Ермолова Т.В. кандидат психологических наук, заведующая кафедрой зарубежной и русской филологии, профессор кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4260-9087 e-mail: yermolova@mail.ru
Приведены доказательства того, что система образования на ее сегодняшнем уровне развития все еще не способна адекватно воспринять интервенцию информационных компьютерных технологий и использовать ее, а также четко дифференцировать формы и риски так называемой компьютерной зависимости. До настоящего времени образование не располагает концептуально проработанным пониманием роли этих технологий в образовательном процессе, лишь отмечая ее неоднозначность для преподавания разных учебных дисциплин. А это означает, что человечество продолжает поиск нового, находясь под властью старых парадигм образования, в том числе в связи с отставанием подготовки учителей, оснащенности учебных заведений и других факторов. Авторы полагают, что в управлении рисками, возникающими в системе образования при использовании информационных технологий, компьютерная грамотность участников образовательного процесса имеет решающее значение по сравнению с компьютерной зависимостью.
Информационные и коммуникационные технологии в образовании:монография /
Под. ред. Бадарча Дендева. М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 с.
Каждый второй ребенок в интернете — в группе риска: Интервью профессора
кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Галины Солдатовой [Электронный ресурс] // Коммерсант.ru. 2017. URL:
https://www.kommersant.ru/doc/3226858 (дата обращения: 20.12.2017).
Кочетков Н.В. Социально-психологические аспекты зависимости от онлайн-игр и
методика ее диагностики // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7.
№ 3. С. 148—163. doi:10.17759/sps.2016070311
Общение в интернете и социальная тревожность у подростков из разных
социальных групп [Электронный ресурс] / А.Б. Холмогорова [и др.] //
Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 4. С. 102—129.
URL: https://psyjournals.ru/mpj/2015/n4/kholmogorova.shtml (дата обращения:
20.12.2017).
Размытое поколение // Огонёк. 2017. № 5. С. 4.
Солдатова Г.У., Шляпников В.Н., Журина М.А. Эволюция онлайн-рисков: итоги
пятилетней работы линии помощи «Дети онлайн» [Электронный ресурс] //
Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том. 23. № 3. С. 50—66.
URL: https://psyjournals.ru/mpj/2015/n3/soldatova.shtml (дата обращения:
20.12.2017).
Эксперт о детях «в виртуале»: интернет стал способом жизни: интервью
президента творческого объединения «Юнпресс», доктора педагогических наук
Сергея Цымбаленко [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2013. URL:
https://ria.ru/sn_urban/20130422/932345785.html (дата обращения:
20.12.2017).
Янг К. Клинические аспекты интернет-зависимого поведения [Электронный
ресурс] // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2015.
№ 4(33). URL: http://mprj.ru/archiv_global/2015_4_33/nomer10.php#russian
(дата обращения: 20.12.2017).
Beard K. Internet addiction in children and adolescents // Computer science
research trends / C.B. Yarnall (ed.). Hauppauge, NY: Nova Science Publishers,
2008. P. 59—70.
Bulman G., Fairlie W. Technology and Education: Computers, Software, and
the Internet // Handbook of the Economics of Education. 2016. Vol. 5.
P. 239—280. doi:10.1016/B978-0-444-63459-7.00005-1
Caplan S., High A. Beyond excessive use: The interaction between cognitive
and behavioral symptoms of problematic Internet use // Communication Research
Reports. 2006. Vol. 23. № 4. P. 265—271.
doi:10.1080/08824090600962516
Diffusion tens or imaging reveals thalamus and posterior cingulate cortex
abnormalities in internet gaming addicts / G. Dong [et al.] // Journal of
Psychiatric Research. 2012. Vol. 46. № 9. P. 1212—1216.
doi:10.1016/j.jpsychires.2012.05.015
Griffiths M.D., Pontes H.M. Internet addiction disorder and internet gaming
disorder are not the same // Journal of Addiction Research and Therapy. 2014.
Vol. 5. № 4. doi:10.4172/2155-6105.1000e124
Heritability of compulsive Internet use in adolescents / J.M. Vink [et al]
// Addiction biology. 2016. Vol. 21. № 2. doi:10.1111/adb.12218
Hur M. Demographic, Habitual, and Socioeconomic Determinants of Internet
Addiction Disorder: An Empirical Study of Korean Teenagers // Cyber Psychology
Behavior. 2006. Vol. 9. № 5. P. 514—525.
doi:10.1089/cpb.2006.9.514
IEA International Computer and Information Literacy Study (ICILS)
[Электронный ресурс] // ACER. URL: https://icils.acer.org/ (дата обращения:
20.12.2017).
Lane A.E., Ziviani J.M. Factors influencing skilled use of the computer
mouse by school-aged children // Computers & Education. 2010. Vol. 55.
№ 3. P. 1112—1122. doi:10.1016/j.compedu.2010.05.008
Montag C., Reuter M. Internet Addiction Neuroscientific: Approaches and
Therapeutical Implications Including Smartphone Addiction / C. Montag, M.
Reuter (eds.). Cham, Switzerland: Springer International Publishing
Switzerland, 2015. 392 p. (Studies in Neuroscience, Psychology and Behavioral
Economics). doi:10.1007/978-3-319-46276-9
Neural bases of selective attention in action video game players / D.
Bavelier [et al.] // Vision Research. 2012. Vol. 61. P. 132—143.
doi:10.1016/j.visres.2011.08.007
Nissenbaum H., Walker D. Will computers dehumanize education? A grounded
approach to values at risk // Technology in Society. 1988. Vol. 20.
№ 3. P. 237—273. doi:10.1016/S0160-791X(98)00011-6
Ronimus M., Lyytinen H. Is School a Better Environment than Home for
Digital Game-Based Learning? The Case of GraphoGame // HumanTechnology. 2015.
11 (2). P. 123–147. doi:10.17011/ht/urn.201511113637
Ruthven K., Hennessy S., Brindley S. Teacher representations of the
successful use of computer-based tools and resources in secondary-school
English, mathematics and science // Teaching and Teacher Education. 2004.
Vol. 20. № 3. P. 259—275.
Sarzała D. Сyberspace as a source of deviant behavior of youth - symptoms
and prevention [Электронный ресурс] // American Scientific Journal. 2016.
№ 1 (1). P. 4—7. URL:
http://american-science.com/wp-content/uploads/2016/05/American_Scientific_Journal_1_p4-7.pdf
(дата обращения: 20.12.2017).
Self-esteem, personality and Internet addiction: a cross-cultural
comparison study / R. Sariyska [et al.] // Personality and Individual
Differences. 2014. Vol. 61—62. P. 28—33.
doi:10.1016/j.paid.2014.01.001
Sherman L.W. Cooperative Learning and Computer-Supported Intentional
Learning Experiences // Learning and Teaching on the World Wide Web /
Christopher R. Wolfe. San Diego, Calif.: Academic Press, 2001.
P. 113—130.
Tapscott D. Grown up digital: How the net generation is changing your
world. New York: McGraw-Hil, 2008. 288 p.
The role of the CHRNA4 gene in internet addiction: a case-control Study /
C. Montag [et al.] // Journal of Addictive Medicine. 2012. Vol. 6.
№ 3. P. 191—195. doi:10.1097/ADM.0b013e31825ba7e7
The Web in education / C. Allison [ et al.] // Computer Networks. 2012.
Vol. 56. № 18. P. 3811—3824.
doi:10.1016/j.comnet.2012.09.017
«Together we are better»: Professional learning networks for teachers / T.
Trust Daniel [et al.] // Computers & Education. 2016. Vol. 102.
P. 15—34. doi:10.1016/j.compedu.2016.06.007
Young K. Pathological Internet Use: XL. Addictive use of the Internet: A
case that breaks the stereotype // Psychological Reports. 1996. Vol. 79
(3Pt 1). P. 899—902. doi:10.2466/pr0.1996.79.3.899
Young K. S Cognitive-behavioral therapy with internet addicts: Treatment
outcomes and implications // Cyber Psychology Behaviour. 2007. Vol. 10.
№ 5. P. 671—679. doi:10.1089/cpb.2007.9971
Yu Z., Zhao Z. A report on treating Internet addiction disorder with
cognitive behavior therapy // International Journal of Psychology. 2004.
Vol. 39. № 5—6. P. 407—407.
Zong G. Developing preservice teachers' global understanding through
computer-mediated communication technology // Teaching and Teacher Education.
2009. Vol. 25. № 5. P. 617—625.
doi:10.1016/j.tate.2008.09.016