Введение

171

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

Тип материала: редакторская заметка

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080100

Для цитаты: Гуружапов В.А., Адаскина А.А. Введение [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 1. С. 5–6. DOI: 10.17759/jmfp.2019080100

Полный текст

 

В настоящее время проблема школьной неуспеваемости становится все более и более острой. Школьная неуспеваемость это не только непонимание учеником отдельных разделов определенного предмета. В ряде случаев последствия школьной неуспеваемости значительно шире и касаются множества аспектов жизни ребенка и его семьи. Школьная неуспеваемость оказывает отрицательное влияние на самовосприятие ребенка, формирует у него ощущение хронической неуспешности, сказывается на эмоциональном состоянии, а зачастую и на его здоровье. В большинстве случаев у неуспевающих детей пропадает учебная мотивация. Школьная неуспеваемость ребенка повышает уровень напряжения в семье, порождает множество конфликтов, неуверенность родителей в собственной компетентности. Работа с хронически неуспевающими учениками приводит к профессиональному выгоранию педагогов.

В данном номере нашего журнала представлен зарубежный опыт в области решения проблем школьной неуспеваемости и психологического благополучия слабоуспевающих школьников акцентировать наиболее значимые аспекты, проанализировать методы и технологии, используемые зарубежными коллегами.

В статье Д.В. Лубовского «Исследования психологического благополучия слабоуспевающих обучающихся в школах США» обсуждается связь между эмоциональным благополучием школьников и их успеваемостью. Автор рассматривает факторы, улучшающие психоэмоциональное состояние слабоуспевающих учеников, а также роль масштабного проекта, основанного на принципах позитивной психологии (М. Селигман) для поддержания психологического благополучия учеников с низкой успеваемостью.

В статье Н.В. Савицкой, О.А. Круковской и Т.В. Иволиной «Психологическая неустойчивость как причина неуспешности школьников» рассматривается проблема психологической устойчивости учащихся в контексте школьного обучения. На основании анализа более, чем 80 источников, выделены основные векторы исследований психологической устойчивости. Авторы анализируют также подходы к укреплению психологической устойчивости детей, подростков и юношества, связанные и не связанные с пребыванием учащихся в образовательной среде.

Статья В.А. Гуружапова, С.П. Саниной и коллег «Диагностическая компетентность учителя как условие преодоления учебной неуспешности обучающихся» посвящена анализу профессиональных компетен­ций учителя, необходимых для успешного преодоления неуспеваемости. В частности, авторы рассматривают «диагностическую компетентность» как важный профессиональный навык. Под диагностической компетентностью понимается умение учителя проводить диагностику непосредственно в учебной ситуации с целью определения понимания учащимся учебного материала и выбора последующих коррекционных действий. В статье дается обзор способов развития диагоностической компетенции.

Влияние социально-экономических факторов на школьную успеваемость рассматривается в фундаментальной статье Е.И. Исаева, С.Г. Косарецкого, А.М. Михайловой «Зарубежный опыт профилактики и преодоления школьной неуспеваемости у детей, воспитывающихся в семьях с низким социально-экономическим статусом». В статье анализируется зарубежный (преимущественно, западно-европейский) опыт профилактики школьной неуспешности детей из социально­неблагополучных семей, а также проекты и программы профилактики и помощи семьям с низким социально­экономическим статусом. Перспективным направлением преодоления школьной неуспешности полагается поддержка школ, реализующих подобные программы.

Созвучные проблемы обучение детей-мигрантов рассматривается в статье А. Хаперской «Трудности учебной деятельности детей мигрантов в Италии». Автор акцентирует внимание на том, что проблемы детей-мигрантов носят комплексный характер, это не только трудности освоения учебных программ из-за плохого владения языком, но и целый ряд эмоциональных проблем (травматический опыт, потери, связанные с переселением, сложности вхождения в чуждую для них культуру, и, как следствие — чувство одиночества, потерянности). Образовательный проект Межкультурная педагогика, появившийся сегодня в Италии, призван помочь решить описанные проблемы.

Несколько статей нашего номера посвящены преодолению трудностей, возникающим при обучении отдельным дисциплинам. С.П. Санина в статье «Проблемы обучения географии: обзор зарубежных исследований» обобщает исследования ученых из США, Ирландии, Финляндии, Германии, Нидерландов, Китая, Японии, в которых обсуждаются вопросы снижения интереса обучающихся к географии, рассматриваются способы решения выявленных проблем и методы обучения, зарекомендовавшие себя как наиболее эффективные и действенные в повышении качества географического образования.

А.А. Адаскина в статье «Изучение феномена математической тревожности в зарубежной психологии» проводит обзор статей, посвященных такому явлению как «математическая тревожность». Большинство зарубежных исследований фиксирует этот психологический феномен, который является причиной сложностей в усвоении математических дисциплин наряду с чисто когнитивными факторами. В статье рассматриваются практические рекомендации по снижению математической тревожности при обучении школьников математическим дисциплинам, включающие как педагогические, так и психологические приемы.

В заключение тематической части номера представлена проблемная статья А.Г. Сулейманяна «Возможна ли культурно-историческая парадигма в психологии образования при глобализации? (Опыт Африки)». Автор размышляет о культурно-специфических особенностях образования на примере африканских традиций. Обзор выступлений спикеров Первого Всеафриканского Психологического Конгресса позволяет выявить основные проблемы педагогики Африки (подавляющая бедность населения, ориентация на западные концепции образования в ущерб национальным традициям, отсутствие аутентичной обоснованной психологической теории). Некритичное заимствование западной системы образования определяет и трудности обучения африканских детей, так как система обучения оказывается оторванной от культурных традиций и повседневной жизни детей этого контингента.

Информация об авторах

Гуружапов Виктор Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Адаскина Анна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8802-0975, e-mail: adaskinaaa@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 495
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 171
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0