Ермолова Т.В. кандидат психологических наук, заведующая кафедрой зарубежной и русской филологии, профессор кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4260-9087 e-mail: yermolova@mail.ru
Балыгина Е.А. кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5558-1389 e-mail: baliginaea@mgppu.ru
При анализе зарубежных исследований 2017–2019 гг. выявлены мотивационные факторы достижения на уровне школьного и семейного микросоциумов: стремление выделиться и ассимилироваться, привлекательность и популярность, семейные традиции образования, отношения с родителями, самооценка, сопротивляемость. Показано значение мотивационного климата и взвешенных индивидуальных поддерживающих стратегий, ориентированных на жизненные цели, в том числе эмоциональной вовлеченности. Предикторы мотивации высокой успеваемости младших подростков ─ причастность к жизни школы и авторитет педагога. Проанализированы причины снижения мотивации к обучению в старших классах. Приведены модели, демонстрирующие роль убежденности подростка в самоэффективности и роль матери и отца в формировании мотивации образовательных достижений. Показано, что ученые постепенно переносят акцент на неинвазивные способы формирования «наведенной» мотивации к обучению и целевой мотивации к обучению отдельным особо востребованным дисциплинам.
Борисова И.В. Взаимосвязь школьной тревожности и мотивации учебной
деятельности на этапе адаптации к обучению в 5-х классах // Психологическая
наука и образование. 2018. Т. 23. № 5. C. 22–28.
doi:10.17759/pse.2018230503
Варенова О.А., Расходчикова М.Н. К вопросу об особенностях статусной
позиции и мотивации подростков // Социальная психология: вопросы теории и
практики. Материалы III Ежегодной научно-практической конференции памяти М.Ю.
Кондратьева (10–11 мая 2018 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018.
С. 129–131.
Вартанова И.И. Психологические особенности мотивации и ценностей у
старшеклассников разного пола // Психологическая наука и образование. 2017.
Т. 22. № 3. C. 63–70. doi:10.17759/pse.2017220307
Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов:
структура, механизмы, условия развития: Дисс. … д-ра психол. наук. Москва,
2013. 444 с.
Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. Москва: Смысл, 2015. 334
с.
Гордеева Т.О., Сычев О.А., Шепелева Е.А. Интеллект, мотивация и
копинг-стратегии как условия академических достижений школьников // Вопросы
психологии. 2015. №1. С. 15–26.
Графодатская А.Г., Орлов В.А. Социально-психологические аспекты взаимосвязи
мотивации учебной деятельности и сплоченности ученической группы // Социальная
психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской
научно-практической конференции с международным участием (24–25 октября 2017
г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. С. 217–219.
Крушельницкая О.Б. Социально-психологические факторы мотивации учения //
Социальная психология образования. Учебное пособие / ред. О.Б. Крушельницкая,
М.Е. Сачкова, Л.Б. Шнейдер. М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2017.
С. 230–241.
Кулагина И.Ю. Доминирующая мотивация школьников: возрастные тенденции и
условия развития // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11.
№ 3. С. 100–109. doi:10.17759/chp.2015110309
Кулагина И.Ю. Становление мотивации в средних классах гимназии для
одаренных детей // Психология обучения. 2015. № 11. С. 32–42.
Никитская М.Г., Толстых Н.Н. Зарубежные исследования учебной мотивации //
Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 100–113.
doi:10.17759/jmfp.2018070210
Социальная психология развития: В 2-х ч. Часть 2: учебник для бакалавриата
и магистратуры / под ред. Н.Н. Толстых. Москва: Издательство Юрайт, 2017. 395
с.
Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез. Монография. Москва: Универсум,
2018. 292 с.
Толстых Н.Н., Угланова И.Л. Отрочество: идентичность и субъектность //
Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 15–26.
Шкала внутренней и внешней мотивации школьников / Т.О. Гордеева [и др.] //
Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 2. С. 65–74.
doi:10.17759/pse.2017220206
Actitudes en la adolescencia inicial y rendimiento académico: el rol
mediacional del autoconcepto academic / A. Veas [et al.] // Revista
Psicodidáctica. 2018. Vol. 24. № 1. P. 71–77.
doi:10.1016/j.psicod.2018.11.001
Adolescents’ preparedness and motivation across the transition to
post-comprehensive education / R. Lazarides [et al.] // Contemporary
Educational Psychology. 2017. Vol. 49. P.151–159.
doi:10.1016/j.cedpsych.2017.01.008
Andre L., van Vianen A.E.M., Peetsma T.T.D. Adolescents' and parents'
regulatory focus as determinants of future time perspective on school and
professional career // Learning and Individual Differences. 2017. Vol. 59.
P. 34–42. doi:10.1016/j.lindif.2017.08.010
Friends, academic achievement, and school engagement during adolescence: A
social network approach to peer influence and selection effects / Ming-Te Wang
// Learning and Instruction. 2018. Vol. 58, P. 148–160.
doi:10.1016/j.learninstruc.2018.06.003
Gray De Leon L. Is psychological membership in the classroom a function of
standing out while fitting in? Implications for achievement motivation and
emotions // Journal of School Psychology. 2017. Vol. 61. P. 103–121.
doi:10.1016/j.jsp.2017.02.001
Gray De Leon L. Understanding STEM-focused high school students’
perceptions of task importance: The role of «standing out» and »fitting in» in
mathematics class // Contemporary Educational Psychology. 2014. Vol. 39.
№ 1. P. 29–41. doi:10.1016/j.cedpsych.2013.12.001
Gutman L.M., Schoon I. Emotional engagement, educational aspirations, and
their association during secondary school // Journal of Adolescence. 2018.
Vol. 67. P. 109–119. doi:10.1016/j.adolescence.2018.05.014
Ho Ph., Cherng Hua-Yu Seb. How far can the apple fall? Differences in
teacher perceptions of minority and immigrant parents and their impact on
academic outcomes // Social Science Research. 2018. Vol. 74.
P. 132–145. doi:10.1016/j.ssresearch.2018.05.001
Increasing perseverance in math: Evidence from a field experiment in Norway
/ E. Bettinger [et al.] // Journal of Economic Behavior and Organization. 2018.
Vol. 146. P. 1–15. doi:10.1016/j.jebo.2017.11.032
Li X., Huang Ching-Yu Soar, Chiung-Tao Shen A. Romantic involvement and
adolescents' academic and psychosocial functioning in Chinese societies //
Children and Youth Services Review. 2019. Vol. 96. P. 108–117.
doi:10.1016/j.childyouth.2018.11.036
Marks A.K., Coll C.G. Education and developmental competencies of ethnic
minority children: Recent theoretical and methodological advances //
Developmental Review. 2018. Vol. 50. Part A. P. 90–98.
doi:10.1016/j.dr.2018.05.004
Moon U.J., Bouchey H.A. Effects of perceived parents’ and teachers’ values
and beliefs on rural adolescents’ college plans // The Social Science Journal.
2018. doi:10.1016/j.soscij.2018.08.016
Motivated by future and challenges: A cross-cultural study on adolescents'
investment in learning and career planning / L. Andre [et al.] // Journal of
Vocational Behavior. 2019. Vol. 110. Part A. P. 168–185.
doi:10.1016/j.jvb.2018.11.015
Roy S., Morton M., Bhattacharya Shr. Hidden human capital: Self-efficacy,
aspirations and achievements of adolescent and young women in India // World
Development. 2018. Vol. 111. P. 161–180.
doi:10.1016/j.worlddev.2018.07.002
School engagement trajectories in adolescence: The role of peer likeability
and popularity / M.C. Engels [et al.] // Journal of School Psychology. 2017.
Vol. 64. P. 61–75. doi:10.1016/j.jsp.2017.04.006
Senkbeil M. Development and validation of the ICT motivation scale for
young adolescents. Results of the international school assessment study ICILS
2013 in Germany // Learning and Individual Differences. 2018. Vol. 67.
P. 167–176. doi:10.1016/j.lindif.2018.08.007
The role of parental affection and psychological control in adolescent
athletes’ symptoms of school and sport burnout during the transition to upper
secondary school / K. Aunola [et al.] // Journal of Adolescence. 2018.
Vol. 69. P. 140–149. doi:10.1016/j.adolescence.2018.10.001
Vasalampi K., Kiuru N., Salmela-Aro K. The role of a supportive
interpersonal environment and education-related goal motivation during the
transition beyond upper secondary education // Contemporary Educational
Psychology. 2018. Vol. 55. P. 110–119.
doi:10.1016/j.cedpsych.2018.09.001
Who makes the cut? Parental involvement and math trajectories predicting
college enrollment / J.L. Degol [et al.] // Journal of Applied Developmental
Psychology. 2017. Vol. 50. P. 60–70.
doi:10.1016/j.appdev.2017.03.007
Wisk L.E., Weitzman E.R. Expectancy and Achievement Gaps in Educational
Attainment and Subsequent Adverse Health Effects Among Adolescents With and
Without Chronic Medical Conditions // Journal of Adolescent Health. 2017.
Vol. 61. № 4. P. 461–470.
doi:10.1016/j.jadohealth.2017.04.006