Бовина И.Б. доктор психологических наук, профессор, кафедра клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9497-6199 e-mail: innabovina@yandex.ru
Бовин Б.Г. кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России (ФКУ НИИ ФСИН России), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9255-7372 e-mail: bovinbg@yandex.ru
В фокусе нашего внимания в настоящей работе находится анализ классических и современных социально-психологических исследований по проблеме норм и их нарушения. Актуальность изучения этой проблематики объясняется, в первую очередь тем, что ситуация взаимодействия в Интернет-пространстве (именно такое взаимодействие доминирует в нашей повседневной жизни на самых разных уровнях, преимущественно в подростково-молодежной среде) характеризуется в значительной степени неопределенностью. Попытка понять то, как люди реагируют на эту неопределенность, вырабатывая общую систему отсчета для интерпретации того, что допустимо и ожидаемо, а что таковым не является, направляет наше внимание на классические исследования М. Шерифа по формированию групповых норм. С другой стороны, вниманию читателя предлагается обсуждение классической и современной трактовок нарушения норм. Особое внимание уделяется альтернативной исследовательской линии нарушения групповых норм.
Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для
высших учебных заведений [Электронный ресурс]. М.: Аспект пресс, 2017.
363 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=104416
(дата обращения: 20.09.2021).
Бовина И.Б. Социально-психологический подход к
проблемам здоровья и болезни // Руководство по психологии здоровья / Под ред.
А.Ш. Тхостова, Е.И. Рассказовой. Москва: Издательство Московского университета,
2019. С. 237–293.
Бовина И.Б.,
Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и офлайн: две реальности или одна? //
Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. С. 101–115.
DOI:10.17759/pse.2020250309
Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и
офлайн: к вопросу о возможности прогноза // Культурно-историческая психология.
2020. Том 16. № 4. С. 98–108. DOI:10.17759/chp.2020160410
Милграм С. Подчинение авторитету. М.: АНФ, 2016.
282 с.
Яров С. Блокадная этика. Представления о морали в
Ленинграде 1941–1942 гг. [Электронный ресурс]. М.: Центрополиграф, 2013.
603 с. URL:
https://books.google.ru/books?id=QwYt9ZDWjU8C&lpg=PP1&hl=ru&pg=PP1#v=onepage&q&f=false
(дата обращения: 20.09.2021).
Abrams D., Levine M. Norm formation: Revisiting
Sherif's autokinetic illusion study / Ed. J.R. Smith, S.A. Haslam [Электронный
ресурс] // Social psychology: Revisiting the classic studies / Eds. J.R. Smith,
A. Haslam. Sage Publications Ltd, 2017. P. 58–75. URL:
https://books.google.ru/books?id=uE96DgAAQBAJ&lpg=PP1&hl=ru&pg=PA58#v=onepage&q&f=false
(дата обращения: 20.09.2021).
Brauer M., Chaurand N. Descriptive norms,
prescriptive norms, and social control: An intercultural comparison of people's
reactions to uncivil behaviors // European Journal of Social Psychology. 2010.
Vol. 40. № 3. P. 490–499. DOI:10.1002/ejsp.640
Cialdini R.B., Trost M.R. Social influence: Social
norms, conformity and compliance // The handbook of social psychology / Eds.
D.T. Gilbert, S.T. Fiske, G. Lindzey. New York: McGraw-Hill, 1998.
P. 151–192.
Digital in 2020 [Электронный ресурс] // We Are Social Inc.
2020. URL: https://wearesocial.com/digital-2020 (дата обращения:
02.08.2021).
Ditrich L., Sassenberg K. It’s either you or me!
Impact of deviations on social exclusion and leaving // Group Processes and
Intergroup Relations. 2016. Vol. 19. P. 630–652.
DOI:10.1177/1368430216638533
Direct and indirect punishment of norm violations in daily
life / C. Molho [et al.] // Nature Communication. 2020.
Vol. 11. 9 p. DOI:10.1038/s41467-020-17286-2
Dubois N. Introduction: the concept of norm // A
sociocognitive approach to norms / Ed. N. Dubois. London: Routledge, 2003.
P. 1–16.
EU Kids Online 2020: Survey results from 19 countries / D.
Smahel [et al.]. EU Kids Online, 2020. 156 p. DOI:10.21953/
lse.47fdeqj01ofo
Gelfand M.J., Harrington J.R., Jackson J.C. The
Strength of Social Norms Across Human Groups // Perspective of Psychological
Science. 2017. Vol. 12. № 5. P. 800–809.
DOI:10.1177/1745691617708631
Gomila R., Paluck E.L. The social and psychological
characteristics of norm deviants: A field study in a small cohesive university
campus // Journal of Social and Political Psychology. 2020. Vol. 8.
