Карпинский К.В. доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой экспериментальной и прикладной психологии, Гродненский государственный университет имени Я. Купалы, Гродно, Беларусь ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1820-4007 e-mail: karpkostia@tut.by
Гижук Т.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры экспериментальной и прикладной психологии, ГрГУ имени Я. Купалы, Гродно ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8483-2768 e-mail: gizhuk_tv@grsu.by
Кисельникова Н.В. кандидат психологических наук, доцент, заведующая лабораторией консультативной психологии и психотерапии, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0710-4972 e-mail: nv_psy@mail.ru
Цель настоящего исследования заключалась в определении функционального потенциала различных видов личностного смысла профессии, в том числе в выделении его оптимальных и пессимальных вариантов. В статье описываются результаты эмпирического исследования, которое охватило выборку численностью 647 испытуемых. В качестве методов математико-статистической обработки использовались: критерий корреляции Пирсона, однофакторный дисперсионный анализ с последующим post hoc сравнением средних значений групп по методу Шеффе, критерий GT-Vegeliusa. Проведенный анализ позволил выделить и описать оптимальный, субоптимальный и пессимальный личностный смысл профессиональной деятельности с точки зрения выполнения им регуляторных функций.
Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта БРФФИ №Г15М-139, госзадания Министерства высшего образования и науки РФ ФГБНУ «ПИ РАО» на 2019 г.
Ссылка для цитирования
Фрагмент статьи
В науках, избравших профессиональную деятельность в качестве
предмета своего изучения, отмечается, что отношение к собственной профессии со
стороны субъекта во многом обусловливает ее успешность. Пристрастное,
избирательное отношение личности к разнообразным объектам и явлениям
действительности, включая практикуемые ею виды деятельности, принято обозначать
общепсихологическим термином «личностный смысл».
Литература
Анцыферова Л.И. Развитие личности специалиста как
субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы
формирования личности профессионала. М., 1991. С. 27—42.
Гижук Т.В. Субъективная картина карьеры и
профессиональная успешность педагога // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага
універсітэта імя Янкі Купалы. Сер. 3, Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. 2015.
№ 2 (195). С. 117—127.
Завалишина Д.Н. Методологический аспект
смысложизненной ценности профессионального труда // Смысл жизни и акме: 10 лет
поиска: материалы VIII—X симпозиумов: в 2 ч. Ч. 1. М.: Смысл, 2004. С.
168—172.
Завалишина Д.Н. Профессиональная деятельность как
смысл жизни // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла
жизни: материалы I—II симпозиумов. М.: ПИ РАО, 1997. С. 72—81.
Карпинский К.В. Неоптимальный смысл:
психологические тупики жизненного пути личности: монография. Гродно: ГрГУ имени
Я. Купалы, 2016. 539 с.
Карпинский К.В. «Метафоры профессиональной
карьеры»: новый метод диагностики личностного смысла профессии. Статья 1:
Обоснование актуальности проблемы и концептуальные установки / К.В. Карпинский,
Т.В. Гижук // Психологическая диагностика. 2015. № 2. С. 6—24.
Карпинский К.В. «Метафоры профессиональной
карьеры»: новый метод диагностики личностного смысла профессии. Статья 2:
Сущность и апробация метода / К.В. Карпинский, Т.В. Гижук // Психологическая
диагностика. 2015. № 2. С. 25—40
Карпинский К.В. Профессиональная деятельность и
развитие личности как субъекта жизни // Личность профессионала в современном
мире / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 2014.
С. 25—59.
Карпинский К.В. Профессиональное самоотношение
личности и методика его психологической диагностики / К.В. Карпинский, А.М.
Колышко. Гродно: ГрГУ имени Я. Купалы, 2010. 140 с.
Карпинский К.В. Развитие личности как субъекта
жизни в контексте профессиональной деятельности // Актуальные проблемы
психологии личности: сб. науч. ст. / Под ред. К.В. Карпинского, Н.Р. Салиховой.
Гродно: ГрГУ имени Я. Купалы, 2013. С. 48—98.
Карпинский К.В. Новые методы субъектной
психодиагностики: коллективная монография / К.В. Карпинский, Т.В. Гижук, П.Р.
Галузо, С.А. Иванов. Гродно: ГрГУ имени Я. Купалы, 2015. 174 с.
Карпинский К.В. Психология профессиональной
успешности: моногр. / К.В. Карпинский, Т.В. Гижук. Гродно: ГрГУ имени Я.
Купалы, 2017. 169 с.
Карпинский К.В. Шкала удовлетворенности карьерой:
разработка и психометрическая апробация / К.В. Карпинский, Т.В. Гижук //
Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. № 4. С. 101—116.
Митина Л.М. Психология труда и профессионального
развития учителя. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 320 с.
Пряжников Н.С. Психологический смысл труда.
Воронеж: МОДЭК, 1997. 352 с.
Фонарев А.Р. Профессиональная деятельность как
смысл жизни и акме профессионала // Мир психологии. 2001. № 2. С.
104—109.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс,
1990. 368 с.
Хаммер Я.С. Профессиональный успех и его
детерминанты // Вопросы психологии, 2008. № 4. С. 147—153.
Чудновский В.Э. Становление личности и проблема
смысла жизни: избр. труды. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. 768 с.
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс,
1998. 576 с.
An empirical investigation of the predictors of executive
career success / T.A. Judge [et al.] // Personnel Psychology. 1995. № 48. P.
485—519.
Brzeziński J. Metodologia badań
psychologicznych. Warszawa: Wydawnictwo Naukowe PWN, 1996. 679 с.
Calling in work: Secular or sacred? / M.F. Steger [et al.]
// Journal of Career Assessment. 2010. № 18 (1). P. 82—96.
Hall D. T. Psychological success: When the career
is a calling / D.T. Hall, D. E. Chandler // Journal of Organizational Behavior.
2005. № 26. P. 155—176.
Jobs, careers, and callings: People’s relations to their
work / A. Wrzesniewski [et al.] // Journal of Research in Personality. 1997. №
31. P. 21—33.
Kirchmeyer C. Determinants of managerial career
success: Evidence and explanation of male/female differences // Journal of
Management. 1998. № 24. P. 673—692.
MOW International Research Team. The meaning of working.
N. Y.: Academic Press, 1987. 349 p.
Ng T. W. Predictors of objective and subjective
career success: A meta-analysis / T.W. Ng, L.T. Eby, K.L. Sorensen, D.C.
Feldman // Personnel Psychology. 2005. № 58. P. 367—408.
Poole M.E. Contrasting subjective and objective
criteria as determinants of perceived career success: A longitudinal study /
M.E. Poole, J. Langan-Fox, M. Omodei // Journal of Occupational and
Organizational Psychology. 1993. № 66. P. 39-54.
Predictors of objective and subjective career success: A
meta-analysis / T. W. Ng [et al.] // Personnel Psychology. 2005. № 58. P.
367—408.
Roberson L. Functions of work meanings in
organizations: Work meanings and work motivation // Meanings of occupational
work / A.P. Brief, W. R. Nord (Eds.). Lexington: Lexington Books, 1990. P. 107—
134.
RosВ.M. Basic individual values,
work values, and the meaning of work / B.M. Ros, S.H. Schwartz, S. Surkiss //
Applied Psychology: An International Review. 1999. № 48 (1). P. 49—71.
Studying meanings of work: The case of work values / W. R.
Nord [et al.] // Meanings of occupational work / A.P. Brief, W.R. Nord (Eds.).
Lexington: Lexington Books, 1990. P. 21—64.
Sturges J. What it means to succeed: personal
conceptions of career success held by male and female managers at different
ages // British Journal of Management.1999. № 10. P. 239—252.
The big five personality traits, general mental ability,
and career success across the life span / T.A. Judge [et al.] // Personnel
Psychology. 1999. № 52. P. 621—652.