Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9760Новости 1909Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

3 место — направление «Психология»

2,013 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,040 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Условия адаптации иностранных студентов в ВУЗах 157

|

Апасова М.В.
магистр психологии, соискатель кафедры социальной психологии развития , Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0680-497X
e-mail: rabiosa113@gmail.com

Кулагина И.Ю.
кандидат психологических наук, профессор, старший научный сотрудник, кафедра возрастной психологии имени проф. Л.Ф. Обуховой, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3095-4329
e-mail: dissovetmgppu@mail.ru

Апасова Е.В.
кандидат психологических наук, сотрудник кафедры социальной психологии развития, факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-0768
e-mail: dissovetmgppu@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются особенности адаптации иностранных студентов и аспирантов в вузах различных стран – Европы, Азии, Америки и Австралии. В зарубежной психологии отмечается ряд внешних и внутренних факторов, определяющих успешность адаптации и обусловливающих трудности протекания адаптационных процессов. К основным внешним факторам относят культурную дистанцию между родной и принимающей странами, возраст и пол обучающихся, специфику проживания в кампусах, бытовые проблемы и климат. Социокультурная адаптация зависит, главным образом, от степени близости культур, хотя в любом случае иностранные студенты переживают «культурный шок». К основным внутренним факторам относят коммуникативную компетентность, характер мотивации, самоэффективность, ценностные ориентации. При обучении в аспирантуре ВУЗа другой страны возникают те же проблемы, что и при получении высшего образования, но они стоят более остро из-за включения в исследовательскую деятельность, особенно связанную с использованием аппаратуры и требующую согласования режима работы с коллегами. В зарубежной психологии большое внимание оказывается социальной поддержке иностранных студентов – информационной, эмоциональной и инструментальной.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Верченова Е.А. О применении социометрии в кросс-культурном исследовании (на материале китайских студентов) [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 3. С. 142–150. URL: https://psyjournals.ru/social_psy/2014/n3/70714.shtml (дата обращения: 16.12.2020).
  2. Чибисова М.Ю., Верченова Е.А. Языковая компетентность, развитие группы и социометрический статус иностранных студентов в российском вузе (на примере исследования китайских студентов) // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 1. С. 93–107. DOI:10.17759/sps.2017080106
  3. Acculturation, internet use, and psychological well-being among Chinese international students [Электронный ресурс] / J.Q. Li [et al.] // Journal of International Students. 2013. Vol. 3. № 2. P. 155–166. URL: https://www.researchgate.net/profile/Tianlan_Elaine_Wei/publication/259891663_Acculturation_Internet_Use_and_Psychological_Well-being_Among_Chinese_International_Students/links/0f31752f3d4af019e7000000/Acculturation-Internet-Use-and-Psychological-Well-being-Among-Chinese-International-Students.pdf (дата обращения: 16.12.2020).
  4. Antecedents of Psychological Adjustment of International Students Studying in China: The Roles of Self-Efficacy and Self-Esteem / W.T. Gebregergis [et al.] // Open Journal of Social Sciences. 2019. Vol. 7. № 2. Article ID 90818 P. 233–254. DOI:10.4236/jss.2019.72019
  5. Banjong D.N., Wuraola A., Biaku M. International students from different continents face varied challenges and seek campus support in dissimilar ways [Электронный ресурс] // International Educational Scientific Research Journal. 2016. Vol. 2. № 12. P. 118–128. URL: https://iesrj.com/archive-sub?detail=INTERNATIONAL_STUDENTS_FR (дата обращения: 16.12.2020).
  6. Baohua Y., Downing K. Downing. Determinants of international students’ adaptation: examining effects of integrative motivation, instrumental motivation and second language proficiency // Educational Studies. 2012. Vol. 38. № 4. P. 457–471. DOI:10.1080/03055698.2011.643111
  7. Brown L. Worlds apart: the barrier between east and west // Journal of International and Intercultural Communication. 2009. Vol. 2. № 3. P. 240–259. DOI:10.1080/17513050902985323
