Холмогорова А.Б. доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199 e-mail: kholmogorova@yandex.ru
Авакян Т.В. старший преподаватель кафедры клинической психологии и психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия e-mail: avakyantv@mgppu.ru
Клименкова Е.Н. педагог-психолог,территориально структурное подразделение «Севастопольское», Государственное бюджетное профессионального образовательного учреждение Образовательный комплекс «Юго-Запад», Москва, Россия e-mail: klimenkovaliza@gmail.com
Малюкова Д.А. Аспирант, факультет консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия e-mail: DM514@yandex.ru
В статье приводятся данные исследования выраженности социальной тревожности и социальной ангедонии у подростков из разных социальных групп в зависимости от предпочитаемых ими каналов коммуникации с другими людьми — непосредственный контакт, социальные сети, телефон, скайп и различные сайты в интернете. Было обследовано 110 человек из двух московских колледжей и детского дома комплексом из четырех методик, одна из которых — «Анкета каналов социальной коммуникации» — используется впервые. На основании полученных результатов делается вывод о том, что самые распространенные способы коммуникации у современных подростков — непосредственный контакт и социальные сети, которые используются ими примерно одинаково часто, однако при этом большинство подростков предпочитают непосредственный контакт всем другим каналам коммуникации. Подростки, которые предпочитают непосредственный контакт всем другим способам коммуникации, являются более благополучными по показателям двух опросников социальной тревожности (шкала социального избегания и дистресса — SADS; Watson, Friend, 1969; краткая шкала страха социальной оценки — BENE; Leary, 1983) и шкалы социальной ангедонии (RSAS; Eckblad et al, 1982), а предпочитающие общение в социальных сетях отличаются более высокими показателями по всем трем опросникам. Высказывается предположение, что связь между социальной тревожностью и частотой использования социальных сетей не является прямой, а опосредована избеганием непосредственного контакта, которое, по известным механизмам тревожного реагирования, способствует его закреплению в ситуациях общения и дальнейшему усилению социальной тревожности.
* Исследование выполнено за счет гранта Российского Научного Фонда (проект N 14-18-03461) на базе ФГБУ «ФМИЦПН имени В.П. Сербского» Минздрава России.
Сегодня уже не остается сомнений в том, что Интернет —
неотъемлемая часть жизни молодых людей, а общение в интернете с
использованием компьютерных технологий — новая форма общения. Проведенный в
2009 г. в разных населенных пунктах России опрос показал, что каждый восьмой
подросток (возрасте 14—17 лет) «живет» в Интернете (т. е. не только проводит
много времени в сети, но и оценивает это время как субъективно очень значимое)
[Солдатова, Кропалева, 2009]. Более чем у 75% российских детей и подростков
есть профиль в социальных сетях, иногда — в нескольких [Солдатова, Зотова,
2011].
Литература
Богдановская И.М., Проект Ю.Л., Богдановская А.Б. Особенности
формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы качества
образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2013. N 6. С.
49—57.
Богомазова К.А. Современный человек и современные технологии: кто
кого? [Электронный ресурс] // Психологическая газета. 14.07.2014. URL: http://
www.psy-gazeta.ru/feed/3862/ (дата обращения: 04.11.2015).
Войскунский А.Е. Исследование Интернета в психологии // Интернет и
российское сообщество / Под ред. И. Семенова. М.: Гендальф, 2002. С.
235—250.
Воликова С.В., Авакян Т.В. Связь социальной ангедонии и социальной
тревожности с трудностями ментализации у детей-сирот // Консультативная
психология и психотерапия. 2014. Т. 22. N 4. С. 155—167.
Гаранян Н.Г., Щукин Д.А. Частые социальные сравнения как фактор
эмоциональной дезадаптации студентов // Консультативная психология и
психотерапия. 2014. Т.22. N 4. С. 182—206.
Гордилов А.В. Виртуальное общение и проблема саморегуляции
информационнокоммуникативного поведения личности в интернет-сообществах //
Материалы международной научно-практической конференции
«Информационнокоммуникационное пространство и человек» (Пенза — Москва —
Витебск, 15—16 апреля 2011 года) / Научно-издательский центр «Социосфера».
Жилинская А.В. Интернет как ресурс для решения задач подросткового
возраста: обзор психологических исследований [Электронный ресурс] //
Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т.6. N1. URL:
http://psyjournals. ru/psyedu_ru/2014/n1/67976.shtml (дата обращения:
04.11.2015).
Кобызева В.О. Особенности виртуального общения в повседневных
коммуникативных практиках молодежи [Электронный ресурс] // Современные
исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2010. N1. URL:
http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2010/no1.html (дата обращения:
04.11.2015).
Кондрашкин А.В., Кириллова Т.О. Социальная ситуация развития
современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в
восстановительном подходе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и
образование psyedu.ru. 2012. N 4. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/
n4/57076.shtml (дата обращения: 4.11.2015).
Марарица Л.В., Антонова Н.А, Ерицян К.Ю. Общение в интернете:
потенциальная угроза или ресурс для личности [Электронный ресурс] //
Петербургский психологический журнал. 2013. N5. URL:
ojs.spbu.ru/index.php/psy/article/ download/47/23 (дата обращения:
04.11.2015).
