Прохоров А.О. доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет (ФГАОУ ВО КФУ), Казань, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8636-2576 e-mail: alprokhor1011@gmail.com
Карташева М.И. аспирант, кафедра общей психологии, Институт психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет (ФГАОУ ВО КФУ), Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7545-5518 e-mail: kartashevami@mail.ru
Исследование посвящено изучению специфики взаимоотношений системы Я и субъективного (ментального) опыта переживания неравновесных состояний. Установлено, что характеристики системы Я связаны с аффективными, когнитивными, физиологическими и поведенческими показателями перцептивного, семантического, понятийного компонентов субъективного опыта переживания состояний. Эти связи наиболее выражены для крайних по уровню психической активности состояний: восторгу, ярости, утомлению и одиночеству. Показатели отношений к себе и миру в большей степени связаны с перцептивным и семантическим компонентами субъективного (ментального) опыта.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 20-013-00076.
Фрагмент статьи
При изучении психических состояний всегда встает вопрос о
взаимоотношениях состояний и сознания. Человек помнит свои состояния,
переживаемые в прошлом, идентифицирует свое актуальное состояние и состояние
другого человека, он также способен прогнозировать развитие того или иного
психического состояния и регулировать актуальные состояния, стремясь к
желаемому.
Литература
Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной
семантики. М.: Наука: Смысл, 1999. 349 с.
Башмакова С.Б., Цветкова Н.В. Самоотношение
подростков с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Концепт.
Научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 17. С. 813— 817. URL:
http://e-koncept.ru/2016/46338.htm (дата обращения: 10.12.2019).
Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая
психодиагностика. СПб.: Речь, 2000. 440 с.
Водопьянова Н.Е., Густелева А.Н. Устойчивость к
синдрому выгорания в аспекте позитивного самоотношения // Вестник
Санкт-Петербургского университета. Социология. 2010. С. 33—36.
Голубь О.В. Я-концепция как экзистенциальное ядро
личности, обеспечивающее ее внутреннюю самоорганизацию и саморегуляцию //
Вестник ВолГУ. Серия 11. 2012. № 1(3). C. 94—100.
Гудкова Е.В. Моделирование теоретического
конструкта «Глобальное отношение» // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. №
27(203). 2010. C. 27—36.
Гудкова Е.В. Глобальные отношения личности к себе и
к миру: дисс. ... канд. психол. наук. Челябинск, 2010. 143 с.
Дорфман Л.Я. Диверсификация и интеграция поля «Я» в
контексте концепции метаиндивидуального мира // Психологический журнал. 2019.
Т. 40. № 1. C. 38—46.
Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее
самосознание. М.: Политиздат, 1984. 195 с.
Конева И.А., Кузнецова К.Э. К проблеме образа Я и
самооценки младших школьников с задержкой психического развития [Электронный
ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2—3. С. 149—157.
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23668 (дата обращения:
25.01.2020).
Осницкий А.К. Структура и функции регуляторного
опыта // Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сборник научных трудов
/ Под ред. В.И. Моросановой. Ставрополь: Изд-во ПИ РАО, СевКавГТУ, 2007. С.
233—256.
Панина Е.В. Особенности Я-концепции подростков,
находящихся в условиях психической депривации // Известия высших учебных
заведений. Серия «Гуманитарные науки». 2011. Т. 2. Вып. 3. С. 232—237.
Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную
психологию: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во
МГУ, 1983. 176 с.
Практикум по психологии состояний: учеб. пособие / Под
ред. А.О. Прохорова. СПб.: Речь, 2004. 480 с.
Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний.
М.: Институт психологии РАН. 1998. 152 с.
Прохоров А.О. Структурно-функциональная организация
ментальной регуляции психических состояний // Методология, теория, история
психологии личности / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Никитиной, Н.Е.
Харламенковой. М.: Институт психологии РАН, 2019. С. 69—78.
Прохоров А. О., Чернов А. В. Динамика
познавательных состояний студентов с разным уровнем и направленностью рефлексии
// Сибирский психологический журнал. 2019. № 74. C. 110—125. doi:
10.17223/17267080/74/7
Прохоров А.О., Чернов А.В. Рефлексивная регуляция
психических состояний. М.: Изд-во ИП РАН, 2019. 191 с.
Психосемантические методы исследования: метод. указания к
выполнению лабораторных работ по курсу / Сост. В.К. Солондаев. Ярославль:
Яросл. гос. ун-т. 2003. 35 с.
Рассказова Е.И. Психологическая саморегуляция как
фактор успешности управления поведением в различных сферах функционирования
личности // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 3. С. 148—163.
doi:10.17759/exppsy.2019120312
Сергиенко Е.А. Модель психического как парадигма
познания социального мира [Электронный ресурс] // Психологические исследования.
2014. Т. 7. № 36. URL: http://psystudy.ru/index.php/
num/2014v7n36/1017-sergienko36 (дата обращения: 12.01.2020).
Собольников В.В. Одиночество несовершеннолетних в
условиях социальной изоляции: концептуально- категориальный дискурс // Мир
науки, культуры, образование. 2016. № 2 (57). С. 299—301.
Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при
аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989. 210 с.
Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во
Московского университета, 1983. 285 с.
Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения
// Практикум по психодиагностике: психодиагностические материалы. М.: Изд-во
Московского университета. 1988. С. 123—130.
Хайкин А.В. Разрешение внутренних конфликтов и
процессуальные методы [Электронный ресурс] // Психосоматика и саморегуляция.
2016. № 1(5). С. 48—61. URL: http://journall.pro/ pdf/1468517101.pdf (дата
обращения 14.11.2019).
Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в
подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 69—78.
Baumeister R.F., The self // In Lindzey G (ed.), Handbook
of social psychology. 4th ed. New York: McGraw-Hill, 1998. P. 680—740.
Beck T.N., Höfer S.,
Schüßler G. When you don’t like what you feel: Experiential
avoidance, mindfulness and meta-emotion in emotion regulation // Personality
and Individual Differences. 2009. Vol. 46 (4). P. 448—453.
Cook-Greuter S.R., Soulen. J. The Developmental
Perspective in Integral Counseling // Counseling and Values. 2007. Vol. 51(3).
P. 180—192. doi:orgHYPERLINK “https://doi.org/10.1002/j.2161-007X.2007.
tb00077.x”/10.1002/j.2161-007X.2007.tb00077.x
Gottman J.M., Katz L.F., Hooven C. Meta-emotion:
How families communicate emotionally. New-York: Routledge, 2013. P.
1—366.
Leary M.R., Tangney J.P. The self as an organizing
construct in the behavioral and social sciences // Handbook of self and
identity / J.P. Tangney (ed.). New York, London: The Guilford Press, 2003. P.
3—14.
Strauman.T.J., Eddington K.M., Treatment of
Depression from a Self-Regulation Perspective: Basic Concepts and Applied
Strategies in Self-System Therapy // Cognitive Therapy Research. 2017. Vol. 41
(1). P. 1—15. doi:10.1007/s10608-016-9801-1
Yusupov M.G., Prokhorov A.O., Chernov A.V.
Influence of Training Situations on Structure and Function of Cognitive States
// Proceedings of V International Forum on Teacher Education “IFTE-2019”,
Kazan, 2019. P. 1479—1486.