Орел Е.А. кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГБОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9100-0713 e-mail: eorel@hse.ru
Куликова А.А. младший научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГБОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4296-3521 e-mail: aponomareva@hse.ru
В статье описывается валидизация инструмента мониторинговой оценки социально-эмоциональных навыков в начальной школе. Он разработан на основе модели Большой пятёрки и содержит три шкалы: Достижение целей, Работа с другими и Управление эмоциями. Проведено два валидизационных исследования, на выборке учащихся третьих классов школ Москвы и Татарстана. В рамках первого исследования (N=1318 человек) была проверена конструктная валидность и надёжность инструмента. Для анализа факторной структуры был использован конфирматорный и эксплораторный факторный анализ, а также методы современной теории тестирования, которые подтвердили заложенную факторную структуру. В рамках второго исследования (N=2559) была доказана критериальная валидность инструмента: он продемонстрировал ожидаемый уровень и направление связи с результатами тестирования по чтению и математике. Представленный опросник может использоваться для массовой мониторинговой оценки социально-эмоционального развития в начальной школе.
Предикторы успешности обучения в начале и в конце начальной школы: отчёт о
научно-исследовательской работе / Е.Ю. Карданова [и др.]. Москва: Национальный
исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017. 142с.
Baker-Henningham H., López Bóo F. Early childhood stimulation programs in
developing countries: A comprehensive literature review [Электронный ресурс].
Washington, DC: Banco Interamericano de Desarrollo, 2010. 71 p. URL:
https://publications.iadb.org/bitstream/handle/11319/2660/earlychildhoodstimulationinterventionsindevelopingcountries:acomprehensiveliteraturereview.pdf?sequence=1
(дата обращения: 06.08.2018).
Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI)
[Электронный ресурс] // Psicothema. 2006. № 18. P. 13–25. URL:
http://www.redalyc.org/html/727/72709503/ (дата обращения: 06.08.2018).
Colman A.M. A Dictionary of Psychology [Электронный ресурс]. Oxford; New
York: Oxford University Press, 2015. URL:
http://www.oxfordreference.com/view/10.1093/acref/9780199657681.001.0001/acref-9780199657681
(дата обращения: 06.08.2018).
Duckworth A.L, Yeager S.D. Measurement Matters: Assessing Personal
Qualities other than Cognitive Ability for Educational Purposes // Educational
Researcher. 2015. Vol. 44. № 4. P. 237–251.
doi:10.3102/0013189X15584327
Furnham A., Moutafi J., Chamorro-Premuzic T. Personality and Intelligence:
Gender, the Big Five, Self-Estimated and Psychometric Intelligence [Электронный
ресурс] // Selection & Assessment. 2005. Vol. 13. № 1.
P. 11–24. URL:
https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1111/j.0965-075X.2005.00296.x (дата
обращения: 06.08.2018).
Heckman J., Kautz T. Fostering and measuring skills: Interventions that
improve character and cognition : NBER Working Paper № w19656 [Электронный
ресурс]. Cambridge, MA: National Bureau of Economic Research, 2013. 124 p.
URL: http://www.nber.org/papers/w19656.pdf (дата обращения: 06.08.2018).
Heckman J., Rubinstein Y. The Importance of Noncognitive Skills: Lessons
from the GED Testing // American Economic Review Papers and Proceedings. 2001.
Vol. 91. № 2. P. 145–149. doi:10.1257/aer.91.2.145
Hu L.T. Cutoff criteria for fit indexes in covariance structure analysis:
Conventional criteria versus new alternatives [Text] // Structural equation
modeling: a multidisciplinary journal. 1999. Vol. 6. № 1.
P. 1–55. doi:10.1080/10705519909540118
Jang K.L., Livesley W.J., Vernon P.A. Heritability of the big five
personality dimensions and their facets: a twin study // Journal of
Personality. 1996. Vol. 64. № 3. P. 577–591.
doi:10.1111/j.1467-6494.1996.tb00522.x
John O.P., Srivastava S. The Big-Five Trait Taxonomy: History, Measurement,
and Theoretical Perspectives [Электронный ресурс] // Handbook of personality:
Theory and research / Eds. L.A. Pervin, O.P. John. New York: Guilford Press,
1999. P. 102–139. URL:
https://books.google.ru/books?id=iXMQq7wg-qkC&lpg=PA102&ots=uE9876lCga&dq=John%20O.P.%2C%20Srivastava%20S.%20The%20Big-Five%20Trait%20Taxonomy%3A%20History%2C%20Measurement%2C%20and%20Theoretical%20Perspectives%20&lr&hl=ru&pg=PA102#v=onepage&q&f=false
(дата обращения: 06.08.2018).
Linacre J.M. A User's Guide to WINSTEPS: ProgramManual 3.71.0. [Электронный
ресурс]. Winsteps, 2011. URL: http://www.winsteps.com/a/winsteps.pdf (дата
обращения: 06.08.2018).
Organization. Partners in Life Skills Education [Электронный ресурс]:
Conclusions from a United Nations Inter-Agency Meeting. Geneva: World Health
Organization, Department of Mental Health, 1999. 14 p. URL:
http://www.who.int/mental_health/media/en/30.pdf (дата обращения:
06.08.2018).
Poropat A.E. A Meta-Analysis of the Five-Factor Model of Personality and
Academic Performance // Psychological Bulletin. 2009. Vol. 135. № 2.
P. 322–338. doi:10.1037/a0014996
Singh M. Understanding Life Skills [Электронный ресурс] / UNESCO Institute
for Education. Hamburg, 2003. 8 p. // UNESCO. United Nations Educational,
Scientific and Cultural Organization. URL:
http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001469/146963e.pdf (дата обращения:
06.08.2018).
Skills for Social Progress. The Power of Social and Emotional Skills
[Электронный ресурс]. Paris: OECD, 2015. 142 p. URL:
http://www.oecd.org/edu/skills-for-social-progress-9789264226159-en.htm (дата
обращения: 06.08.2018).
The impact of enhancing students' social and emotional learning: A
meta‐analysis of schoolbased universal programs / J.A. Durlak [et al.] // Child
development. 2011. Vol. 82. № 1. P. 405–432.
doi:10.1111/j.1467-8624.2010.01564.x
The Positive Impact of Social and Emotional Learning for Kindergarten to
Eighth–Grade Students: Findings from Three Scientific Reviews [Электронный
ресурс] / J. Payton [et al.]. Collaborative for Academic, Social, and Emotional
Learning (CASEL), 2008. 12 p. URL:
http://www.casel.org/wp-content/uploads/2016/08/PDF-4-the-positive-impact-of-social-and-emotional-learning-for-kindergarten-to-eighth-grade-students-executive-summary.pdf
(дата обращения: 06.08.2018).
The relationship between personality, approach to learning and academic
performance / A. Duff [et al.] // Personality and Individual Differences. 2004.
Vol. 36. № 8. P. 1907–1920. doi:10.1016/j.paid.2003.08.020