Горностаев С.В. доктор психологических наук, профессор, ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (Академия ФСИН России), Рязань, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5259-0258 e-mail: stanislavrz@yandex.ru
Поздняков В.М. доктор психологических наук, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9487-4435 e-mail: pozdnyakov53@mail.ru
Сочивко Д.В. доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии психологического факультета, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Академия ФСИН России), Рязань, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9926-8610 e-mail: sochivo@mail.ru
В статье отмечена слабая разработанность проблемы лояльности, а также рассмотрены недостатки существующих моделей лояльности. Авторы формулируют определение лояльности и представляют модель ее формирования и развития на индивидуально-психологическом уровне в рамках применения интегративного подхода. В экспериментальном исследовании, посвященном проверке адекватности и валидности предложенной модели оценки лояльности и созданной на ее основе методики коррекционной работы, принимали участие курсанты Академии ФСИН России. Результаты исследования свидетельствуют о статистически значимом росте показателей лояльности у испытуемых целевой группы под воздействием факторов лояльности, включенных в предложенную модель. На этом основании сделан вывод, об адекватности предложенной модели и технологии работы и возможности их практического применения. Данный вывод подтверждается информацией о последующем успешном внедрении апробированной в ходе эксперимента технологии работы с лояльностью в деятельность органов ФСИН России. Сделаны выводы об обоснованности предложенных концепции и модели лояльности, а также об эффективности и практической востребованности созданного на их основе методического инструментария оценки и формирования лояльности.
Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе информации Д.А. Курдина, В.В. Пименова и И.В. Иванова.
Ссылка для цитирования
Фрагмент статьи
Феномен лояльности является одним из популярных, но при этом
спорных и неоднозначных предметов исследований. П. Торнбери отмечает отсутствие
общепризнанного содержания термина «лояльность» (Thornberry, 2003), часто
используемого в исследованиях в бытовом значении (Corenblum, 1964) Предлагаемые
технологии коррекции лояльности продолжают подвергаться критике и сомнению в их
эффективности (см. например: Hossain, Kibria, Farhana, 2017; Dowling, Uncles,
1997 и др.), отмечается их недостаточная научная обоснованность (Jacoby, Kyner,
1973).
Литература
Андрющенко О.В. Лояльность в организациях:
теоретико-методологический аспект: дисс. ... канд. социол. наук. М., 2011. 288
с.
Винокуров Ф.Н. Социально-психологические механизмы
потребительской лояльности: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2012. 170
с.
Горностаев С.В. Основы психологической теории
лояльности. Рязань: Рязанский гос. ун-т имени С.А. Есенина, 2017. 224 с.
Доминяк В.И. Организационная лояльность: модель
реализации ожиданий работника от своей организации: дисс. ... канд. психол.
наук. СПб., 2006. 280 с.
Елизаров С.Г. Включенность субъекта в социальную
среду: основные направления исследований в зарубежной и отечественной
психологии // Вестник Московского государственного областного университета.
Серия: Психологические науки. 2009. № 2. С. 135—141.
Карпов А.В. Технологии управления развитием
персонала. М.: Проспект, 2017. 402 с.
Оксинойд К.Э. Организационное поведение. М.:
КНОРУС, 2009. 480 с.
Парсонс Т. Система современных обществ / Под ред.
М.С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. 270 с.
Прохоров А.О. Ментальные репрезентации психических
состояний: феноменологические и экспериментальные характеристики //
Экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 2. С. 23—37. doi:10.17759/
exppsy.2016090203.
Серкова Н.В. Социально-психологические особенности
лояльности и факторы, определяющие ее формирование // Вестник Томского
государственного педагогического университета. Серия: Педагогика. 2004. №
5(42). С. 131—134.
Сидоренков А.В. Микрогрупповая теория // Социальная
психология и общество. 2011. № 1. С. 17—30.
Чернышев А.С., Клименко В.В. Психологические
аспекты включенности личности в организацию коллектива и его самоуправляемость
// Социально-психологические аспекты организации и самоорганизации первичного
коллектива. Курск, 1980. С. 16—29.
