Актуальные направления исследований взаимоотношений подростков с родителями

3552

Аннотация

В статье по материалам зарубежных источников рассматривается актуальные направления исследований взаимоотношении подростков с родителями. Обсуждаются следующие проблемы: влияние типов воспитания, родительских установок на различные аспекты психологического развития подростков; вклад взаимоотношений с родителями и сверстниками в социально-личностное развитие в подростковом возрасте; особенности привязанности подростка к родителям; детско-родительские конфликты. В рамках проблемы влияния типа семейного воспитания на психологическое развитие подростков в исследованиях последних лет подтверждается позитивная роль авторитетного стиля воспитания, влияние жесткого стиля воспитания на подростковую агрессию, показано, что чрезмерный родительский контроль не способствует развитию самооценки, усиливает самокритику у девочек-подростков. В исследованиях «техноференции» показано негативное влияние технических средств (телефон, гаджеты) на взаимодействие между родителями и детьми. В контексте значения привязанности к родителям в подростковом возрасте показана роль качества привязанности в становлении автономии, разрешении проблем и трудностей возраста, связанных с интернет зависимостью, агрессивностью, школьной успеваемостью. В статье представлены также исследования позитивных и негативных аспектов влияния конфликта с родителями на личностное развитие подростка, гендерных различий поведения в конфликте матери и отца, вклад супружеских конфликтов в психологическое развитие в подростковом возрасте.

Общая информация

Ключевые слова: детско-родительские отношения, тип воспитания, привязанность, подростковый возраст, детско-родительские конфликты

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080407

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Авдеева Н.Н., Хоффман Б.Э. Актуальные направления исследований взаимоотношений подростков с родителями [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 4. С. 69–78. DOI: 10.17759/jmfp.2019080407

