Введение
Дети раннего возраста болеют довольно часто. Авторитетные руководства по психологии развития подчеркивают прямое негативное влияние болезни на ребенка [Крайг, 2019; Марцинковская, 2007], а современные исследования показывают весьма сложное взаимодействие биологических, социальных и психологических факторов, влияющих на его развитие. По данным нашего исследования, возраст до 3-х лет — период максимальной чувствительности системы психического развития к негативным воздействиям [Солондаев, 2016].
Явно психологический фактор — нарушение отношений матери с партнёром — Ю.Е. Шматова с соавторами относят к родительским факторам риска для здоровья детей [Шматова, 2023]. В.К. Юрьев с соавторами описывают причины отказа матерей от грудного вскармливания, которые, на наш взгляд, имеют исключительно психологическую основу: отказ ребёнка от грудного вскармливания и нежелание матери [Юрьев, 2019]. Ю.Ф. Лахвич и О.О. Леонович показывают, что у часто болеющих детей чаще, чем у здоровых, развиваются ненадёжные типы привязанности к матери [Лахвич, 2021]. Т.Д. Василенко с соавторами, напротив, показывают рост риска психосоматических расстройств у детей при ненадёжной привязанности к ребёнку со стороны матери [Василенко, 2017]. Данные Т.Д. Василенко с соавторами о трудности проявления эмпатии у детей, воспитывающихся в раннем возрасте няней, соотносятся с данными Т.В. Дробышевой и М.А. Романовской [Дробышева, 2016]. Тревожность, чувство вины, настороженность выявлены А.О. Вельматовой и Н.Д. Семеновой у матерей часто болеющих детей [Вельматова, 2020]. Тревога и депрессия описаны E.G.M. Aizlewood et al. у родителей детей с гастроэзофагеальным рефлюксом [Aizlewood, 2023].
Негативные переживания родителей являются не только психологическими последствиями болезни детей. По данным M.N. Bishop et al., болезнь ребёнка предъявляет повышенные требования к родительской заботе, и сильные негативные переживания родителей можно считать дополнительным фактором риска для ребёнка [Parenting Stress, Sleep, 2019]. Показана прямая связь психического благополучия родителей с преодолением последствий неонатальных повреждений мозга [Understanding Early Childhood, 2019] и врождённых пороков сердца [The association between, 2021] у детей. В исследовании Т.Г. Кузнецовой и Е.А. Родиной [Кузнецова, 2022] показано, что, саморегуляция родителями связанных с болезнью ребёнка переживаний может затрудняться противоречивостью родительских представлений о развитии детей.
Результаты исследования А.О. Прохорова показывают, что психическое состояние выполняет функции саморегуляции субъекта и регуляции поведения. Психическое состояние значительно более динамично, чем перечисленные тип привязанности, эмпатия, тревожность. Состояние теснее связано с актуальной ситуацией и в большей мере доступно саморегуляции [Прохоров, 2021].
Предметом нашего исследования стало психическое состояние родителей детей раннего возраста в ситуации болезни ребёнка. Работа проведена в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Ярославской области «Областная детская клиническая больница» (ОДКБ) на основе информированного добровольного согласия испытуемых и с одобрения этического комитета Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.
Методики
В исследовании приняли участие 34 женщины, госпитализированные в ОДКБ с детьми в возрасте до 3-х лет. Возраст женщин: от 18-ти до 45-ти лет. Средний возраст 28,5; стандартное отклонение 5,9. Уровень образования испытуемых: основное общее — 1 чел.; среднее — 11 чел.; высшее — 23 чел. Медиана возраста госпитализированных детей: 2,5 месяца; мальчики — 20 чел.; девочки — 14 чел.
Для оценки психического состояния матерей использовалась методика А.О. Прохорова «Рельеф психического состояния» [Прохоров, 2021]. Методика содержит 40 дескрипторов психического состояния, разделённых на четыре группы по 10 показателей: психические процессы, физиологические реакции, переживания, поведение. Каждый показатель имеет 11 уровней выраженности.
