Чернов Д.Н. кандидат психологических наук, Доцент кафедры общей психологии и педагогики психолого-социального факультета, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Москва, Россия e-mail: chernov_dima@mail.ru
В статье излагаются основные результаты психогенетических исследований речи и языка. Обна-ружено, что факторы общесемейной среды, наряду с генетическими влияниями, играют значи-тельную роль в формировании индивидуальных особенностей овладения языком и реализации его в речи; их роль значительна в раннем онтогенезе. С возрастом вклад общесемейной среды в объяснение индивидуальных различий в речевом и языковом развитии падает, а роль факторов наследственности – возрастает. Наблюдается значительная онтогенетическая стабильность ре-чеязыковых способностей, которая обеспечивается стабильностью генетических и общесредовых влияний. Определенную умеренную роль в изменении генотип-средовых соотношений могут играть медико-биологические (недоношенность) и социальные (социоэкономический и образовательный статус родителей, степень упорядоченности домашней среды) факторы. Обсуждаются теоретические и практические следствия исследований.
Hayiou-Thomas M.E. Genetic and
biological pathways underpinning communication disorders across the lifespan
genetic and environmental influences on early speech, language and literacy
development // Journal of Communication Disorders. 2008. Vol. 41. № 5. P.
397–408.
Hayiou-Thomas M.E., Dale P.S., Plomin R.
The etiology of variation in language skills changes with development: a
longitudinal twin study of language from 2 to 12 years //
Developmental science. 2012. Vol. 15. № 2. P. 233–249.
Hohnen B., Stevenson J. The structure of
genetic influences on general cognitive, language, phonological and reading
abilities // Developmental Psychology. 1999. Vol. 35. № 2. P. 590–603.
Locke J.L., Mather P.L. Genetic factors
in the ontogeny of spoken language: evidence from monozygotic and dizygotic
twins // Journal of Child Language. 1989. Vol. 16. № 3. P. 553–559.
Mather P.L., Black K.N. Hereditary and environmental influences on
preschool twin's language skills // Developmental Psychology. 1984. Vol. 20. №
2. P. 303–308.
Mittler P. Genetic aspects of
psycholinguistic abilities // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1969.
Vol. 10. № 3. P. 165–176.
Mittler P. Language development in young
twins: biological, genetic and social aspects // Acta Geneticae Medicae et
Gemellologicae. 1976. Vol. 25. P. 359–365.
Munsinger H., Douglass A.II. The
syntactic abilities of identical twins, fraternal twins, and their siblings //
Child Development. 1976. Vol. 47. № 1. P. 40–50.
Osborne R.T., Gregor A.J., Miele F.
Heritability of factor V: verbal comprehension // Perceptual and Motor Skills.
1968. Vol. 26. № 1. P. 191–202.
Petrill S.A., Pike A., Price T., Plomin
R. Chaos in the home and socioeconomic status are associated with
cognitive development in early childhood: Environmental mediators identified in
a genetic design // Intelligence. 2004. Vol. 32. № 5. P. 445–460.
Pipp-Siegel S. Sources of individual
differences in infant social cognition: cognitive and affective aspects of self
and other / Pipp-Siegel S., Robinson J.L., Bridges D., Bartholomew S. //
Intelligence, heredity and environment / eds. R. Sternberg, E. Grigorenko
Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1996. P. 505–528.
Price T.S., Dale P.S., Plomin R. A
Longitudinal genetic analysis of low verbal and nonverbal cognitive abilities
in early childhood // Twin Research. 2004. Vol. 7. № 2. P. 139–148.
Reznick J.S. Intelligence, language,
nature and nurture in young twins // Intelligence, heredity and environment /
eds. Sternberg R., Grigorenko E. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1996. P.
483–504.
Rowe D.C., Jacobson K.C., Van den Oord
J.C.G. Genetic and environmental influences on vocabulary IQ: Parental
education level as moderator // Child Development. 1999. Vol. 70. № 5. P.
1151–1162.
Scarr S. Developmental theories for the
1990s: development and individual differences // Child Development. 1992. Vol.
63. № 1. P. 1–19.
Stromswold K. Biological and
psychosocial factors affect linguistic and cognitive development differently: A
twin study // Proceedings of the Thirtieth Annual Boston University Conference
on Language Development. Somerville MA: Cascillida Press, 2006. P.
595–606.
The role of specific and non-specific genetic factors in language
development / Stromswold K., Schramm K., Molnar D., Holodak S., Sheffield
E. // Paper presented at the Society for Research in Child Development,
Atlanta, GA, 2005.