Boszormenyi-Nagy I., Spark G. Invisible loyalties:
reciprocity in intergenerational family therapy. Hagerstown: Harper & Row,
1973. 409 p.
Cole G. D .H. Loyalties // Proceedings of the
Aristotelian society, New Series. 1925—1926. Vol. 26. P. 151—170.
Connor J. The Sociology of Loyalty. N.Y.: Springer
Science Business Media, LLC, 2007. 161 р.
Corenblum A. F. Loyalty in a formal organization.
University of British Columbia, 1964. [Online] URL: https:
//open.library.ubc.ca/cIRcle/collections/831/items/1.0102377 (accessed
23.12.2017).
Coughlan R. Employee Loyalty as Adherence to Shared
Moral Values // Journal of Managerial Issues. 2005. Vol. 17. № 1. P.
43—57.
Dick A.S., Basu K. Customer Loyalty: Toward an
Integrated Conceptual Framework // Journal of the Academy of Marketing Science.
1994. № 22. P. 99—113. doi: 10.1177/0092070394222001
Dowling G.R., Uncles M. Do Customer Loyalty
Programs Really Work? // Sloan Management Review. 1997. № 38. P. 71—82.
Esmaeili M., Nazarpoori A., Najafi M. An
investigation on loyalty formation model in e-banking customers: A case study
of banking industry // Management Science Letters. 2013. Vol. 3(3). P. 903—912.
doi:10.5267/j.msl.2013.01.030
Ewin R.E. Loyalty and the virtues // The
Philosophical Quarterly. 1992. Vol. 42. № 169. P. 403—419.
doi:10.2307/2220283
Fletcher G.P. Loyalty: an essay on the morality of
relationships. Oxford: Oxford University Press, 1993. 224 p.
Fletcher T.W. The nature of administrative loyalty
// Public Аdministration Review. 1958. Vol. 18. № 1. P. 37—42.
doi:10.2307/973733
Grodzins M. The loyal and the disloyal: social
boundaries of patriotism and treason. Chicago: The University of Chicago Press,
1956. 319 p.
Hossain M.Z, Kibria H., Farhana S. Do Customer
Loyalty Programs Really Work in Airlines Business? A Study on Air Berlin //
Journal of Service Science and Management. 2017. Vol. 10. P. 360—375.
doi:10.4236/jssm.2017.104029
Jacoby J., Kyner D. Brand Loyalty vs. Repeat
Purchasing Behavior // Journal of Marketing Research. 1973. Vol. 10. № 1. P.
1—9. doi:10.2307/3149402
Mbuthia M.G., Thaddaeus E. Validating Customer
Loyalty Model Using Structural Equation Modelling in a Kenyan Hospital // Open
Access Library Journal. 2015. Vol. 2. P. 1—11. doi: 10.4236/oalib.1101213
Mowday R.T., Steers R.M., Porter L.W. The
Measurement of Organizational Commitment // Journal of Vocational Behavior.
1979. Vol. 14. P. 224—247.
Rogers A.K. The philosophy of loyalty // The
Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods. 1918. Vol. 15. № 1.
P. 9—22. doi:10.2307/2940573
Royce J. The Philosophy of Loyalty. Norwood:
Norwood Press, J.S.Cushing Co, Berwick&Smith Co, 1914. 409 p.
Thornberry P. Human Rights and the Shaping of
Loyalties // Political Loyalty and the Nation-State / M. Waller and A.
Linklater (Eds.). London and New York: Routledge, 2003. P. 91—104.
Weatherly U.G. Multiple groupings and loyalty
patterns // American journal of sociology. 1934. Vol. 40. № 2. P. 204—213.
doi:10.1086/216685
Wynne L.C. The study of intrafamilial alignments
and splits in exploratory family therapy // Exploring the Base for Family
Therapy / N.W. Ackerman, F. Beatman, S.N. Sherman (Eds.). N.Y.: Family Service
Association of America, 1961. P. 95—115.