Семейное образование в России и за рубежом

3495

Аннотация

В статье представлена относительно новая для России практика домашнего образования. Обзор многочисленных исследований показывает, что переход на обучение дома характерен для семей с высокой ценностью сплоченности семьи, для желающих оградить своих детей от сомнительного влияния сверстников, для имеющих особое представление о религиозном образовании. Наибольшее распространение домашнее образование («хоумскулинг») имеет в США (до 8% школьников), оно разрешено и активно растет во многих странах Европы. Психологический аспект проблемы домашнего образования связывается в представленном обзоре преимущественно с темой сплоченности семьи, хотя ряд исследователей полагает, что само по себе домашнее образование является лишь дополнительным, а не основным фактором сплоченности. По данным эмпирического исследования, российские хоумскулеры при переходе на домашнее образование сталкиваются с большим количеством организационных проблем, в том числе с недостатком педагогических компетентностей родителей, поскольку лишь 16% родителей имеют педагогическое образование, и с дефицитом специальных методик индивидуального обучения. К основным психологическим проблемам при выборе семейного образования следует отнести непонимание со стороны близкого окружения, а при реализации – трудности в определении роли родителя. Если при традиционном школьном обучении родитель – принимающий и любящий, то при домашнем он берет на себя роль требующего и контролирующего. Семейное образование провоцирует создание различного рода ассоциаций и групп взаимной поддержки родителей, что свидетельствует о неоднозначности и трудности реализации данной формы образования детей.

Общая информация

Ключевые слова: семейное образование, причины выбора, детско-родительские отношения

Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060208

Для цитаты: Поливанова К.Н., Любицкая К.А. Семейное образование в России и за рубежом [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 2. С. 72–80. DOI: 10.17759/jmfp.2017060208

Полный текст

 

Для многих родителей и их детей семейное образование стало решением многих проблем, например, по мнению самих хоумскулеров[1], семейное образование помогает в укреплении внутрисемейных связей, стало решением для семей, которые вынуждены постоянно менять место жительства, влекущее за собой постоянные смены школ или для детей, которые профессионально занимаются спортом, искусством или другими видами деятельности и, конечно же, для семей, которые считают, что образование в школе стало слишком религиозным или — наоборот — в школе не уделяют внимание вопросам религии.

В США и в Канаде семейное образование является актуальной темой для изучения и, в отличие от России, где только начинается проведение исследований этого явления, там уже сформировалась большая база статистических данных, а также собраны результаты различных социологических исследований.

Иностранные исследования семейного образования в основном фокусируются на двух областях. Первая область изучения — это демография и характеристики семей, которые выбирают такую форму обучения. Вторая же группа исследований посвящена результатам семейного образования — в большей степени академическим, а в последнее время ракурс сместился на аффективные, эмоциональные и социальные результаты такого опыта обучения.

Большая часть исследований были проведены по первому направлению и изучению академических результатов путем сравнения результатов выполнения школьниками и нешкольниками стандартизированных тестов. Не так давно ученые стали задумываться над эмоциональными и социальными проблемами такими, как самооценка и взаимодействие со сверстниками.

В нашей статье представлен краткий обзор зарубежных исследований семейного образования, которые изучали характеристики семей-хоумскулеров, причины выбора такого формата обучения и результаты нашего исследования семейного образования в Российской Федерации.

Семейное образование в форме «родитель во главе домашнего образования» — вековая традиционная образовательная практика, сменившаяся повсеместным школьным образованием и вновь появившаяся в последние десятилетия.

Еще десять лет назад она считалась ультрасовременной и «альтернативной», но теперь граничит с «мейнстримом» за рубежом, особенно в Соединенных Штатах, где это едва ли не самая быстрорастущая форма обучения (от 2% до 8% в год в течение последних нескольких лет) [22].

В 2015 году в США насчитывалось около 2,3 миллионов детей школьного возраста, обучающихся дома. В России на начало 2015—2016 учебного года общее количество учащихся в общеобразовательных учреждениях составило 14491800 учащихся, из них 8452 человека учатся в форме семейного образования, то есть около 0,058% из 100% [5].

Однако, оценивая число российских школьников, обучающихся вне школы в разных формах, — экстернат, смешанные формы и т.д., — можно предположить, что этот процент в реальности существенно выше. В РФ такие формы обучения появились (легально) с принятием Закона об образовании 1992 года.

Семейное образование в современном понимании является альтернативой государственным и частным школам, этот вариант образования, как и в России, во многих странах является легальным. Например, семейное образование разрешено законом в Австралии, Австрии, Бельгии, Канаде, Колумбии, Чешской республике, Дании, Финляндии, Франции, Гондурасе, Индии [6]. Но также есть страны, где семейное образование категорически запрещено законом: Албания, Андорра, Армении, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Бразилия, Хорватия, Куба, Кипр, Сальвадор, Грузия [6]. По словам российских родителей, которые практикуют такую форму обучения для своих детей, наш закон об образовании является самым удобным и либеральным по сравнению с другими странами.

Четкого и точного определения что есть семейное образование или хоумскулинг (производное от англ. «homschooling», международное обозначение) нет, но все, кто пытался дать этому термину определения, сходны во одном: это общий термин в литературе, описывающий феномен, в котором дети (всех возрастов) не посещают школу, обычно из-за убеждений их родителей [7].

Таким образом, для этих детей образование проводится главным образом в домашних условиях, в соответствии с учебными директивами, определяемыми в первую очередь родителями (Neuman, Aviram, 2003, 2008; Harding, Farrell, 2003; Lyman, 1998) [20; 13; 18].

В свою очередь тех родителей, которые практикуют такую форму обучения, и их детей называют «хоумску- лерами», у нас же в России распространено еще обозначение — «семейники» или «нешкольники»,

Определение домашнего обучения/образования, несмотря на его легальность, остается не вполне точным: термином «обучение на дому» или «домашнее обучение» обозначают возможность получения образования дома при наличии медицинских показаний, а «семейное образование» обозначает обучение на дому, которое не требует конкретных обоснований для реализации.

В разных странах существуют различные типы домашнего обучения, своя специфика и локальные законы, которые регулируют такой формат обучения, но многие вопросы хоумскулинга могут быть рассмотрены на международном уровне.

Сотни исследований и метаанализов были проведены в последние десятилетия (например, Bagwell, 2010; Blok, 2004; Galloway, 1995; Kunzman, Gaither, 2013; Meighan, 1997; Ray, Wartes, 1991; Ray, 2010; Ray, 2013; Rothermel, 2002; Rothermel, 2004; Rudner, 1999) [21]. Интернет-сайты также предоставляют ссылки на сотни таких исследований (например, http://www.hslda.org/ docs/nche/000010/200410250.asp).

Но, несмотря на увеличение числа детей, обучающихся на дому, и исследований сегодня мы имеем относительно небольшие данные о домашнем образовании, а по России — еще меньше.

Значительная часть данных — это данные о причинах, по которым родители выбирают семейное образование для своих детей.

Причины выбора семейного образования не универсальны, так как каждая семья по своим личным причинам начинает практиковать этот вид обучения. Самыми распространенными, помимо явных медицинских, являются следующие: нет постоянного сравнения с другими учащимися; нет давления со стороны сверстников; есть время для изучения и занятия интересными для ребенка вещами; находясь 24 часа в сутки вместе с ребенком, родители могут узнать его лучше; есть возможность использовать методики обучения, которые подходят данному конкретному ребенку.

Как мы видим, основное значение семьи, выбравшие хоумскулинг, придают индивидуальности ребенка и внутрисемейным отношениям. В частности, важной причиной является то, что хоумскулинг является «лекарством» для семей — это укрепление внутрисемей­ных связей через улучшение отношений между сиблин- гами; дети учатся заботиться о младших братьях и сестрах; семья учится вместе; отцы имеют больше возможностей для взаимодействия со своими детьми; отношения между родителями и детьми крепкие — влияние родителей на детей сильнее, чем у сверстников; родители всегда в зоне доступа для своих детей [26].

В исследовании Планти и др. (2009) установлено, что популярными причинами выбора родителями хоумску- линга являются желание включить моральное или религиозное образование в рамки академического обучения, проблемы школьной среды и неудовлетворенность учебной программой школы [27]. В других исследованиях были описаны аналогичные причины (Lange, Liu, 1999) [17]. Немаловажным является желание родителей ограничить негативное влияние сверстников (Lange, Liu, 1999) и стремление к увеличению семейного времени (Planty et al., 2009; Lange, Liu, 1999).

