Первоначальное воспитание и обучение низших степеней умственной отсталости*

579

Общая информация

* Окончание. Начало см. в № 2, 2007.

Ключевые слова: коррекционная педагогика, умственная отсталость, коррекционная работа

Рубрика издания: Из педагогического наследия

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Грачева Е.К. Первоначальное воспитание и обучение низших степеней умственной отсталости // Аутизм и нарушения развития. 2007. Том 5. № 4. С. 51–57.

Полный текст

4 лекция (продолжение).

Развитие чувства

а)    Развитие осязания

Пособия:

1)      Щетка жесткая

2)      - „ - мягкая

3)     Пуховка

4)     Перья

5)     Теплая вода

6)     Холодная вода в бутылках

7)     Горячая салфетка

8)     Холодная, сырая салфетка

9)     Вата

10)    Бумага

11)    Холст грубый

12)    Бархат.

Из всех внешних чувств чувство осязания является наиболее развитым к моменту рождения ребенка, а потому это чувство — есть первое, которое надо стараться возбудить.

До щеки или руки ребенка дотрагиваются то приятным, то неприятным и внимательно следят за ним. По мимике ребенка узнают, какое впечатление производит это на него, и догадается ли он отдернуть руку или отвернуться. Я не говорю здесь о чисто рефлекторном подергивании, - это делается непроизвольно у идиота, — нет, надо добиться, чтобы движение это было сознательно, выражало бы желание его избавиться от неприятного прикосновения или, напротив, повторения приятного для ребенка ощущения. Тепло чувствовалось всеми и всегда доставляло удовольствие.

б)   Развитие обоняния

Пособия:

1)    Одеколон или духи с крепким запахом

2)    Скипидар

3)    Мята

4)    Слабый раствор нашатырного спирта.

В мире животном обоняние является одним из главных чувств, и как оно развито у них! Мы, воспитатели несчастных детей- идиотов, должны обратить свое внимание на развитие всех чувств. Если чувство обоняния может пробудить наших детей от духовной спячки и заставить их мозг хоть немного работать, то значит развитие этого чувства - небесполезно. Ежедневные упражнения по 3-5 минут 2-3 раза в день. Поднесите раствор или смоченную вату к носу ребенка и наблюдайте за его мимикой или еще лучше: из пульверизатора опрыскайте его одежду и ручки. Последнее удивит ребенка и заставит его более обратить внимание. Подобным образом можно отучить детей сосать руки и приучить к чистоплотности. Есть идиоты на более глупой степени развития, у которых чувство обоняния сильно развито: не столько зрением, сколько обонянием пользуются они при ориентировании в новом помещении, как маленькие дикие зверьки они все обнюхивают - и вещи, и незнакомых им людей, а особенно съедобное.

Некоторые идиоты ничего не берут в рот, ранее чем тщательно обнюхав, с такими детьми конечно не следует заниматься развитием обоняния, а напротив, отучать их от дурной привычки все обнюхивать.

в)   Развитие вкуса

Пособия для занятий

1)    Сахар

2)    Соль

3)    Лимон

4)    Хинин.

Новорожденный даже в первые дни жизни обладает довольно развитым вкусом: отличает молоко матери от коровьего, но не то - с детьми-идиотами и отсталыми! Они едят без разбора все: и грязь, и кал. Если ребенок более развит, то его любовь к сладкому является могучим орудием в руках воспитателя для подчинения идиота своей воле: за обещанный леденец или пряник идиот употребит всю силу, все свое старание, чтобы возможно лучше исполнить заданную работу. Там, где ни наказания, ни награды не помогали, обещание дать сладкое являлось одним из главных средств, заставлявших идиота работать.

г)   Развитие слуха

Пособия для занятий:

1)    Свисток

2)    Колокольчик

3)    Труба громкая

4)    Барабан

5)    Гармонь

6)    Шарманка маленькая

7)    Музыкальный ящик хороший - для определения музык. слуха

8)    Колокольчиков октава.

