Современная зарубежная психология
2019. Том 8. № 1. С. 5–6
doi:10.17759/jmfp.2019080100
ISSN: 2304-4977 (online)
Введение
Общая информация
Рубрика издания: Колонка редактора
Тип материала: редакторская заметка
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080100
Для цитаты: Гуружапов В.А., Адаскина А.А. Введение [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 1. С. 5–6. DOI: 10.17759/jmfp.2019080100
Полный текст
В настоящее время проблема школьной неуспеваемости становится все более и более острой. Школьная неуспеваемость — это не только непонимание учеником отдельных разделов определенного предмета. В ряде случаев последствия школьной неуспеваемости значительно шире и касаются множества аспектов жизни ребенка и его семьи. Школьная неуспеваемость оказывает отрицательное влияние на самовосприятие ребенка, формирует у него ощущение хронической неуспешности, сказывается на эмоциональном состоянии, а зачастую и на его здоровье. В большинстве случаев у неуспевающих детей пропадает учебная мотивация. Школьная неуспеваемость ребенка повышает уровень напряжения в семье, порождает множество конфликтов, неуверенность родителей в собственной компетентности. Работа с хронически неуспевающими учениками приводит к профессиональному выгоранию педагогов.
В данном номере нашего журнала представлен зарубежный опыт в области решения проблем школьной неуспеваемости и психологического благополучия слабоуспевающих школьников акцентировать наиболее значимые аспекты, проанализировать методы и технологии, используемые зарубежными коллегами.
В статье Д.В. Лубовского «Исследования психологического благополучия слабоуспевающих обучающихся в школах США» обсуждается связь между эмоциональным благополучием школьников и их успеваемостью. Автор рассматривает факторы, улучшающие психоэмоциональное состояние слабоуспевающих учеников, а также роль масштабного проекта, основанного на принципах позитивной психологии (М. Селигман) для поддержания психологического благополучия учеников с низкой успеваемостью.
В статье Н.В. Савицкой, О.А. Круковской и Т.В. Иволиной «Психологическая неустойчивость как причина неуспешности школьников» рассматривается проблема психологической устойчивости учащихся в контексте школьного обучения. На основании анализа более, чем 80 источников, выделены основные векторы исследований психологической устойчивости. Авторы анализируют также подходы к укреплению психологической устойчивости детей, подростков и юношества, связанные и не связанные с пребыванием учащихся в образовательной среде.
Статья В.А. Гуружапова, С.П. Саниной и коллег «Диагностическая компетентность учителя как условие преодоления учебной неуспешности обучающихся» посвящена анализу профессиональных компетенций учителя, необходимых для успешного преодоления неуспеваемости. В частности, авторы рассматривают «диагностическую компетентность» как важный профессиональный навык. Под диагностической компетентностью понимается умение учителя проводить диагностику непосредственно в учебной ситуации с целью определения понимания учащимся учебного материала и выбора последующих коррекционных действий. В статье дается обзор способов развития диагоностической компетенции.
Влияние социально-экономических факторов на школьную успеваемость рассматривается в фундаментальной статье Е.И. Исаева, С.Г. Косарецкого, А.М. Михайловой «Зарубежный опыт профилактики и преодоления школьной неуспеваемости у детей, воспитывающихся в семьях с низким социально-экономическим статусом». В статье анализируется зарубежный (преимущественно, западно-европейский) опыт профилактики школьной неуспешности детей из социальнонеблагополучных семей, а также проекты и программы профилактики и помощи семьям с низким социальноэкономическим статусом. Перспективным направлением преодоления школьной неуспешности полагается поддержка школ, реализующих подобные программы.
Созвучные проблемы обучение детей-мигрантов — рассматривается в статье А. Хаперской «Трудности учебной деятельности детей — мигрантов в Италии». Автор акцентирует внимание на том, что проблемы детей-мигрантов носят комплексный характер, это не только трудности освоения учебных программ из-за плохого владения языком, но и целый ряд эмоциональных проблем (травматический опыт, потери, связанные с переселением, сложности вхождения в чуждую для них культуру, и, как следствие — чувство одиночества, потерянности). Образовательный проект Межкультурная педагогика, появившийся сегодня в Италии, призван помочь решить описанные проблемы.
Несколько статей нашего номера посвящены преодолению трудностей, возникающим при обучении отдельным дисциплинам. С.П. Санина в статье «Проблемы обучения географии: обзор зарубежных исследований» обобщает исследования ученых из США, Ирландии, Финляндии, Германии, Нидерландов, Китая, Японии, в которых обсуждаются вопросы снижения интереса обучающихся к географии, рассматриваются способы решения выявленных проблем и методы обучения, зарекомендовавшие себя как наиболее эффективные и действенные в повышении качества географического образования.
А.А. Адаскина в статье «Изучение феномена математической тревожности в зарубежной психологии» проводит обзор статей, посвященных такому явлению как «математическая тревожность». Большинство зарубежных исследований фиксирует этот психологический феномен, который является причиной сложностей в усвоении математических дисциплин наряду с чисто когнитивными факторами. В статье рассматриваются практические рекомендации по снижению математической тревожности при обучении школьников математическим дисциплинам, включающие как педагогические, так и психологические приемы.
В заключение тематической части номера представлена проблемная статья А.Г. Сулейманяна «Возможна ли культурно-историческая парадигма в психологии образования при глобализации? (Опыт Африки)». Автор размышляет о культурно-специфических особенностях образования на примере африканских традиций. Обзор выступлений спикеров Первого Всеафриканского Психологического Конгресса позволяет выявить основные проблемы педагогики Африки (подавляющая бедность населения, ориентация на западные концепции образования в ущерб национальным традициям, отсутствие аутентичной обоснованной психологической теории). Некритичное заимствование западной системы образования определяет и трудности обучения африканских детей, так как система обучения оказывается оторванной от культурных традиций и повседневной жизни детей этого контингента.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 521
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 178
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0