Испытуемым предлагалось оценить три психических состояния:
-
Актуальное состояние на момент исследования.
-
Обычное (фоновое) психическое состояние.
-
Состояние на момент начала заболевания ребёнка.
Кроме выборочного исследования психического состояния испытуемых, находящихся со своими детьми на стационарном лечении, по данным электронной системы медицинской документации ОДКБ была проанализирована статистика госпитализации детей за 2019—2023 годы.
Результаты и обсуждение
Оценив распределение данных о госпитализации в программном пакете R [R: The R, 2024] по одновыборочному критерию Вилкоксона, мы получили следующие значения интересующих нас показателей:
Ежегодно в ОДКБ госпитализируются в среднем 2174 ребенка раннего возраста, что составляет около 7% всех детей раннего возраста в регионе. Из них 97% госпитализируются первично, а 8% госпитализируются в тяжелом состоянии.
Другими словами, госпитализация детей в раннем возрасте — достаточно распространенный фактор, влияющий на психическое развитие.
Оценки психических состояний матерей, согласно схеме автора методики «Рельеф психического состояния» [Прохоров, 2021], суммировались по четырём группам дескрипторов; рассчитывалась средняя оценка. Далее для каждого испытуемого по отдельности рассчитывались две характеристики изменения состояния: из оценок актуального состояния вычитались оценки обычного (фонового) состояния; из оценок актуального состояния вычитались оценки состояния на момент начала заболевания.
Такая схема обработки выбрана нами, поскольку психическое состояние не предполагает общей для всех испытуемых точки отсчёта. Диапазон переживаемых в связи со здоровьем ребёнка психических состояний весьма широк и вариативен, что затрудняет их узнавание в сравнении с состояниями иного происхождения [Солондаев, 2017]. Поэтому обобщённые оценки каждого из трёх состояний сами по себе менее информативны, чем характер их изменений. В методике «Рельеф психического состояния» субъективно позитивные характеристики состояния представлены на правом полюсе шкалы. Повышение оценок по каждой из четырёх групп дескрипторов указывает на позитивное изменение состояния, а снижение — на негативное.
Распределения разностей оценок состояний оценивались статистически по критерию Вилкоксона для связанных выборок в программном пакете R [R: The R, 2024]. Результаты приведены в табл. 1.
Таблица 1
Различия психических состояний родителей в ситуации болезни ребёнка
|
Сравниваемые состояния, уменьшаемое — вычитаемое |
Группа дескрипторов состояния |
Точечная оценка медианы различий |
Значение критерия Вилкоксона, достигаемый уровень значимости |
|
Актуальное — обычное (фоновое) |
Психические процессы |
–0,85 |
V = 97, p = 0,002 |
|
Физиологические реакции |
–0,15 |
V = 222, p = 0,44 |
|
|
Переживание |
–1,20 |
V = 147, p = 0,01 |
|
|
Поведение |
–0,70 |
V = 150, p = 0,03 |
|
|
Актуальное — состояние на момент начала заболевания |
Психические процессы |
1,65 |
V = 584, p < 0,001 |
|
Физиологические реакции |
1,65 |
V = 566, p < 0,001 |
|
|
Переживание |
2,40 |
V = 578, p < 0,001 |
|
|
Поведение |
1,50 |
V = 537, p < 0,001 |
Квартили распределения оценок здоровья ребёнка: 25% выборки — до 3; 50% выборки — до 7; 75% — до 9. Такое распределение в целом соответствует статистике госпитализаций и говорит о достаточно адекватной оценке здоровья детей их родителями.
Взаимосвязь изменения психического состояния матерей с их оценкой состояния здоровья ребёнка оценивалась при помощи коэффициента корреляции Кендалла. Из восьми возможных связей (два изменения по четырём группам дескрипторов) статистически значима лишь одна. Актуальное психическое состояние по группе дескрипторов Психические процессы настолько позитивнее, чем состояние на момент начала заболевания, насколько выше оценивается здоровье ребенка на момент обследования: Тау Кендалла 0,30; z = 2,4; p-value = 0,02.