Литература

  1. Карабанова О.А. Детско-родительские отношения и практики воспитания в семье: кросс-культурный аспект // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 2. С. 15–26. doi:10.17759/jmfp.2017060202.
  2. Ньюфелд Г. Не упускайте своих детей. М.: Ресурс, 2015. 384 с.
  3. Эйнстад Г. Самооценка у детей и подростков: книга для родителей. М.: Альпина Паблишер, 2015. 394 с.
  4. A Meta‐Analysis of Parent–Adolescent Conflict: Disagreement, Hostility, and Youth Maladjustment / B. Weymouth [et al.] // Journal of Family Theory and Review. 2016. Vol. 8. № 1. P. 95–112. doi:10.1111/jftr.12126
  5. A Secure Base in Adolescence: Markers of Attachment Security in the Mother–Adolescent Relationship / J. Allen [et al.] // Child Development. 2003. Vol. 74. № 1. P. 292–307. doi:10.1111/1467-8624.t01-1-00536
  6. Adolescent social media use and mental health from adolescent and parent perspectives / C. Barry [et al.] // Journal of Adolescence. 2017. Vol. 61. P. 1–11. doi:10.1016/j.adolescence.2017.08.005
  7. Adolescents’, mothers’, and fathers’ gendered coping strategies during conflict: youth and parent influences on conflict resolution and psychopathology / K. Marceau [et al.] // Development and Psychopathology. 2015. Vol. 27. № 4pt1. P. 1025–1044. doi:10.1017/S0954579415000668
  8. Allen J., Miga E. Attachment in adolescence: A move to the level of emotion regulation // Journal of social and personal relationships. 2010. Vol. 27. № 2. P. 181–195. doi:10.1177/0265407509360898
  9. Attachment and Autonomy During Adolescence [Электронный ресурс] / Boykin K. McElhaney [et al.] // Handbook of Adolescent Psychology / Eds. R.M. Lerner, L. Steinberg. Hoboken, N.J.: John Wiley and Sons, 2009. P. 358–403. URL: https://qps.ru/wRPjK (дата обращения: 25.11.2019)
  10. Chen B.B. Parent–Adolescent Attachment and Academic Adjustment: The Mediating Role of Self-Worth // Journal of Child and Family Studies. 2017. Vol. 26. № 8. P. 2070–2076. doi:10.1007/s10826-017-0728-2
  11. Ching B.H.H., Wu X. Parental conflicts and materialism in adolescents: Emotional insecurity as a mediator // Journal of Adolescence. 2018. Vol. 69. P. 189–202. doi:10.1016/j.adolescence.2018.07.019
  12. Darling N., Steinberg A. Parenting style as context: an integrative model [Электронный ресурс] // Psychical Bulletin. 1993. Vol. 113. № 3. P. 487–496. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.865.7470&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 25.11.2019)
  13. De Goede I., Branje S., Meeus W. Developmental changes in adolescents' perceptions of relationships with their parents // Journal of youth Adolescence. 2009. Vol. 38. № 1. P. 75–88. doi:10.1007/s10964-008-9286-7
  14. Do Attachment Styles and Family Functioning Predict Adolescents’ Problematic Internet Use? A Relative Weight Analysis / M. Cacioppo [et al.] // Journal of Child and Family Studies. 2019. Vol. 28. № 5. P. 1263–1271. doi:10.1007/s10826-019-01357-0
  15. Dost-Gözkan A. Adolescent disclosure and secrecy in different relationship contexts and psychological well-being // Paper presented at the 15th Biennial conference of the European Association for Research on Adolescence. Cádiz, Spain, 2016.
  16. Examining the longitudinal relations among adolescents' conflict management with parents and conflict frequency / L. Missotten [et al.] // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 117. P. 37–41. doi:10.1016/j.paid.2017.05.037
  17. Giannotta F., Rydell A. The role of mother-child relationship in the route from child ADHD to adolescent symptoms of depressed mood // Journal of Adolescence. 2017. Vol. 61. P. 40–49. doi:10.1016/j.adolescence.2017.09.005
  18. Gittins C., Hunt C. Parental behavioural control in adolescence: How does it affect self-esteem and self-criticism? // Journal of Adolescence. 2019. Vol. 73. P. 26–35. doi:10.1016/j.adolescence.2019.03.004
  19. Interdependence of attachment styles and relationship quality in parent-adolescent dyads / C. Chow [et al.] // Journal of Adolescence. 2017. Vol. 61. P. 77–86. doi:10.1016/j.adolescence.2017.09.009
  20. Kildare C., Middenmiss W. Impact of parents mobile device use on parent-child interaction: A literature review // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 75. P. 579–593. doi:10.1016/j.chb.2017.06.003
  21. Kokkinos M., Algiovanoglou I., Voulgaridou I. Emotion Regulation and Relational Aggression in Adolescents: Parental Attachment as Moderator // Journal of Child and Family Studies. 2019. Vol. 28. № 11. P. 3146–3160. doi:10.1007/s10826-019-01491-9
  22. Mc Daniel B., Coyne S. Technology interference in the parenting of young children: Implications for mothers’ perceptions of coparenting // The Social Science journal. 2016. Vol. 53. № 4. P. 435–443. doi:10.1016/j.soscij.2016.04.010
  23. Moretti M., Peled M. Adolescent-parent attachment: Bonds that support healthy development // Pediatric Child Health. 2004. Vol. 9. № 8. P. 551–555. doi:10.1093/pch/9.8.551
  24. Mother–adolescent conflict types and adolescent adjustment: a person-oriented analysis / M. Huey [et al.] // Journal of Family Psychology. 2017. Vol. 31. № 4. P. 504–512. doi:10.1037/fam0000294
  25. Parent-adolescent conflict as sequences of reciprocal negative emotion: links with conflict resolution and adolescents’ behavior problems / A. Moed [et al.] // Journal of Youth and Adolescence. 2015. Vol. 44. № 8. P. 1607–1622. doi:10.1007/s10964-014-0209-5
  26. Patterns of Competence and Adjustment among Adolescents from Authoritative, Authoritarian, Indulgent, and Neglectful Families / S. Lamborn [et al.] // Child Development. 1991. Vol. 62. № 5. P. 1049–1065. doi:10.1111/j.1467-8624.1991.tb01588.x
  27. Qi W. Harsh parenting and child aggression: Child moral disengagement as the mediator and negative parental attribution as the moderator // Child Abuse & Neglect. 2019. Vol. 91. P. 12–22. doi:10.1016/j.chiabu.2019.02.007
  28. Raboteg-Saric Z., Sakie M. Relations of Parenting Styles and Friendship Quality to Self-Esteem, Life Satisfaction and Happiness in Adolescents // Applied Research in Quality of Life. 2014. Vol. 9. № 3. P. 749–765. doi:10.1007/s11482-013-9268-0
  29. Sağkal A. Direct and indirect effects of strength-based parenting on adolescents’ school outcomes: Exploring the role of mental toughness // Journal of Adolescence. 2019. Vol. 76. P. 20–29. doi:10.1016/j.adolescence.2019.08.001
  30. Steinberg L., Sheffield Morris A. Adolescent Development [Электронный ресурс] // Annual Review of Psychology. 2001. Vol. 52. P. 83–110. URL: http://www.colorado.edu/ibs/jessor/psych7536-805/readings/steinberg_morris-2001_83-110.pdf (дата обращения: 29.08.2019)
  31. Stockdale L.A., Coyne S.M., Padilla-Walker L.M. Parent and Child Technoference and socioemotional behavioral outcomes: A nationally representative study of 10- to 20-year-Old adolescents // Computers in Human Behavior. 2018. Vol. 88. P. 219–226. doi:10.1016/j.chb.2018.06.034
  32. The Time-Varying Influences of Peer and Family Support on Adolescent Daily Positive and Negative Affect / S. Weinstein [et al.] // Journal of youth Adolescence. 2006. Vol. 35. № 3. P. 420–430. doi:10.1207/s15374424jccp3503_7
  33. Tu K.M., Marks B., El-Sheikh M. Sleep and mental health: the moderating role of perceived adolescent-parent attachment // Sleep Health. 2017. Vol. 3. № 2. P. 90–97. doi:10.1016/j.sleh.2016.12.003
  34. Van Doorn M., Branje S., Meeus W. Developmental changes in conflict resolution styles in parent-adolescent relationships: a four-wave longitudinal study // Journal of youth Adolescence. 2011. Vol. 40. № 1. P. 97–107. doi:10.1007/s10964-010-9516-7
  35. Yucel D., Vogt Yuan A. Parents, Siblings, or Friends? Exploring Life Satisfaction among Early Adolescents // Applied Research in Quality of Life. 2016. Vol. 11. № 4. P. 1399–1423. doi:10.1007/s11482-015-9444-5

Информация об авторах

Авдеева Наталия Николаевна, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета "Психология образования им. профессора Л.Ф. Обуховой", Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8430-8181, e-mail: nnavdeeva@mail.ru

Хоффман Брук Эшли, аспирант факультета психологии образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4075-3221, e-mail: brookeahoffman@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2089
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 37

Скачиваний

Всего: 3552
В прошлом месяце: 39
В текущем месяце: 55