Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 128Рубрики 53Авторы 9853Новости 1927Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Экспериментальная психология - №3 / 2021 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

36 место — направление «Психология»

0,323 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,829 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Разработка и апробация инструмента оценивания социально-эмоционального развития в основной школе 48

Куликова А.А.
младший научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГБОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4296-3521
e-mail: aponomareva@hse.ru

Орел Е.А.
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГБОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9100-0713
e-mail: eorel@hse.ru

Аннотация

Настоящее исследование посвящено разработке методического подхода к оценке социально-эмоционального развития учащихся основной школы на основе мониторингового инструмента. В работе представлена теоретическая рамка инструмента и результаты апробации, проанализированные в современной теории тестирования IRT. Результаты проверки конструктной валидности, надежности, различного функционирования заданий (DIF), в зависимости от возраста и пола респондентов, свидетельствуют о соответствии данного метода психометрическим требованиям к диагностическим методикам, а следовательно, предлагаемый инструмент может быть использован для оценки уровня развития социально-эмоциональных навыков подростков.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Ковалева Г.С. Новые задачи, которые ставят перед наукой результаты мониторинговых исследований // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Том 2. № 2(38). С. 153—163.
  2. Орел Е.А., Куликова А.А. Анализ психометрических характеристик инструмента оценки социально- эмоциональных навыков в начальной школе // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 3. С. 8—17. DOI: 10.17759/jmfp.2018070301
  3. Орел Е.А., Пономарева А.А. Паттерны социально-эмоционального развития первоклассника на входе в школу // Психология Журнал Высшей Школы Экономики. 2018. Том 15. № 1. С. 107—127. DOI: 10.17323/1813-8918-2018-1-107-127
  4. Орел Е.А., Куликова А.А. Новая теоретическая модель для оценки социально-эмоциональных навыков в начальной школе // Психологические исследования. 2020. Том 13. № 69. С. 16—29.
  5. Сергиенко Е.А. Социально-эмоциональное развитие: программа становления личностного потенциала [Электронный ресурс] // Образовательная политика. 2019. Том 3 № 79. URL: https:// edpolicy.ru/socialandemotionaldevelopment (дата обращения: 14.04.2020).
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2010. 41 с.
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2019. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 13.02.2020).
  8. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. P. 6—20.
  9. Barbaranelli C., Caprara G.V., Rabasca A., Pastorelli C. A questionnaire for measuring the Big Five in late childhood // Personality and Individual Differences. 2003. Vol. 34. № 4. P. 645—664. DOI:10.1016/ S0191-8869(02)00051-X
  10. Booth-Kewley S., Vickers R.R. Associations between Major Domains of Personality and Health Behavior // Journal of Personality. 1994. Vol. 62. № 3. P. 281—298. DOI: 10.1111/j.1467-6494.1994. tb00298.x
  11. Carlo G. и др. The interplay of traits and motives on volunteering: agreeableness, extraversion and prosocial value motivation // Personality and Individual Differences. 2005. Vol. 38. № 6. P. 1293—1305. DOI: 10.1016/j.paid.2004.08.012
  12. Duckworth A.L., Yeager D.S. Measurement Matters: Assessing Personal Qualities Other Than Cognitive Ability for Educational Purposes // Educational Research. 2015. Vol. 44. № 4. P. 237—251. DOI: 10.3102/0013189X15584327
  13. Duff A. и др. The relationship between personality, approach to learning and academic performance // Personality and Individual Differences. 2004. Vol. 36. № 8. P. 1907—1920. DOI: 10.1016/j.paid.2003.08.020
  14. Durlak J.A. и др. The impact of enhancing students’ social and emotional learning: a meta-analysis of school-based universal interventions // Child Development. 2011. Vol. 82. № 1. P. 405—432. DOI: 10.1111/j.1467-8624.2010.01564.x
  15. Fulmer S.M., Frijters J.C. A Review of Self-Report and Alternative Approaches in the Measurement of Student Motivation // Educational Psychological Review. 2009. Vol. 21. № 3. P. 219—246. DOI: 10.1007/ s10648-009-9107-x
  16. Furnham A., Monsen J. Personality traits and intelligence predict academic school grades // Learning and Individual Differences. 2009. Vol. 19. № 1. P. 28—33. DOI: 10.1016/j.lindif.2008.02.001
  17. Habashi M.M., Graziano W.G., Hoover A.E. Searching for the Prosocial Personality: A Big Five Approach to Linking Personality and Prosocial Behavior // Personality and Social Psychology Bulletin. 2016. Vol. 42. № 9. P. 1177—1192. DOI: 10.1177/0146167216652859
  18. John O.P., Srivastava S. и др. The Big Five trait taxonomy: History, measurement, and theoretical perspectives // Handbook of Personality: Theory and Research. 1999. Vol. 2. № 1999. P. 102—138.
  19. Kress J.S., Norris J.A., Schoenholz D.A., Elias M.J., Seigle P. Bringing Together Educational Standards and Social and Emotional Learning: Making the Case for Educators // American Journal of Education. 2004. Vol. 111. № 1. P. 68—89. DOI:10.1086/424720
  20. Linacre J.M. и др. Optimizing rating scale category effectiveness // Journal of Applied Measurement. 2002. Vol. 3. № 1. P. 85—106.
  21. Pancorbo G., Laros, J.A. Validity evidence of the Social and Emotional Nationwide Assessment (SENNA 1.0) Inventory // Paidéia (Ribeirão Preto). Programa de Pós-graduação em Psicologia — FFCLRP-USP, 2017. Vol. 27. № 68. P. 339—347. DOI:10.1590/1982-43272768201712.
  22. Poropat A.E. A meta-analysis of adult-rated child personality and academic performance in primary education // British Journal of Educational Psychology. 2014. Vol. 84. № 2. P. 239—252. DOI: 10.1111/ bjep.12019
  23. Primi, R., Santos D., John O.P., Fruyt F.D. Development of an inventory assessing social and emotional skills in Brazilian youth // European Journal of Psychological Assessment. 2016. Vol. 32. № 1. P. 5—16. DOI:10.1027/1015-5759/a000343.
  24. Sirois F.M., Hirsch J.K. Big Five traits, affect balance and health behaviors: A self-regulation resource perspective // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 87. P. 59—64. DOI: 10.1016/j. paid.2015.07.031
  25. Skills for social progress: The power of social and emotional skills / Organisation for Economic Cooperation and Development. Paris: OECD Publishing, 2015. DOI: 10.1787/9789264226159-en
  26. Slobodskaya H.R., Akhmetova O.A. Personality development and problem behavior in Russian children and adolescents // International Journal of Behavioral Development. 2010. Vol. 34. № 5. P. 441—451.
  27. Soto C.J. и др. The developmental psychometrics of big five self-reports: acquiescence, factor structure, coherence, and differentiation from ages 10 to 20 // Journal of Personality and Social Psychology. 2008. Vol. 94. № 4. 718 p. DOI: 10.1037/0022-3514.94.4.718
  28. The Positive Impact of Social and Emotional Learning for Kindergarten to Eighth-Grade Students — Findings from Three Scientific Reviews [Электронный ресурс]. URL: https://casel.org/the-positive- impact-of-social-and-emotional-learning-for-kindergarten-to-eighth-grade-students-findings-from-three- scientific-reviews/ (дата обращения: 13.02.2020).
  29. Webb N.L. Criteria for Alignment of Expectations and Assessments in Mathematics and Science Education Research Monograph. 1997. № 6. ERIC.
Статьи по теме
 
Баннер проекта по Консультированию родителей
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика