Эффект длительного времени, проведенного за экраном смартфона, на непрерывное распределенное внимание

Резюме

Контекст и актуальность. Смартфоны играют ключевую роль в цифровом пространстве, включая сферу образования, предоставляя доступ к онлайн-ресурсам и образовательным онлайн-платформам, однако длительное использование смартфонов может негативно влиять на внимание и концентрацию студентов. Цель. В данном исследовании был изучен эффект длительного времени, проведенного за экраном смартфона, на непрерывное распределенное внимание у 103 студентов магистратуры путем прямого измерения времени, которое они провели за экраном смартфона. Методы и материалы. Исследование было разработано как объяснительное смешанное. Статистические сравнения прямых измерений времени, проведенного за экраном смартфона, были дополнены интервью в фокус-группе для объяснения количественных результатов. Результаты. Была обнаружена умеренная положительная корреляция между временем, проведенным за экраном смартфона, и непрерывным распределенным вниманием. Однако значительных различий в среднем ежедневном времени, которое испытуемые проводили за экраном смартфона, и непрерывном распределенном внимании не было выявлено среди различных возрастных, половых и образовательных групп. Аналогично, результаты линейной регрессии показывают, что среднее ежедневное время, проведенное за экраном смартфона, является значимым положительным предиктором непрерывного распределенного внимания, однако этот эффект значительно не варьируется в зависимости от пола, возраста или уровня образования. Социальная сеть Photo Sharing[1] и мессенджер Messaging App были наиболее часто используемыми приложениями на смартфонах, в то время как популярный видеосервис Streaming Platform имел наибольшее время просмотра за неделю. Студенты с самым высоким общим временем использования Short Video Platform (сервис для создания и просмотра коротких видео) за неделю имели более высокие показатели непрерывного распределенного внимания. Сами студенты объяснили это гипнотическими алгоритмами, отвлекающей избыточностью содержания сервиса, маркетингом и рекламой, режимом пассивного восприятия, потоком коротких видео и неожиданным контентом. Выводы. После установления связи между временем, проведенным за экраном смартфона, и непрерывным распределенным вниманием, можно подчеркнуть необходимость в проведении образовательных мероприятий и программ цифровой грамотности для смягчения последствий фрагментации внимания в учебной среде. Это, в свою очередь, может способствовать улучшению результатов обучения и повышению благополучия студентов. [1] Photo Sharing принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ

Общая информация

Ключевые слова: благополучие детей и подростков, студенты, образование, теория самодетерминации, мотивация

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2025300306

Финансирование. Исследование было профинансировано научной исследовательской комиссией Анатолийского университета, номер проекта 2207E125.

Поступила в редакцию 20.05.2024

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Фират, М. (2025). Эффект длительного времени, проведенного за экраном смартфона, на непрерывное распределенное внимание. Психологическая наука и образование, 30(3), 72–84. https://doi.org/10.17759/pse.2025300306