Все эти причины подтверждают предположение, которые было выдвинуто Ван Галеном в 1988г., о том, что родители-хоумскулеры чувствуют себя более ответственными, и их участие в образовательном процессе характеризуется более личным отношением (Van Galen, 1988) [28].

Позже было показано, однако, что эти выводы следует интерпретировать с осторожностью, поскольку все они основаны на субъективных данных, то есть на ответах респондентов о себе (Isenberg, 2007) [16].

Так как ребенок и родители, которые практикуют семейное образование, находятся вместе 24 часа в сутки, то родителю необходимо помнить о том, что здоровые отношения между родителями и ребенком формируют комфортную среду для обучения и развития детей, такая среда улучшает коммуникацию между родителями и детьми и привязанность детей к своим родителям.

Роль родителей при семейном образовании огромна, так как помимо своей основной традиционной роли они выполняют и роль учителя; кроме того, родитель должен поддерживать ребенка в трудных ситуациях и быть ему другом.

Детям-хоумскулерам, как и всем другим, необходима уверенность в своих силах, в том, что они способны справляться со всеми академическими сложностями и требованиями. Такая уверенность достигается, только если родителям удается обеспечить положительную среду, которая способствует развитию высокой само­эффективности (Гарсия, Ретубог, Толедано, Толентино и Рафферти, 2012) [9].

Шарма и Ягдев (Sharma and Jagdev, 2012) обнаружили, что школьники с высоким академическим стрессом, как правило, имеют низкую самооценку [25]. Следовательно, им необходимо повысить самооценку, чтобы снизить академический стресс. Верно и обратное: учащиеся с позитивной самооценкой склонны воспринимать академические сложности и требования позитивно. Поэтому более позитивная самооценка приводит к снижению академического стресса [25]. Это согласуется с исследованием Этургут и Этургут (Erturgut, Erturgut, 2010), которое обнаружило негативное влияние самооценки на академический стресс среди школьников [10].

В исследованиях Коллома, Грина и Хувера-Демпси (Collom, 2005; Green, Hoover-Dempsey, 2007) также объясняется важность роли родителей в оказании поддержки своим детям-хоумскулерам [8; 12]. Это понятно, если учесть, что процесс обучения проходит дома и среди членов семьи, особенно родителей, которые должны активно участвовать в оказании необходимой поддержки их в достижении наилучших результатов.

Несмотря на то, что обучение происходит дома, ребенок все же обязан учиться, выполнять задания и проходить экзамен. Неизбежно эта деятельность обычно становится источником академического стресса среди студентов (Уилсон, Барнс-Холмс и Барнс- Холмс, 2014). Шахмохаммади (2011) подтвердил это, заявив, что источниками академического стресса детей, среди прочего, являются экзамен, количество и сложность материала, который необходимо изучить, трудности в понимании материала и объем задания [24]. Сето Мулядия, Вахью Рахарджоа, А.М. Херу Басукия (Seto Mulyadi, Wahyu Rahardjo, A.M. Heru Basuki, 2016) подтвердили, что на академический стресс ребенка-хоумскулера влияют такие переменные, как детско-родительское взаимодействие, чувство собственного достоинства и академическая само­эффективность, но прямое влияние на академический стресс оказывает самооценка, а другие характеристики — нет. Между тем, страх «не быть в состоянии удовлетворить свои собственные академические ожидания» — это условие, которое может объяснить их академический стресс, а не страх перед тем, что они не смогут удовлетворить академические ожидания своих преподавателей [19].

Как было указано выше, одной из причин выбора хоумскулинга является ограждение ребенка от влияния сверстников. Когда дети становятся подростками, они больше времени проводят со своими сверстниками, чем в детстве (Larson et al., 2002; Hartup, Stevens, 1999; Richards et al., 2002) [11]. Увеличение времени со сверстниками приводит к тому, что некоторые родители, ориентированные на семью, боятся потерять близость со своими детьми или влияние на них — данный страх является постоянным для родителей подростков (Collins et al., 2000) [11]. Некоторые родители отреагировали на эту угрозу семейной солидарности и влиянию, выбирая семейное образование дети своих детей (Green, Hoover-Dempsey, 2007) [12].

Родители-хоумскулеры часто считают, что увеличение семейного времени и сокращение времени, проведенного в государственной школе, могут помочь снизить силу влияния сверстников. Этот аргумент базируется на предположении, что механизмы, с помощью которых влияние сверстников заменяет влияние родителей, в основном институциональны, то есть считается, что институт государственной школы создает условия, при которых родительское влияние постепенно прекращается и заменяется влиянием сверстников [11]. Часто родители-хоумскулеры забирают своих детей из государственных общеобразовательных учреждений для устранения потенциально опасного, по их мнению, влияния сверстников и в попытке увеличить семейное время (Planty et al., 2009; Lange, Liu, 1999) [27; 17]. По сути, семьи, участвующие в домашнем обучении, пытаются улучшить семейную сплоченность (от англ. «family cohesion»).

Когда родители, выбравшие семейное образование, говорят о том, что хотят укрепить семейную связь и увеличить совместное времяпрепровождение, они выражают желание увеличить семейную сплоченность, в которой члены семьи останутся самым сильным источником влияния в жизни ребенка, а влияние сверстников будет минимизировано [11]. Тем самым хоум- скулеры возлагают большие надежды в укреплении семейных связей именно на домашнее образование.

Однако исследование Батлера, Харпера, Колла и Берда (2015) выявило, что семейное образование в качестве средства улучшения сплоченности семьи себя не оправдывает. Семьи, стремящиеся к большей сплоченности и позитивному партнерскому взаимодействию со своими детьми, могут обнаружить, что одно только удаление их детей из школы недостаточно для того, чтобы вызвать серьезные изменения в семейной среде. В семьях хоумскулеров семейное образование, вероятно, оказывает умеренное дополняющее влияние на сплоченность семьи. Тем не менее исследование не выявило никаких негативных эффектов хоумскулинга на сплоченность или взаимодействие между детьми, подростками и их родителями. Семьи, которые потенциально могут извлечь наибольшую выгоду из хоум- скулинга, вероятно, являются избранной группой, которая и помимо хоумскулинга характеризуется высокой семейной сплоченностью (Butler, Harper, Call, Bird, 2015) [11].

В российской научной литературе исследований о домашнем образовании почти нет. Мы провели исследование специфических характеристик хоумскулинга в России, фокусом нашего исследовательского интереса были причины выбора и трудности, с которыми сталкиваются родители.

Методология и результаты исследования

На первом этапе мы провели пять глубинных полу- структурированных интервью с родителями-хоумску- лерами, которые не только обучают своих детей дома, как минимум, 2—3 года, но и организуют и проводят конференции, вебинары и семинары для других хоум- скулеров, являются организаторами объединений, коллективов хоумскулеров.

Основными темами интервью были: 1) определение сущности семейного образования в контексте законодательном и непосредственно на практике; 2) представления о воспитании детей, трудностях семейного образования; 3) взаимодействие с родственниками и другими людьми, участвующими в воспитании ребенка; 4) взаимоотношение со школой как с представителем государственной структуры.

Далее была составлена анкета для родителей, практикующих домашнее образование, и проведен онлайн- опрос (N=151).

Поскольку мы искали респондентов на форумах хоумскулеров, выборка как «выборка добровольцев» смещена по ряду показателей в сторону более «благополучных» родителей: высокий уровень образования, наличие работы. Таким образом, изучаемая совокупность сужается до родителей-хоумскулеров в возрасте от 25 до 49 лет, в основном женщин (93% ответивших матерей против 7% отцов) со следующими характеристиками: 1) в среднем имеют двух детей 2) живут в городах, 3) участвуют в жизни онлайн-сообществ (как минимум состоят в них, просматривают сообщения), 4) имеют высшее образование, 5) имеют работу.

I.     В основном семейное образование практикуют многодетные семьи.

II.     Исходя из ответов респондентов, нам удалось выявить причины выбора семейного образования. Эти причины разнообразны:

1)    Причины, связанные со здоровьем ребенка (5% из 100%);

2)    Психологические причины: потеря мотивации к обучению у ребенка, сложности в обучении в школе (трудности в взаимодействии с одноклассниками, с учителями и администрацией школы) или укрепление внутрисемейных связей (38% из 100%);

3)    Неудовлетворенность родителей школьным образованием (школа нерационально расходует время на изучение предметов, не обеспечивает достаточного качества образования) (52% из 100% ответивших).

III.     Благодаря вопросу об опыте семейного образования, т.е., как давно семья практикует семейное образование, мы обнаружили, что чаще всего первый и второй ребенок получали семейное образование, начиная с начальной школы (1—4 классы), а вот уже третий и последующие дети посещали семейный детский садик (не государственный, а организованный родителями), то есть были вовлечены в семейное образование с самого раннего возраста. На наш взгляд, это может свидетельствовать о том, что родители не только не разочаровались в семейном образовании, но и стали доверять ему еще больше.

IV.    Родители сталкиваются с двумя видами трудностей: формальные (организационные трудности, обра- зовательные/компетентностные, ресурсные, административные при переходе, административные при реализации) и психологические барьеры при переходе и при непосредственно реализации семейного образования. Среди психологических трудностей родители указывают следующие:

—   психологические проблемы при переходе на хоумскулинг — это непонимание и осуждение семьи, окружения, перестройка себя (родителя), неуверенность в своих силах;

—   психологические проблемы при реализации — это взаимоотношение родителя с ребенком (кем становится родитель — учителем или остается родителем?), мотивация ребенка к обучению, перестройка (отвыкание) ребенка от школы, недостаток компании и общения у ребенка и родителя (мало хоумскулеров в городе, несовпадение с распорядком дня с другими детьми);

Не отмечают никаких проблем в процессе перехода на семейное образование 44% респондентов[2]. 40% указали на трудности преодоления формальных (организационных) барьеров, на психологические трудности указали 16% ответивших.

После перехода, в процессе реализации семейного образования, указание на психологические проблемы возрастает до 27%.

Обсуждение результатов

Едва ли не основной психологической проблемой в данном контексте, как нам кажется, является определение роли родителя.

В анкете был открытый вопрос «Какова Ваша роль в процессе обучения?». Многие респонденты указывали, что их роль — роль учителя (38%), роль родителя (14%), роль организатора (29%), другое (6%), роль помощника (13%) или отвечали, что играют смешанные роли, например, родителя и помощника, организатора и учителя и пр.

На наш взгляд, это говорит о том, что хоумскулеры испытывают внутренний диссонанс, что отражается также на их детях: ребенку, как и родителю, трудно определить для себя, кто перед ним — учитель, который оценивает и дает знания или родитель, которому можно пожаловаться, у которого можно найти защиту. Кто есть родитель на семейном образовании — родитель, который любит, жалеет, поощряет, не оценивая своего ребенка, или учитель, который контролирует выполнение заданий, учит, требует?

Многие родители, выбравшие семейное образование для своих детей, пишут на страницах сообществ и групп хоумскулинга о психологических и формальных барьерах при переходе и реализации, эксперты-хоумскулеры для преодоления таких трудностей проводят вебинары, встречи, снимают видео лекций и выкладывают их на Интернет — каналы, посвященные семейному образованию на YOUTUBE или на Интернет-ресурс «Семья ТВ».

Важной особенностью хоумскулеров является их взаимная поддержка.

Родители создают объединения хоумскулеров в онлайн и офлайн режиме для помощи друг другу в решении самого широкого круга вопросов: от помощи в принятии решения практиковать семейное образование до советов по обучению ребенка дома, включая юридические советы по взаимоотношению со школой, реализации перехода на семейное образование, организации аттестаций и многое другое (по данным опроса, 65% хоумскулеров взаимодействуют, объединяются в группы и сотрудничают с другими хоумскулерами, а 35% респондентов ответили, что не общаются с другими хоумскулерами[3]). В основном организаторами таких объединений выступают многодетные семьи, уже имеющие опыт обучения в семье и готовые поделиться им с другими менее опытными семьями.

В США, где история домашнего образования гораздо длительнее, существует организация адвокатов «Home School Legal Defense Association (HSLDA)» — это некоммерческая правозащитная организация, которая создана для защиты и продвижения конституционных прав родителей направлять и организовывать образование своих детей и для защиты «семейных свобод»; на сайте HSLDA можно найти необходимую информацию о юридическом статусе семейного образования по всем странам мира и контактное лицо непосредственно в запрашиваемой стране [15].

В Шотландии существует «Schoolhouse Home Education Association», больше известная как «Schoolhouse» (школа-дом), которая позиционирует себя как шотландская благотворительная организация для помощи и поддержки семьям-хоумскулерам и тем, кто только задумывается о семейном образовании (Schoolhouse Home Education Association) [23].

