Психическое состояние родителей при заболеваниях детей раннего возраста

22

Аннотация

Актуальность и цель. Болезни детей негативно влияют на их психическое и физическое развитие, вызывая тревогу и психологический дискомфорт родителей, поскольку к родительской заботе предъявляются повышенные требования. В свою очередь, дискомфорт родителей усиливает риск для нормального развития ребенка. В Ярославском регионе ежегодно госпитализируется около 7% всех детей раннего возраста. Из них 97% первично, 8% в тяжелом состоянии. Исследователи описывают относительно устойчивые психологические характеристики родителей болеющих детей. С целью психологической оптимизации лечебного процесса исследовалось не описанное ранее психическое состояние матерей детей раннего возраста, госпитализированных с детьми в учреждение здравоохранения Ярославской области «Областная детская клиническая больница».

Методы и методики. В исследовании участвовали 34 женщины, госпитализированные с детьми в возрасте до 3-х лет. По методике «Рельеф психического состояния» А.О. Прохорова оценивались три состояния: актуальное на момент исследования, обычное и состояние на момент начала болезни ребенка. Кроме своего психического состояния, испытуемые оценивали состояние здоровья ребенка на момент исследования по шкале от 0 до 10. Также обрабатывались документальные данные о госпитализации детей раннего возраста за 2019—2023 годы.

Результаты. Актуальное на момент госпитализации ребенка состояние переживается матерями как статистически значимо худшее, чем обычное, — по группам дескрипторов Психические процессы и Переживание. Актуальное состояние оценивается как лучшее, чем состояние на момент начала заболевания, — по группам дескрипторов Психические процессы, Физиологические реакции, Переживание, Поведение. С оценкой здоровья ребенка связано только изменение состояния матерей по группе дескрипторов Психические процессы (Тау Кендалла 0,30; z = 2,4; p-value = 0,02).

Выводы. Выявлены два противоположные изменения психического состояния матерей при госпитализации детей: ухудшение по сравнению с обычным состоянием и улучшение состояния по сравнению с началом заболевания ребенка. Изменения психического состояния по семи из восьми групп дескрипторов не зависят от оценки родителями здоровья ребенка на момент обследования. Малая выборка предполагает в дальнейшем работу по специальной оценке устойчивости результатов.

Общая информация

Ключевые слова: дети раннего возраста, госпитализация, родители, болезнь , осознание, психическое состояние, актуальное психическое состояние, психологический дискомфорт, тревога

Рубрика издания: Исследование РАС

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2024220107

Получена: 02.02.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Солондаев В.К., Писарева М.В. Психическое состояние родителей при заболеваниях детей раннего возраста // Аутизм и нарушения развития. 2024. Том 22. № 1. С. 52–57. DOI: 10.17759/autdd.2024220107

Полный текст

Введение

Дети раннего возраста болеют довольно часто. Авторитетные руководства по психологии развития подчеркивают прямое негативное влияние болезни на ребенка [4; 7], а современные исследования показывают весьма сложное взаимодействие биологических, социальных и психологических факторов, влияющих на его развитие. По данным нашего исследования, возраст до 3-х лет — период максимальной чувствительности системы психического развития к негативным воздействиям [9].

Явно психологический фактор — нарушение отношений матери с партнёром — Ю.Е. Шматова с соавторами относят к родительским факторам риска для здоровья детей [11]. В.К. Юрьев с соавторами описывают причины отказа матерей от грудного вскармливания, которые, на наш взгляд, имеют исключительно психологическую основу: отказ ребёнка от грудного вскармливания и нежелание матери [12]. Ю.Ф. Лахвич и О.О. Леонович показывают, что у часто болеющих детей чаще, чем у здоровых, развиваются ненадёжные типы привязанности к матери [6]. Т.Д. Василенко с соавторами, напротив, показывают рост риска психосоматических расстройств у детей при ненадёжной привязанности к ребёнку со стороны матери [1]. Данные Т.Д. Василенко с соавторами о трудности проявления эмпатии у детей, воспитывающихся в раннем возрасте няней, соотносятся с данными Т.В. Дробышевой и М.А. Романовской [3]. Тревожность, чувство вины, настороженность выявлены А.О. Вельматовой и Н.Д. Семеновой у матерей часто болеющих детей [2]. Тревога и депрессия описаны E.G.M. Aizlewood et al. у родителей детей с гастроэзофагеальным рефлюксом [13].

Негативные переживания родителей являются не только психологическими последствиями болезни детей. По данным M.N. Bishop et al., болезнь ребёнка предъявляет повышенные требования к родительской заботе, и сильные негативные переживания родителей можно считать дополнительным фактором риска для ребёнка [14]. Показана прямая связь психического благополучия родителей с преодолением последствий неонатальных повреждений мозга [17] и врождённых пороков сердца [16] у детей. В исследовании Т.Г. Кузнецовой и Е.А. Родиной [5] показано, что, саморегуляция родителями связанных с болезнью ребёнка переживаний может затрудняться противоречивостью родительских представлений о развитии детей.