Нормальный ребенок в конце третьего месяца жизни уже поворачивает не только головку, но и глазки в ту сторону, откуда исходит звук. Обратим внимание, во сколько времени мы добьемся того же от детей-идиотов? Интересно наблюдать, как дети-идиоты приучаются слушать: через сколько времени начинают наблюдать звук, поворачивать головку и т. д. Развитием слуха ребенка приходится тоже заниматься по 3-5 минут два-три раза в день, не исключая праздников (при более редком повторении дети забывают то, что изучают с таким трудом.,Дети начинают сами произносить какие-то звуки; благодаря развитию слухового внимания положено и начало обучению речи.

1)    Когда свисток или колокольчик возбуждали внимание ребенка, то звук раздавался с противоположной стороны; нужно добиться, чтобы ребенок приучился безошибочно поворачивать головку и глазки в ту сторону, откуда был слышен звук. Звуки повторялись через 2 минуты.

2)    Заводили музыкальный ящик или играли на гармонике и наблюдали: долго ли ребенок будет прислушиваться, или музыка скоро ему надоедоест?

Развитие зрения

Пособия:

1)    Подсвечник со свечой

2)    Шарик серебряный

3)    - „ - золотой

4)    - „ - синий

5)    Блестящие елочные украшения

6)    Мячик красный из шерсти на ниточке

7)    5 пестрых мячиков на ниточке

8)    1 ванька-встанька

9)    Лист папки с вырезанными фигурами (транспорант).

Несчастный ребенок-идиот совершенно безучастно глядит на Божий мир, ничто не интересует его! Часто бывает даже трудно решить, не слепой ли он? При исследовании оказывается, что его орган зрения в порядке, но он не умеет им пользоваться, не умеет смотреть, но если идиот благодаря вашим занятиям начал интересоваться тем, что вы ему показываете, и сам следил за предметами, то можно почти с уверенностью сказать, что занятия с таким ребенком не напрасны; он будет поддаваться и дальнейшему развитию.

Когда внимание ребенка хоть немного возбуждено, то важно следить, как и при занятиях по возбуждению слухового внимания, сколько времени идиот будет смотреть на предмет. Как странно звучит учить ребенка смотреть! Иногда достаточно, конечно, осторожно, нежно повернуть и попридержать головку ребенка в известном направлении (особенно у детей, имеющих привычку качать головой). Предметы не только можно, но и должно переставлять. Мне приходилось видеть детей-идиотов, которые не обращали никакого внимания на зеленый шар, красный шар их злил, а при виде серебряного шара громко смеялись; другим более нравилась золотая звезда, и качающаяся серебряная кисточка приводила некоторых в восторг. Необходимо следить за взором ребенка: смотрит ли он, замечает ли он то, на что вы желали обратить его внимание, (что ясно видно по выражению его лица), и когда ребенок заинтересовался — вы вдруг убираете или просто закрываете рукой интересующий ребенка предмет; при этом очень интересно наблюдать, что сделает ваш ученик: закричит ли он, заплачет, будет ли искать или останется совершенно равнодушным. Чем апатичнее ребенок, тем чаще надо менять предмет перед его глазами. Вот еще одно хорошее пособие. Лист папки обклеивают или красят черным и вырезают на нем несколько круглых фигур в 25-30 сант. (круг, квадрат звезду и т. п.), ставят перед ребенком так, чтобы затемнить свет, и когда ребенок обратит внимание на темноту (что ему большей частью не нравится), ярко освещают сзади поставленной лампочкой или свечой одну из фигур.

Так же каждую фигуру закрывают промасленной (прозрачной)бумагой различных ярких цветов. Этот лист укрепляют перед ребенком так, чтобы затемнял свет. Когда ребенок обратит внимание на темноту, то освещают одну из фигур. Это пособие возбуждает внимание (конечно, не сразу) даже у очень отсталых детей.

Из вышеприведенного видно, что надо переходить: 1) от более блестящего к менее яркому, 2) от неподвижного к качающимся или двигающимся предметам.

Развитие зрения и слуха

Пособия:

1)    Волчок

2)    Паяц с колокольчиками

3)    Заводные игрушки с музыкой или гармонь.

Если ваш ученик очень апатичен и несмотря на все ваши старания, по вашему наблюдению, недостаточно интересуется тем, что вы ему показываете, - постарайтесь воздействовать сразу на два чувства — зрение и слух.