  8. Chinese students’ social integration in the university community: hearing the students’ voices / H. Spencer-Oatey [et al.] // Higher Education. 2017. Vol. 74. P. 739–756. DOI:10.1007/s10734-016-0074-0
  9. Cross-Cultural Adaptation of Foreign Students in Chinese University: Based on Network of Social Support / C. Luo [et al.] // Cross-Cultural Communication. 2014. Vol. 10. № 1. P. 16–20. DOI:10.3968/j.ccc.1923670020141001.4018
  10. Dauber D., Spencer-Oatey H. Internationalisation and student diversity: how far are the opportunity benefits being perceived and exploited? // Higher Education. 2019. Vol. 78. P. 1035–1058. DOI:10.1007/s10734-019-00386-4
  11. Edara I.R. Social and Spiritual Dimensions as Protective Factors in the Relationship between Acculturative Stress and Subjective Well-Being among International Students in Taiwan // Psychology. 2018. Vol. 9. № 7. P. 1582–1604. DOI:10.4236/psych.2018.97096
  12. Gesing P., Glass C. The development of social capital through international students’ involvement in campus organizations // Journal of International Students. 2018. Vol. 8. № 3. P. 1274–1292. DOI:10.5281/zenodo.1254580
  13. Glass C. Educational experiences associated with international students’ learning, development, and positive perceptions of campus climate // Journal of Studies in International Education. 2012. Vol. 16. № 3. P. 226–249. DOI:10.1177/1028315311426783
  14. Glass C., Gómez E., Urzua A. Recreation, intercultural friendship, and international students' adaptation to college by region of origin // International Journal of Intercultural Relations. 2014. Vol. 42. № 3. P. 104–117. DOI:10.1016/j.ijintrel.2014.05.007
  15. Hendrickson B. Intercultural connectors: Explaining the influence of extra-curricular activities and tutor programs on international student friendship network development // International Journal of Intercultural Relations. 2018. Vol. 63. P. 1–16. DOI:10.1016/j.ijintrel.2017.11.002
  16. Hotta J., Ting-Toomey S. Intercultural adjustment and friendship dialectics in international students: A qualitative study // International Journal of Intercultural Relations. 2013. Vol. 37. № 5. P. 550–566. DOI:10.1016/j.ijintrel.2013.06.007
  17. Jackson M., Ray S., Bybell D. International students in the U.S.: Social and psychological adjustment [Электронный ресурс] // Journal of International Students. 2013. Vol. 3. № 1. P. 17–28. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1056438.pdf (дата обращения: 16.12.2020).
  18. Jones R., Kim Y.S. Communication Experiences of International Students in the U.S.: A Comparison Study of Cross-Cultural Adaptation between European and Asian Students [Электронный ресурс] // Scientia et Humanitas: A Journal of Student Research. 2013. Vol. 3. P. 83–104. URL: https://libjournals.mtsu.edu/index.php/scientia/article/view/667 (дата обращения: 16.12.2020).
  19. Kudo K. Social representation of intercultural exchange in an international university // Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. 2016. Vol. 37. № 2. P. 256–268. DOI:10.1080/01596306.2015.1014881
  20. Kwon Y. The sociocultural adjustment of Chinese graduate students at Korean universities: A qualitative study // International Journal of Intercultural Relations. 2013. Vol. 37. № 5. P. 536–549. DOI:10.1016/j.ijintrel.2013.06.004
  21. Lee J., Ciftci A. Asian international students’ socio-cultural adaptation: Influence of multicultural personality, assertiveness, academic self-efficacy, and social support // International Journal of Intercultural Relations. 2014. Vol. 38. P. 97–105. DOI:10.1016/j.ijintrel.2013.08.009
  22. Li M., Campbell J. Cultural Adaptation: A case study of Asian students’ learning experiences at a New Zealand university [Электронный ресурс] // Proceedings of the EDU-COM 2006 International conference. Engagement and empowerment: new opportunities for growth in higher education (Perth Western Australia, Edith Cowan University, 22–24 November 2006). Perth Western: Edith Cowan University, 2006. P. 299–307. URL: https://ro.ecu.edu.au/ceducom/86 (дата обращения: 16.12.2020).
  23. Liang C., Yang X. Nature and Effectiveness of Online Social Support for Intercultural Adaptation of Mainland Chinese International Students [Электронный ресурс] // International Journal of Communication. 2015. Vol. 9. P. 2161–2181. URL: https://ijoc.org/index.php/ijoc/article/view/2867/1420 (дата обращения: 16.12.2020).
