Чиркина Р.В. кандидат психологических наук, заведующая кафедрой юридической психологии и права, факультет юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7040-7792 e-mail: rimmach@bk.ru
Буллинг – актуальнейшая проблема современной школы не только в России, но и в других странах. Одной из ключевых фигур в профилактике и разрешении ситуаций школьного буллинга является учитель, позиция которого в статье рассматривается в контексте влияния учителя на эффективность антибуллинговых программ. Учитель может распознавать ситуации буллинга, принимать меры для его профилактики и разрешения уже возникших ситуаций. Также учитель является ролевой моделью для учеников, а его реакции определяют поведение детей и их доверие ко взрослым в ситуациях буллинга. Однако в настоящее время у учителей есть сложности с распознаванием буллинга, с эффективным реагированием на него, а также с личностной позицией в ситуации буллинга. Роль учителя осмысляется в рамках антибуллинговых программ, которые предлагают учителям широкий спектр действий, снижающих уровень буллинга и виктимизации в классе. В статье приводится обзор зарубежных и российских исследований, посвящённых позиции учителя в ситуации буллинга. Как иллюстрация использования позиции учителя для снижения уровня буллинга и виктимизации приводится описание элементов эффективных антибуллинговых программ. Статья может быть интересна психологам и педагогам, встречающимся с ситуациями буллинга в образовательной среде.
Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный
феномен [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики.
2013. Т. 10. № 3. С. 149–159. URL:
https://psy-journal.hse.ru/data/2013/10/31/1283226604/Bochaver_Hlomov_10-03pp149-159.pdf
(дата обращения: 16.09.2019).
Бутовская М.Л., Луценко Е.Л., Ткачук К.Е. Буллинг как социокультурный
феномен и его связь с чертами личности у младших школьников // Этнографическое
обозрение. 2012. № 5. С. 139–150.
Быковская Е.Ф. Педагогическое насилие: теория и практика // Философия
образования. 2006. № 1. С. 221–229.
Кривцова С., Шапкина А., Белевич А. Буллинг в школах мира: Австрия,
Германия, Россия // Образовательная политика. 2016. № 3 (73).
С. 97–119.
Стратийчук Е.В. Научное обоснование подходов к разработке антибуллинговых
программ в образовательной среде: Магистерская диссертация. Москва, 2019.
113 с.
Травля и издевательство (буллинг) в школах и участие в драках среди
подростков [Электронный ресурс] / Всемирная организация здравоохранения:
Европейское региональное бюро // Информационный бюллетень. 15 марта. 2016. URL:
http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0006/303486/HBSC-No.7_factsheet_Bullying_RU.pdf?ua=1
(дата обращения: 15.05.2019).
An evaluation of an anti-bullying intervention in Toronto schools / D.J.
Pepler [et al.] // Canadian Journal of Community Mental Health, 1994.
Vol. 13. № 2. С. 95–110. doi:10.7870/cjcmh-1994-0014.
Andreou E., Didaskalou E., Vlachou A. Evaluating the effectiveness of a
curriculum-based anti-bullying intervention program in Greek primary schools //
Educational Psychology. 2007. Vol. 27. № 5. P. 693–711.
oi:10.1080/01443410601159993.
APA Resolution on Bullying Among Children and Youth [Электронный ресурс] //
American Psychological Association. 2004 URL:
https://www.apa.org/about/policy/bullying.pdf (дата обращения:
06.03.2019).
Australia: the Friendly Schools project / D. Cross [et al.] // Bullying in
schools: how successful can interventions be? / Ed. P.K. Smith, D. Pepler, K.
Rigby. Cambridge: Cambridge University Press. 2007. p. 187–210.
doi:10.1017/CBO9780511584466.011.
Bauman S., Del Rio A. Knowledge and beliefs about bullying in schools:
Comparing pre-service teachers in the United States and the United Kingdom //
School Psychology International. 2005. Vol. 26. № 4. P. 428–442.
doi:10.1177/0143034305059019.
Boulton M.J. Teachers’ views on bullying: Definitions, attitudes and
ability to cope // British Journal of Educational Psychology. 1997.
Vol. 67. № 2. P. 223–233.
doi:10.1111/j.2044-8279.1997.tb01239.x.
Craig W.M., Henderson K., Murphy J.G. Prospective teachers’ attitudes
toward bullying and victimization // School Psychology International. 2000.
Vol. 21. № 1. P. 5–21. doi:10.1177/0143034300211001.
Definitions of bullying: A comparison of terms, uses, and age and gender
differences, in a fourteen-country international comparison / P.K. Smith [et
al.] // Child Development. 2002. Vol. 73. № 4. P. 1119–1133.
doi:10.5993/AJHB.26.4.3.
DeRosier M.E. Marcus, S.R. Building friendships and combating bullying:
effectiveness of S.S. GRIN at one-year follow-up // Journal of Clinical Child
and Adolescent Psychology. 2005. Vol. 34. № 1. P. 140–150.
doi:10.1207/s15374424jccp3401_13.
Ertesvag S.K., Vaaland G.S. Prevention and reduction of behavioural
problems in school: An evaluation of the Respect program // Educational
Psychology. 2007. Vol. 27. № 6. P. 713–736.
doi:10.1080/01443410701309258.
Haidaraj Y. Teacher`s knowledge of bullying and their anti-bulling attitude
// European Journal of Social Sciences Studies. 2017. Vol. 2. № 2.
P. 1–11.
Harris S., Willoughby W. Teacher perceptions of student bullying behaviors
// ERS Spectrum. 2003. Vol. 21. № 3. P. 11–18.
Implementation of the Olweus Bullying Prevention programme in the
Southeastern United States / S.P. Limber [et al.] // Bullying in schools: How
successful can interventions be? / Ed. K. Rigby 2004. Cambridge: Cambridge
University Press. P. 55–79. doi:10.1017/CBO9780511584466.005.
Lester R., Maldonado N. Perceptions of Middle School Teachers about an
Anti-Bullying Program [Электронный ресурс]. Knoxville, 2014. 26 p. URL:
https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED555259.pdf (дата обращения:
16.08.2019).
Liu J., Graves N. Childhood Bullying: A Review of Constructs, Concepts, and
Nursing Implications // Public Health Nursing 2011. Vol. 28. № 6.
P. 556–568. doi:10.1111/j.1525-1446.2011.00972.x.
Nicolaides S., Toda Y., Smith P.K. Knowledge and attitudes about school
bullying in trainee teachers // British Journal of Educational Psychology.
2002. Vol. 76. № 1. P. 553–576.
doi:10.1348/000709902158793.
Olweus D. The Olweus Bulling Prevention Program: implementation and
evaluation over two decades // Handbook of bulling in schools / Ed. S.R.
Jimerson [et al.]. Oxford: Routledge. 2010. P. 377–402.
Rural elementary students., parents., and teachers. perceptions of bullying
/ M.S. Stockdale [et al.] // American Journal of Health Behavior. 2002.
Vol. 26. № 4. P. 266–277. doi:10.5993/AJHB.26.4.3.
Salmivalli C. Karna A. Poskiparta E. From peer putdowns to peer support: a
theoretical model and how it translated into a national anti-bulling program //
Handbook of bulling in schools / Ed. By S.R. Jimerson [et al.]. New York:
Routledge, 2010. P. 441–454.
Targeting the group as a whole: The Finnish anti-bullying intervention / C.
Salmivalli [et al.] // Bullying in schools: How successful can interventions
be? / Ed. P.K. Smith [et al.]. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. p.
251–275. doi:10.1017/CBO9780511584466.014.
Teacher, peer, and self-nominations of bullies and victims of bullying /
D.L. Paulk [et al.]. // Paper presented at the American Psychological
Association National Conference. Boston, MA: 1999.
Transtheoretical-based bullying prevention effectiveness trials in middle
schools and high schools / K.E. Evers [et al.] // Educational Research. 2007.
Vol. 49. № 4. P. 397–414. doi:10.1080/00131880701717271.
Ttofi M.M., Farrington D.P., Baldry A.C. Effectiveness of programmes to
reduce school bullying: A systematic review. Stockholm: The Swedish National
Council for Crime Prevention, 2008. 92 p.
Ttofi M.M., Farrington D.P. Effectiveness of school-based programs to
reduce bullying: A systematic and meta-analytic review // Journal of
Experimental Criminology. 2011. Vol. 7. № 1. P. 27–56.
doi:10.1007/s11292-010-9109-1.