Результаты исследования А.О. Прохорова показывают, что психическое состояние выполняет функции саморегуляции субъекта и регуляции поведения. Психическое состояние значительно более динамично, чем перечисленные тип привязанности, эмпатия, тревожность. Состояние теснее связано с актуальной ситуацией и в большей мере доступно саморегуляции [8].

Предметом нашего исследования стало психическое состояние родителей детей раннего возраста в ситуации болезни ребёнка. Работа проведена в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Ярославской области «Областная детская клиническая больница» (ОДКБ) на основе информированного добровольного согласия испытуемых и с одобрения этического комитета Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.

Методики

В исследовании приняли участие 34 женщины, госпитализированные в ОДКБ с детьми в возрасте до 3-х лет. Возраст женщин: от 18-ти до 45-ти лет. Средний возраст 28,5; стандартное отклонение 5,9. Уровень образования испытуемых: основное общее — 1 чел.; среднее — 11 чел.; высшее — 23 чел. Медиана возраста госпитализированных детей: 2,5 месяца; мальчики — 20 чел.; девочки — 14 чел.

Для оценки психического состояния матерей использовалась методика А.О. Прохорова «Рельеф психического состояния» [8]. Методика содержит 40 дескрипторов психического состояния, разделённых на четыре группы по 10 показателей: психические процессы, физиологические реакции, переживания, поведение. Каждый показатель имеет 11 уровней выраженности.

Испытуемым предлагалось оценить три психических состояния:

  1. Актуальное состояние на момент исследования.
  2. Обычное (фоновое) психическое состояние.
  3. Состояние на момент начала заболевания ребёнка.
Также предлагалось оценить состояние здоровья ребёнка по шкале от «0 = предельно болен» до «10 = полностью здоров».

Кроме выборочного исследования психического состояния испытуемых, находящихся со своими детьми на стационарном лечении, по данным электронной системы медицинской документации ОДКБ была проанализирована статистика госпитализации детей за 2019—2023 годы.

Результаты и обсуждение

Оценив распределение данных о госпитализации в программном пакете R [15] по одновыборочному критерию Вилкоксона, мы получили следующие значения интересующих нас показателей:

Ежегодно в ОДКБ госпитализируются в среднем 2174 ребенка раннего возраста, что составляет около 7% всех детей раннего возраста в регионе. Из них 97% госпитализируются первично, а 8% госпитализируются в тяжелом состоянии.

Другими словами, госпитализация детей в раннем возрасте — достаточно распространенный фактор, влияющий на психическое развитие.

Оценки психических состояний матерей, согласно схеме автора методики «Рельеф психического состояния» [8], суммировались по четырём группам дескрипторов; рассчитывалась средняя оценка. Далее для каждого испытуемого по отдельности рассчитывались две характеристики изменения состояния: из оценок актуального состояния вычитались оценки обычного (фонового) состояния; из оценок актуального состояния вычитались оценки состояния на момент начала заболевания.

Такая схема обработки выбрана нами, поскольку психическое состояние не предполагает общей для всех испытуемых точки отсчёта. Диапазон переживаемых в связи со здоровьем ребёнка психических состояний весьма широк и вариативен, что затрудняет их узнавание в сравнении с состояниями иного происхождения [10]. Поэтому обобщённые оценки каждого из трёх состояний сами по себе менее информативны, чем характер их изменений. В методике «Рельеф психического состояния» субъективно позитивные характеристики состояния представлены на правом полюсе шкалы. Повышение оценок по каждой из четырёх групп дескрипторов указывает на позитивное изменение состояния, а снижение — на негативное.

Распределения разностей оценок состояний оценивались статистически по критерию Вилкоксона для связанных выборок в программном пакете R [15]. Результаты приведены в табл. 1.

Таблица 1

Различия психических состояний родителей в ситуации болезни ребёнка 

Сравниваемые состояния, уменьшаемое вычитаемое

Группа дескрипторов состояния

Точечная оценка медианы различий

Значение критерия Вилкоксона, достигаемый уровень значимости

Актуальное — обычное (фоновое)

Психические процессы

–0,85

V = 97, p = 0,002

Физиологические реакции

–0,15

V = 222, p = 0,44

Переживание

–1,20

V = 147, p = 0,01

Поведение

–0,70

V = 150, p = 0,03

Актуальное — состояние на момент начала заболевания

Психические процессы

1,65

V = 584, p < 0,001

Физиологические реакции

1,65

V = 566, p < 0,001

Переживание

2,40

V = 578, p < 0,001

Поведение

1,50

V = 537, p < 0,001

 Квартили распределения оценок здоровья ребёнка: 25% выборки — до 3; 50% выборки — до 7; 75% — до 9. Такое распределение в целом соответствует статистике госпитализаций и говорит о достаточно адекватной оценке здоровья детей их родителями.