В России Министерство юстиции 15 февраля 2017 г. официально зарегистрировало Ассоциацию развития семейного образования (АРСО). Основными целями данной ассоциации, согласно Уставу, являются представление и защита общих, в том числе профессиональных, интересов членов Ассоциации — участников сферы семейного образования, в том числе содействие их социальному, культурному, общественному и профессиональному взаимодействию.

Такие объединения и ресурсы необходимы семьям, которые практикуют альтернативные формы, так как родители сталкиваются с барьерами уже на этапе знакомства с документами, малопонятными неспециалисту.

Появление формальных организаций содействия семьям, реализующим альтернативные формы образования, сопровождается ростом числа интернет-ресур- сов, которыми пользуются хоумскулеры, обсуждая свои проблемы. Это две формы взаимной поддержки, отражающие два типа трудностей — психологические и формально-организационные.

Заключение

Наше исследование подтвердило, что в России, как и за рубежом, причины выбора семейного образования разнообразны, но в целом схожи и преимущественно обусловлены неудовлетворенностью школой, с одной стороны, и желанием укрепить внутрисемейные связи, с другой.

Семейное образование привносит с собой в жизнь принципиально новые психологические проблемы — изменение типа детско-родительских отношений, когда родитель берет на себя несвойственную ему роль учителя.

Более глубокое изучение этой проблематики — предмет дальнейших исследований.

Но уже сейчас можно предположить, что ключевым вопросом данной проблемы является соотношение свободы и контроля, которыми характеризуется связь ребенок-родитель.

Каковы последствия такой трансформации — еще предстоит понять. Пока данные о результатах семейного образования неоднозначны: формально результаты (во всяком случае, академические) весьма позитивны, но, с учетом специфики семей, выбирающих такие формы образования, большинство исследователей относятся к таким результатам с оправданной осторожностью.

 


[1] Хоумскулеры — семьи, реализующие домашнее образование (от англ. Homeschooler); другое название — нешкольники.

[2] Но, как правило, указывают на обращение к помощи организаций-посредников, т.е. проблемы имеются, но есть средства их разрешить.

[3] Заметим, что к этим цифрам следует относиться с осторожностью вследствие смещения выборки.

