Протокол логопедического обследования ребенка*

1027

Общая информация

* Окончание. Начало в № 1 2005 г.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, логопедическая работа, логопедическая коррекция, логопедическое обследование

Рубрика издания: Диагностические и оценочные методики

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Климонтович Е.Ю. Протокол логопедического обследования ребенка // Аутизм и нарушения развития. 2005. Том 3. № 2. С. 32–41.

Полный текст

«_____»_____________200 _ г.   

 

 

              Специалист Ф.И.О._________________________________

 

 

 

 

 

 

 

                                Протокол обследования письменной речи

 

 

 

 

          Ф.И.О. ребенка____________________________________

 

          Возраст__________________________________________

 

 

 

 

 

          Проведение динамических исследований

 

1.     «___» ______________200__г

 

2.     «___»_______________200__г

 

3.     «___»_______________200__г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         Бланк № 3

 

Исследование навыка чтения

Оценка состояния чтения проводится с учетом возраста, стажа обучения и программы школы.

 

1. Сформированность навыка чтения

 

 

Номер обследования

1

2

3

1

Побуквенное чтение

 

 

 

2

Послоговое чтение

 

 

 

3

Удержание строки

 

 

 

4

Чтение с элементами угадывания (по первому слогу)

 

 

 

5

Чтение с элементами угадывания (по контексту)

 

 

 

 

6

Игнорирование знаков препинания

 

 

 

7

Чтение без соблюдения пауз

 

 

 

 

2. Темп, ритм, интонация 

 

1

Чрезмерно быстрое

 

 

 

2

Чрезмерно медленное

 

 

 

3

Монотонное

 

 

 

4

Неразборчивое

 

 

 

5

Аритмичное

 

 

 

6

Затруднено судорожными запинками

 

 

 

7

Несформированность интонационного членения текста

 

 

 

 

3. Понимание прочитанного

 

1

Слов

 

 

 

2

Простых предложений

 

 

 

3

Сложных предложений

 

 

 

4

Текста

 

 

 

 

4. Ошибки в чтении, связанные с нарушением фонематического восприятия и анализа[1].

 

1

Замена звуков по звонкости - глухости

 

 

 

2

Замены по артикуляционному сходству

 

 

 

3

Замены по мягкости - твердости

 

 

 

4

Пропуски согласных при стечении согласных

 

 

 

5

Вставка гласных при стечении согласных

 

 

 

6

Вставка согласных без стечения согласных

 

 

 

7

Вставка гласных без стечения согласных

 

 

 

8

Пропуски звуков

 

 

 

9

Пропуски слогов

 

 

 

10

Перестановка слогов

 

 

 

 

5.     Ошибки в чтении, связанные с недостаточной  сформированностью  лексико–грамматического строя речи.

 

1

Изменение падежных окончаний существительных

 

 

 

2

Изменение числа имени существительного

 

 

 

3

Неправильное согласование в роде, числе и падеже

 

 

 

4

Изменение числа местоимения

 

 

 

5

Неправильное употребление родовых окончаний местоимения

 

 

 

6

Изменение окончаний глаголов третьего лица прошедшего времени

 

 

 

7

Изменение формы ,времени и вида глагола

 

 

 

8

Замена слов

 

 

 

9

Перестановка слов

 

 

 

10

Пропуски предлогов

 

 

 

 

6. Ошибки, связанные с нарушением запоминания графического образа буквы.

 

1

Смешение Л - Д

 

 

 

2

Смешение З - В

 

 

 

3

Смешение Т - Г

 

 

 

4       

Смешение Ь - Р

 

 

 

5    

Смешение  Н – П - И

 

 

 

6

Смешение Х - Ж

 

 

 

7

Другие замены

 

 

 



Исследование навыков письма

 

Оценка состояния письма проводится с учетом возраста, стажа обучения и программных школьных требований[2].

 

1.     Сформированность  графических навыков.

 

 

Номер обследования

1

2

3

1

Графические навыки

 

 

 

2

Зеркальное письмо

 

 

 

3

Удержание строчки на нелинованной бумаге

 

 

 

 

2. Отграничение речевых единиц.

 

 

Номер обследования

 

 

 

1

Слова

 

 

 

2

Предложения

 

 

 

 

3. Ошибки звукового анализа

 

 

Номер обследования

 

 

 

1

Пропуски букв

 

 

 

2

Вставки букв

 

 

 

3

Перестановки букв

 

 

 

4

Пропуски слогов

 

 

 

5

Перестановки слогов

 

 

 

6

Упрощение структуры слов

 

 

 

 

6.     Обозначение мягкости согласных.