Взаимосвязь изменения психического состояния матерей с их оценкой состояния здоровья ребёнка оценивалась при помощи коэффициента корреляции Кендалла. Из восьми возможных связей (два изменения по четырём группам дескрипторов) статистически значима лишь одна. Актуальное психическое состояние по группе дескрипторов Психические процессы настолько позитивнее, чем состояние на момент начала заболевания, насколько выше оценивается здоровье ребенка на момент обследования: Тау Кендалла 0,30; z = 2,4; p-value = 0,02.

Полученные результаты показывают, что актуальное состояние, переживаемое испытуемыми в ситуации госпитализации с детьми раннего возраста, достаточно существенно отличается как от их обычного (фонового) состояния, так и от состояния на момент начала заболевания. И эти отличия противоположны. Актуальное состояние переживается испытуемыми как субъективно худшее, чем обычное состояние. Но статистически значимо отличаются от нуля медианы изменения трёх из четырёх групп дескрипторов состояния. C поправкой Бонферрони для множественных сравнений, можно говорить только о двух значимых различиях (психические процессы и переживание).

По сравнению с состоянием на момент начала заболевания, актуальное состояние испытуемых значительно более позитивно. По всем четырём группам дескрипторов состояния медианы изменения статистически значимо больше по модулю, чем изменение актуального состояния по сравнению с фоном.

Полученные результаты показывают, что изменения состояния матерей связаны как с ситуацией стационарного лечения, так и с осознанием болезни ребёнка. Осознание болезни ребёнка сильнее меняет психическое состояние испытуемых, чем ситуация лечения. При этом изменения психического состояния матерей не связаны с их оценками здоровья ребёнка на момент обследования, что создаёт психологические предпосылки трудностей при взаимодействии родителей с медицинским персоналом. Негативное изменение состояния само по себе создаёт сложности взаимодействия. А отсутствие связи состояния с оценкой здоровья мешает оценить работу медиков, направленную на улучшение здоровья.

Проиллюстрируем практическое значение результатов гипотетическим примером. Маленький ребёнок, ползая по дому, получает травму, которая требует госпитализации. Стационарное лечение проходит объективно благоприятно, ребёнок выписывается на амбулаторную реабилитацию, которая также проходит успешно. Неизбежные на этапах стационарного лечения и реабилитации ограничения моторной активности ребёнка снимаются. Но родители, глубоко и тяжело переживающие травму своего ребёнка вне связи с оценкой его здоровья, могут, во-первых, искажать или не выполнять предписания медиков под влиянием негативного состояния. Во-вторых, родители могут «для профилактики» ограничивать моторную активность ребёнка по завершении лечения.

В такой ситуации можно будет говорить о затруднениях в ходе лечения и отдалённых последствиях перенесённой травмы. О последствиях, возникающих под влиянием психологических факторов, но в некоторых случаях проявляющихся физически. Как этого избежать? На наш взгляд, требуется психологическая оптимизация и психологическое сопровождение лечебного процесса.

Переживаемые родителями негативные психические состояния закономерны и во многом функционально необходимы, как и медицинские ограничения активности ребёнка. Вопрос в другом, — в соответствии состояния родителей тому, что допустимо и полезно для ребёнка в конкретной ситуации. В большинстве случаев можно достигать того, чтобы состояние родителей не ухудшало состояние ребёнка, чтобы родители не блокировали спонтанно находимые ребёнком варианты компенсации негативных переживаний.

Ограничение исследования

Основное ограничение представленного исследования — малый объем исследованной выборки: 1,5% от общего числа ежегодно госпитализируемых детей раннего возраста.

Выводы

Проведённое исследование выявило два противоположных изменения психического состояния родителей (матерей) при госпитализации детей раннего возраста: ухудшение по сравнению с обычным состоянием, улучшение по сравнению с началом заболевания. Изменения психического состояния по семи из восьми групп дескрипторов не зависят от оценки родителями здоровья ребёнка на момент обследования.

Ограничение проведённого исследования требует специальной оценки устойчивости полученных результатов. В случае подтверждения устойчивости результатов возможны исследования в нескольких направлениях: выявление параметров состояний, связанных с психологическими проблемами в ходе лечения; оценка нозологической специфики состояний родителей; описание характера связи состояния родителей и ребёнка.

