Аутизм и нарушения развития
2005. Том 3. № 3. С. 43–59
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Группа подготовки к школе для детей с отклоняющимся развитием. Профилактика школьной неуспешности*
Общая информация
* Продолжение. Начало в №4 2004, №№ 1-2 2005
Ключевые слова: группа подготовки к школе, коррекционная работа, старший дошкольный возраст
Рубрика издания: Учебные и методические пособия
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Выгодская И.Г., Кукаркина Е.Б., Лущекина Е.А., Субботина Е.В. Группа подготовки к школе для детей с отклоняющимся развитием. Профилактика школьной неуспешности // Аутизм и нарушения развития. 2005. Том 3. № 3. С. 43–59.
Полный текст
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ
Планы занятий (№ 3-5)
Примечание: каждое из приведенных ниже занятий по усмотрению П. может быть пройдено за 1-3 урока.
ЗАНЯТИЕ 3.
Задачи:
Ознакомить детей с основными геометрическими фигурами.
Учить детей соотносить форму реальных предметов с геометрическими фигурами.
Закрепить представления об упорядоченной последовательности.
Учить детей использовать в речи порядковые числительные.
Развивать пространственные представления.
Материалы:
пластиковые геометрические фигуры
продолжение. Начало в № 4, 2004 г.
разной формы;
линейка-трафарет с геометрическими фигурами (по числу детей);
чистые листы бумаги;
набор карточек с цифрами от 1 до 9 (для каждого ребенка);
мячики из литой резины;
набор магнитных цифр для доски;
цветные фломастеры для бумаги и доски, простые карандаши;
бланки с заданиями (рис.17, 18, 19, 20, 21).
Ход занятия.
Организационный момент.
Геометрические фигуры. Соотнесение формы реальных предметов с геометрическими фигурами.
1) П. рисует на доске круг, квадрат, треугольник — дети называют фигуры.
П. (раздает каждому ребенку лист бумаги, линейку-трафарет и карандаш): нарисуйте с помощью линейки такие же фигурки. (Следует расположить их по центру);
2) П.: А теперь будем волшебниками: попробуйте превратить ваши фигурки в какие-нибудь предметы (если задание вызывает затруднение, можно привести несколько примеров: круг — это может быть солнышко, цветок, яблоко и т. д.).
3) П.: А какие еще фигуры вы знаете?
4) Дети называют фигуры, и П. дорисовывает на доске прямоугольник, ромб, овал и пятиугольник (если какая-либо из указанных фигур детьми не названа, П. называет ее сам); получается 7 фигур.
5) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 17) и фломастеры:
а) П.: Бим и Бом тоже знакомы с этими фигурками — вот они нарисованы справа. Обведите их по контуру разными цветами.
б) П.: Фигурки приготовили для мальчиков воздушный шар, чтобы они отправились на нем в путешествие в страну Математику. Но сначала они решили сыграть в прятки и спрятались на корзине шара. Помогите мальчикам отыскать фигурки.
Дети обводят фигуры на корзине теми же цветами, что и фигуры справа.
Часть задания остается на дом.
6) П. раздает детям бланк с заданием (рис. 18).
П.: После игры в прятки Бим и Бом решили устроить на прощание праздник — карнавал (П. проговаривает с детьми, что на карнавале все надевают маскарадные костюмы). Кто уже надел костюмы? (Бим, Бом, треугольник и прямоугольник). А другие фигурки пока без костюмов. Помогите им придумать себе наряд (задание остается на дом).
7) П. раздает детям бланк с заданием (рис. 19).
П.: После карнавала фигурки проголодались и пошли пить чай. Какая фигурка идет первой, какая второй и т. д.
П. раздает детям по одной пластиковой фигурке из семи обсуждаемых, каждому ребенку свою.
П.: Найдите свою фигурку на листе. Надо напоить ее чаем. Где нужная кружка? (та, на которой соответствующий рисунок). А где для нее печенье? (такой же формы).
Дети обводят каждый свою фигурку определенным цветом, раскрашивают тем же цветом узор на кружке и печенье, проводят "дорожки" от фигурки к кружке и печенью.
Разминка с мячиками
Упорядоченная последовательность. Порядковые числительные. Пространственные представления.
1) П. раздает детям бланк с заданием (рис. 20).
П.: Кто знает эту сказку?
Дети начинают рассказывать сказку "Теремок". П. задает вопросы, обращаясь по-очереди к каждому: Кто пришел 1-й, 2-й и т. Д.?
Дети раскрашивают номера возле персонажей по порядку желтым цветом, затем по-очереди показывают всех зверей с проговариванием: "Первая — мышка, вторая — лягушка и т. д."
2) П. раздает детям бланк с заданием (рис. 21) и наборы карточек с цифрами от 1 до 9.
П.: Сейчас мы будем играть в игру "Солдаты на посту".
а) Вы все офицеры, у вас есть солдаты — цифры. Расставьте своих "солдат" по порядку вверху листа.
Дети накладывают цифры на пустые квадраты по порядку.
б) П.: Теперь солдат надо отвести на посты — охранять самолеты. Каждого солдата на свой пост. Где пост № 1? (Цифра 1 в таблице). Поставьте туда первого солдата.
Далее дети расставляют цифры по таблице в соответствии с указанными номерами.
в) П.: Проверьте, все ли солдаты на местах?
Дети по-очереди показывают цифры в таблице по порядку и проговаривают: первый, второй и т. д.
г) П.: А сейчас солдаты устали. Их надо снова построить в ряд и отвести спать.
Дети снова выстраивают цифры вверху по порядку, потом отдают их П.
Аналогично можно провести игры: "Магазин" (цифры — коробки с игрушками, таблица — полки в магазине), "Гараж" (цифры — машины, таблица — место в гараже) и т. п..
3) П. рисует на доске таблицу 3х3 клетки: Помогите мне расставить цифры в клетках так, как у вас в таблицах. Где поставить 1, 2 и т. д.?
Дети по-очереди выходят к доске и по порядку расставляют магнитные цифры, предварительно проговаривая, в какую клетку ставить: в правую верхнюю, внизу посередине и т. д.
Завершающий организационный момент.
Домашнее задание:
доделать бланки с заданиями (рис. 17, 18, 19).
ЗАНЯТИЕ 4.
Задачи:
1) Расширить представления детей об упорядоченной последовательности: обратный числовой ряд и частичные (не от единицы) числовые ряды.
2) Развивать пространственные представления (умение ориентироваться на листе бумаги и столе).
3) Учить классифицировать объекты с одновременным учетом двух признаков.
4) Развивать графические навыки, зрительно-моторную координацию.
Материалы:
- круглые красные резинки или красные ленточки;
- маленькие клеящиеся листочки бумаги;
- учебная "пуговица" со шнурком и "иглой";
- цветные фломастеры для бумаги и доски, простые карандаши;
- листы бумаги в крупную клетку (1х1 см);
- бланки с заданиями (рис. 22, 23, 24, 25, 26, 27).
Ход занятия.
Организационный момент.
После обычного приветствия П. дает детям вспомогательные пространственные ориентиры: надевает каждому на правую руку красную резинку, наклеивает на верхние углы парты листочки бумаги — дети пишут в левом букву "Л" синим фломастером, в правом — "П" красным (образец написания букв П. показывает на доске).
Упорядоченная последовательность. Пространственные представления. Зрительно-моторная координация.
1) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 22), простые карандаши и фломастеры.
П.: Слоненок любит рисовать и загадывать загадки: он приготовил для вас 5 картинок-загадок. Давайте их разгадаем. Посмотрите на картинку в правом верхнем углу. Сколько там точек? (5). Обведите аккуратно все точки красным фломастером по порядку: сперва точку рядом с цифрой 1, потом рядом с цифрой 2 и т. д. Теперь карандашом проведите "дорожку" от точки 1 к точке 2, от точки 2 к точке 3 и т. д. Что получилось? (флажок). Обведите все линии красным цветом в том же порядке, как вы рисовали.
Аналогично дети выполняют еще 1-2 картинки.
Оставшуюся часть задания предлагается доделать дома.
2) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 23).
П.: Вот белочка, которая тоже любит рисовать. У нее есть краски. На картинке вверху краски лежат по порядку. А внизу — рассыпались. Надо помочь белочке их собрать.
а) Начнем с краски № 1 (дети показывают соответствующий кружок), а где краска № 2? Проведите карандашом дорожку от краски № 1 к краске № 2. Какая следующая краска, где она? Проведите дорожку к краске № 3 и т. д.
Теперь покажите белочке, как должны лежать краски в коробке (дети по-очереди называют и показывают цифры по порядку от 1 до 9).
б) Раскрасим краски в коробке наверху: первая будет красной, вторая — синей (9 разных цветов).
а) Дома дети должны раскрасить "рассыпавшиеся" краски по порядку номеров теми же цветами, что и на образце.
3) П. раздает детям бланк с заданием (рис. 24).
а) П.: Посмотрите на дом слева. Сколько в нем этажей?
(Довольно часто дети не понимают, как посчитать этажи в доме: напр., начинают пересчитывать все окна. В этом случае П. дает дополнительные разъяснения: рисует аналогичный дом на доске, показывает все окна первого этажа, второго и т. д.).
П.: Пронумеруем этажи. Где первый? В окошке слева напишем цифру 1 и т. д. (Поскольку написание цифр с детьми еще не отрабатывалось, П. помогает детям вписать цифры).
П.: А сколько в этом доме подъездов? (П. объясняет, что подъездов столько,
подъезды.
б) П.: Посмотрите на дом справа. Сколько в нем этажей? Это высокий дом, и в нем есть лифт.
Далее каждому ребенку по-очереди дается задание такого типа: Ты живешь на 3-м этаже, а твой друг — на 7-м. Если ты поднимешься к нему на лифте, какие этажи ты проедешь? (Ребенок проговаривает и показывает каждый этаж). А теперь ты отправился к приятелю на 4-м этаже; какие этажи проедет лифт?
Разминка с пуговицей.
Совмещение двух признаков.
1) П. раздает детям бланк с заданием (рис. 25). Аналогичный рисунок П. делает на доске.
а) П.: Сколько этажей в доме? (3). А сколько подъездов? (3). В этом доме в первом подъезде живут фигурки: какие? (Квадраты). А во втором? В третьем? Фигурки разные не только по форме. Но и по цвету. На первом этаже живут красные фигурки — раскрасьте балкон первого этажа красным.
Аналогично, балкон второго этажа — синим, третьего — зеленым.
б) П.: Поселим "жильцов" во все "комнаты": на первом этаже в комнате слева какая фигурка живет? (Квадрат). А какого цвета? (Красного). Нарисуйте и раскрасьте.
Аналогично "заселяются" все остальные комнаты.
2) П. раздает детям бланк с заданием (рис. 26).
Геометрические фигуры (часть А) должны быть раскрашены в соответствии с обозначением: к. - красный; ж. - желтый; з. - зеленый.
П.: Посмотрите на рисунок слева — тут тоже разноцветные фигурки. Одной не хватает. Какая тут должна быть фигурка? Какого цвета? (Зеленый круг). Нарисуйте.
П.: А на рисунке справа фигурки заштрихованы по-разному. Некоторые остались без штриховки — как их заштриховать? (Обсуждается устно). Сделайте это дома и дорисуйте недостающую фигурку.
Графические задания (рисование по клеткам). Пространственные представления.
1) П. (раздает детям по листу бумаги в крупную клетку): Мы будем играть в садоводов-огородников. Это наш садовый участок. Нарисуем землю (П. сам проводит на листе у каждого ребенка горизонтальную линию коричневым фломастером примерно посередине листа).
а) П.: Теперь будем сажать морковку (рисует на каждом листе 3 точки красным фломастером: слева на "линии земли" в ряд через клетку). Это семена. Морковка начала расти — куда? (Вниз, в землю). Первая морковка выросла на 1 клеточку — проведите от первой точки линию на 1 клетку вниз. Вторая морковка выросла на 2 клеточки, третья — на 3. (Дети проводят соответствующие линии).
б) П.: Посадим цветы. (Ставит справа на коричневой линии 3 точки зеленым фломастером). Куда будут расти цветы? (Вверх). Первый цветок вырос на 1 клетку, второй — на 2, третий — на 3. (Дети проводят соответствующие линии).
в) П. ставит посередине листа, выше "линии земли", 3 черные точки вертикально: У нас сломался забор, надо вбить 3 гвоздя. (Аналогично дети проводят линии в 1,2 или 3 клеточки, направо или налево по указанию П.).
2) П. раздает детям бланк с заданием (рис. 27).
П.: Бим и Бом после чаепития отправились в путешествие на воздушном шаре. Нарисуйте для них флажки, чтобы они помахали на прощание друзьям. Дети выполняют задание вверху листа. П. подсказывает, откуда начинать рисовать, на сколько клеточек надо проводить линию вверх, направо, вниз и т. д..
П.: Через некоторое время погода испортилась, и воздушный шар оказался среди туч. Надо помочь мальчикам найти дорогу и приземлиться на поляне (задание на дом).
Завершающий организационный момент.
Домашнее задание.
Доделать бланки с заданиями (рис. 22, 23, 26, 27).
ЗАНЯТИЕ 5.
Задачи:
1) Закрепить и расширить представления об упорядоченной последовательности: частичные и дискретные (четный и нечетный) числовые ряды.
2) Тренировать переключение внимания.
3) Развивать пространственные представления, формировать топологические представления.
4) Тренировать навык следования программе действий.
5) Развивать зрительную память.
6) Продолжить знакомство с геометрическими фигурами: тренировать узнавание, называние, изображение.
7) Учить детей сравнивать количество предметов.
Материалы:
- цветные фломастеры для бумаги и доски, простые карандаши;
- маленькие резиновые мячики;
- магнитные цифры;
- бланки с заданиями (рис. 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35).
Ход занятия
Организационный момент.
Упорядоченная последовательность. Полный и частичные (с заданного числа), прямой и обратный, четный и нечетный числовые ряды.
1) П. раздает детям бланк (рис. 28) с заданием (на доске П. делает такой же рисунок).
П. с детьми вспоминают сказку "Кот в сапогах".
П.: И вот Кот пришел к людоеду и поднялся в замок. Как он поднимался? П. вызывает к доске кого-то из детей, и тот показывает и называет все ступеньки подряд снизу вверх от 1 до 10; дети проделывают то же самое на своих бланках.
П.: Людоеда не было дома; и Кот спустился вниз (другой ребенок показывает и называет ступеньки сверху вниз).
П.: Потом пришел людоед и быстро поднялся в замок, шагая через ступеньку, вот так: 1, 3, 5 и т. д. (дети на доске и бланках воспроизводят то же самое).
Далее П. с детьми продолжает обыгрывать сказку, показывая, как Кот убегал от людоеда, а потом людоед - от Кота, превратившись в мышку (частичные ряды вниз и вверх: 10-4, 4-8, 8-2 и т. д.); как Кот, съев людоеда, спустился вниз вприпрыжку (четный или нечетный обратный ряд) и пр. Для облегчения показа и называния четного и нечетного рядов можно маркировать ступеньки (например, на четных ступеньках проставить красные точки, на нечетных — синие).
2) П. раздает детям бланк с заданием (рис. 29).
Дети с помощью П. рисуют гармошку, соединяя точки, обозначенные цифрами: верх гармошки — точки с нечетными цифрами, низ гармошки — точки с четными цифрами, вертикальные линии: 1-2, 3-4 и т. д. Дети по-очереди проговаривают, какие цифры они соединили сверху, какие — снизу.
3) П. на доске рисует "улицу": 2 горизонтальных ряда домиков по 4 штуки в каждом, друг напротив друга.
П.: Это улица. По сторонам стоят дома. Вот дом № 1 (ставит магнитную цифру 1 на крайнем левом домике в верхнем ряду), а где будет дом № 2?
(Часто дети показывают на следующий в том же ряду домик. П. объясняет, как принято нумеровать дома на улицах, и ставит цифру на противоположный дом. Далее дети сами ставят цифры в нужном порядке и проговаривают номера домов на каждой стороне улицы: 1,3, 5, 7 и 2, 4, 6, 8).
4) П. раздает детям бланк с заданием (рис. 30).
П.: Здесь нарисована волшебная улица. Домики на ней умеют бегать. В домиках на одной стороне улицы живут мальчики, а на другой — девочки. Однажды все домики разбежались в разные стороны. Давайте поможем им вернуться на свои места. В каких домиках живут мальчики? Обведите их зеленым цветом по порядку. Дети обводят номера домов: 1,3, 5, 7.
П.: На какой стороне улицы они живут? Дети показывают 4 домика вверху листа.
П.: Допишите номера домов на этой стороне. Дети пишут (сами или с помощью П.) на крышах домиков цифры 3, 5, 7 зеленым фломастером.
П.: Покажите домикам мальчиков, как им вернуться назад: проведите "дорожки" от домиков к их месту на улице. Теперь назовите все номера домов мальчиков по порядку. А если вы пойдете назад по улице, какие будут номера на домах?
Оставшуюся часть задания ("домики девочек") предлагается выполнить дома (другим цветом).
Разминка с мячиками (сопроводительный счет: дискретные ряды 1-9 и 2-10).
Тренировка внимания.
П. раздает детям бланк с заданием (рис. 31).
листик и домик. Сделайте сейчас только часть задания — 2 строчки. Возьмите красный фломастер и отметьте 2 верхние строчки; поставьте слева от строчек точку.
(Часто дети не понимают значения слова "строчка". П. объясняет, что строчка расположена слева направо, помогает детям "увидеть" строчку (можно провести по строчке пальцем) и отметить 2 первые строки).
Дети выполняют задание в отмеченных строчках, подписывают листы и отдают их П. (Важно, чтобы дети дорисовывали картинки подряд, переключаясь с одной на другую, не пропускали строчек и вовремя остановились. П. отслеживает эти моменты, помогая и поправляя при необходимости).
Пространственные и топологические представления. Следование программе действий. Тренировка зрительной памяти.
П. раздает детям бланк с заданием (рис. 32).
У каждой гусеницы должен быть раскрашен один сегмент в соответствии с
обозначением: к. - красный; з. - зеленый; с. - синий; ж. - желтый.
П.: Итак, Бим и Бом приземлились на поляну. Там рос большой дуб, а на нем жили веселые гусеницы. Раньше они были раскрашены каждая своим цветом, но дождь смыл почти все краски. Посмотрите, на каждой только один цветной кусочек. Какого цвета была гусеница, ползущая вверх? (Желтого). А вниз? (Зеленого). А вправо? (Синего). А влево? (Красного).
Для облегчения понимания П. рисует таких же гусениц на доске и проводит рядом с ними стрелки, показывающие направление движения.
П.: Гусеницы увидели мальчиков и попросили снова их раскрасить, но только так, чтобы они не отличались друг от друга. Давайте им поможем. Посмотрите, какого цвета у всех гусениц головки? (Белого). Значит, они все одинаковые — мы их не будем раскрашивать. А шарик, следующий после головы, какой? (У одной — красный, у других — белый). Раскрасим у трех гусениц этот шарик красным цветом.
Затем дети раскрашивают следующие шарики синим, желтым и зеленым цветами.
П.: Вот видите, все гусеницы получились разноцветные и не отличаются друг от друга. А теперь переверните ваши бланки. Попробуйте вспомнить, как раскрашены гусеницы: голова какого цвета? Потом какой цвет? И т. д. (Можно попросить каждого ребенка назвать цвета по памяти, начиная как с головы, так и с хвоста).
Разминка с хлопками.
Геометрические фигуры.
1) П. раздает детям бланк с заданием (рис. 33).
а) П.: Какие вы видите фигурки в верхней части листа? Чем отличаются друг от друга круги, квадраты? (Размером). А треугольники, овалы, прямоугольники? (Размером, формой, расположением на листе).
(Можно предложить детям нарисовать на доске 2 одинаковые по названию фигуры, но различающиеся по какому-либо признаку).
б) П.: Посмотрите на нижнюю часть бланка. Здесь все фигурки перемешались. Найдите все квадраты и обведите их синим цветом. Сколько всего получилось? А все круги обведите красным — сколько их? Аналогичная работа с оставшимися фигурами дается на дом.
2) П. раздает детям бланк с заданием
(рис. 34)
П.: Помните, Бим и Бом раскрасили гусениц? В благодарность гусеницы угостили их леденцами — вот они в стаканчиках. Только вам надо их раскрасить. Круглые леденцы были малиновыми. Какой это цвет? Прямоугольные — апельсиновыми, треугольные — черничными.
Дети раскрашивают все леденцы соответствующими цветами.
П.: А теперь посмотрите на Бима и Бома. Они взяли себе по 2 леденца, но нарисовать их должны вы. Бим выбрал апельсиновый и черничный леденцы. Какой формы леденцы вы ему нарисуете? А Бом взял два малиновых леденца.
Дети рисуют карандашом леденцы нужной формы.
Домашнее задание: раскрасить леденцы соответствующими цветами.
Сравнение количества предметов.
П. раздает детям бланк с заданием (рис. 35).
а) П.: Гусеницы попросили Бима и Бома отнести подарки их друзьям-гномам. Гномов было четверо, Бим и Бом взяли по одному подарку для каждого. А сколько подарков вы видите на картинке? (5). Всем гномам хватит подарков? Есть лишние? Сколько? Обведите те подарки, которые взяли с собой Бим и Бом. Дети по выбору обводят 4 подарка.
П.: Чтобы легче было нести подарки, мальчики разделили их поровну. Сколько подарков нес Бим, сколько Бом?
(Если дети затрудняются с ответом, П. помогает: если Бом возьмет один подарок, сколько будет нести Бим? Это поровну? и т. п.).
б) П.: Мальчики пошли домой пешком и по дороге решили отдохнуть на берегу ручья. В ручье жили красные рыбки и зеленые лягушки. Раскрасьте всех рыбок и всех лягушек.
П.: Мальчики поспорили: кого больше, рыбок или лягушек? Бим сказал — рыбок, а Бом — лягушек. Кто был прав? Соедините рыбок и лягушек в пары? Одну рыбку с одной лягушкой. Кто-нибудь остался без пары? Так кого же больше? (Никого, всех поровну).
Завершающий организационный момент.
Домашнее задание: доделать бланки с заданиями (рис. 30, 33, 34).
РИТМИКА
Планы занятий (3-6 занятия)
Задачи (общие для 3-6 занятий):
- учить расслаблять определенные группы мышц;
- учить умению двигаться в разном темпе;
- учить пропевать гласные звуки.
ЗАНЯТИЕ 3.
Материалы и атрибуты:
- колокольчик,
- игрушечный мишка,
- разноцветные стеклышки,
- осенние листья,
- бубен.
Музыкальное сопровождение:
"Полька" - С.Рахманинов; "Плюшевый медвежонок" - муз. В.Кривцова; "Разноцветная игра" - муз. Б.Савельева, любая мелодия в быстром темпе.
Ход занятия.
Звонок колокольчика, построение. Приветствие. Полька.
Дети занимают свободные места в зале и садятся на ковер на пятки.
Упражнения на расслабление определенных групп мышц:
1. Вытягивать шею, как гуси (см. занятие 2);
2. Напрягать и расслаблять спину (см. занятие 2);
3. Вытянуть вперед руки и сжать пальцы в кулаки (рука напрягается от плеча), расслабить мышцы (кулаки разжимаются, руки повисают и падают на колени); повторить упражнение 3-4 раза;
4. Руки вытянуты вперед, пальцы растопырены кверху - напряжены, расслабить кисти рук (пальцы повисают, руки остаются вытянутыми вперед); повторить 3-4 раза.
П.: Ребята, давайте позовем Мишку- Топтыжку, он где-то тут спрятался!
Все дружно поют: «Ауууууу!». П. показывает детям Мишку, Мишка приветствует ребят.
Упражнение «быстро-медленно» (см. занятие 2).
Мишка: Ой, что-то дождик начинается!
П.: Ребята, как капает дождик?
Все вместе: «Кааап, кааап, кааап!».
П.: Дождик капает потихоньку, и мы пойдем домой (все идут медленно по залу за П.). Дождик пошел сильнее и сильнее, а мы идем все быстрее и быстрее (все ускоряют шаг), дождь полил очень сильно, и мы побежали быстро-быстро.
Прибежали домой, спрятались под крышей (все соединяют руки над головой, изображая крышу). Нам стало грустногрустно. Почему?
Дети отвечают: набежали тучки, спряталось солнышко, пошел дождик, нельзя гулять.
Разучивание танца «Разноцветная игра» 1.
П. показывает детям разноцветные стеклышки и говорит от лица Мишки: Ребята, если посмотреть через эти стеклышки вокруг, то все станет разноцветным. Давайте поиграем в них, и нам станет веселей! (Дает детям стеклышки)... После того как дети посмотрели вокруг, П. собирает стеклышки и предлагает детям сесть и послушать песенку «Разноцветная игра».
Прослушивание песни. П. спрашивает детей, о чем песня, о чем поется в первом куплете.
П. проговаривает слова первого куплета и показывает детям соответствующие движения. ( П. может предложить детям самостоятельно придумать движения танца в соответствии со словами песни).
Описание движений
Вступление: дети становятся парами, свободно располагаясь в зале.
фигура
Запев:
И.П. - стоя, пятки вместе, носки врозь, руки согнуты в локтях над головой, кисти соединены «домиком», небольшие повороты на прямых ногах влево - вправо.
1-4 такты - «Я с утра гляжу в окошко, дождик льет, как из ведра» - наклоны туловищем вправо-влево, одновременно делается пружинящее движение в коленях («пружинка»).
5-8 такты - «только выручить нас может разноцветная игра» - полуобороты туловищем вправо-влево, руки перед лицом, кисти сжаты, как бинокль у глаз.
Припев: на слова Никому про наш секрет не говори... - грозят друг другу пальцем правой руки (на «пружинке»); на слова А стекляшек разноцветных набери. - руками перед собой выполняют движения, «как лепят пирожки» (на «пружинке»);
Ты зажмурься. - прикрыть глаза обеими руками;
И три раза повернись.- повернуться на месте на носках;
А теперь - правая рука опускается вниз;
глаза открой.- левая рука опускается вниз;
и удивись- приподнять плечи («удивиться»).
В соответствии со словами эти движения повторить 2 раза.
Повторение танца "Плюшевого Медвежонка» (см. занятие 1).
Пропевание гласных.
П. говорит, что Мишутка принес из леса много красивых осенних листьев и предлагает вспомнить, как падают листья (см. занятие 1).
Игра с листьями.
На этом занятии игра проводится под музыку (можно использовать любую мелодию в быстром темпе). Листья разбрасываются по залу. Под музыку дети свободно танцуют, кружатся, когда она прекращается, дети должны взять с пола один лист и поднять вверх. После каждой паузы П. убирает один листик с пола, и игра продолжается. Игра проводится на выбывание: кто из детей не успел поднять с пола листик, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок победитель. П. говорит, что мишке очень понравилось игра детей, но ему пора прощаться и возвращаться в лес.
Поклон. Звонок колокольчика.
ЗАНЯТИЕ 4.
Материалы и атрибуты:
- колокольчик,
- игрушка мишка,
- осенние листья,
- бубен.
Музыкальное сопровождение: "Полька" - С.Рахманинов; "Плюшевый Медвежонок" - муз. В.Кривцова; "Разноцветная игра" - муз. Б.Савельева, любая мелодия в быстром темпе.
Ход занятия
Приветствие. Полька.
Упражнения на расслабление отдельных групп мышц:
Повторить 1-4 упражнения из занятия 3.
Упражнение 5. Сидя на полу, вытянуть ноги вперед, потянуть носки на себя, расслабить мышцы ног.
Упражнение 6. И.П. - то же. Носками тянуться вперед, расслабить мышцы ног.
Упражнение 7. И.П. - то же. Попеременно тянуть носки на себя, от себя. П. просит детей показать пяточки, спрятать.
Упражнение повторяется несколько раз, после чего ноги расслабляются.
Движения, сопровождающиеся чтением стихов.
П. спрашивает детей, у кого есть кошка, предлагает показать, как она двигается. Все дети пробуют изобразить повадки кошки.
П.: Сейчас я буду читать стихотворение, а вы должны внимательно слушать и выполнять соответствующие движения. П. не показывает движения, а только говорит слова. Если дети не справляются, П. вместе с ними выполняет движения.
Осторожно, словно кошка,
До дивана от окошка
На носочках я пройдусь, Лягу и в кольцо свернусь.
А теперь пора проснуться, Распрямиться, потянуться. Я легко с дивана спрыгну, Спинку я дугою выгну.
А теперь крадусь, как кошка, Спинку я прогну немножко.
Я из блюдца молочко
Полакаю язычком.
Лапкой грудку и животик
Я помою, словно котик.
И опять свернусь колечком, Словно кот у теплой печки.
Танец «Разноцветная игра» - разучивание движений второго и третьего куплетов песни.
П. дает детям прослушать 2-й куплет:
1-4 такты: Две обычных серых кошки
Мокнут посреди двора,
Мокнут посреди двора,
Мокнут посреди двора...
5-8 такты: Только выручить их может
Разноцветная игра,
Разноцветная игра,
Разноцветная игра.
После прослушивания второго куплета П. спрашивает у детей, о ком поется в песне.
П.: Если на серых кошек посмотреть через цветные стеклышки, то кошки станут разноцветными.
Затем П. разучивает с детьми движения.
фигура
И.П. - сидя на пятках, руки в упоре перед собой.
Запев:
1-4 такты: движения тазом из стороны в сторону, стоя на четвереньках, носки ног оттянуты, как «хвостики».
5-8 такты: сидя на пятках, имитация движений «кошка умывается» (сначала правой, затем левой рукой).
Припев: повторить движения.
Третий куплет песни - хороводный шаг по кругу (дети держатся за руки). П. объясняет, что, для того чтобы удержать ровный круг, нужно смотреть в затылок того, кто идет впереди, руки должны быть свободны, чтобы не тянуть за собой соседа, нужно стараться идти в одинаковом темпе (не быстро и не очень медленно).