  24. McKenzie L., Baldassar L. Missing friendships: understanding the absent relationships of local and international students at an Australian university // Higher Education. 2017. Vol. 74. № 4. P. 701–715. DOI:10.1007/s10734-016-0073-1
  25. Rienties B., Tempelaar D. The role of cultural dimensions of international and Dutch students on academic and social integration and academic performance in the Netherlands // International journal of intercultural relations. 2013. Vol. 37. № 2. P. 188–201. DOI:10.1016/j.ijintrel.2012.11.004
  26. Rosen D., Hendrickson B. Insights into New Media Use by International Students: Implications for Cross-Cultural Adaptation Theory // Social Networking. 2017. Vol. 6. № 2. P. 81–106. DOI:10.4236/sn.2017.62006
  27. Ryan J. Internationalisation of doctoral education. Possibilities for new knowledge and understandings [Электронный ресурс] // Australian universities’ review. 2012. Vol. 54. № 1. P. 55–63. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ968523.pdf (дата обращения: 16.12.2020).
  28. Sovic S. Coping with stress: the perspective of international student // Art, Design & Communication in Higher Education. 2008. Vol. 6. № 3. P. 145–158. DOI:10.1386/adch.6.3.145_1
  29. Spencer-Oatey H., Xiong Z. Chinese Students' Psychological and Sociocultural Adjustments to Britain: An Empirical Study // Language, Culture and Curriculum. 2006. Vol. 19. № 1. P. 37–53. DOI:10.1080/07908310608668753
  30. Tanaka T., Okunishi Y. Social skills use of international students in Japan // Japanese Psychological Research. 2016. Vol. 58. № 1. P. 54–70. DOI:10.1111/jpr.12097
  31. Theoretical models of culture shock and adaptation in international students in higher education / Y. Zhou [et al.] // Studies in Higher Education. 2008. Vol. 33. № 1. P. 63–75. DOI:10.1080/03075070701794833
  32. Tran L.T. Mutual Adaptation of International Students and Academics for the Sustainable Development of International Education [Электронный ресурс] // Proceedings of the EDU-COM 2008 International Conference. Sustainability in Higher Education: Directions for Change. (Perth Western Australia, Edith Cowan University, 19-21 November 2008). Perth Western: Cowan University, 2008. P. 524–538. URL: http://dro.deakin.edu.au/eserv/DU:30056532/tran-mutualadaptation-2008.pdf (дата обращения: 16.12.2020).
  33. Traore S.A., Diarra S. Effects of the Intercultural Exchange on the Life of International Students in Wuhan (China) // Advancesin Applied Sociology. 2019. Vol. 9. № 7. P. 243–257. DOI:10.4236/aasoci.2019.97019
  34. Vulić-Prtorić A., Oetjen N. Adaptation and Acculturation of International Students in Croatia [Электронный ресурс] // Collegium Antropologicum. 2017. Vol. 41. № 4. P. 335–343. URL: https://hrcak.srce.hr/205231 (дата обращения: 16.12.2020).
  35. Westmont C.M., Glass C.R. Comparative effects of belongingness on the academic success and cross-cultural interactions of domestic and international students // International Journal of Intercultural Relations. 2014. Vol. 38. P. 106–119. DOI:10.1016/j.ijintrel.2013.04.004
  36. Xiao S.L., Yang Z.X., Bernardo A.B.I. Polyculturalism and cultural adjustment of international students: Exploring the moderating role of cultural distance in a quantitative cross-sectional survey study // Cogent Psychology. 2019. Vol. 6. № 1. 14 p. DOI:10.1080/23311908.2019.1682767
  37. Yua B., Wrightb Ew. Socio-cultural adaptation, academic adaptation and satisfaction of international higher degree research students in Australia // Tertiary Education and Management. 2016. Vol. 22. № 1. P. 49–64. DOI:10.1080/13583883.2015.1127405
  38. Yusliza M.Y., Shankar Chelliah Adjustment in International Students in Malaysian Public University // International Journal of Innovation, Management and Technology. 2010. Vol. 1. № 3. P. 275–278. DOI:10.7763/IJIMT.2010.V1
Статьи по теме

Культурно-историческая психология: традиции и инновации  |  Гриценко В.В., Хухлаев О.Е., Зинурова Р.И., Константинов В.В., Кулеш Е.В., Малышев И.В., Новикова И.А., Черная А.В.

Межкультурная компетентность как предиктор адаптации иностранных студентов

CrossRef doi:10.17759/chp.2021170114

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика