Лысогорская М.В. Внутриличностный ценностный конфликт как индикатор качества жизни лич­ности // Проблемы социальной психологии личности: межвуз. сб. науч. тр. Вып.2. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. С. 112—118.
  37. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском воз­расте [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2005. № 3. С. 33—42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9227836 (дата обращения: 16.12.2017).
  38. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988. 199 с.
  39. Новгородцева А.П. Внутренние конфликты подросткового возраста [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2006. № 3. С. 38—50. URL: https://psyjournals.ru/files/1706/ kip_2006_n3_Novgorodtseva.pdf (дата обращения: 16.12.2017).
  40. Самойлов Е.А. Ценностные аспекты образования в информационном обществе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2. С. 1336—1343.
  41. Сивцова А.В. Ценностные ориентации личности: от внутренних конфликтов к саморазвитию: мо­нография. Барнаул, 2010. 218 с.
  42. Симановская М.А. Ценностная основа компетентности // Известия ВГПУ 2010. Т 48. № 4. С. 80—84.
  43. Султанова Л.Б. Проблема неявного знания в науке. Уфа: Издательство УГНТУ, 2004. 184 с.
  44. Сульчинская Э.Э. Личностные детерминанты ценностно-мотивационных конфликтов преподава­телей высшей школы // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. Т. 5. № 6. С. 211—222.
  45. Толстых Н.Н. Особенности интенциональности личности разностатусных подростков // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 2. С. 90—102.
  46. Федеральный закон № 236-ФЗ от 03.12.2012 г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»».
  47. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 273 с.
  48. Хухлаев О.Е., Бучек А.А., Зинурова Р.И., Радина Н.К., Тудупова Т.Ц., Хакимов Э.Р. Этнонациональные установки и ценности современной молодежи (на материале исследования студенчества несколь­ких регионов России) [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2011. № 4. URL:https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/63066164 (дата обращения: 16.12.2017).
  49. Шаповал В.А. Инновационные подходы в разработке эффективных технологий для массовых психодиагностических обследований сотрудников правоохранительных органов // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур в современной России: сб. матер. I Всерос. науч.-практ. конф. специалистов ведомственных психологических служб. Т. I. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2012. С. 287—294.
  50. Шаповал В.А., Голянич В.М. Инновационная технология психодинамической оценки компетенций персонала // Управленческое консультирование. 2013. № 6. Т. 55. С. 7—21.
  51. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука. 1975. С. 89—105.
  52. Яницкий М.С. Ценностные ориентиры личности как динамическая система // Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 189 с.
  53. Abessolo M., Rossier J., Hirschi A. Basic Values, Career Orientations, and Career Anchors: Empirical Investigation of Relationships [Электронный ресурс] // Front Psychol. 2017. Vol. 8. P. 1556. doi: https:// www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5600941/
  54. Apter M.J. Some data inconsistent with the optimal arousal theory ofmotivation // Perceptual and Motor Skills. 1976. № 43. P. 1209—1210.
  55. Bouckenooghe D., Buelens M., Fontaine J.,&Vanderheyden K. The prediction of stress by values and value conflict // Journal of Psychology: Interdisciplinary and Applied. 2005. Vol. 139. № 4. Р. 369—382.
  56. Fischer R., Boer D. Motivational basis of personality traits: A meta-analysis of value-personality correla­tion // Journal of Personality. 2015. Vol. 83. Р. 491—510.
  57. Hanel P.H.P., Wolfradt U. The ‘dark side’ of personal values: relations to clinical constructs and their implications // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 97. Р. 140—145.
  58. Lawler E. From Job-Based to Competency-Based Organizations // Journal of Organizational Behavior. 1994. Vol. 15. P. 3—15.
  59. Parks L., Guay R.P. Personality, values and motivation // Personality and Individual Differences. 2009. Vol. 47. Р. 675—684.
  60. Roccas S., Sagiv L., Schwartz S.H., Knafo A. The big five personality factors and personal values // Personality and Social Psychology Bulletin. 2002. Vol. 28. Р. 789—801.
  61. Schwartz S.Н. & Bilsky W. Towards a psychological structure of human values // Journal of Personality & Social Psychology. 1987. Vol. 53. Р. 550—562.
  62. Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social psychology / M.P. Zanna (Ed.). New York: Academic Press, 1992. Vol. 25. P. 1—65.
  63. Schwartz S.Н. Are there universal aspects in the content and structure of values? // Journal of Social Issues. 1994. Vol. 50. Р. 19—45.
  64. Schwartz S.H. Instructions for Computing Scores for the 10 Human Values and Using them in Analyses // Documentation for ESS-1. 2003.
  65. Schwartz S.H. Basic human values: Theory, Measurement, and Applications // Revue française de soci­ologie. 2006. Vol. 47. №. 4. P. 929—968.
  66. Schwartz S.H. An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values // Online Readings in Psychology and Culture. 2012. Vol. 2. № 1. doi: https://doi.org/10.9707/2307-0919.1116
  67. Smith P.B. Acquiescent Response Bias as an Aspect of Cultural Communication Style // Journal of Cross-cultural Psychology. 2003. Vol. 20. № 10.

Информация об авторах

Голянич Валерий Михайлович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» (ФГБОУ ВО СПбГИК),, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8118-761X, e-mail: golyanich58@mail.ru

Бондарук Александр Феодосьевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» (ФГБОУ ВО СПбГИК), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6549-6399, e-mail: bondaruk59@bk.ru

Шаповал Валентин Анатольевич, кандидат медицинских наук, доцент, начальник кафедры юридической психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: Vash23@mail.ru

Тулупьева Татьяна Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации Российской академии наук (СПИИРАН), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: tvt100a@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2533
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1020
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1