Литература

  1. Ломов А.И. Формы получения образования [Электронный ресурс] // Директор школы. 2014. № 5(188). С. 88–94. URL: http://direktor.ru/article.htm?id=116 (дата обращения: 19.07.2017).
  2. Письмо Минобрнауки от 15.11.2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации URL: http://минобрнауки.рф/документы/3775 (дата обращения: 19.07.2017).
  3. Семёнычев А. Домашнее обучение и семейное образование [Электронный ресурс] // Сайт «Семья». URL: https://semya.tv/obrazovanie-detei/domashnee-obuchenie-i-semeinoe-obrazovan.html (дата обращения: 19.07.2017).
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Последняя редакция / КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения: 19.07.2017).
  5. Форма № 76-РИК на начало 2015/2016 учебного года [Электронный ресурс] // Единая информационная система обеспечения деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://eis.mon.gov.ru/education/SitePages/Общее образование-Формы_2015-2016.aspx (дата обращения: 19.07.2017).
  6. Bayer A. Which countries have banned homeschooling? [Электронный ресурс]. URL: http://thedavelevineshow.ning.com/m/blogpost?id=3206217%3ABlogPost%3A63353 (дата обращения: 19.07.2017).
  7. Cheng A., Tuchman S., Wolf P.J. Homeschool Parents and Satisfaction with Special Education Services // Journal of School Choice. 2016. Vol. 10. № 3. P. 381–398. doi:10.1080/15582159.2016.1202076
  8. Collom E. The ins and outs of homeschooling: The determinants of parental motivations and student achievement // Education and Urban Society. 2005. Vol. 37. № 3. P. 307–335. doi:10.1177/0013124504274190
  9. Differential moderating effects of students- and parent-rated support in the relationship between learning goal orientation and career decision-making self efficacy / P.R.J.M. Garcia [et al.] // Journal of Career Assessment. 2012. Vol. 20. № 1. P. 22–33. doi:10.1177/1069072711417162
  10. Erturgut P., Erturgut R. Stress and academic self-esteem in primary school children who applied to the hospital: A research in pediatric hospitals in Turkey // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 2. № 2. P. 1200–1204. doi:10.1016/j.sbspro.2010.03.172
  11. Examining claims of family process differences ensuing from the choice to home-school / M.H. Butler [et al.] // Education and urban society. 2015. Vol. 47. № 1. P. 88–108. doi:10.1177/0013124513494777
  12. Green C.L., Hoover-Dempsey K.V. Why do parents homeschool? A systematic examination of parental involvement // Education and Urban Society. 2007. Vol. 39. № 2. P. 264–285. doi:10.1177/0013124506294862
  13. Harding T., Farrell A. Home schooling and legislated education // Australia and New Zealand Journal of Law and Education. 2003. Vol. 8. № 1. P. 125–133.
  14. Homeschooling [Электронный ресурс] // New World Encyclopedia. URL: http://www.newworldencyclopedia.org/entry/Homeschooling (дата обращения: 19.07.2017).
  15. HSLDA [Электронный ресурс]: Home School Legal Defense Association. URL: http://www.hslda.org/hs/international/Russia/default.asp (дата обращения: 19.07.2017).
  16. Isenberg E.J. What have we learned about homeschooling? // Peabody Journal of Education. 2007. Vol. 82. № 2–3. P. 387–409. doi:10.1080/01619560701312996
  17. Lange C.M., Liu K.K. Home-schooling: Parents’ reasons for transfer and the implications for educational policy [Электронный ресурс]: Research Report № 29. Minneapolis, MN: National Center on Educational Outcomes, 1999. 25 p. URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED433595.pdf (дата обращения: 19.07.2017).
  18. Lyman I. Homeschooling: Back to the future? Policy Analysis № 294 [Электронный ресурс]. Washington, DC: Cato Institute, 1998. 21 p. URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED415325.pdf (дата обращения: 19.07.2017).
  19. Mulyadia S., Rahardjoa W., Basukia A.M.H. The Role of Parent-Child Relationship, Self-Esteem, Academic Self-Efficacy to Academic Stress // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 217. P. 603–608. doi:10.1016/j.sbspro.2016.02.063
  20. Neuman A., Aviram R. Home Schooling as a Fundamental Change in Lifestyle // Evaluation and Research in Education. 2003. Vol. 17. № 2–3. P. 132–143. doi:10.1080/09500790308668297
  21. Neumana A., Gutermanb O. Academic achievements and homeschooling – It all depends on the goals // Studies in Educational Evaluation. 2016. Vol. 51. P. 1–6. doi:10.1016/j.stueduc.2016.08.005
  22. Ray B.D. Research Facts on Homeschooling [Электронный ресурс] // National home education research institute. 2016. 3 p. URL: http://www.nheri.org/research/research-facts-on-homeschooling.html (дата обращения: 19.07.2017).
  23. Schoolhouse [Электронный ресурс]. URL: http://www.schoolhouse.org.uk/ (дата обращения: 19.07.2017).
  24. Shahmohammadi N. Students’ coping with stress at high school level particularly at 11th and 12th grade // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 30. P. 395–401. doi:10.1016/j.sbspro.2011.10.078
  25. Sharma M., Jagdev T. Use of music therapy for enhancing self-esteem among academically stressed adolescents // Pakistan Journal of Psychological Research. 2012. Vol. 27. № 1. P. 53–64.
  26. Sunderland M. 100 Reasons Why Homeschooling is Good for Families [Электронный ресурс] // Abundant Life. 2014. URL: https://www.mariannesunderland.com/2014/12/08/why-homeschooling-good/ (дата обращения: 19.07.2017).
  27. The condition of education 2009 [Электронный ресурс]: NCES 2009-081 / M. Planty [et al.]. Washington, DC: National Center for Education Statistics, 2009. 359 p. URL: https://nces.ed.gov/pubs2009/2009081.pdf (дата обращения: 19.07.2017).
  28. Van Galen J. Ideology, curriculum, and pedagogy in home education [Электронный ресурс] // Education and Urban Society. 1988. Vol. 21. № 1. P. 52–68. URL: http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/0013124588021001006 (дата обращения: 19.07.2017).

Информация об авторах

Поливанова Катерина Николаевна, доктор психологических наук, Директор Исследовательского центра современного детства, научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики» Институт образования, центр исследований современного детства, профессор, кафедра возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета Психология образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7058-1232, e-mail: kpolivanova@mail.ru

Любицкая Кристина Александровна, стажер-исследователь, Центр исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, Москва, Россия, e-mail: klyubitskaya@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3668
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 3495
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5