Литература

  1. Василенко Т.Д., Земзюлина И.Н., Селин А.В. и др. Семья и психосоматическое здоровье ребёнка // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 1. С. 112—121.
  2. Вельматова А.О., Семенова Н.Д. Особенности взаимоотношения в диаде «мать-ребенок» в семьях с часто болеющими детьми: Часть 1: Постановка проблемы // Современная терапия в психиатрии и неврологии. 2020. № 3—4. С. 38—39.
  3. Дробышева Т.В. Романовская М.А. Особенности социально-психологических свойств личности в зависимости от условий ранней социализации в семье // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2016. № 3. С. 83—97.
  4. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. Санкт-Петербург: Питер, 2019. 940 с. ISBN 978-5-4461-1013-1.
  5. Кузнецова Т.Г., Родина Е.А. Ранняя помощь детям и их семьям: вопросы сопровождения в образовательном процессе // Непрерывное образование. 2022. № 2. С. 4—8.
  6. Лахвич Ю.Ф. Леонович О.О. Привязанность к матери часто болеющего ребёнка на разных этапах онтогенеза // Адукацыя і выхаванне. 2021. № 8. С. 59—62.
  7. Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т.Г. и др. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. учеб. заведений. Москва: Академия, 2007. 528 с. ISBN 978-5-7695-4471-2.
  8. Прохоров А.О. Ментальные репрезентации психических состояний. Москва: Институт психологии РАН. 2021. 186 с. DOI:10.38098/mng.2021.005
  9. Солондаев В.К., Конева Е.В. Внутрисистемные взаимосвязи и закономерности психического развития детей и подростков (на материале сельской выборки) // Принцип развития в современной психологии. Москва: Институт психологии РАН, 2016. С. 394—415. ISBN 978-5-9270-0326-6.
  10. Солондаев В.К., Конева Е.В., Лясникова Л.Н. Узнавание своего психического состояния родителями детейпациентов // Клиническая и специальная психология. 2017. Т. 6. № 2. С. 64—82. DOI:10.17759/cpse.2017060206
  11. Шматова Ю.Е., Разварина И.Н., Гордиевская А.Н. Интеркогортный анализ родительских факторов риска развитию ребенка на первом году жизни // Анализ риска здоровью. 2023. № 2. С. 115—129. DOI:10.21668/health.risk/2023.2.11
  12. Юрьев В.К., Моисеева К.Е., Алексеева А.В. Основные причины отказов от грудного вскармливания // Социальные аспекты здоровья населения. 2019. № 2. 1 с. DOI:10.21045/2071-5021-2019-65-2-5
  13. Aizlewood E.G.M., Jones F.W., Whatmough R.M. Paediatric gastroesophageal reflux disease and parental mental health: Prevalence and predictors // Clinical Child Psychology and Psychiatry. 2023. Vol. 28. № 3. P. 1024—1037. DOI:10.1177/13591045231164866
  14. Parenting Stress, Sleep, and Psychological Adjustment in Parents of Infants and Toddlers with Congenital Heart Disease / M.N. Bishop, J.E. Gise, M.R. Donati, C.E. Shneider, B.S. Aylward, L.L. Cohen // Journal of Pediatric Psychology. 2019. Vol. 44. № 8. P. 980—987. DOI:10.1093/jpepsy/jsz026
  15. R: The R Project for Statistical Computing [Электронный ресурс] / R Foundation for Statistical Computing. Vienna, 2024. URL: https://www.R-project.org/ (дата обращения: 04.02.2024).
  16. The association between parent stress, coping and mental health, and neurodevelopmental outcomes of infants with congenital heart disease / S.D. Roberts, V. Kazazian, M.K. Ford, D. Marini, S.P. Miller, V. Chau, M. Seed, L.G. Ly, T.S. Williams, R. Sananes // Clinical Neuropsychologist. 2021. Vol. 35. № 5. P. 948—972. DOI:10.1080/13854046.202 1.1896037
  17. Understanding Early Childhood Resilience Following Neonatal Brain Injury from Parents’ Perspectives Using a Mixed-Method Design / T.S. Williams, K.P. McDonald, S.D. Roberts, R. Westmacott, N. Dlamini, E.W.Y. Tam // Journal of the International Neuropsychological Society. 2019. Vol. 25. № 4. P. 390—402. DOI:10.1017/S1355617719000079

Информация об авторах

Солондаев Владимир Константинович, кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова», Ярославль, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4156-5262, e-mail: solond@yandex.ru

Писарева Марина Владимировна, главный педиатр Ярославской области, заместитель главного врача по амбулаторно-поликлинической работе, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области «Областная детская клиническая больница», Ярославль, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6486-9149, e-mail: Pisarev73@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 44
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 44

Скачиваний

Всего: 22
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 22