![]() Современная зарубежная психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2304-4977 DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2012 года Периодичность: ежеквартально Формат: сетевое издание Язык журнала: русский, английский Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Современная зарубежная психология Почему трудоголики не Моцарты? Музыкальные способности в пост-когнитивную эпоху 89Кирнарская Д.К. АннотацияВ статье рассматривается психологическая литература последних лет, посвященная музыкальным способностям, и на этой основе предлагаются наиболее перспективные пути развития исследовательской мысли. На примере этой наиболее показательной темы в ряду других, исследующих тему способностей, одаренности и таланта, выявлены актуальные психологические акценты, характерные для современного этапа развития науки. Во-первых, это отказ от распространенной на рубеже ХХ–XXI веков концепции целенаправленных занятий (deliberate practice), отрицающей само понятие способностей, одаренности и таланта как психологических конструктов, опирающихся на врожденные данные. Во-вторых, это тенденция, характерная для исследований последнего времени, когда на первый план выдвигаются не столько когнитивные музыкальные способности в традиционном понимании – звукоразличительные данные (pitch), чувство ритма и музыкальная память, сколько мотивация и другие врожденные психологические ресурсы, связанные с активным музицированием и его биолого-эволюционными основаниями. Последние гипотетически могут выступать в роли ключевого фактора, влияющего на становление музыкально-творческих способностей как психологических предпосылок для развития музыкального таланта. Таким образом, на основании анализа научной литературы последних лет и собственных исследований автор статьи утверждает нативистский подход к проблеме музыкальных способностей и обозначает необходимость поиска нового фундамента музыкального дарования вне пределов когнитивных ресурсов психики. Ключевые слова: музыкальные способности детей, врожденные способности, общие способности, мотивация, музыкальные вундеркинды, био-музыкология Рубрика: Нейронауки Тип: обзорная статья DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100406 Получена: 01.09.2021 Принята в печать: 03.12.2021 Подкаст Литература
Статьи по теме
Психология образования | Золотарева А.В., Серафимович И.В. Общая психология | Белова С.С. Креативность и управляющие функции: обзор зарубежных дифференциально-психологических исследований Клиническая психология, Специальная психология | Довжик Л.М., Бочавер К.А., Резниченко С.И., Бондарев Д.В. Общая психология | Захарчук Е.В., Доценко Е.Л., Гаибов С.С.Х. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|