Полученные результаты показывают, что актуальное состояние, переживаемое испытуемыми в ситуации госпитализации с детьми раннего возраста, достаточно существенно отличается как от их обычного (фонового) состояния, так и от состояния на момент начала заболевания. И эти отличия противоположны. Актуальное состояние переживается испытуемыми как субъективно худшее, чем обычное состояние. Но статистически значимо отличаются от нуля медианы изменения трёх из четырёх групп дескрипторов состояния. C поправкой Бонферрони для множественных сравнений, можно говорить только о двух значимых различиях (психические процессы и переживание).
По сравнению с состоянием на момент начала заболевания, актуальное состояние испытуемых значительно более позитивно. По всем четырём группам дескрипторов состояния медианы изменения статистически значимо больше по модулю, чем изменение актуального состояния по сравнению с фоном.
Полученные результаты показывают, что изменения состояния матерей связаны как с ситуацией стационарного лечения, так и с осознанием болезни ребёнка. Осознание болезни ребёнка сильнее меняет психическое состояние испытуемых, чем ситуация лечения. При этом изменения психического состояния матерей не связаны с их оценками здоровья ребёнка на момент обследования, что создаёт психологические предпосылки трудностей при взаимодействии родителей с медицинским персоналом. Негативное изменение состояния само по себе создаёт сложности взаимодействия. А отсутствие связи состояния с оценкой здоровья мешает оценить работу медиков, направленную на улучшение здоровья.
Проиллюстрируем практическое значение результатов гипотетическим примером. Маленький ребёнок, ползая по дому, получает травму, которая требует госпитализации. Стационарное лечение проходит объективно благоприятно, ребёнок выписывается на амбулаторную реабилитацию, которая также проходит успешно. Неизбежные на этапах стационарного лечения и реабилитации ограничения моторной активности ребёнка снимаются. Но родители, глубоко и тяжело переживающие травму своего ребёнка вне связи с оценкой его здоровья, могут, во-первых, искажать или не выполнять предписания медиков под влиянием негативного состояния. Во-вторых, родители могут «для профилактики» ограничивать моторную активность ребёнка по завершении лечения.
В такой ситуации можно будет говорить о затруднениях в ходе лечения и отдалённых последствиях перенесённой травмы. О последствиях, возникающих под влиянием психологических факторов, но в некоторых случаях проявляющихся физически. Как этого избежать? На наш взгляд, требуется психологическая оптимизация и психологическое сопровождение лечебного процесса.
Переживаемые родителями негативные психические состояния закономерны и во многом функционально необходимы, как и медицинские ограничения активности ребёнка. Вопрос в другом, — в соответствии состояния родителей тому, что допустимо и полезно для ребёнка в конкретной ситуации. В большинстве случаев можно достигать того, чтобы состояние родителей не ухудшало состояние ребёнка, чтобы родители не блокировали спонтанно находимые ребёнком варианты компенсации негативных переживаний.
Ограничение исследования
Основное ограничение представленного исследования — малый объем исследованной выборки: 1,5% от общего числа ежегодно госпитализируемых детей раннего возраста.
Выводы
Проведённое исследование выявило два противоположных изменения психического состояния родителей (матерей) при госпитализации детей раннего возраста: ухудшение по сравнению с обычным состоянием, улучшение по сравнению с началом заболевания. Изменения психического состояния по семи из восьми групп дескрипторов не зависят от оценки родителями здоровья ребёнка на момент обследования.
Ограничение проведённого исследования требует специальной оценки устойчивости полученных результатов. В случае подтверждения устойчивости результатов возможны исследования в нескольких направлениях: выявление параметров состояний, связанных с психологическими проблемами в ходе лечения; оценка нозологической специфики состояний родителей; описание характера связи состояния родителей и ребёнка.