Покажите ему двигающиеся заводные игрушки. Развитием пяти чувств, а иногда только двух (осязание и вкус) оканчиваются занятия — если можно так выразиться — глубоких идиотов, потому что они больше ничего не могут воспринять. Во-первых, не следует никогда терять надежды, во-вторых, начиная занятия мы не можем точно определить: на чем и когда остановится развитие ребенка — до чего нам удастся довестг его. Моя первая ученица, если можно так назвать ее, Шура М. 8 лет была полная идиотка слепая, немая, глухая, вся сведенная. За 5 мес. ежедневных занятий по 2-3 раза в день мне удалось развить лишь 2 чувства (вкуса и осязания). По прикосновению она стала узнавать меня и улыбалась, когда я ее трогала. Она была привезена из деревни в сыпи и струпьях от грязи, постоянно стонала, плакала. Она выучилась, как грудной ребенок, заявлять криком о необходимости переменить ей белье, смеялась, когда ее ласкали. Полюбила шоколадные лепешки и какао. Может быть, можно сказать, что бесцельны были эти занятия, напрасно потеряно время. Но как любящая мать поймет меня! Вызвать улыбку, доставить радость тому ребенку, который страдал, стонал 8 лет. Разве это не лучшая награда за труд.

Самопомощь

Один из французских врачей-психиатров сказал: «Ребенок, который интересуется игрушкой, - не идиот». А потому должно быть обращено особенно много внимания, чтобы у детей-идиотов были игрушки, чтобы они всегда были заняты, никогда не оставались бы, ничего не делая, п. ч. у них развиваются дурные привычки.

Ваш ученик, с которым вы занимались по I отд., развился уже настолько, что он не только слушает и смотрит, но хочет взять интересующий его предмет. В нем проявляются воля и желание. Спешите к нему на помощь: облегчите ему столь трудное для него дело: ведь ему нужно: 1) протянуть руку в известном направлении, 2) согнуть пальцы, 3) взять и удержать заинтересовавший его предмет. Все это довольно трудно, даже для нормального ребенка, - вспомните, как долго маленький ребенок учится схватывать предметы и как часто он роняет, но все-таки он сам выучится брать и держать вещи, а идиота надо учить и иногда очень долго. Мне приходилось ухаживать за 8-летним мальчиком-идиотом, который, имея совершенно здоровые руки, буквально ничего не мог удержать: все у него валилось из рук; сколько его, несчастного, дома били за это!

Дома «сердобольные соседки» всегда кормили его. Бабушка и мать уверяли, что его невозможно выучить держать что- нибудь в руках, так как он ничего не понимает.

Вскоре я заметила, что он очень любит кушать, и этим воспользовалась при его обучении. Кормили его так: ложку вкладывали в его ручку и держали его ручку, придерживая ложку. Без поддержки Миша ронял ложку и беспомощно смотрел в тарелку. Так кормили его четыре раза в день с полным терпением и никогда не торопились сами докармливать его.

Меёяца через четыре Миша держал ложку, даже очень полюбил ее, радовался при виде ложки и стучал ею по столу или тарелке (он догадывался брать пищу руками). Месяцев через шесть он выучился подносить ложку ко рту и часто днем, сидя на своем маленьком кресле, он подражал тому движению, которому так упорно учили его.

Месяцев через 14 после поступления в приют он выучился кушать сам правильно и опрятно.

От крупных вещей надо постепенно переходить к более мелким (см. список) и непременно приучать детей брать правой рукой и правильно держать взятую вещь.

Начинайте постепенно приучать его помогать вам, подавать и уносить вещи, накрывать на стол и т. п. А сколько радости доставляет ему помогать вам, быть вам полезным. Как часто окружающие упреками отстраняли его от всякого дела.

Присмотритесь к такому несчастному, обиженному ребенку и вы будете удивлены, какая произойдет с ним перемена при одобрении и похвале.

Не сердитесь на него, если он что-нибудь уронит или сломает, не забывайте, что вы имеете дело с больным, напротив, успокойте и ободрите его.