№ 1. P. 220–245. DOI:10.5964/jspp.v8i1.1134
Hogg M.A. Uncertain Self in a Changing World: A
Foundation for Radicalisation, Populism, and Autocratic Leadership // European
Review of Social Psychology. 2020. 34 p.
DOI:10.1080/10463283.2020.1827628
How norm violators rise and fall in the eyes of others:
The role of sanctions/ F. Wanders [et al.] // PLoS ONE. 2021. Vol. 16.
№ 7. Article ID e0254574. – 17 p.
DOI:10.1371/journal.pone.0254574
Janis I. Groupthink // A First Look at
Communication Theory / Ed. E. Griffin. New York: McGrawHill, 1991.
P. 235–246.
Jetten J., Hornsey M. J. Deviance and dissent in
groups // Annual review of psychology. 2014. Vol. 65. P. 461–485.
DOI:10.1146/annurev-psych-010213-115151
Marzouki Y. La conscience collective virtuelle: un
nouveau paradigme des comportements collectifs en ligne // Les représentations
sociales. Théories, méthodes et applications / Eds. G. Lo Monaco, S. Delouvée,
P. Rateau. Louvain-la-Neuve: De Boeck Supérieur, 2016. P. 413–415.
Moliner P., Bovina I.B. Introduction: The Heuristic
Value of Social Representations Theory // RUDN Journal of Psychology and
Pedagogics. 2021. Vol. 18. № 2. P. 291–298.
DOI:10.22363/2313-1683-2021-18-2-291-298
Moscovici S. Psychologie des minorités actives.
Paris: Les Presses universitaires de France, 1991. 275 p.
Moscovici S. Why a theory of social
representations? [Электронный ресурс] // Representations of the social:
bridging theoretical traditions / Eds. K. Deaux, G. Philogène. Oxford:
Blackwell Publishers, 2001. P. 18–61. URL:
researchgate.net/publication/272622065_Why_a_theory_of_social_representations
(дата обращения: 02.08.2021).
Perceptions of the appropriate response to norm violation
in 57 societies / K. Eriksson [et al.] // Nature Communication. 2021.
Vol. 12. Article ID 1481. 11 p. DOI:10.1038/s41467-021-21602-9
Postmes T., Spears R. Deindividuation and
antinormative behavior: a meta-analysis // Psychological Bulletin. 1998.
Vol. 123. № 3. P. 238–259.
DOI:10.1037/0033-2909.123.3.2381998
Prislin R., Crano W. A history of social influence
research [Электронный ресурс] // The Handbook of the History of Social
Psychology / Eds. A. Kruglanski, W. Stroebe. New York, NY: Psychology
Press, 2012. P. 321–339. URL:
https://books.google.ru/books?id=vS0QrvMGwhMC&lpg=PP1&hl=ru&pg=PA321#v=onepage&q&f=false
(дата обращения: 02.08.2021).
Revisiting Schachter’s Research on Rejection, Deviance,
and Communication (1951) / E.D. Wesselmann [et al.] // Social Psychology. 2014.
Vol. 45. № 3. P. 164–169. DOI:10.1027/1864-9335/a000180
Sarup G. Sherif’s metatheory and contemporary
social psychology // Social Judgment and Intergroup Relations / Eds. D.
Granberg, G. Sarup. New York: Springer, 1992. P. 55–73.
DOI:10.1007/978-1-4612-2860-8_2
Schachter S. Deviation, rejection, and
communication // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1951.
Vol. 46. № 2. P. 190–207. DOI:10.1037/h0062326
Sherif M. A study of some social factors in
perception // Archives of Psychology. 1935. 60 p.
Sherif M. The psychology of social norms. New York:
Harper, 1936. 210 p.
Sommer C.M. Minority Influence and Fashion. The
Model of Style Transformation [Электронный ресурс] // Hommage à Serge
Moscovici: Rencontres de l'European Association of Social Psychology organisées
avec le soutien de l'IEA de Paris / Institut D'études Avancées de Paris. Paris,
2016. URL:
http://www.paris-iea.fr/en/videos-list/hommage-a-serge-moscovici-8118 (дата
обращения: 02.08.2021).
The influence of norms and social identities on children’s
responses to bullying / S.E. Jones [et al.] // British journal of educational
psychology. 2012. Vol. 82. № 2. P. 241–256.
DOI:10.1111/j.2044-8279.2011.02023.x
The new psychology of health / C. Haslam [et al.]. London:
Routledge, 2018. 510 p. DOI:10.4324/9781315648569
van Kleef G., Gelfand M., Jetten J. The dynamic
nature of social norms: new perspectives on norm development, impact,
violation, and enforcement // Journal of Experimental Social Psychology. 2019.
Vol. 84. 5 p. DOI:10.1016/j.jesp.2019.05.002