Припев: движения те же.
Повторить весь танец от начала до конца.
Повторение сюжета "как мишка за медом ходил" с пропеванием гласных (см. занятие 1).
Упражнение «быстро-медленно» (см. занятие 2).
Повторение стихотворения с движениями «Мишка косолапый» (см. занятие 1). «Танец Плюшевого Медвежонка» (см. занятие 1).
Игра с листьями под музыку (см. занятие 3).
Заключение - П. бросает детям мяч по-очереди и просит вспомнить, что было на занятии.
Поклон.
ЗАНЯТИЕ 5.
Материалы, атрибуты и музыкальное сопровождение: те же.
Ход занятия:
Приветствие. Полька.
Упражнения на расслабление отдельных групп мышц
Повторить упражнения из занятия 4.
Новое упражнение: сидя на полу, ноги вытянуть вперед, руки поставить назад в упор, правый носок тянуть на себя, левый - от себя, менять положение ступней одновременно.
Движения, сопровождающиеся чтением стихов.
Повторить стихотворение про медведя (см. занятия 1 и 2).
Пропевание гласных звуков.
П.: Ребята, давайте отправимся в лес, где живет Мишка (все дружно идут по залу). Тут растут высокие елки - из положения сидя на корточках, руки перед собой, ладони параллельно друг другу, медленно встать и потянуться руками вверх, пропевая при этом звуки А, О, Ы, Э, У (звук изменяется по высоте снизу вверх). П. предлагает детям позвать Мишку «А-у-у-у-у-!», «Э-э-э-й!». П. показывает детям Медведя, который здоровается с ними. Повторить стихи про мишку с движениями.
Танец "Плюшевого Медвежонка» (см. занятие 1).
П.: - «Вдруг пошел дождик «Кааап, кааап, кааап!». И мы пошли домой. Сначала дождик шел маленький, и мы шли, не спеша (все спокойно идут по залу), дождик закапал сильнее и сильнее (шаг ускоряется и превращается в бег). «У-у-у-у-х! Прибежали!» (Все делают руками крышу над головой). Надо по лесенке подняться в дом - «Я и-ду на-верх!» (поступенчатое пропевание соответственно - до, ре, ми, фа, соль), «Я спус-ка-юсь вниз!» (соответственно - соль, фа, ми, ре, до). Одновременно с пением делают отрывочные движения рукой снизу вверх и сверху вниз соответственно (имитация ступенек). Аналогично (поступенчато) снизу вверх и сверху вниз пропеть гласные звуки. Можно показывать движение звуков руками следующим образом: левая рука повернута к себе ладонью, пальцы на ней растопырены, большой палец направлен вверх, остальные вправо, указательный палец правой руки поочередно дотрагивается до подушечки каждого пальца, начиная с мизинца (до - мизинец, ре - безымянный, ми - средний, фа - указательный, соль - большой).
П.: За окном идет дождик; чтобы не было грустно, надо посмотреть на мир через разноцветные стеклышки, и все станет вокруг разноцветным.
Танец «Разноцветная игра».
Перед танцем повторить стихотворение про кошку, сопровождая его движениями.
Станцевать сначала вместе с преподавателем; если П. видит, что дети хорошо запомнили движения, дать им возможность станцевать самостоятельно. В случае затруднения П. подсказывает детям.
Игра с листьями.
По выбору детей выполняется с бубном или под музыку.
Заключение.
Поклон.
ЗАНЯТИЕ 6.
Материалы и атрибуты, музыкальное сопровождение: те же.
Ход занятия:
Приветствие. Полька.
Подготовка к утреннику. Повторить программу занятия 5. На этом занятии П. отрабатывает то, что у детей плохо получается. П. выделяет того ребенка, кто хорошо помнит все движения, и ориентирует детей смотреть во время танца на этого ребенка.
Игра по желанию детей.
Поклон.
Краткое содержание осеннего утренника.
Утренник проводится после того, как на занятиях по развитию речи дети прошли все гласные звуки.
1. "Парад гласных" (см. в предыдущем номере в разделе "Подготовка к обучению чтению и письму").
2. Рассказы детей о поделках на тему осени, об угощениях к столу, сделанных своими руками.
3. Танец «Разноцветная игра» (см. занятия 3, 4 по ритмике).
4. Игра с осенними листьями (см. занятия 1,3 по ритмике).
5. Стихи и загадки об осени.
Продолжение читайте в следующем номере.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 464
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 197
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1