Никитина И.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность: содержание
понятия и основные направления изучения. Часть 1 // Социальная и клиническая
психиатрия. 2010. Т. 20. N 1. C. 80—85.
Новая группа подростков с «невидимым» риском психопатологии и
суицидального поведения: находки исследования SEYLE [Электронный ресурс] /
Carli V., Hoven C.W., Wasserman C. et al. / Под ред. А.А. Курсакова; перевод
П.В. Алфимова // WorldPsychiatry (на русском). 2014. Т. 13. N 1. URL: http://
psychiatr.ru/magazine/wpa (дата обращения: 04.11.2015).
Павлова Т.С., Краснова В.В. Современные теории социальной
тревожности в детском и подростковом возрасте [Электронный ресурс] //
Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. N 3. С. 27—40. URL:
https://psyjournals.ru/ jmfp/2014/n3/72698.shtml (дата обращения:
04.11.2015).
Плешаков В.А. Перспектива развития теории киберсоциализации человека
в XXI веке // Идеи и идеалы. 2011. Т. 2. N 3(9). С. 47—62.
Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование
представлений детей и взрослых об интернете / Г.В. Солдатова, Е.Ю. Зотова,
А.И. Чекалина, О.С. Гостимская / Под ред. Г.В. Солдатовой. М., 2011. 176
с.
Психологическая дезадаптация у студентов системы среднего и высшего
профессионального образования: сравнительный анализ / В.А. Горчакова, Л.А.
Ланда, В.А. Матыцына, В.В. Краснова, Е.Н. Клименкова, А.Б. Холмогорова //
Психологическая наука и образование. 2013. N 4. С. 5—15.
Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю. Российские и европейские школьники:
проблемы онлайн-социализации [Электронный ресурс] // Дети в информационном
обществе. 2011. N 7. URL: http://detionline.com/assets/files/
journal/7/12research_7.pdf (дата обращения: 4.11.2015).
Солдатова Г.В., Кропалева Е.Ю. Особенности российских школьников как
пользователей интернета [Электронный ресурс] // Дети в информационном
обществе. 2009. N 2. URL: http://detionline.com/assets/files/journal/2/
research1_2.pdf (дата обращения: 4.11.2015).
Солдатова Г.В., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Типы пользователей и их
деятельность в интернете [Электронный ресурс] // Дети в информационном
обществе. 2013—2014. N 15. URL: http://detionline.com/assets/files/journal/15/
Issledovaniya.pdf (дата обращения: 4.11.2015).
Холмогорова А.Б. Природа нарушений социального познания при
психической патологии: как примирить «био» и «социо»? // Консультативная
психология и психотерапия. 2014. Т. 22. N 4. С. 8—29.
Banerjee R., Henderson L. Social-Cognitive Factors in Childhood
Social Anxiety: A Preliminary Investigation // Social Development. 2001. Vol.
10. Р. 558—572.
Brown C. Are We Becoming More Socially Awkward? An Analysis of the
Relationship Between Technological Communication Use and Social Skills in
College Students [Электронный ресурс] // Psychology Honors Papers. 2013. Paper
40. URL: http://digitalcommons.conncoll.edu/psychhp/40 (дата обращения:
04.11.2015).
Bruch M.A., Fallon M., Heimberg R.G. Social phobia and difficulties
in occupational adjustment // Journal of counseling psychology. 2003. Vol. 50.
P. 109—117.
Knowing when not to use the Internet: Shyness and adolescents’ on-line and
off-line interactions with friends / F. Laghi, B.H. Schneider, I. Vitoroulis at
al. // Computers in Human Behavior. 2013. N 29. P. 51—57.
Masia C.L., Klein R.G., Storch E.A. & Corda B. School based
behavioral treatment for social anxiety disorder in adolescents: Results of
pilot study // Journal of the American Academy of Child and Adolescent
Psychiatry. 2001. Vol. 40. P. 780—786.
OldmeadowJ.A., Quinn S., Kowert R. Attachment style, social skills,
and Facebook use amongst adults // Computers in Human Behavior. 2013. Vol. 29.
Iss. 3. P. 1142— 1149.
Peleg O. Social anxiety and social adaptation among adolescents at
three age levels // Social Psychology of Education. 2012. Vol. 15. P. 207—218.
doi: 10.1007/s11218011-9164-0.
Pierce T. Shyness and technology: Face-to-face communication versus
technological communication among teens // Computers in Human Behavior. 2009.
Vol. 24. N 6.
P. 1367—1372. doi:10.1016/j.chb.2009.06.003 Saunders P.L., Chester
A. Shyness and the internet: Social problem or panacea // Computers in
Human Behavior. 2008. Vol. 24. Iss. 6. P. 2649—2658.
Sisman B., Yoruk S., Eleren A. Social Anxiety and Usage of Online
Technological Communication Tools among Adolescents [Электронный ресурс]
//Journal of Economic and Social Studies. 2013. Vol. 3. N 2. URL:
http://eprints.ibu.edu.ba/2389/ (дата обращения: 04.11.2015).
Schneier F.R., Blanco C., Antia S.X., Liebowitz M.R. The social
anxiety spectrum // Psychiatr Clin North Am. 2002. N 25. Р. 757—774.