Аутизм и нарушения развития
2006. Том 4. № 2. С. 65–68
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Центр развития ребенка - детский сад № 24, г. Воркута
Общая информация
Ключевые слова: ОВЗ, дошкольный возраст, дошкольная образовательная среда, коррекционная работа, центр развития ребенка
Рубрика издания: Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь
Для цитаты: Игнатова Л.В. Центр развития ребенка - детский сад № 24, г. Воркута // Аутизм и нарушения развития. 2006. Том 4. № 2. С. 65–68.
Полный текст
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 24 основан в 2000 году в г. Воркута на базе Департамента социально-культурных и дошкольных образовательных учреждений для развития, коррекции и обучения детей дошкольного возраста с особенностями развития.
В центре функционируют 3 стационарные группы: две диагностико-коррекционные и одна группа компенсирующего вида для детей-инвалидов; здесь также оказываются реабилитационные услуги детям, не посещающим дошкольные образовательные учреждения.
В центре работают квалифицированные специалисты: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальный педагог, инструктор по лечебной физкультуре, специалист по физиолечению, медсестра-массажист, врач-психиатр, педиатр и другие. Здесь имеются оборудованные кабинеты специалистов, комната психологической разгрузки, физиокабинет, многофункциональный рекреационный зал (с тренажерным и сенсорным уголками, бассейном, с модулями, где дети могут отдохнуть после умственной нагрузки), а также методический кабинет, в котором размещены пособия и дидактический материал для обеспечения коррекционно-развивающего процесса, методическая литература и периодические печатные издания.
В центре созданы хорошие условия для развития, коррекции и оздоровления детей. Реабилитационная работа с детьми носит комплексный характер. Здесь осущест вляются четыре вида коррекционной работы:
биологическая (медикаментозная терапия и фитолечение);
физиолечение, массаж, водолечение, теплолечение, ритмика;
психическая (коррекция психических процессов, невротических расстройств и поведенческих девиаций);
педагогическая (логопедическая, игровая терапия, трудотерапия, изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия и т.п.).
Коррекционно-педагогическая работа в центре строится на основе дидактических принципов коррекционной педагогики, в том числе одного из самых важных - онтогенетического, который предусматривает учет возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка и характер его нарушений.
Особое внимание в работе с детьми педагоги уделяют охранительному режиму, который включает соблюдение оптимального двигательного режима, достаточную мышечную нагрузку, пролонгированный дневной сон для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью, дозирование нагрузки в течение дня и рабочей недели, учет биоритмов ребенка, предоставление некоторым детям дня психологической разгрузки и, по необходимости, дополнительного выходного.
Коррекционно-педагогическая работа представляет собой комплексную систему индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка, которая включает:
подбор специальных государственных программ обучения, воспитания и коррекции;
составление индивидуальных коррекционных программ;
динамическое наблюдение за развитием каждого ребенка.
Учитывая особенности детей, педагоги центра организуют коррекционно-развивающие занятия в форме привлекательной деятельности на положительном эмоциональном фоне при доверительном общении с ребенком, обеспечивают каждому ребенку близкую и понятную мотивацию и максимальную развернутость практических действий, планируют и проводят пропедевтическую работу к каждой теме (бимануальное обследование, развитие анализирующего восприятия, овладение сенсорными эталонами и т.д.), используют в работе методы сопряженных и синхронных действий, жестовой инструкции, перевод задания на наглядно-действенный уровень и др. Обязательным условием является перенос усвоенных детьми знаний, умений и навыков в новую ситуацию, индивидуальный подход к гипо- и гипердинамичным детям, к детям с аутизмом.
Одной из главных задач центра является укрепление физического здоровья детей. Специалисты учреждения: учитель-де-
фектолог Игнатова Л.В., учитель-логопед Волик О.И., педагог-психолог Кулакова В.Д., инструктор по физическому воспитанию Хо- люкова Г.А. создали оздоровительно-развивающую программу для работы с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста. Программа предусматривает укрепление и сохранение здоровья детей не только системой медицинских мероприятий, но и посредством развивающей педагогики оздоровления, базирующейся на основных линиях «обороны здоровья»: на организации правильного режима, рационального питания, на закаливании, двигательной активности, на охране эмоционального здоровья.
Включение «Занятий здоровья» в познавательный цикл работы с ребенком помогает формированию внимательного и положительного отношения детей к собственному здоровью. Эти занятия включают обучение основам безопасности, привитие культурно-гигиенических навыков, обучение релаксации, приемам самомассажа, навыкам правильного дыхания, способам сохранения зрения.
Для оздоровления детей используется смехотерапия, «гимнастика мозга» по П.Дениссону, Г.Стоуксу. Как известно, смех укрепляет здоровье, усиливая снабжение мозга кислородом, помогает удалению продуктов утомления, способствует выработке эндорфинов. На занятиях и играх регулярно проводятся «минутки смеха». В центре проводятся специальные развлечения, «юморины».
Особое внимание уделяется охране психического здоровья детей. Как известно, на фоне эмоционального неблагополучия возрастает число психосоматических заболеваний. Коллективом центра созданы условия для создания атмосферы повышенного внимания и заботы о каждом ребенке. В этом направлении ведется и работа с родителями:
формирование и стимулирование внимательного отношения родителей к коррекционно-воспитательному процессу;
предоставление родителям информации о закономерностях развития детей с отклонениями в развитии и ознакомление с содержанием коррекционно-воспитательной работы по предлагаемой программе;
вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс и создание оптимальных условий для этого; гармонизация детско - родительских отношений.
Основой в работе с родителями является открытость учреждения. В условиях открытости родители имеют возможность прийти в группу и понаблюдать, чем занят ребенок, присутствовать на занятии. Это помогает родителям понять объективность многих трудностей в работе с детьми и способствует возникновению у них желания участвовать в коррекционно-педагогическом процессе.
В условиях вариативности и разнообразия форм и методов работы с родителями не существует единой модели взаимодействия с ними. Родительские собрания, педа
гогические встречи и семинары, тренинги, консультации, конкурсные программы, выставки, праздники, информационные уголки, родительская почта - вот неполный перечень мероприятий по работе с родителями. Тематика консультаций, семинаров, тренингов, перечень изданий передвижной библиотеки, оборудование игротеки планируются с учетом интересов и потребностей родителей, а также с учетом их социальнопсихологических особенностей. С некоторыми семьями работа осуществляется на основе разработанных педагогами центра адресных программ помощи семье.
Главное в работе с родителями - это воздействие на семью через ребенка. Если жизнь в группе интересна для ребенка, содержательна, если ему эмоционально комфортно, то он обязательно поделится этим с родителями. Родители, в свою очередь, могут проникнуться интересом к деятельности группы и предложить свою помощь.
Самый большой праздник в Центре - «Праздник Семьи», где демонстрируется образец семейных отношений, где родители и педагоги учатся взаимодействовать с детьми «без повелительного наклонения».
Л.В. Игнатова, директор ЦРР-Д/С № 24
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 211
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 68
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0