 

 

Номер обследования

 

 

 

1

Гласными второго ряда

 

 

 

2

Буквой  Ь

 

 

 

 

7.     Смешение букв по акустико- артикуляционному сходству в четкой позиции.

 

 

Номер обследования

 

 

 

1

Звонкие и глухие парные согласные

 

 

 

2

Свистящие - шипящие

 

 

 

3

Соноры Р - Л

 

 

 

4

Африкаты

 

 

 

 

8.     Смешение букв по кинетическому и оптическому признакам (оценка 0 -1).

 

 

Номер обследования

 

 

 

1

   а - о

 

 

 

2

   б - д

 

 

 

3

   и -у

 

 

 

4

   т - п

 

 

 

5

   и - у

 

 

 

6

   л - м

 

 

 

7

   х - ж

 

 

 

8

   ч - ъ

 

 

 

9

   н - ю

 

 

 

10

   и - ш

 

 

 

11

   л - я

 

 

 

12

   а  - д

 

 

 

12

   с - о

 

 

 

13

   с - е

 

 

 

14

   у – д -з

 

 

 

15

   л - и

 

 

 

16

   м - ш

 

 

 

17

   в - д

 

 

 

18

другое

 

 

 

9.     Нарушение моторного  программирования письма.

 

 

Номер обследования

 

 

 

1

Контаминации – ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединение в одно слово слогов, относящихся к различным словам

 

 

 

2

Персеверации – патологическое воспроизведение какого либо слога или слова

 

 

 

3

Антиципации – предвосхищение, согласный или гласный заменяет вытесненную букву в слове ( на девевьях,дод крышей)

 

 

 

 

10.  Аграмматизмы.

 

 

Номер обследования

 

 

 

1

 Искажения морфологической структуры слова

 

 

 

2

Изменение падежных окончаний

 

 

 

3

 Замена префиксов

 

 

 

4

Замена суфиксов

 

 

 

5

Нарушение предложных конструкций

 

 

 

6

Изменение падежей местоимений

 

 

 

7

Числа существительных

 

 

 

8

Нарушение согласования

 

 

 

9

Пропуски членов предложения

 

 

 

10

Нарушение последовательности слов в предложении

 

 

 

 

9. Неспецифические ошибки письма.

 

 

Номер обследования

 

 

 

1

Орфографические ошибки

 

 

 

2

Пунктуационные ошибки

 

 

 

3

Стилистические ошибки

 

 

 

 

                              Дополнительные данные

 

1. Пространственные представления_______________________________________

______________________________________________________________________

2. Временные представления______________________________________________

_______________________________________________________________________

3.Состояние двигательной функции руки____________________________________

 

4.Состояние слухо–моторной координации_________________________________

_______________________________________________________________________

5.Отношение к своим трудностям__________________________________________

_______________________________________________________________________

6.Общее развитие________________________________________________________

________________________________________________________________________

7.Наличие трудностей в усвоении других учебных навыков_____________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

8.Особенности поведения__________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Другое________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Примечание. Обследование письма проводится по следующим параметрам: списывание, письмо под диктовку, самостоятельное письмо. Образцы прилагаются к протоколу

 

Коментарий______________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение логопеда______________________________________________________



План коррекционной работы

Темы

Сроки

Динамика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


. Сравнительная характеристика основных этапов речевого развития  детей при нормальном онтогенезе данная в работах Гвоздева цитируется по таблице «Схема нормального развития детской речи» составленной Н.С.Жуковой, Р.Е.Левиной.

 



[1] Лалаева Р.И. Терминология, определение и распространенность нарушений чтения у детей. -  М.: ВЛАДОС, 1997.

[2] Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.:  ВЛАДОС,  1997.

Литература

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
  2. Илюк М. А., Волкова Г.А. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста с ОНР. - М.: КАРО, 2004.
  3. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1971.
  4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма. – Санкт-Петербург: МиМ, 1997.
  5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: ВЛАДОС,  1998.
  6. Логопедия Учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС, 1998.
  7. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и на их преодоление у младших школьников.
  8. Усанова О.Н. Специальная психология. - М.: Изд. МГПУ им. Ленина, 1990.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста. - М.: Министерство образования РСФСР, 1991.
  10. Хрестоматия по логопедии в 2-х тт. - М.: ВЛАДОС, 1997.
  11. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. - М.: ВЛАДОС, 2000.

Информация об авторах

Климонтович Екатерина Юрьевна, учитель-логопед, Центр лечебной педагогики, Москва, Россия, e-mail: cpmsdip@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4312
В прошлом месяце: 59
В текущем месяце: 33

Скачиваний

Всего: 1027
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5