© Фират М., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Литература

  1. Aron A., Aron E.N., Smollan D. Inclusion of other in the self-scale and the structure of interpersonal closeness. Journal of Personality and Social Psychology, 1992, Vol. 63, No. 4, pp. 596. DOI:10.1037/0022-3514.63.4.596
  2. Aru J., Rozgonjuk D. The effect of smartphone uses on mental effort, learning, and creativity. Trends in Cognitive Sciences, 2022, Vol. 26, No. 10, pp. 821–823. DOI:10.1016/j.tics.2022.07.002
  3. Baumeister R.F., Tierney J. Willpower: Rediscovering the greatest human strength. Penguin, 2011. URL: https://psycnet.apa.org/record/2011-16843-000 (Accessed 11.09.2023).
  4. Cecutti L., Chemero A., Lee S.W. Technology may change cognition without necessarily harming it. Nature Human Behaviour, 2021, Vol. 5, No. 8, pp. 973–975. DOI:10.1037/0022-3514.63.4.596
  5. Creswell J.W., Plano Clark V.L. Choosing a Mixed Methods Design. In Creswell JW, Plano Clark VL (Eds.), Designing and Conducting Mixed Methods Research, Sage, 2011, pp. 53–106. URL: https://us.sagepub.com/sites/default/files/upm-binaries/35066_Chapter3.pdf (Accessed 05.06.2023).
  6. Christensen M.A., Bettencourt L., Kaye L., Moturu S.T., Nguyen K.T., Olgin J.E., et al. Direct measurements of smartphone screen-time: Relationships with demographics and sleep. PLOS One, 2016, Vol. 11, No. 11, Article e0165331. DOI:10.1371/journal.pone.0165331
  7. Christophersen T., Konradt U. Reliability, validity, and sensitivity of a single-item measure of online store usability. International Journal of Human-Computer Studies, 2011, Vol. 69, No. 4, pp. 269–280. DOI:10.1016/j.ijhcs.2010.10.005
  8. DeWeese K. Screen time, how much is too much? The social and emotional costs of technology on the adolescent brain. Master's Thesis, Dominican University, 2014. URL: https://doi.org/10.33015/dominican.edu/2014.edu.05 (Accessed 11.01.2024).
  9. Dolbier C.L., Webster J.A., McCalister K.T., Mallon M.W., Steinhardt M.A. Reliability and validity of a single-item measure of job satisfaction. American Journal of Health Promotion, 2005, Vol. 19, No. 3, pp. 194–198. DOI:10.4278/0890-1171-19.3.194
  10. Fortes A.B., Broilo P.L., Lisboa C.S.D.M. Smartphone use and psychological well-being: The moderating role of emotion regulation. Trends in Psychology, 2021, Vol. 29, No. 2, pp. 189–203. DOI:10.1007/s43076-020-00051-1
  11. Freed L. Innovating Analytics: How the Next Generation of Net Promoter Can Increase Sales and Drive Business Results. John Wiley & Sons, 2013.
  12. Föckel S.M. Smartphone screen time and mental health: are they related? Bachelor's Thesis, University of Twente, 2022. URL: http://essay.utwente.nl/89797/1/Foeckel_BA_BMS.pdf (Accessed 02.07.2023).
  13. George D., Mallery P. IBM SPSS Statistics 26 Step by Step: A Simple Guide and Reference. Routledge, 2019. DOI:10.4324/9780429056765
  14. Gower A.D., Moreno M.A. A novel approach to evaluating mobile smartphone screen time for iPhones: Feasibility and preliminary findings. JMIR mHealth and uHealth, 2018, Vol. 6, No. 11, Article e11012. DOI:10.2196/11012
  15. Heitmayer M. Patterns of multi-device use with the smartphone. Computers in Human Behavior Reports, 2022, Vol. 8, Article 100244. DOI:10.1016/j.chbr.2022.100244
  16. Heitmayer M., Lahlou S. Why are smartphones disruptive? An empirical study of smartphone use in real-life contexts. Computers in Human Behavior, 2021, Vol. 116, Article 106637. DOI:10.1016/j.chb.2020.106637
  17. Huang S., Lai X., Ke L., Qin X., Yan J.J., Xie Y., et al. Smartphone stress: Concept, structure, and development of measurement among adolescents. Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace, 2022, Vol. 16, No. 5, Article 1. DOI:10.5817/CP2022-5-1
  18. Ittner C.D., Larcker D.F. Are nonfinancial measures leading indicators of financial performance? An analysis of customer satisfaction. Journal of Accounting Research, 1998, Vol. 36, pp. 1–35. DOI:10.2307/2491304
  19. Koetsier J. Photo Sharing Beats Short Video Platform for Top App Among a Record 39 billion Apps Installed Last Quarter. Forbes Consumer Tech, 2022. URL: https://www.forbes.com/sites/johnkoetsier/2022/10/19/Photo Sharing-beats-Short Video Platform-for-top-app-as-we-installed-a-record-39b-apps-last-quarter (Accessed 22.09.2023).
  20. McKenzie N., Marks I. Quick rating of depressed mood in patients with anxiety disorders. British Journal of Psychiatry, 1999, Vol. 174, No. 3, pp. 266–269. DOI:10.1192/bjp.174.3.266
  21. Mills M. Mobile devices and multitasking in the classroom. In McBride R, Searson M (Eds.), Proceedings of SITE 2013-Society for Information Technology & Teacher Education International Conference, 2013, pp. 3757–3758. URL: https://www.learntechlib.org/primary/p/48693/ (Accessed 02.01.2024).
  22. Neophytou E., Manwell L.A., Eikelboom R. Effects of excessive screen time on neurodevelopment, learning, memory, mental health, and neurodegeneration: A scoping review. International Journal of Mental Health and Addiction, 2021, Vol. 19, No. 3, pp. 724–744. DOI:10.1007/s11469-019-00182-2
  23. Osailan A. The relationship between smartphone usage duration with hand-grip and pinch-grip strength among young people. BMC Musculoskeletal Disorders, 2021, Vol. 22, Article 186. DOI:10.1186/s12891-021-04054-6
  24. Pan W., Mu Z., Zhao Z., Tang Z. Female users’ Short Video Platform use and body image: Active versus passive use and social comparison processes. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 2023, Vol. 26, No. 1, pp. 3–10. DOI:10.1089/cyber.2022.0169
  25. Rose E. Continuous partial attention: Reconsidering the role of online learning in the age of interruption. Educational Technology, 2010, Vol. 50, No. 4, pp. 41–46. URL: https://www.jstor.org/stable/44429840 (Accessed 03.03.2023).
  26. Sarstedt M., Wilczynski P. More for less? A comparison of single-item and multi-item measures. Die Betriebswirtschaft, 2009, Vol. 69, No. 2, pp. 211. DOI:10.2307/2491304
  27. Scott H., Woods H.C. Fear of missing out and sleep: Cognitive behavioural factors in adolescents' nighttime social media use. Journal of Adolescence, 2018, Vol. 68, pp. 61–65. DOI:10.1016/j.adolescence.2018.07.009
  28. Sela A., Rozenboim N., Ben-Gal H.C. Smartphone use behavior and quality of life: What is the role of awareness? PLoS ONE, 2022, Vol. 17, No. 3, e0260637. DOI:10.1371/journal.pone.0260637
  29. Stothart C., Mitchum A., Yehnert C. The attentional cost of receiving a cell phone notification. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 2015, Vol. 41, No. 4, pp. 893. DOI:10.1037/xhp0000100
  30. Wilmer H.H., Sherman L.E., Chein J.M. Smartphones and cognition: A review of research exploring the links between mobile technology habits and cognitive functioning. Frontiers in Psychology, 2017, Vol. 8, Article 605. DOI:10.3389/fpsyg.2017.00605
  31. Yeung A., Ng E., Abi-Jaoude E. Short Video Platform and attention-deficit/hyperactivity disorder: A cross-sectional study of social media content quality. The Canadian Journal of Psychiatry, 2022, Vol. 67, No. 12, pp. 899–906. DOI:10.1177/07067437221097214

Информация об авторах

Фират Мехмед, профессор в области образовательных технологий, Анатолийский университет, Турция, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8707-5918, e-mail: mfirat@anadolu.edu.tr

Метрики

 Просмотров web

За все время: 88
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 66

 Скачиваний PDF

За все время: 26
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 20

 Всего

За все время: 114
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 86