Методы диагностики эмоционального интеллекта

19542

Аннотация

Проблема диагностики эмоционального интеллекта значима как для прикладной психологии, так и для теоретических исследований в этой области знаний. Цель статьи – обзор методик диагностики эмоционального интеллекта. Диагностический инструментарий исследования динамики развития эмоционального интеллекта зависит от объяснительной модели эмоционального интеллекта. При этом, в рамках одного методического подхода различны как диагностические инструменты, так и измеряемые ими компоненты эмоционального интеллекта. Исходя из этих особенностей проблемы, выдвигают принципы создания диагностических методик. Обобщив упомянутые особенности и принципы, мы можем условно разделить диагностический методический материал на группы следующим образом: описание конкретной ситуации в заданиях; формулировка заданий, исключающая неоднозначное их понимание; формулировка заданий, позволяющая избежать сознательного контроля и социально желательных ответов; выделение объективных критериев оценки ответов; измерение не черт личности, а способностей; возможность прогнозирования поведения человека в сферах, связанных с эмоциональными проявлениями.

Общая информация

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, диагностика, диагностические методики, опросник, тест, принципы создания (разработки) тестов

Рубрика издания: Общая психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080411

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Методы диагностики эмоционального интеллекта [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 4. С. 10–114. DOI: 10.17759/jmfp.2019080411

Литература

  1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.
  2. Бусыгина Т.А., Ихсанова С.Г. Опыт проективной диагностики эмоционального интеллекта учителей // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. № 2. С. 1441–1447.
  3. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков // Психолого-педагогические исследования. 2017. № 4(9). С. 65–74. doi:10.17759/psyedu.2017090407.
  4. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн [Электронный ресурс] // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3–22. URL: https://www.researchgate.net/publication/311706448_Novaa_metodika_dla_izmerenia_emocionalnogo_intellekta_oprosnik_EmIn (дата обращения: 29.10.2019).
  5. Матвеева Л.Г., Горшенин Д.В. Опыт разработки методики диагностики эмоционального интеллекта [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 4. С. 149–160. URL: https://psy-journal.hse.ru/2007-4-4/26959874.html (дата обращения: 29.10.2019).
  6. Нгуен Минь Ань. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника [Электронный ресурс] // Ребёнок в детском саду. 2008. № 1. С. 83—85. URL: https://studylib.ru/doc/513420/diagnostika-urovnya-razvitiya-e-mocional._nogo-intellekta (дата обращения: 29.10.2019).
  7. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: модель, структура теста (MSCEIT V2.0), русскоязычная адаптация [Электронный ресурс] // Психологические исследования (электронный научный журнал). 2009. № 6(8). URL: http://psystudy.ru/num/2009n6-8/243-sergienko-vetrova8#e3 (дата обращения: 29.10.2019).
  8. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике [Электронный ресурс] / Р.Д. Робертс [и др.] // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. 2004. Т. 1. № 4.С. 3–24. URL: https://psy-journal.hse.ru/2004-1-4/27497347.html (дата обращения: 29.10.2019).
  9. Bar-On R. Emotional Quotient Inventory: a measure of emotional intelligence. NY: Multi-Health Systems, Inc. 2008. 36 p.
  10. Cyberbullying victimization, selfesteem and suicidal ideation in adolescence: Does emotional intelligence play a buffering role? [Электронный ресурс] / N. Extremera [et al.] // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. Р. 367. URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00367 (дата обращения: 29.10.2019).
  11. Fiori M. A new look at emotional intelligence: A dual-process framework // Personality and Social Psychology Review. 2009. Vol. 13. № 1. P. 21–44. doi:10.1177/1088868308326909
  12. Hornung O., Dittes S., Smolnik S. When emotions go social – Understanding the role of emotional intelligence in social network use [Электронный ресурс] // Twenty-six European Conference on Information Systems (ECIS2018). Portsmouth, UK. 2018. 11 p. URL: http://ecis2018.eu/wp-content/uploads/2018/09/1715-doc.pdf (дата обращения: 29.10.2019).
  13. La relación del Test de InteligenciaEmocional de la FundaciónBotín (TIEFBA) con el ajuste personal y escolar deadolescentesespanoles [Электронный ресурс] / P. Fernández-Berrocal [et al.] // Revista de Psicodidáctica. 2018. Vol. 23. № 1. P. 1–8. doi:10.1016/j.psicod.2017.07.001
  14. MacCann C., Roberts R.D. New paradigms for assessing emotional intelligence: Theory and data // Emotion. 2008. Vol. 8. № 4. P. 540–551. doi:10.1037/a0012746
  15. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotional Intelligence New Ability or Eclectic Traits // American Psychological Association. 2008. Vol. 63. № 6. P. 503–517. doi:10.1037/0003-066X.63.6.503
  16. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. MSCEIT — Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test [Электронный ресурс]. Toronto: Multi-Health Systems, Inc. 2002. 14 p. URL: https://humancapitaltalent.co.za/wp-content/uploads/2018/11/MSCEIT-Personal-Summary-Report.pdf (дата обращения: 29.10.2019).
  17. Miners C., Cote S., Lievens F. Assesing the validity of emotional intelligens measures // Emotion review. 2018. Vol. 10. № 1. P. 87–95. doi:10.1177/1754073917693688
  18. Neurobiological correlates of Emotional Intelligence in voice and face perception networks / K.N. Karle [et al.] // Social and Affective Neurosciene. 2018. Vol. 13. № 2. P. 233–244. doi:10.1093/scan/nsy001
  19. Perceived emotional intelligence as a moderator variable between cybervictimization and its emotional impact / P. Elipe [et al.] // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. Article 486, 11 p. doi:10.3389/fpsyg.2015.00486
  20. Roberts R.D., Zeidner M., Matthews G. Does emotional intelligence meet traditional standarts for an intelligence? Some new data and conclusions // Emotion. 2001. Vol. 1. № 3. P. 196–231. doi:10.1037//1528-3542.1.3.196
  21. Self- and other-focused emotional intelligence: development and validation of the Rotterdam Emotional Intelligence Scale (REIS) / K.A. Pekaar [et al.] // Personality and individual differences. 2018. Vol. 120. P. 222– 223. doi:10.1016/j.paid.2017.08.045
  22. Tapia M., Marsh G.E. A validation of the emotional intelligence inventory // Psicothema. 2006. Vol. 18. P. 55–58
  23. The relationship between emotional intelligence and the different roles in cyberbullying among high school students in Tehran / K. Razjouyan [et al.] // Iranian journal of psychiatry and behavioral sciences. 2018. Vol. 3. № 12. doi:10.5812/ijpbs.11560
  24. The relationship between the three models of emotional intelligence and psychopathy: a systematic review / R. Gomez-Leal [et al] // Frontiers in psychiatry. 2018. Vol. 9. Article 307. 11 p. doi:10.3389/fpsyt.2018.00307

Информация об авторах

Кочетова Юлия Андреевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9853-569X, e-mail: kochetovayua@mgppu.ru

Климакова Мария Вячеславовна, преподаватель кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2048-3105, e-mail: klimakovamv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4505
В прошлом месяце: 150
В текущем месяце: 101

Скачиваний

Всего: 19542
В прошлом месяце: 328
В текущем месяце: 186