В учреждении близ Парижа мне показывали очень интересные фотографии, собранные доктором Бурневиллем: плохо развитые кисти рук детей-идиотов; он обратил особое внимание на этот недостаток, и в двух учреждениях, которыми он заведы- вал, им введены были особые занятия специально для развития пальцев.

Ребенку дают деревянный шарик такой величины, чтобы ребенок мог свободно держать его.

Обращается особое внимание, как ребенок возьмет его, как согнет пальцы; большею частью ребенок-идиот берет неправильно: согнет два-три пальца, оттопырив остальные; тогда ребенку их сгибают, уча его крепко держать шар, проделав это упражнение несколько раз. Ребенка учат переложить шар в левую руку, показывая при этом, как надо повернуть кисть руки. Перекладывают так из одной руки в другую несколько раз. Далее показывают, как надо положить шар на место в ящик с углублением для шаров. Дают 2 шарика и проделывают те же движения: крепко зажимают его в правой руке, перекладывают в левую руку, тоже зажимают, опять перекладывают в правую и кладут на место.

Далее берут палочки-цилиндры (различной толщины) и проделывают те же движения, обращая все время особое внимание на большой палец, который, судя по фотографиям, бывает меньше всего развит.

Гимнастика пальцев и вообще кисти рук считается очень важной; часто и много занимают ею детей при помощи старших отсталых девочек.

Как беспомощен ваш питомец, сколько ухода требует он за собой: он даже не умет еще сам одеться!..

Если вы хотите чего-нибудь добиться от идиота, то возможно раньше начинайте его обучение, учите его систематично, ежедневно, терпеливо, и вы многого достигнете. Начинайте всегда учить с самого легкого, почему первой и поставлена шапка, которую так легко, схватив двумя руками, надеть на голову, а если и на глаза съедет, то пЪчти инстинктивно ребенок поправит ее; капор и круглые подвязки - тоже трудности при одевании не представляют; зато чулок иное дело!

О, как долго ребенок возится с ним, сколько слез проливает порой из-за него: дело не ладится, пятка все оказывается не на месте! Поможем ему и в этом столь трудном для него деле; свяжем для обучения особый чулок, в котором пятка была бы одного цвета, носок - другого, и они отличались бь: резко от остального. Различие цветов очень помогает ребенку: когда идиот на уроках приучится одевать особенный чулок, то дайте ему обыкновенный чулок. То, что ребенок научился сам одевать, никогда не позволяйте другим одевать ему.

Если дети долго не могут выучиться застегивать пуговки, то сшейте им 2 полосы: на одну пришейте пуговки различной величины, на другой сделайте петли: пусть ребенок учится на этом приборе много, много раз застегивать и расстегивать пуговки, что дети всегда делают с удовольствием и достигают известных результатов. Для обучения завязывать тесемки возьмите кусок дерева, обшейте его и пришейте тесемки различного цвета; с терпением показывайте ребенку, как надо положить одну тесемку на другую, сделать узел, первую и вторую петлю: иной ребенок в продолжении всей зимы выучится лишь делать первый узел, но не теряйте надежды, продолжайте терпеливо учить его; 10-летнюю идиотку Олю 3 года учили завязывать юбку - и все же выучили.

Учите детей чистить зубы, что особенно важно для них, так как почти у всех идиотов очень плохие зубы. Не забудьте выучить их хорошо полоскать рот, а главное, горло, что так важно при горловых заболеваниях. Для всего этого должны быть отдельные уроки.

Учите их причесываться, гладко расчесывать волосы и заплетать их как себе, так и другим: этот урок очень любят девочки, им так нравятся яркие ленточки, и они всегда стараются завязать хорошенький бантик.

Выучите их чистить сапоги, и когда они будут знать это дело, то непременно требуйте, чтобы у них всегда были одеты чистые сапоги.

Приучайте их к порядку, требуйте, чтобы они всегда сами убирали, вешали, складывали, чистили свою одежду и помогали в этом другим.

Если они, несчастные, не будут в состоянии помогать материально, то пусть приучатся хотя быть полезными членами своей семьи, а не полными тунеядцами.

Информация об авторах

Грачева Екатерина Константиновна, педагог, Благотворительное общество "Братство во имя Царицы небесной", Санкт-Петербург, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 914
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 579
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4